Значимость периода дошкольного детства
презентация к занятию по рисованию (младшая группа) по теме

Скоросуева Кристина Эдуардовна

 

Значимость периода дошкольного детства для раскрытия творческого потенциала ребенка.

Задача педагога, занимающегося с детьми

изобразительным искусством, — постепенно

открывать детскому пытливому уму доступ

к отдельным элементам этого настоящего дела,

лежащего в основе подлинного творческого процесса.

Художник и педагог Н. Н. Волков

 

 

Изобразительное искусство предоставляет богатейшие возмож­ности для развития творческих способностей ребенка. Само поня­тие «творчество» определяется как деятельность, в результате ко­торой человек создает новое, оригинальное, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Этот процесс вызывает одновременно целый букет чувств: радость, удивление, гордость, интерес к познанию новых свойств материалов. Частью лю­бого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому так важно не упустить момент, чтобы расши­рить возможности ребенка к образному познанию окружающего.

Дошкольник — домашний или посещающий дошкольное уч­реждение — достаточно свободен в своем творчестве. У него го­раздо больше, чем у младшего школьника, времени на художе­ственную деятельность. Как известно, в десять-двенадцать лет большинство детей переживают особый творческий конфликт — «кризис рисунка», а постоянное недовольство своими произведе­ниями уводит ученика к другим делам и увлечениям.

Можно ли сберечь желание ребенка творить на долгие-долгие годы? Как сохранить в нем качества творческой личности? Ведь изобразительное искусство не только является прекрасным сред­ством развития мышления, воображения и речи, но и обладает завораживающей притягательной силой.

В настоящее время существует много интересных методиче­ских рекомендаций по организации изобразительной деятельно­сти в детском саду, и это, безусловно, хорошо: творческий педа­гог может выбрать для себя ту методику, которая ему наиболее близка и является наиболее эффективной для достижения постав­ленных целей — приобщения дошкольников к изобразительному искусству, красоте, формирования эстетического вкуса и разви­тия художественных способностей. Дошколята с большим интере­сом наблюдают за художественным трудом педагога, восхищаются его мастерством, задают множество вопросов и проявляют жела­ние овладеть новыми способами изображения в рисовании и леп­ке, стремятся к творческому воплощению своего рисунка. Помо­жем нашим воспитанникам найти себя в изобразительной деятельности, направив наши усилия на дальнейшее развитие изоб­разительных способностей и самовыражения каждого  ребенка!

Занятия по изобразительной деятельности в группе организованно проводятся с 1 октября (сентябрь — это месяц ин­дивидуальной и групповой адаптации детей).

В январе и марте во время каникул с детьми проводятся празд­ники по изодеятельности.

С ребенком необходимо заниматься твор­чеством, однако нельзя забывать, что для него это не только обуче­ние художественным приемам, но и игра. Не стоит ограничивать дет­скую свободу и раскованность. Пусть занятия по рисованию и лепке станут для малыша интересным средством познание окружаю­щего мира. Необходимо помнить высказывание мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь!»

Как ребенок сформируется, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить период дошкольного детства для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка (Н. А. Козырева). Важно привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только педагог-творец.

Задача педагогики — воспитать новое поколение людей, обладающих творческим потенциалом. Система воспитания и обучения, ос­нованная на передаче знаний репродуктивным способом, устарела. Требуется новая система, которая будет базироваться на стремлении к активному познанию мира, к преобразованию информации.

Природа создала человека творцом. При решении любого вопроса возникает потребность в элементах творчества.

Представьте, что, разрешив однажды ряд вопросов, человек не претендует на большее познание мира, он удовлетворяется имеющимся уровнем знаний. Из поколения в поколение решаются одни и те же вопросы одним и тем же способом. Хорошо это или плохо? Хорошо, так как не требуется энергетических затрат для решения нестандарт­ных задач. Однако такого образа жизни в чистом виде не существу­ет. Почему? Потому, что окружающий мир постоянно меняется. Зна­чит, меняются и вопросы, которые следует решать. Постоянный уровень знаний и творчества приводит к медленной, но неизбежной гибели человека как творца. Может ли человек допустить такое ненадежное свое существование? Вероятно, нет. Человек готов изменить все, что­бы остаться жить. Значит, остается один путь: увеличивать объем зна­ний, постоянно познавать мир, а следовательно, и бесконечно повы­шать уровень творчества.

Творчество — это не роскошь избранных, а социальная, биологическая и историческая потребность человека, которая обеспечивает его жизнедеятельность, определяет продолжительность и качество жизни. При отсутствии поисковой активности «творчества» отсутствуют элементы напряжения «борьбы»; следовательно, организм лишается тренировки и закалки и при этом теряется смысл существования организма. Твор­ческий стиль жизни приносит больше положительных эмоций, благо­приятно влияющих на здоровье. Человек — существо социальное, про­дукт воспитания. Малая творческая активность порождает малые потребности. Человек при этом довольствуется минимумом. Нереали­зованные способности порождают чувство бесполезности и в конечном счете ведут к деградации личности. Поэтому, если человек не реализует свои творческие способности, то его будущее вызывает тревогу. Творческие способности можно и нужно развивать. И проблема не в поиске гениев, а в целенаправленном формировании творческих способностей, творческого мышления, позволяющего вырабатывать умение решать творческие задачи, находить оригинальные решения, понимать, что все взаимосвязано: события, явления, объекты. Не зря говорили древние: «Если разрушится одна пылинка, то рассыплется вся Вселенная».

Т. С. Комарова в работе «Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество» отмечает, что анализ работ филосо­фов, психологов, педагогов, искусствоведов, посвященных вопросам творчества, возникновения и развития замысла, воображения у детей, роли педагогического влияния, обучения в развитии этих процессов, позволил обнаружить, что обязательными признаками творчества яв­ляются преобразование предметов, явлений, новизна, оригинальность, полученные в процессе работы.

А. Т. Шумилин пишет, что творчество — антипод подражанию, копированию деятельности по готовому образцу. Американские исследователи В. Лоунфельд и У. Ламберт, определяя детское творче­ство, выделяют такие характеризующие его черты, как гибкость мысли, идей, способность оперировать новыми идеями, видеть вещи в новом значении. В таком смысле проявление творчества можно видеть уже в дошкольном детстве.

Ребенок дошкольного возраста не создает произведения искусства, но его творчество неразрывно связано с воображением, практической деятельностью и познавательной (восприятием, представлением, образ­ным мышлением). Результатом являются рисунок, лепка, аппликация. Чем богаче и разнообразнее познавательная деятельность ребенка, тем богаче и разнообразнее могут быть создаваемые им образы.

В книге Г. Г. Григорьевой «Изобразительная деятельность дошкольников» подчеркнуто: чтобы понять специфику творческого процесса у детей, педагоги-исследователи (Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.) сравнили его с творчеством взрослых.

Зрелой художественной деятельности, процессу творчества предшествует длительный этап накопления впечатлений об окружающем мире. Следующий этап — вынашивание замысла. Затем идет твор­ческая деятельность, исполнение, реализация замысла. Последний этап -- окончательная оценка полученного результата и его доработка.

Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях и т. д. Почти все исследователи детского творчества (Л. С.  Выготский,  Е. А.  Флерина и другие) подчеркивают его реалистическую основу.

Рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре, только в качестве игрушки использует каракули, рисунки-«схемы». Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, появляется позднее. Смысл действий для ребенка — рисовать-играть, а не рисовать-изображать; ему важен процесс деятельности, а результат воспринимается только как необходимость, ус­ловие, как средство осуществления игры, своеобразная полуготовая игрушка. Л. С. Выготский обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обуче­ния. Ребенок сопровождает выполнение рисунка речью.

В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он не связан с доработкой образа.

Таким образом, в деятельности малыша представлены все этапы творческого процесса, но они сокращены во времени, а замысливание и реализация замыслов совмещены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon na_attestaciyu2.ppt719 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Скоросуева Кристина Эдуардовна Воспитатель младшей группы ГДОУ №22 Кировского района

Слайд 2

С помощью ниточки средней толщины можно нарисовать замечательные цветы, которые можно украсить, проявив творчество и фантазию. Для этого мы используем один их нетрапдиционных методов рисования — кляксография.

Слайд 3

Что нам потребуются: два альбомных листа; тушь или жидко разведенная гуашь; тарелочки для красок; пластмассовые ложечки; ниточки средней толщины; тканевые и бумажные салфеточки

Слайд 4

1. Наливаем краску разных цветов в тарелочки.

Слайд 5

2. Опускаем ниточку в тарелочку с помощью ложечки и отжимаем ее, придерживая другой конец нитки в руке.

Слайд 6

3. Выкладываем на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставляем свободным.

Слайд 7

4. Так повторить столько раз, сколько цветов вы хотите нарисовать, укладывая ниточки аккуратно на листе бумаги. Выкладывать изображения из ниточек надо быстро, чтобы не высохла краска.

Слайд 8

5. Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой.

Слайд 9

6. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки.

Слайд 10

7. По желанию дорисовать или приклеить детали (листочки, вазочку и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Развитие образной речи в разные периоды дошкольного детства

Дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, даже без специального обучения, проявляют большой интерес к языковой деятельности, "экспериментируют" со словами, создают новые, ориентируясь как на ...

Потребности ребенка в разные периоды дошкольного детства

ПОСТРОЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ...

эссе "Так уж важен период дошкольного детства в воспитании и развитии личности ребенка"

В своем эссе я попыталась донести до воспитателей и родителей о важности формирования характера и личности в целом в период дошкольного детства....

Развитие социально-коммуникативной сферы личности в период дошкольного детства. Задачи развития.

Развитие социально-коммуникативной  сферы личности  в период дошкольного  детства.Задачи развития....

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА (С 3-Х ДО 6-7 ЛЕТ)

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы ми...

Развитие воображения в период дошкольного детства (с 3-х до 6-7 лет)

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только чело...