Консультаыия «Тренинг развития фантазии и воображения»
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему
Воображение – это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия – это создание тоже новых, но не реальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
При фантазировании ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую угодно задачу и сам решает её как угодно. Приемлемо любое решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenning.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ТО «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад III –IV видов»
Консультация на тему:
«Тренинг развития фантазии
и воображения»
Воспитатель: Свиридова Л.И.
2007 год.
Сначала разберём, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представить то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение – это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?
Если воображение – это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия – это создание тоже новых, но не реальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например: крылатый конь Пегас, Буратино, стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
- воссоздающее – это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, вспоминающим.
- творческое – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу.
- неуправляемое – это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью.
Чем отличается фантазирование и воображение от решения серьёзных задач?
При фантазировании ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую угодно задачу и сам решает её как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребёнок ищет не любое, а реальное, серьёзное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как не запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления у детей с развития фантазии.
Чем фантазия отличается от глупости?
Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость – это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, неделающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.
Всякая ли фантазия – это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле – это увеличение добра в мире.
Классическим носителем фантазии является сказка.
Как развивать у ребёнка фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
- творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия личного опыта человека. Надо помогать ребёнку накапливать опыт, образы и знания, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
- можно представить то, что сам не видел, но о чём слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно представить землетрясение или цунами.
- содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И, наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно нафантазировать ужасов и бояться войти в тёмную комнату.
Способы развития фантазии и воображения.
- сформировать мотивацию!
- убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно. Нужна игра и яркие эмоции.
- фантазировать должно быть интересно. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
- влюбить детей в себя (аттракция).
- собственным примером.
- читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу. (2 – 6 лет – сказки, фантастические рассказы)
- стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдёт, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
- ставить детей в затруднительные ситуации. Например: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
- «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить составлять по ним рассказы.
- обучить приводимым ниже приёмам.
Приёмы развития фантазии и воображения.
- увеличение – уменьшение. Это самый простой приём, он широко используется в сказках, былинах. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты. Увеличивать и уменьшать можно всё: вес, рост, расстояние, громкость, скорости, богатство.
- оживший рисунок. Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете – оживает. Что бы вы нарисовали?
- превращение человека в любой объект. Человек превращается в животных, в растения.
- оживление умерших героев сказки. Придумайте продолжение сказки, где лиса не съела колобка, Оловянный солдатик не расплавился.
- изменение привычных отношений между героями сказок. Придумайте сказку, где лиса самая простоватая в лесу и её все звери обманывают.
- дайте новое название картине. Сравните, кто назвал лучше.
- машина времени. У вас есть машина времени. Что бы вы хотели посмотреть в прошлом? В будущем?
- придумайте новый вид транспорта.
- новый праздник. Например, праздник прилёта ласточек или первого комара.
- волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей. Разбойники поймали достойного человека и хотят его убить. Предложите способы его спасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фантазии и воображения
консультация для родителей"Развитие фантазии и воображения"...
Развитие фантазии и воображения
консультация для родителей"Развитие фантазии и воображения"...
Консультация для педагогов. «Способы развития фантазии и воображения у детей»
Рассматриваются основные способы развития фантазии и воображения, а так же принципы обучения, лежащие в основе занятия, направленного на развитие творческого воображения.Рекомендации по стилю общения ...
Консультация для воспитателей «Способы развития фантазии и воображения»
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс для родителей «Развитие фантазии и воображения у дошкольников»
Говорят: «Без воображения нет соображения». Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут...
Развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования
Развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования....
Способы развития фантазии и воображения
Способы развития фантазии и воображения...