Консультаыия «Тренинг развития фантазии и воображения»
статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

Свиридова Лилия Ивановна

Воображение – это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия – это создание тоже новых, но не реальных, сказочных, пока  невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. 

При фантазировании ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую угодно задачу и сам решает её как угодно. Приемлемо любое решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenning.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

                    ГОУ ТО «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад  III –IV видов»

                Консультация на тему:

«Тренинг развития фантазии

                                  и воображения»

                                                                              Воспитатель: Свиридова Л.И.

                                2007 год.

Сначала разберём, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представить то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение – это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?

Если воображение – это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия – это создание тоже новых, но не реальных, сказочных, пока  невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например: крылатый конь Пегас, Буратино, стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

  1. воссоздающее – это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, вспоминающим.
  2. творческое – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу.
  3. неуправляемое – это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью.

Чем отличается фантазирование и воображение от решения серьёзных задач?

При фантазировании ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую угодно задачу и сам решает её как угодно. Приемлемо любое решение. А при решении реальных задач ребёнок ищет не любое, а реальное, серьёзное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как не запретов со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления у детей с развития фантазии.

Чем фантазия отличается от глупости?

Когда фантазия приносит вред, она становится глупостью. Глупость – это бестолковый, нелепый, ненужный, неразумный, неверный, вредный, нецелесообразный поступок или утверждение, неделающий чести тому, кто его совершил. Разумеется, надо учитывать возраст человека, условия и цели поступка.

Всякая ли фантазия – это хорошо? Есть генеральный критерий оценки качества всех дел на Земле – это увеличение добра в мире.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Как развивать у ребёнка фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

  1. творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия личного опыта человека. Надо помогать ребёнку накапливать опыт, образы и знания, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
  2. можно представить то, что сам не видел, но о чём слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно представить землетрясение или цунами.
  3. содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И, наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно нафантазировать ужасов и бояться войти в тёмную комнату.

Способы развития фантазии и воображения.

  1. сформировать мотивацию!
  2. убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно. Нужна игра и яркие эмоции.
  3. фантазировать должно быть интересно. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
  4. влюбить детей в себя (аттракция).
  5. собственным примером.
  6. читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу. (2 – 6 лет – сказки, фантастические рассказы)
  7. стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдёт, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
  8. ставить детей в затруднительные ситуации. Например: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
  9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить составлять по ним рассказы.
  10. обучить приводимым ниже приёмам.

Приёмы развития фантазии и воображения.

  1. увеличение – уменьшение. Это самый простой приём, он широко используется в сказках, былинах. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты. Увеличивать и уменьшать можно всё: вес, рост, расстояние, громкость, скорости, богатство.
  2. оживший рисунок. Вы получили замечательный дар, все, что вы нарисуете – оживает. Что бы вы нарисовали?
  3. превращение человека в любой объект. Человек превращается в животных, в растения.
  4. оживление умерших героев сказки. Придумайте продолжение сказки, где лиса не съела колобка, Оловянный солдатик не расплавился.
  5. изменение привычных отношений между героями сказок. Придумайте сказку, где лиса самая простоватая в лесу и её все звери обманывают.
  6. дайте новое название картине. Сравните, кто назвал лучше.
  7. машина времени. У вас есть машина времени. Что бы вы хотели посмотреть в прошлом? В будущем?
  8. придумайте новый вид транспорта.
  9. новый праздник. Например, праздник прилёта ласточек или первого комара.
  10. волшебное выполнение собственных желаний и материализация мыслей. Разбойники поймали достойного человека и хотят его убить. Предложите способы его спасения (сделать его невидимкой, заморозить разбойников).

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фантазии и воображения

консультация для родителей"Развитие фантазии и воображения"...

Развитие фантазии и воображения

консультация для родителей"Развитие фантазии и воображения"...

Консультация для педагогов. «Способы развития фантазии и воображения у детей»

Рассматриваются основные способы развития фантазии и воображения, а так же принципы обучения, лежащие в основе занятия, направленного на развитие творческого воображения.Рекомендации по стилю общения ...

Мастер-класс для родителей «Развитие фантазии и воображения у дошкольников»

Говорят: «Без воображения нет соображения». Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут...

Развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования

Развитие фантазии и воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования....

Способы развития фантазии и воображения

Способы развития фантазии и воображения...