Мастер-класс для родителей «Развитие фантазии и воображения у дошкольников»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гусева Марина Валериевна

Говорят: «Без воображения нет соображения». Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители? В теоретической части мастер-класса можно узнать, что такое воображение и как его развивать у детей.

В практической части приводятся методические рекомендации, упражнения и задания, которые могут выполнить родители вместе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fantazii_i_voobrazheniya_na_sayt_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

М.В. Гусева, старший

воспитатель МБДОУ д/с № 18

Мастер-класс для родителей в рамках Родительского клуба.

Тема: «Развитие фантазии и воображения у дошкольников»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросе развития воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить родителей со способами развития воображения и фантазии у детей.
  2.  Продемонстрировать упражнения для развития воображения, которые можно использовать на прогулке, при занятии изобразительной деятельностью.
  3. Создать условия для овладения некоторыми способами и приемами развития воображения в практической деятельности.

1.Теоретическая часть.

Чем отличается фантазия от воображения?

Воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.

Фантазия — это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов. Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила» — это фантастические образы.

Различают несколько видов воображения:

1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы». Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей.

3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Зачем развивать фантазию и воображение?

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Дети подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Как развивать у детей фантазию и воображение?

Есть три закона развития творческого воображения:

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт — богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Способы развития фантазии и воображения

Перечислим основные способы развития фантазии и воображения, а потом рассмотрим приемы развития творческого воображения. Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свою фантазию и воображение. Как этого добиться?

1. Сформировать мотивацию!

2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

4. Влюбить детей в себя. На этой «волне любви» они больше вам доверяют и охотнее слушаются. Уметь выслушать и восхититься выдумкой ребенка.

5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.

6. Читать, обсуждать и анализировать небылицы, сказки, фантастические рассказы. Научите детей восхищаться хорошей фантазией! Сочиняйте сказки вместе с ребенком.

7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»

8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

9. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

10. Обучить приемам развития воображения и фантазирования.

2. Практическая часть

С чего начать родителям?

Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?

Рассказывать интересные истории. Вспомните, что связь между поколениями устанавливалась посредством передачи информации от старших, умудренных опытом, членов семьи младшим. Можно использовать красочные, иллюстрированные книги или специальные пособия. Малышу будет интересно услышать историю от родителей по дороге в детский сад, перед сном, на прогулке. Например, наблюдая за облаком, можно представить, на кого оно похоже, и сочинить историю про это существо.

Упражнение «На что похоже облако?»

Родителям предлагается придумать образ из облака, изображенного на фотографии.

Упражнение «Волшебная палочка» 

Родители пробуют при помощи волшебной палочки превращать одно живое существо в другое, наделять друг друга супер-способностями, оживлять предметы и придумывать им новое назначение.

Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, во время прогулки в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.

Упражнение «Волшебный предмет» Родители выбирают один предмет и превращают его в другой, учитывая сходство в форме. Например, клей-карандаш может превратиться в мамину помаду или мороженое.

Заниматься творческой деятельностью. Вместе рисуйте, лепите, мастерите поделки из природных или бросовых материалов, стройте из деталей конструктора. Идей, как завлечь маленького непоседу, много. Предоставьте малышу свободу в творчестве. Пускай рисует пальчиками, вырезает детскими ножницами фигурки и наклеивает в альбом, мастерит игрушки для кукольного театра. Тактильные занятия развивают мелкую моторику, и в результате работы ребенок сможет проявить творческие способности. Обязательно похвалите малыша, когда он закончит работу. Картинку, даже если она нарисована неаккуратно, повесьте на видное место или заботливо сложите вместе с другими поделками.

Упражнение «Невиданные звери»

Родители должны нарисовать неизвестное животное, используя прием создания сказочного образа – наделение животного разными признаками:

- внешний вид: необычная форма и пропорции тела; наличие ушей, глаз, крыльев, изменение окраски (использование орнамента);

- способ действия: летает, плавает, менять окраску …

Объединение разных животных одни сюжетом при сочинении истории.

Упражнение «Заколдованные вещи»

Родителям предлагается вырезать картинку из любого журнала с изображением неживого предмета, потом дорисовать «оживить» предмет с помощью наделения его человеческими способностями - петь, танцевать и т.д. Например, гитара может превратиться в веселого толстячка, если дорисовать ей глаза, рот, ручки и ножки. А гриф может быть антенной на голове, которая выполняет функции сотового телефона. Когда готовы несколько полученных героев, можно объединить их в один сюжет, наклеить на бумагу и придумать историю с ожившими предметами.

3. Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Методика: «Я узнал… Я понял… Я научился… Я буду применять…»

Родителям нужно способствовать развитию мышления и воображения, чтобы в будущем ребенок рос любознательным, творчески мыслил, быстро принимал верные решения в сложных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников"

Мастер - класс знакомит педагогов с видами аппликации в технике "бумагопластика" и позволяет применить теоретические знания в практической деятельности....

мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.

Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и у...

Мастер – класс для воспитателей по развитию логического мышления у старших дошкольников.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...

Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»

Мастер – класс «Сказкотерапия как средство развития мышления и воображения ребенка-дошкольника»Подготовила: Педагог дополнительного образования Суворова Елена Сер...

Консультация для родителей "Развитие памяти и воображения у дошкольников, посредством чтения книг"

Консультация для родителей "Развитие памяти и воображения у дошкольников, посредством чтения книг"...