"Развитие детского творчества"
материал по рисованию по теме
Предварительный просмотр:
В жизни воспитателя бывают грустные моменты – выпуск в школу воспитанников. Сколько вложено любви, заботы, внимания, нежности в каждого ребенка. Они стали частичкой сердца, души. Ими гордимся, ими любуемся, радуемся их успехам. И провожаем в первый класс.
А потом начинается новый интересный, сложный, неизведанный период педагогической жизни. В детский сад приходят новые детки – совсем маленькие, неумелые. Как трудно бывает мамам расстаться со своим чадом. Как трудно малышам долго не видеть маму. Как трудно воспитателям расположить детей к себе, научить доверять, чувствовать себя свободно; научить жить и взаимодействовать в коллективе, где внимание необходимо всем детям. В это время необходимо окружить ребенка вниманием, заботой, заменить ему маму или бабушку. Многому приходится научить – одеваться и раздеваться, кушать ложкой, умываться и мыть руки, понимать речь взрослых. Если бы все ограничилось только обучением самообслуживанию, как бы неинтересно было бы детям.
Дошкольное детство – важнейший этап становления ребенка. В этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности. В первые годы своей жизни ребенок усваивает и запоминает огромное количество информации. Этот период в жизни маленького человека короткий, но необычайно насыщенный в приобретении знаний. Каждый день и каждый час дает ребенку что-то новое и неизведанное. Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и приобщение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста – один из признанных путей формирования личности, развития ее творческого потенциала через творческую деятельность.
В результате творческой деятельности создается что-то новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Творческие способности у каждого человека индивидуальны. Они определяют успешность выполнения различной творческой деятельности. Значение творчества отражено в общественно-историческом опыте, приобретенном в процессе совместной деятельности и общения. Без этого наша жизнь не была бы наполнена. Так что значение творчества особенно для детей очень велико. Они, играя в какую-либо игру, не подозревая даже об этом, творят великие дела. Все дети чем-то уникальны. И мы, как педагоги, должны их направлять и увлекать в какой-либо процесс. Несомненно, большее предпочтение отдается процессу творческому.
Уже в раннем возрасте нужно обучать детей основам изобразительной деятельности, опираясь на эстетическое восприятие и эмоциональные переживания ребенка.
Рисование – любимое занятие детей, на котором они через образы познают окружающий мир. После двух лет мышление ребенка позволяет ему воспринимать реальные предметы, их свойства и явления природы, в виде их разнообразных заместителей – жестов, слов, звуковых сигналов, рисунков, символических изображений.
На интегрированных занятиях в младшей группе различные изобразительные материалы, всевозможная бумага инициируют «свободное творчество» детей. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками». На листе бумаги с нарисованной педагогом тучей, появляются капли дождя, оставленные маленькими пальчиками. Отпечатки детских ладошек превращаются в маленькие солнышки, или разноцветные ромашки. Какое это счастье иметь возможность повозиться в красках пальчиками!
Сколько полезного можно увидеть в таком творчестве. Здесь поле для исследований педагогов и психологов. Сколько пользы для развития ребенка – мелкая моторика, знакомство с основными цветами, в сочетании с музыкой – релаксация, овладение нетрадиционными способами рисования. И только после свободного взаимодействия с материалом, «насытившись» игрой с ним, дети знакомятся и осваивают техники рисования кистью.
Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе и семье. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным реальной жизни. В своей первой младшей группе мы постарались исключить из обихода замечания и осуждения. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Основной мотив рисунка, лепки, составление рассказа - потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. Отражая жизнь, ребенок не заботиться о зрителях и слушателях. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества: ребенок не копирует увиденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображенному, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Что бы сохранить маленькие зародыши творчества надо помогать ребенку и развивать творческие способности, что бы из этого зародыша выросло большое дерево. В этом нам помогает игра. Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого используются игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием. Они все исходят из общей идеи и решают характерные задачи – развитие творческих способностей.
Наши дети с удовольствием рисуют пальчиками, потом научатся рисовать и кистью. Вместе мы сделаем яркие коллективные аппликации, коллажи к Новому году, открытки к маминому Дню и ко Дню Победы. Окрепшие пластичные пальчики будут умело управляться с глиной и пластилином. Здесь, в детском саду дети узнают о народных промыслах, и только по внешнему виду сумеют узнавать мастеров Гжели и Жостова, полюбят дымковскую игрушку и хохломскую роспись. А еще узнают про народных умельцев своей малой родины. И на утреннике гости залюбуются пляской с Павлово – Посадскими шалями.
Говоря о развитии творческих способностей детей, мне бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Молодым родителям на специальных беседах мы рассказываем о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детского творчества средствами НДПИ на занятиях рисованием.
Курсовая работа , которая поможет воспитателям развивать детское творчество средствами НДПИ на занятиях рисованием....
Серия технологических карт для развития детского творчества.
Данный материал можно использовать для занятий с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так и дома. Данный материал способствует творческому развитию ребенка, направлен на ...
Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск
Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...
доклад Интеграция образовательных областей "Художественное творчество" и Музыка", как средство развития детского творчества.
Презентация по теме интеграция областей.Содержит материал из опыта работы....
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"
Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...
Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики.
Представляю вашему вниманию презентацию "Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики". На занитии дети ...
Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...