Ориентация в клеточке В первые дни в школе очень важно научить ребенка пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон. Предлагаемый набор заданий и упражнений научит младшего школьника ориентироваться в клеточке, что в дальнейшем поможет ему красиво и правильно писать цифры, буквы, выполнять графические задания в тетрадях. У него будут заложены азы письма и рисования. Выполняя практические задания, дети развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и логику. При этом развивается глазомер и точность движения руки. Первоначально используется демонстрационный плакат, на котором изображена клеточка, увеличенная в несколько раз. Педагог показывает и называет стороны клетки, обращая внимание на то, что у клеточки четыре стороны и каждая имеет свое название: левая, правая, верхняя, нижняя. Дети должны правильно назвать и показать стороны клеточки. Закрепление материала проводится в два этапа. 1. Педагог называет сторону, школьники должны правильно ее показать (при помощи указки провести по стороне клеточки). Если это верхняя или нижняя сторона, то проводить слева направо, а если левая или правая, то сверху вниз. 2. Учитель на плакате показывает поочередно каждую из сторон. Ребята должны правильно их назвать. Далее выполняются задания в тетрадях с клетчатой разлиновкой. Упражнение 1 Обведи ручкой четыре отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию желтого цвета по верхней стороне клетки, во второй проведи красную линию по нижней стороне, в третьей – синюю линию по левой стороне, в четвертой – зеленую линию по правой стороне. Упражнение 2 Обведи ручкой одну клеточку. Поставь точку на правой стороне клеточки. Отметь крестиком нижнюю сторону. Поставь две точки на левой стороне. Отметь двумя крестиками верхнюю сторону. Затем дети знакомятся с основными точками клеточки. Для этого педагог выставляет плакат с изображением увеличенной клетки, на которой отмечены ее опорные точки. Педагог показывает и называет точки клеточки. Дети должны научиться правильно называть и показывать эти точки. Закрепление материала проводится в два этапа. 1. Учитель называет поочередно все точки клеточки, дети должны правильно их показать на плакате. 2. Педагог показывает точки клеточки, дети должны правильно их назвать. После этого проводятся упражнения в тетрадях. Упражнение 3 Обведи ручкой девять отдельных клеточек. Поставь точку в первой клеточке в верхнем правом углу, во второй – в нижнем правом углу, в третьей – в верхнем левом углу, в четвертой – в нижнем левом углу, в пятой – посередине правой стороны, в шестой – посередине левой стороны, в седьмой – посередине верхней стороны, в восьмой – посередине нижней стороны, в девятой – в центре клеточки. Упражнение 4 Обведи ручкой пять отдельных клеточек. В первой клеточке поставь точки в верхнем левом и в нижнем правом углах. Проведи линию от верхнего левого к нижнему правому углу. Во второй клеточке поставь точки в верхнем правом и нижнем левом углах. Проведи линию от верхнего правого к нижнему левому углу. В третьей клеточке поставь точки в середине левой и посередине правой сторон. Проведи линию от середины левой к середине правой стороны. В четвертой клеточке поставь точку посередине верхней и посередине нижней сторон. Проведи линию от середины верхней к середине нижней стороны. В пятой клеточке поставь точку в центре, в верхнем левом углу и посередине правой стороны. Проведи линию от центра к верхнему левому углу и от середины правой стороны к центру. Последующие упражнения дети выполняют в увеличенной в несколько раз клеточке. Для этого педагог раздает школьниками листы белой бумаги, на которых изображены клеточки-квадратики. Сторона такого квадрата составляет 4–6 клеточек. Упражнение 5 В квадрате поставь точки в верхнем правом углу, посередине верхней стороны, посередине нижней стороны и в нижнем правом углу. Проведи красную линию от верхнего правого угла к середине верхней стороны, затем к середине нижней стороны и к нижнему правому углу. Какую букву ты нарисовал? Какие слова начинаются с этой буквы? Какие заканчиваются на эту букву? В каких словах эта буква стоит в середине слова? Подобные упражнения можно проводить со всеми буквами алфавита. Примечание. В буквах Д, Ц, Щ, Ё некоторые части дорисовываются за пределами квадрата. Мы научились писать буквы внутри клеточек-квадратиков. А теперь будем писать целые слова. Упражнение 6 В первом квадрате проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней, затем к верхнему правому углу и к нижнему правому углу. Во втором квадрате проведи линию от середины левой стороны к центру квадрата, затем к середине верхней стороны, далее к верхнему левому углу и к нижнему левому углу. В третьем квадрате проведи линии от верхнего правого угла к центру клеточки, затем к середине нижней стороны, от верхнего правого угла к нижнему правому углу. Из центра квадрата к середине правой стороны. Назови буквы, которые у тебя получились. Прочитай все слово. А как зовут тебя? Как зовут твоих родителей? Какие еще имена ты знаешь? Аналогичные упражнения проводятся при написании других слов. Мы научились писать слова внутри клеточек-квадратиков. Теперь будем писать целые предложения. Примечание. При написании букв можно использовать разные варианты их расположения в квадратике и разные варианты их написания. Мы научились писать буквы, слова, целые предложения, а теперь будем учиться писать цифры в квадратиках-клеточках. Упражнение 7 Проведи линию красного цвета от центра квадрата до верхнего правого угла и затем к нижнему правому углу. Какую цифру ты написал? Какие цифры ты еще знаешь? Аналогично проводится выполнение заданий для написания других цифр. Так пишутся цифры на конвертах, когда мы обозначаем индекс. Мы научились писать цифры, а теперь будем рисовать в квадратиках-клеточках предметы окружающего мира. При выполнении этих заданий можно дорисовывать недостающие части предметов как в квадратике, так и вне его. Упражнение 8 Проведи линию зеленого цвета от середины левой стороны квадрата к середине верхней стороны и к середине правой стороны, затем к середине левой стороны. Проведи линию зеленого цвета от нижнего левого угла к центру, от центра к нижнему правому углу и к нижнему левому углу. Дорисуй ствол и закрась елочку. Почему елочку называют вечнозеленой? Какие загадки ты знаешь про нее? Назови другие деревья, которые ты знаешь. Какой праздник не обходится без елочки? Упражнение 9 Проведи синюю линию от середины правой стороны к середине левой стороны, затем к середине верхней стороны и к середине нижней стороны, потом к середине правой стороны. Дорисуй бабочке голову, туловище, усики и раскрась ее. Где ты видел бабочек? Каких бабочек ты знаешь? Аналогично выполняются задания по рисованию других предметов. Теперь мы научимся делить клеточку-квадратик на 2, 4 равные и неравные части. Упражнение 10 В тетради обведи ручкой 4 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой. Во второй проведи линию от середины верхней стороны к середине нижней стороны. В третьей клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу. В четвертой клеточке проведи линию от верхнего правого угла к нижнему левому углу. Каждую из этих клеточек мы разделили на 2 равные части? Упражнение 11 В тетради обведи ручкой 2 отдельные клеточки. В первой клеточке проведи линию от середины левой стороны к середине правой стороны и линию от середины верхней стороны к середине нижней. Во второй клеточке проведи линию от верхнего левого угла к нижнему правому углу и от верхнего правого угла к нижнему левому углу. Эти клеточки мы разделили на 4 равные части. Следующее упражнение дети выполняют на листочках бумаги, где уже нарисованы клеточки-квадратики. Упражнение 12 а) Раздели квадраты на 2 неравные части различными способами. б) Раздели квадраты на 3 неравные части. в) Раздели квадраты на 4 неравные части. Примечание. Все упражнения, описанные выше, можно выполнять коллективно на доске, где будут заготовленны клеточки-квадратики. Например, при рисовании буквы дети поочередно выходят к доске, и, по указанию педагога, в квадратике мелом отмечают опорные точки, а затем проводят заданные линии, соединяя точки. После этого все вместе читают нарисованную букву. Наибольший эффект достигается при сочетании индивидуального и коллективного выполнения заданий. |