Цикл занятий по творчеству Г.И.Чорос-Гуркина - алтайского пейзажиста для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (рисование, старшая группа) по теме
Творчество Григория Ивановича Чорос-Гуркина открывает большие возможности для изучения и показа на примере детям безграничной красоты и очарования Алтая, о представлении поэтическом восприятии художником родной природы, учит чувствовать , что в его картинах много поэзии, музыкальности, формирует знания детей о людях, живущих на родной земле,об их трудовых достижениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya.odt | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Танзыкова Наталья Михайловна, Чойский район, с.Паспаул, детский сад “Тополек”
МОУ«Паспаульская СОШ» Детский сад «Тополек»
Художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника
Цикл занятий по изобразительному искусству
«Знакомство с жизнью и творчеством известного алтайского пейзажиста Григория Ивановича Чорос-Гуркина»
Выполнила:
воспитатель 2 КК
Танзыкова Н.М.
Пояснительная записка
Для детей старшего дошкольного возраста характерно то,что они начинают проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, общении, испытывают интерес ко всему новому,неизвестному в окружающем их мире,начинают осознанно относиться к своему прошлому. Каждому ребенку интересна и занимательна история своего края,своей малой родины.
Ныне музейная педагогика и проектирование представляются едва ли не единственными систематизированными формами педагогической деятельности,обеспечивающей эффективное воспитание юных граждан в духе патриотизма.
Уверена, что формировать чувство патриотизма у ребенка — воспитывать не только любовь к месту, где родился и живешь, но и уважение к традициям и обычаям народа, его истории,культуре.
Целесообразно знакомить детей этого возраста (5-6 лет) с произведениями искусства, приобщать к этнокультурным ценностям, расширять знания детей о великих земляках, оставивших творческое наследие своими работами, воспитывать чувство гордости за них, развивать эмоциональную отзывчивость на творение рук человека.
Творчество Григория Ивановича Чорос-Гуркина открывает большие возможности для изучения и показа на примере детям безграничной красоты и очарования Алтая, о представлении поэтическом восприятии художником родной природы, учит чувствовать , что в его картинах много поэзии, музыкальности, формирует знания детей о людях, живущих на родной земле,об их трудовых достижениях.
Предлагаю ниже перспективный план по ознакомлению с творчеством художника Г.И.Чорос-Гуркина.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1(подготовительный) | Организация мини-музея «Гордимся мы,что живем на Алтае» Портрет художника (знакомство с художником) Рассматривание фотографий из семейного альбома художника | Рассматривание репродукций Г.И.Чорос-Гуркина, обмен впечатлениями,составление рассказов о малой родине по репродукциям пейзажиста |
2(основн ой) | Проведение цикла занятий : «Мастер из Аноса», «В мастерской художника», Аппликация « Алтай-моя родина!», «Составление рассказа по картине «Алтайка в чегедеке», Беседа о жанрах живописи | Художественно-продуктивная деятельность на занятиях и вне, изготовление коллективных работ, участие в игровой деятельности |
3 (итоговое) | Итоговые занятия «Что мне нравится в картинах Г.И.Чорос-Гуркина?», Конкурс знатоков изобразительного искусства. | Творческие работы детей |
Занятие 1
Тема: «Мастер из Аноса»(рассматривание портрета художника Г.И.Чорос-Гуркина)
Цель: формировать представление у детей об известных людях Алтая — Григории Ивановиче Чорос-Гуркине,как художника — пейзажиста.
Задачи : 1).знакомить с портретным искусством и средствами его выразительности;
2).продолжать учить детей рассматривать портрет последовательно,
составляя описание;
3).развивать творческие способности детей, фантазию, воображение; 4)воспитывать эстетический вкус к художественному искусству.
Материал: портрет художника , письмо-сюрприз(изображение пейзажа Алтая, разрезанное на 10-12 частей),аудиообращение к детям, для дидактических
игр: «Чудесные превращения» -четверть албомного листа, цветные карандаши.
Предварительная работа: посещение мини-музея , рассматривание репродукций художника,чтение художественной литературы об Алтае, знакомство с природой малой родины.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
В группу ребятам приходит письмо. Показываю письмо -сюрприз,сопровождая чтением:
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите,письмецо.
Может,это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может,это воробьишко,
Пролетая,обронил?
Может,кот письмо,как мышку,
На окошко заманил?
-Ребята,вам хочется узнать ,что находится внутри?(достаю из конверта изображение пейзажа алтайскиз гор,разрезанное на 10-12 частей) Вам нужно постараться и собрать целое (дети,справившись с заданием, узнают природу Алтая) Но это еще не все! (достаю из конверта аудиозапись и предлагаю прослушать.) Звучит голос:
...Алтай не просто горы, леса,
реки,водопады, а живой дух,
щедрый, богатый исполин — великан.
Сказочно красив он своей многоцветной
одеждой лесов,цветов,трав.
Туманы, его прозрачные мысли,
бегут во все страны мира.
Озера — это его глаза, смотрящие во
Вселенную.
Водопады и реки — его речь и песни о жизни,
о красоте земли, гор...
2.Основная часть.
- Беседа.
-Ребята, сегодня недаром к нам пришло письмо. О чем вы узнали из его содержания? (и пейзаж, и запись говорят о нашей малой родине — Алтае)
- Много красивых мест у нас, и много замечательных людей , живущих на этой земле.
-Угадайте: к человеку какой профессии я вас приглашаю? Он создает Красоту, потому что умеет видеть Ее вокруг себя. Для работы ему нужны холст...кисть... Догадались?( мы пойдем к художнику)
2.Рассказ о жизни и творчестве о художнике( демонстрация фотографий )
Я расскажу вам о замечательном человеке, который ,как и все вы ,родился на Алтае, в селе Улала (ныне Горно-Алтайск), но жил и работал он в другом селе - Анос Чемальского района.Этот человек (выставляется репродукция портрета Григория Ивановича Чорос-Гуркина) и есть художник, очень известный не только на Алтае, но и во всем мире.
Его отец был седельным мастером, и очень хотел чтобы Григорий Иванович продолжил его дело. Но Чорос-Гуркин, будучи маленьким мальчиком, очень любил рисовать и слушать сказки о добрых и злых духах, обитающих в лесах и горных ущельях, о всесильных шаманах, которые могли общаться с этими духами. Он был учеником у самого известного пейзажиста И.И.Шишкина, и это видно в его работах. Он отразил в своих полотнах : быт и обычаи, сказки илегенды своего народа, родную природу и людей, живущих в Горном Алтае. Его именем названа одна из улиц в столице нашей республики.
Настоящие картины можно увидеть в Национальном музее г.Горно-Алтайска.Его называют «мастером из Аноса».Почему? (ответы детей)
- Описание портрета Чорос-Гуркина (последовательно)
-Посмотрите и скажите к какому жанру живописи принадлежит эта картина? (портрет) Почему? Кто изображен на портрете? (изображен человек, прежде всего лицо, мужчина)
-Как вы догадались ,что это мужчина? (короткие волосы, необычный головной убор — шапка, усы)
-Что делает человек ? (сидит, сложив руки на груди)
-Какой он? (серьезный, о чем-то думает) Как вы определили его настроение ? (это выдают глаза, выражение лица)
-Как вы понимаете выражение «глаза-зеркало души»?(по взгляду можно узнать состояние души).
- Эмоциональная разгрузка «Придумай портрет»
Предлагаю детям за определенное время изобразить эмоции :горя,
радости, гнева, удивления... ( под музыку)
-О,диво дивное — искусство!
В нем страсть, и красота, ичувство!
Здесь все трепещут, и творят,
И жаждой творчества горят!
-А вы горите жаждой творчества? Что для этого нужно? (листы бумаги, цветные карандаши...)
- Дидактическая игра «Чудесные превращения»
Детям предлагается превратить лист бумаги в собственный портрет за короткое время.
3. Итог занятия
- Что нового вы узнали сегодня? (познакомились с известным художником — земляком Г.И.Чорос-Гуркиным)
-Какой жанр живописи мы сегодня рассматривали?(портрет)
Дети выставляют готовые портреты и проводят выставку, делая вывод, как бы оценил их работу сам Чорос-Гуркин., прощаются и уходят.
Занятие 2
Тема: «В мастерской художника»( репродукции пейзажей Чорос-Гуркина)
- Цель: обучение умению рисовать пейзаж родной природы Алтая, передавая перспективу или ее элементы.
Задачи: 1)дать представления об условиях , в которых работает художник; обогатить воображение новыми впечатлениями;
2).формировать интерес к изобразительному искусству через репродукции художника — земляка Чорос-Гуркина;
- 3).уточнять знания цветовой гаммы, характерной для природы ГорногоАлтая;
4).воспитывать любовь к родному краю.
Материал: репродукции пейзажей Чорос-Гуркина «Горная река», «Озеро горных духов», «Телецкое озеро», гуашь, различные кисти, альбомные листы,рамочки от слайдов,палочки-условные мерки.
Предварительная работа: наблюдения в природе с использованием «видоискателей» и условных мерок, чтение стихов о природе Горно Алтая (П.Самык, Л.Кокышев, А.Адаров), отрывки из очерка Чорос-Гуркина «Алтай и Катунь».
Ход занятия:
1.Вводная часть.
- Сегодня мы с вами пойдем в мастерскую ( так называется помещение,где работает художник).
- Какие предметы нужны для работы художнику? (мольберт, краски, кисти,палитра)
- Посмотрите на репродукции картин . Как называется этот жанр, в котором они выполнены? (после ответов детей читаю стихотворение)
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки,
Или старый кедр могучий,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или юг.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
Не задумываясь,скажем:
Называется...пейзажем!
Дети рассматривают различные пейзажи, составляя рассказы — описания.
2.Основная часть
1.Рассматривание картины «Озеро горных духов»
-Природа нашего края необыкновенна
- ...Какой везде простор и какая мощь!
Это ты,заколдованный угрюмый царственный Алтай!
...Это ты,богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы...
-Ребята, о чем говорится в этих строках?( об Алтае) Так красиво и величественно назвал свою малую родину Г.И.Чорос-Гуркин , сравнил ее с богатырем.
- -А вы знаете что означает слово «Алтай»? (в переводе с тюркского «золотые горы»).
Описание картины производится с рамочками от слайдов.
- Посмотрите на картину , возьмите рамочки, приложите вначале и ответьте : какая здесь природа?( все светится в лучах вечернего солнца, краски как будто чистые:синеватая гладь озера)
- Сколько места занимает озеро на картине? (большую часть(среднюю).
- На переднем плане находится большая голубая льдина, около нее лежит на берегу ствол поваленного кедра, художник четко передал сами корни величественного дерева.
- На заднем плане(приложив рамочку) вы увидете белоснежные горы с зазубренными вершинами.
- Небо выполнено в теплых тонах. Назовите цвета(ответы детей)
- Какого размера предметы на переднем плане? А на заднем плане вы видите два низких кедра, поднимающие густые ветви, они могут поместиться на вашей ладони.
- Экспериментирование с палочками-условными мерками(дети берут палочки,прикрывая один глаз и отмечают на палочке размер кедра, который находится далеко)
- Что получилось?(на ладони размещаются) Но это может быть в действительности?(нет, не может, потому что кедр находится далеко)
- Это и есть законы перспективы.
- Вот так и писал Чорос-Гуркин пейзаж , который назвал «Озеро горных духов», коорый покорил его в пути по Катунскому хребту.
- Вот что он говорил:
...Любимое место горных духов,
куда редко может проникнуть человек,
а потому оно чистое, неоскверненное ...
- 2.Художественно-продуктивная деятельность детей
Дети рисуют пейзажи родного села, передавая характерные особенности родного края, соблюдая законы перспективы.
3.Итог занятия
Выставляют свои работы на мольберты, делятся впечатлениями.
Список литературы:
1.Акунова Г.Н.,Корхунова В.Н Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре алтайцев ./пособие для воспитателей детских садов.-Горно-Алтайск,2002.-99 с.
2.Н.В.Вострикова Национально-региональный компонент в планировании образовательного процесса в детском саду./Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений.-Горно-Алтайск,2008.-74 с.
3. В.И.Эдоков Мастер из Аноса . Барнаул,1984 — 71 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.
Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...
Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....
Конспекты интегрированных занятий .Золотая осень . Детско – родительские пары . Для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 "За грибами"
Конспекты интегрированных занятий .Золотая осень . Детско – родительские пары . Для незрячих и слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.Занятие №3 "За грибами"...
Рабочая программа по теме: «Формирование эмоционально-эстетического отношения к природе Алтайского края у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
Здесь представлена авторская рабочая программа по изобразительной деятельности с учетом регионального компонента....
О цикле занятий по образовательной области «Развитие речи» «Сказка как источник речевой культуры» (старший дошкольный возраст)
Сказки активизируют и развивают слухо – речевую память у детей, их экспрессивная и коммуникативная речь. Если экспрессивная функция формирует, выбрано – образный каркас языка личности, то коммуникатив...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В КОНСТРУИРОВАНИИ И МОДЕЛИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества. На этих занятиях развивается не только творческое мыш...
Цикл занятий об Алтайском крае для детей старшего дошкольного возраста
Цикл занятий об Алтайском крае для детей старшего дошкольного возраста...