"Маленькие волшебники"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_hudozhestvenno.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности  «МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. Конечно, не все дети станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно кем станет ребенок, главное, что занятия изобразительной деятельностью очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности. Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций  Белобрыкиной О.А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству», Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», Лыковой И.А. «Цветные ладошки».

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

На занятиях используются игры, игровые приемы и пальчиковые игры, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращение времени на изложение теории. Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Новизна

Изучив ряд методический пособий и литературы по организации и работы в кружках с дополнительным образованием, выявлено, что работа ведется в узком направлении: либо это рисование пальчиками, ладошкой, оттиск печатью, штриховка. Кружковая работа «Маленькие волшебники» включает занятия с разнообразными техниками рисования: ниткография, раздувание краски, рисование песком, монотопия, клякцеграфия, рисование по мокрой бумаге, набрызг, витражи

Это развивает у дошкольников творчество, в ходе которого ребенок создает новое, оригинальное, реализуя свой замысел.

Цель программы

Основная цель программы - учить изображать доступными средствами и приемами предметы и явления окружающей действительности.

Задачи:

  1. Развивать воображение и фантазию.
  2. Формировать творческую личность.
  3. Развивать интерес к творческим успехам товарищей.  

Программа «Маленькие волшебники» рассчитана на старшую и подготовительную группы. Срок реализации 2 года. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка должна составлять от 8 до 10 человек. Кружок дети посещают по заинтересованности. Занятия проводятся один раз в неделю, с октября по май. Продолжительность занятия с каждой группой – не более 20 мин. (старшая группа), 25 мин. (подготовительная группа).

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, наблюдения, показ воспитателем способов действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Ожидаемые результаты

В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, развитие памяти, внимания, мышления, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

Формы проведения итогов реализации кружковой работы

  1. выставки детских работ в д/с;
  2. составление папки лучших работ;
  3. участие в выставках, районных конкурсах художественно-эстетической направленности;
  4. презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  5. творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;
  6. систематизация работы воспитателя и представление на районных семинарах, методобъединений.

ПРОГРАММА КРУЖКА «МАЛЕНЬКИЕ ВОЛШЕБНИКИ»

Перспективное планирование занятий по рисованию в старшей группе.

Октябрь

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1.

«Мое любимое дерево осенью»

(Кляксография трубочкой, рисование пальчиками)

Совершенствовать умения детей в различных техниках; закрепить знания о сезоне; развивать чувство композиции

Эскизы и иллюстрации с изображением различных деревьев осенью; альбомный лист, тонированный бледно-голубым цветом, жидко   разведенная гуашь в мисочке, трубочка (соломинка), кисть.

Наблюдения за деревьями во время прогулки, рассмотреть иллюстрации об осени.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования  в детском саду.- с.37.

2.

«Осенние листья»

(Печать листьев)

Познакомить с техникой печатания листьев, развивать цветовосприятие, учить смешивать краски прямо на листьях.

Альбомный лист, опавшие листья, гуашь.

Игра «Найди дерево»

Там же – с.23.

3.

«Грибы в корзине»

(Рисунки из ладошки)

Расширить знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, кисть, иллюстрации с изображением грибов.

Загадывание загадок о грибах, рассмотреть картинки с грибами.

Там же – с.25.

4.

«Осенний пейзаж»

(Рисование методом тычка)

Закреплять и расширять представление о приметах осени. Вызвать желание рисовать осенний лес.

Альбомный лист, тонированный голубой и желтой гуашью, гуашь, кисть жесткая, кисть мягкая.

Экскурсия в парк, по внешнему виду определить вид дерева.

Дошкольное воспитание.-1998.-№8, с.44.

Ноябрь

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1

«Ласковое солнышко»

(Рисование пальчиками)

Познакомить с понятием «лучик», учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику.

Прищепки, лист голубой бумаги, желтая гуашь, салфетка.

Беседа о летнем солнце, наблюдение за осенним солнцем, рассказать стихи о солнце.

Колдина Д.Н. Лепка и рисование в детском саду, 2009. – с.47.

2

«Зачем человеку зонт»

(Печать по трафарету)

Упражнять в технике печати по трафарету, прививать навык работы в коллективе.

Силуэты зонтов, трафареты с изображением различных украшений (цветы, геометрические фигуры, грибы, елочки), поролоновый тампон, гуашь.

Организовать выставку зонтов, наблюдение на прогулке за людьми с зонтами, загадывание загадок.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -2010. – с.27.

3

«Улетаем на юг»

(Кляксографи)

Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения.

Белые листы, пластмассовая ложечка, мисочка с жидкой гуашью, поролоновые тампоны.

Чтение стихотворения А.Плещеева, рассмотреть изображения птиц. Игра «Назови птицу».

Там же.-с.29.

4

«Ежик»

(Тычок сухой кистью)

Учить рисовать животных способом тычка, закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами, расширять знания о животных.

Альбомный лист с нарисованным контуром ежа, две кисточки, краски.

Чтение рассказа Е.Чарушина «Еж».

Там же. – с.33.

Декабрь

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1

«Первый снег» (Рисование пальчиками)

Знакомить с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу, закрепить знания цветов, учить составлять композицию.

Тонированные темно – синим цветом листы с изображением ствола дерева, иллюстрации с зимними пейзажами, белая гуашь.

Наблюдение на прогулке за первым снегом, чтение стихотворений о зиме.

Там же. – с.39.

2

«Зима»

(Набрызг)

Учить изображать явления природы на бумаге, знакомить с холодными оттенками голубого и синего цвета (темно – синий, голубой, фиолетовый).

Трафареты снежинок, зубные щетки, белые листы бумаги.

Игра «Найди пару», наблюдение на прогулке, чтение стихотворения А.Липецкого «Снежинки»

Там же – с. 41.

3

«Лисичка – сестричка»

(Печать по трафарету)

Развивать у детей способность создавать сюжетную композицию, располагая изображения животных в соответствии с задуманным сюжетом.

Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты лисы, поролоновые тампоны.

Загадывание загадок о животных, беседа о жизни диких животных зимой.

Там же. – с.43.

4

«Елочка нарядная»

(Оттиск поролоном, рисование пальчиками)

Воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками пороло- на, в рисовании пальчиками, учить наносить рисунок равно – мерно по всей поверхности листа, развивать цветовосприятие.

Нарядная елочка, тонированные светлой краской листы бумаги, мисочки с красками разного цвета, кусочки поролона, салфетки.

Наблюдение за новогодней елочкой в музыкальном зале, просмотр мультфильмов о новогоднем празднике.

Там же. – с.47.

Январь

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1

«Осьминог»

(Рисование ладошкой)

Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие, внимание.

Голубой лист бумаги, широкая мисочка с разведенной водой гуашью, гуашь, кисть, салфетка.

Рассмотреть морской пейзаж, в котором «полуспрятаны» разноцветные детки – осьминожки. Чтение стихотворения Э.Успенского «Разноцветная семейка».

Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми в детском саду. – 2009.-с.50.

2

«Снеговик»

(Тычок сухой кистью)

Упражнять в рисовании тычком жесткой полусухой кистью, правильно держать кисточку, учить дополнять рисунки другими предметами.

Лист голубой  бумаги, цветная и белая гуашь, жесткая и мягкая кисть.

Наблюдение на прогулке за снежными постройками загадывание загадок, чтение стихотворения Е.Седова «Снеговик».

Там же. – с.55.

3

«Кто такой художник?»

Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностя – ми, воспитывать интерес к профессии художника. Развивать творческое воображе- ние.

Репродукции картин, упоминаемых в ходе занятия, инструменты для работы художника: краски, кисти разных размеров, палитра, бумага, карандаши, уголь, наброски эскизы, карточки с изображением настроений человека.

Экскурсия в музей.

Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников, 2009. – с.48.

Февраль

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1

«Зимняя открытка»

(Набрызг)

Учить рисовать методом набрызгивания, учить создавать сюжет, следить за осанкой, правильно пользоваться ножницами.

2 листа белой бумаги, вода, гуашь, простой карандаш, ножницы, зубная щетка, салфетка.

Рассмотреть открытки на тему «зима», игра «Найди пару», загадывание загадок.

Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей.- 1997.- с.96.

2

«Домашние животные»

(Оттиск печатками)

Познакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, учить пользоваться нужными печатками, самостоятельно выбирая узор, применять ватные палочки для мелких элементов узора.

Дымковские игрушки – кони, силуэт коня,  печатки с узорами, гуашь, ватные палочки.

Рассмотреть журналы с изображениями дымковских игрушек. Слепить из пластилина дымковскую игрушку – козлика.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – с.45.

3

«Зимний лес»

(Рисунки из ладошки)

Развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, обогащать словарь, учить рисовать зимний лес.

Простой карандаш, гуашь, кисти, белые листы, иллюстрации с зимним лесом.

Экскурсия в парк, наблюдение за деревьями в зимнем «наряде».

Там же. – с.50.

4

«Обои в моей комнате»

(Оттиск печатками и поролоном)

Дать детям понятие «интерьер», объяснить зависимость интерьера комнаты от ее назначения и характера людей, живущих в ней.

Кусочки различных обоев для детских комнат, гуашь, поролон, кисточки, белые альбомные листы.

Игра «Мебель». Экскурсия в магазин – рассмотреть виды обоев, их предназначение.

Там же. – с.51.

Март

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1

«Узор на тарелочке»

(Папье–маше, оттиск печатками)  

2 занятия

Закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге, используя нетрадиционную технику, развивать чувство композиции.

Папье–маше: тарелочки, обрывки бумаги, клей ПВА, кисточки, салфетка.

Заготовки папь-маше, гуашь, кисти, печатки с узорами, салфетки.

Организовать в группе выставку произведений народных мастеров, где представлена посуда  (тарелки) и вазы сделанные мастерами – умельцами.

Авторская разработка.

2

«Мимоза для мамы»

( Рисование ватной палочкой)

Упражнять в нетрадиционном методе рисования ватной палочкой, развивать чувство композиции, закреплять навыки примакивания ватной палочкой.

Лист бумаги, гуашь, кисточка, ватная палочка, салфетка.

Рассмотреть альбом о весне, весенние цветы, пение песен о весне.

Авторская разработка.

3

«Ранняя весна»

( Монотопия пейзажная)

Воспитывать эстетическое   восприятие природы и ее изображение в пейзаже, учить рисовать состояние погоды ( мокрый снег, лужи, туман, ветер), совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного, печального колорита ранней весны.

Бумага, кисти, гуашь либо акварель, салфетки, губка для смачивания листа.

Рассмотреть репродукции картин ранней весны

Апрель

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1

«Животные, которых я сам придумал»

(Кляксография

Познакомить с техникой кляксографией, продолжать учить дополнять изображение графическими средствами для создания выразительного образа, развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Лист бумаги, гуашь, соломка, кисти, баночка с водой, салфетки.

Рассмотреть  альбом  с животными, беседа о жизни животных весной.

Игра «Живое – неживое».

Авторская разработка.

2

«Звездное небо»

(Свеча, акварель)

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками, развивать цветовосприятие и зрительно– двигательную координацию.

Белые листы, свеча, акварель, кисти, салфетки.

Загадывание загадок, беседа о Дне космонавтики, наблюдение за звездным небом дома.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- с.73.

3

«Букет из вербы»

(Смешивание красок)

Продолжать формировать умения, связанные с вырази – тельной передачей в рисунке красоты природы. Познакомить с приемом работы с гуашью путем «вливания цвета в цвет». Упражнять в рисовании по мокрому слою.

Гуашь, палитра, кисти, лист бумаги, палитра.

Наблюдение за распустившейся веткой вербы. Игра «Собери узор».

Дошкольное воспитание. – 2000, №1, с. 35.

4

По замыслу

(Различные техники)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

Все необходимые материалы.

Май

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1

«Лесная опушка»

(Аппликация на картоне)

Знакомство с новым методом рисования, развивать творческие способности детей.

Лист белой бумаги, лист картона, клей, ножницы, тушь, зубная щетка.

Чтение «Азбуки леса», рассмотреть иллюстрации о жизни животных в лесу.

Авторская разработка.

Никологорская О.А. Волшебные краски.- с.55.

2

«Бабочка вот – вот взлетит»

(Монотопия)

Вспомнить технику монотопии, учить смешивать краски, воспитывать любовь к природе.

Лист бумаги, гуашь, кисть, салфетки.

Рассмотреть иллюстрации на летнюю тему, игра «Летает – не летает».

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – с.85.

Никологорская О.А. Волшебные краски. – с.62.

3

«Весенние цветы»

(Рисование веревочкой)

Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику, совершенствовать  эстетическое восприятие природных явлений, добиваться четкого и аккуратного изображения.

Белые листы, веревочка, клей ПВА, копирка, образец с нарисованным одуванчиком, краски, кисти.

Наблюдение за первыми цветами на площадке детского сада.

Там же. – с.83.

4

Итоговая выставка рисунков

Рассматривать с детьми рисунки. Поощрить их за работу в течение года. Выбрать лучшие работы.      

Рисунки детей за год.


Перспективное планирование занятий по рисованию в подготовительной группе.

Октябрь

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1

«Ветка рябины»

(Рисование пальчиками)

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.

Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.

Альбомный лист в фор- ме овала, тонированный гуашью черного цвета, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с во- дой, гроздь рябины.

Наблюдения за рябиной во время прогулок.

Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – 2008. – с.11.

2

«Осень на опушке краски разводила»

(Печать листьев)

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзыв- чивость на красоту осени.

Ознакомить с новым видом изобрази- тельной техники – «печать растений».

Развивать чувства композиции, цвето- восприятия.

Листья разных пород деревьев(4-5 видов), два альбомных листа, гуашь, кисть, стаканчик с  водой, салфетка, репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень».

Наблюдения за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

Там же. – с.5.

3

«Грибы в корзине»

(Рисунки из ладошки)

Расширять знания детей о грибах, учить рисовать с помощью своей ладошки.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, кисточки, иллю – страции с изображением грибов.

Загадывание загадок о грибах, рассмотреть картинки с гриба -  ми.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -2010. –с. 25.

4.

«Пейзаж у озера»

(Монотопия)

Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Познакомить с техникой монотопией, показать ее изобразительные особен -  ности, закрепить понятие о симмет – рии. Развивать умения создавать композицию.

Фотоиллюстрация с пей- зажем, отраженным в озере, альбомный лист, с готовой линией сгиба по вертикали, акварель, кисть, салфетка.

Индивидуальный тренировоч – ный прием «Что отразилось в моем зеркальце».

Наблюдения за отражением предметов в лужице во время прогулок.

Чтение сказки Лилиана Мура «Крошка Енот».

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – 2008.

Ноябрь

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1.

«Цветик – разноцветик»

(Смешивание красок)

Закрепить представление детей о цветовом многообразии, познакомить с хроматическими и ахроматическими цветами, расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Закрепить навык закрашивания внутри контура.

Спектральный круг, альбомный лист, гуашь, кисти, палитра, салфетки.

Рассматривание иллюстрации с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – 2008. – с.22.

2.

«Веселые кляксы»

(Кляксография)

Познакомить с новым способом изображения, показать ее выразительные способности. Учить дорисовывать детали объектов. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Альбомный лист, гуашь, набор фломастеров, кисть, салфетки.

Там же – с.28.

3.

«Белочки – подружки»

(Рисование ладошкой)

Закрепить умение детей рисовать ладошкой. Воспитывать бережное отношение к природе.

Альбомный лист, тонированный в зеленый цвет, гуашь, кисти, салфетки.

Рассмотреть с детьми «этажи леса», выяснить на каком этаже живут белки.

Кожохина С.К. Сделаем жинь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества,2007. – с.7.

4.

«Красивый пейзаж»

(Рисование песком)

Знакомить с жанром изобразительно- го искусства – пейзажем, учить рисовать деревья, кусты, горы, реки с помощью песка.

Картон синего или голубого цвета, чистый песок, клей ПВА, простой карандаш.

Рассмотреть иллюстрации  с пейзажем, подготовить песок к работе.

НикитинаА.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду-2010.

Декабрь

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1.

«Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»

(Техники выполнения витражей – клеевые картинки)

Формировать у детей интерес к зимней природы, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.

Альбомный лист, гуашь, кисть, палитра, простой карандаш, клей ПВА с дозатором, салфетка.

Чтение сказки Г. –Х. Андерсона « Снежная королева», рассматривание репродукций  с зимними пейзажами.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – 2008. – с. 53.

2.

«Верблюд в пустыне»

(Расчесывание краски)

Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон, расширение представлений о пустыне. Ознакомление с новым приемом рисования – «расчесывание» краски. Отработка плавного, непрерывного движения руки. Закрепление умения передавать колорит, характерный для пустыни, подбирая нужные цвета.

Альбомный лист, гуашь, кисти, стека с зубчиками, салфетки.

Беседы с детьми и рассматривание репродукций с изображением животных и природы разных климатических зон.

Там же. Часть 2. – с. 11.

3.

«Морозный узор»

(Фотокопия – рисование свечой)

Вызвать  интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Альбомный лист, дополнительный лист, размер ½, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть.

Наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время.

Там же. Часть 1. – с.43.

4.

«Дед Мороз»

(Рисование солью)

Научить новому приему оформления изображения: присыпания солью по мокрой краске для создания объемности изображения, закрепить умение рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей, их расположение, величину. Побуждать детей к творческой активности.

Гуашь, альбомный лист, кисточка, салфетка, соль в солонке.

Разучивание песен и стихотворений о Дед Морозе, чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович».

Там же. Часть 2. – с.38.

Январь

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1.

«Зимние напевы»

(Набрызги)

Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии, учить самостоятельно придумывать композицию, познакомить с новым способом изображения снега – «набрызг».

Альбомный лист с готовым фоном, гуашь, кисти, зубная щетка, карандаш, салфетка, фартук.

Наблюдение за зимней природой во время прогулок, прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему, беседа на тему «Какого цвета зима?», подготовка фона для предстоящей работы.

Там же. – с.5.

2.

«Праздник в царстве Дымково»

2 занятия

Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умения создавать узор по собственному замыслу, используя разнообразные приемы. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Шаблоны различных игрушек, гуашь, палитра, кисти, альбом.

Рассмотреть репродукции и образы декоративно – прикладного искусства.

Изобразительная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. М.Г.Смирнова. – 2009.- с. 58.

Февраль

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1.

« В королевстве

госпожи линии»

(Графические рисунки)

Закрепить представления детей о видах линий, их характере и выразительности, продолжить знакомство с разнообразными способами графического линейного рисунка.

Небольшой лист плотной белой бумаги, альбомного листа, цветные карандаши.

Рассмотреть карточки с изображением видов линий, графические рисунки. Изобразительная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. М.Г.Смирнова. - 2009.- 33.

2.

«Ознакомление с

видами

изобразительного

искусства»

Продолжать учить различать виды искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, декоративно - прикладное искусство. Закрепить представление детей о живописи и ее жанрах (пейзаж, натюрморт, портрет), об их особенностях.

Фотографии скульптур, зданий,репродукции картин,изделия Городца, дымковские игрушки.

Экскурсия в музей. Там же. -с.54.

3.

«Лесная опушка»

(Аппликация на

картоне)

Знакомство с новым методом рисования, развивать творческие способности детей.

Лист белой бумаги, лист картона, клей, ножницы, тушь, зубная щетка.

Чтение «Азбуки леса», рассмотреть иллюстрации о жизни животных в лесу. Авторская разработка. Никологорская О.А. Волшебные краски.- с.55.

4.

«Сказочная гжель» (печать по трафарету)

Познакомить с традиционным художественным промыслом -гжельской керамикой, воспитывать уважение к народным умельцам.

Шаблоны посуды, трафареты орнамента, белая и голубая гуашь, палитра, салфетки.

Рассматривание иллюстраций в журналах, раскрасках, изделий гжельских мастеров. Изобразительная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. М.Г.Смирнова.-2009.-с.44.

Март

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1.

«Красивые картинки из разноцветной нитки» (Рисование нитками)

Познакомить с новым необычным изобразительным материалом, развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру.

Альбомный лист с готовым фоном, простой карандаш, клей ПВА с дозатором,

разноцветные отрезки ниток, набор фломастеров, ножницы, салфетки.

Тренировочный прием по выкладыванию рисунка цветными нитками на бархатной бумаге. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-2008.-с. 35.

2.

«Хохломские чудеса»

Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, учить выделять элементы узора, учить рисовать волнистые линии и короткие завитки слитным плавным движением.

Хохломские изделия, шаблоны мисок, солонок, ковшей, ложей, тонированные черной гуашью, гуашь, кисти, салфетки.

Рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, изделий хохломских мастеров. Игра «Собери узор».

Изобразительная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. М.Г.Смирнова.-2009.- 76.

3.

«Путешествие в королевство кривых

зеркал»

(Рисование на мятой

бумаге)

2 занятия

Познакомить с новой техникой рисования, закрепить технические навыки: умение рисовать концом ворса и все его поверхностью, создавать композицию, правильно окрашивать фон.

Альбомные листы, краски, цветная бумага, клей ножницы, салфетки.

Чтение сказки «Королевство кривых зеркал». Там же. - с.84.

Апрель

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1.

«Кошкин дом»

(Рисование пластилином)

Познакомить с новым методом рисования, учить лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать, развивать мелкую моторику рук.

Картонная пластинка, цветной пластилин, стеки.

Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

2.

«Морские коньки»

(Печать фалангами

пальцев)

Коллективная работа

Учить использовать данную технику для изображения предмета, продолжать учить рисовать по мокрому листу, закреплять навыки составления коллективной композиции, воспитывать эстетический вкус.

Длинные листы бумаги, поролоновые губки, баночки с водой, гуашью, салфетки, кисти.

Рассматривание       картин       с

изображением            подводных

жителей.

Дошкольная  педагогика,  2004,

сентябрь, октябрь. - с.22.

3.

«Космический пейзаж» (Граттаж)

Научить новому способу получения изображения - граттажу. Уметь передавать в рисунке картину космического пейзажа. Воспитывать стремление к познанию окружающего мира.

Альбомный лист с готовой основой под граттаж, заостренная палочка.

Беседа о космосе, первом космонавте страны Ю.А.Гагарине, рассматривание Вселенной, чтение рассказов «Первый полет». Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.-2008.-с.45.

4.

По замыслу (Различные техники)

Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

Все необходимые материалы.

Май

Тема

Программное содержание

Материал

Подготовка к занятию

1.

«Сороконожки»

(Рисование методом

тычка)

Продолжать закреплять умения детей рисовать с помощью тычка, правильно его держать, закреплять знания о сороконожках, воспитывать чувства доброты.

Тонированные листы с изображением сороконожек, гуашь трех цветов в палитре.

Чтение стихотворения «Посему

сороконожки опоздали на

урок», рассматривание

картинок.

Изобразительная деятельность

старших дошкольников / авт.-

сост. М.Г.Смирнова.-2009.-с.ЗО.

2.

«Березка» (Батик)

Формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке, познакомить с новой техникой рисования, научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.

Подготовленный батик, размер А4, простой карандаш, гуашь, кисти, салфетки.

Наблюдение за березой во время прогулок в разное время года, разучивание стихотворения С.Есенина «Береза», рассматривание репродукции картины И.Левитана «Березовая роща». Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - 2008. с.51.

3.

«Весенние цветы» (Рисование веревочкой)

Развивать зрительно - моторную координацию, мелкую моторику, совершенст - вовать эстетическое восприятие природных явлений, добиваться четкого и аккуратного изображения.

Белые листы, веревочка, клей ПВА, копирка, образец с нарисованным одуванчиком, краски, кисти.

Наблюдение за первыми цветами на площадке детского сада.

Никологорская О.А. Волшебные краски. - с.83.

4.

Итоговая выставка рисунков

Рассматривать с детьми рисунки. Поощрить их за работу в течение года.

Рисунки детей за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

Гимнастика маленьких волшебников

Данная игра является фрагментом  комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем....

Самомассаж "Маленькие волшебники"

Массаж всех частей тела. Дети могут делать его сами....

Маленькие волшебники

Авторская рограмма ИЗО дополнительного образования детей дошкольного возраста с 4 до 6 лет. В работе использованы нетрадиционные техники рисования....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Перспективный план работы Изостудии "Маленькие волшебники" на 2012-2013 учебный год.

Перед Вами перспективный план работы Изостудии "Маленькие волшебники" ,в котором вы можете ознакомится с целью и тематикой кружковой работы с детьми  среднего дошкольного возрастана 2012-2013 уче...

Студия "Маленькие волшебники"

Презентация для дошкольных работников о проблеме развития детского творчества....