развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности
статья по рисованию по теме
Данная работа посвящена проблеме детской одаренности в художественном творчестве. Для того, чтобы дети развивались творчески и проявляли себя в различных действиях, проникли в глубь природы я представляю ряд методов и приемов, которы способствуют развитию одаренности у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_odarennosti_v_hudozhestvennom_tvorchestve.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно много статей, публикаций, затрагивающие тему одаренности не только взрослых, но и детей. В которых рассматриваются психологические проблемы, появляющихся у педагогов и родителей одаренных детей в наше время.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Для одаренных детей не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для них утверждение, что так принято, не является аргументом.
Главная сложность в понимании и оценке проявления, какой либо одаренности, способности в годы детства – переплетение в них возрастных и собственно индивидуальных свойств. Необычные проявления ребенка могут быть чем-то временным, связанным только с определенной порой жизни. Самая существенная задача – увидеть в признаках одаренности у детей и подростков то, что относится к свойствам возраста и является происходящим, и то более устойчивое, собственно индивидуальное, чему предстоит укорениться, развиться.
Педагогическая практика показывает, что главные задачи дошкольных образовательных учреждений по-прежнему ориентированы на "среднего дошкольника, на накопление знаний, умений, навыков шаблонов стереотипов".
Недостаточное внимание развитию творческого потенциала в конечном итоге приводит к духовному обнищанию общества, его культурному упадку.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты, но это возможно. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении "не одобряемых". В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции.
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённость—от слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
В своей работе я хочу поделиться некоторыми подходами в развитии творческих способностей дошкольников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
- Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
- Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
- приобщая детей к искусству мастеров;
- организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко)
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные способы рисования: пальцевая живопись, печатка, монотипия, набрызг, рисование по мокрой бумаге, рисование свечой, кляксография и пр.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ».
Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творческими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
Для того чтобы детские рисунки получились выразительными, мои занятия сопровождаются мелодичной, образной музыкой, которая позволяет детям расслабиться и насладиться ее легким звучанием. Многие занятия проходят в необычной обстановке за столами, а иногда мы рисуем на мольберте, на большом ватмане, расположенном на ковре.
А если представить, что звукам соответствуют определённые цвета. а сочетаниям звуков – определенные пятна, то можно нарисовать музыку в виде свободного изображения линий, пятен, разнообразных узоров. При этом эстетические ощущения приблизят детей к миру музыки и научат их воспринимать и ощущать искусство изнутри, соотносить цвет и музыку, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.).
Еще одна инновационная технология, которую я применяю в своей практике для развития творческих способностей у детей – это метод моделирования.
Модель – это символ, предмет-заместитель, схематическое изображение предмета с его характерными признаками.
В своей практике использую такие дидактические игры, как «Законы юных художников», «Модель последовательности восприятия или изображения предмета», «Предметно-схематическая модель композиции рисунка».
Использование игр и заданий с основами моделирования, способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми.
Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.
Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности.
Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Метод проектной деятельности я использовала в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, а так же стремлением к совместной деятельности.
Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «Знакомство детей с произведениями Е.Чарушина, через образы в рисунках», «Мир леса в рисунках детей», «Беленькие зубки – здоровые детки», «Чтоб здоровым был малыш».
Работая над проектами, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок.
Результатом моей работы в этом направлении стало активное участие детей нашего детского сада в городских выставках и конкурсах детского творчества:
- «Давай раскрасим вместе мир»
- «Клюковка»;
- «Мир глазами детей»;
- «Первоцветы» и др.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Поэтому так важно познакомить детей с разнообразными инновационными технологиями в рисовании.
Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
О.А.Куревина (кандидат философских наук, доцент) в своей книге «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» пишет: «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ.
- Литература:
- 1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.
- 2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
- 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
- 4. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
- 5. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 199
- Юркевич В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.:Просвещение, Учебная литература, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Развитие одаренных детей через познавательно-экспериментальную деятельность в ДОУ»
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захо...
Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности
Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности...
Консультация для воспитателей: "Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "«Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности»
Консультация для воспитателей "«Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности"...
Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности
Консультация для воспитателей Развитие одаренности детей в художественно-творческой деятельности...
Развитие одаренных детей с помощью театрализованной деятельности
Развитие одаренных детей с помощью театрализованной деятельности. 2 слайд. Говоря «одаренность», подразумевается, что в человеке есть такое, что им не обучено, а то, что ему над...
Общее родительское собрание "Развитие творческого потенциала детей в художественно-творческих видах деятельности"
Родительское собрание тематическое, не только дает рекомендации, но и показывает итоги работы в данном направлении....