Конспект занятия в старшей группе «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия в старшей группе
«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к своей Родине, родному краю.
Задачи:
Упражнять в умении находить Россию на глобусе.
Закрепить понятие о Родине малой и большой.
Закреплять умение находить и узнавать символы России.
Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Продолжать учить узнавать герб Курской области и г. Щигры.
Расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном крае, который является частью нашей страны.
Уточнить и расширить знания детей о своей малой Родине - Курском крае и родном городе Щигры: природных богатствах, достопримечательностях.
Ввести с словарь слова «Щигровцы, Куряне»
Упражнять в умении узнавать соловья.
Актуализировать знания детей о людях прославивших Курскую область.
Актуализировать знания детей об отдельных эпизодах героического прошлого нашего края.
Способствовать развитию в детях нравственно-патриотических чувств
Воспитывать любовь к родному краю, чуткое и бережное отношение к нему.
Воспитывать в детях чувство гордости и уважения к людям, живущим рядом.
Способствовать развитию речи детей, упражнять в умении отвечать полным ответом.
Развивать внимание, выдержку.
Ход занятия:
Вос-ль: Как вы уже заметили, у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся) Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (показ)
Вос-ль: Молодцы! Это хорошо. Я предлагаю вам поделиться с гостями хорошим настроением? Поставьте ладошки вот-так. А теперь, посадим на эти ладошки свое хорошее настроение и подуем (целуют ладошки) Хорошее начало - это половина дела.
Вос-ль: Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия)
Вос-ль: - Да, наша страна называется Россия.
- Посмотрите, ребята, на глобус. Покажите мне, где расположена наша Россия? (выходит ребенок и показывает)
Вос-ль: - Как называется главный город, столица России? (Москва)
Вос-ль: - Как зовут президента нашей страны?
А как ещё можно назвать Россию? (ответы детей)
Вос-ль: Правильно Родина. Потому, что все мы здесь родились. Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина — это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
Вос-ль: Ребята, кто хочет прочитать стихотворение о Родине?
Наша Родина – Россия!
Здесь родились мы на свет,
Нет земли для нас красивей
И любимей в мире нет!
Здесь твой дом, твоя семья,
Здесь живут твои друзья!
Должен Родину, как мать,
Ты беречь и защищать!
Вос-ль: Действительно наша Родина Россия очень большая. В ней очень много городов и посёлков в которых живёт очень много разных людей. Но есть в ней место, где рядом с тобой живут родные и близкие, где находится твой дом, детский сад в котором ты играешь с друзьями. Как можно назвать это место? (ответы детей)
Вос-ль: Этот уголок России мы называем малой Родиной. Наша малая Родина, это всё то, что нас окружает.
Для России наш край – частица,
А для нас он родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём.
Дети, а как называется наш город? (ответы детей)
Вос-ль: Правильно, мы с вами живем в городе Щигры Курской области. Тех , кто живёт в Щиграх называют Щигровцы. А какой главный город в нашей области? (ответы детей)
Вос-ль: Действительно, это наш областной центр - город Курск. Поэтому мы говорим, что мы живём в Курском крае. А многое вы знаете о нашем родном Курском крае и нашем городе Щигры? (ответы детей)
Вос-ль: Хорошо, вот мы сейчас это и проверим. А для этого я предлагаю совершить путешествие. Хотите? Путешествовать можно на разных видах транспорта. Но по нашей области удобнее всего ехать на машине. Готовы? (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики»)
Вос-ль: Итак, наша первая остановка «Символьная»
Для начала, давайте разберёмся, что является символами. Назовите символы нашего государства. (Ответы детей.)
Вос-ль: Для чего они нужны? (Ответы детей.)
Гимн – это песня, которую исполняют в особо важных и торжественных случаях. Когда исполняется гимн, все стоя ровно, по стойке смирно. Не разговаривают, внимательно слушают. (Звучит гимн)
Вос-ль: Как выглядит наш герб? (Сопроводить показом) Какие цвета присутствуют на флаге нашего государства? (Ответы детей) А теперь, найдите флаг России среди других. (Дети выполняют задание)
Вос-ль: Но свой герб и флаг есть и у каждого города. А что изображено на гербе Курской области? (Ответы детей.)
Вос-ль: На гербе Курской области изображены куропатки. Эти птицы бесконечно преданы тому месту, где родились. И мы должны, как и наши предки, быть верными своему краю.
Вос-ль: Есть герб и у нашего небольшого родного города.
Что изображено на гербе нашего города? Найдите его среди других.
(Дети выполняют)
Вос-ль: - Герб нашего города – это щит, разделённый на три части, в верхней три куропатки, в одной нижней части на красном поле - ружьё, а в другой на зелёном поле золотой серп. Куропатки говорят о принадлежности нашего города к Курской области. А ружьё и серп говорили о том, что здесь места, благоприятные для охоты и выращиванию хлебов.
Вос-ль: Ну что же, с символами мы разобрались. А скажите, чем славен и богат любой край? (Люди, достопримечательности, природные богатства) Ну, что же, отправляемся в дальнейший путь. (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики», дети выполняют движения)
Вос-ль: Остановка «Знаменитые люди Курской области». (Галерея славы) Дети, давайте внимательно посмотрим на фотографии и расскажем гостям, кто здесь изображён и чем он знаменит. (Дети рассказывают)
Вос-ль: Издавна Курская земля славилась своими талантами. Многие знаменитые люди родились на нашей земле. Это писатели, композиторы, актёры.
Давайте с вами вспомни писателей, которые родились на Курской земле.
(Дети называют писателей и по возможности знакомые произведения)
Вос-ль: А кто помнит, какое известное произведение он написал?
- Евгений Носов.
- Афанасий Фет.
- Он писал стихи.
Вос-ль: А каких известных композиторов и исполнителей вы знаете?
- Георгий Свиридов,
- Надежда Плевицкая
Вос-ль:
В Курске родился почитаемый русский святой Серафим Саровский.
Вос-ль: Молоды. Ну, что же предлагаю продолжить наше путешествие. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики»)
Вос-ль: Остановка «Природные богатства» А какие природные богатства есть в нашем Курском крае? (Ответы детей.)
Вос-ль: Одно из самых известных богатств - это наша Магнитная аномалия. Курская магнитная аномалия (КМА) — самый мощный на Земле железорудный бассейн.
Один из крупнейших по запасам богатой железной руды район в мире. Расположен в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей.
Курская магнитная аномалия признана крупнейшей магнитной аномалией на Земле.
На территории нашей области находится природный заповедник им. Алехина, это особо охраняемая территория. Около 40% территории — леса, остальное — степи и луга. В Курском заповеднике, представляющем собой уникальную биосферу, обитает огромное количество растений, птиц, грибов. Около 86 видов растений Заповедника им. Алехина занесено в Красную книгу. Природа Курского края богата и разнообразна. Кто из вас знает, какие реки протекают в Курской области?
(Сейм, Псёл, Оскол, Тим, Кшень, Тускарь) Город Курск своё название он получил от реки Кур. Очень многие города строились на берегу рек.
Вос-ль: На территории нашей области более 700 прудов и водохранилищ. В водоёмах водятся различные виды рыб: окунь, плотва, карась, карп, сом, щука, пескарь.
Вос-ль: Скажите, а в нашем городе протекает река?
(Ответы детей)
Вос-ль: - Там, где Вырдовский пруд, текла река Лесовая плота, а где городской пруд река Щигор. Хотя есть мнение, что эти две реки имели одно название.
Поэтому наш город называется – …
Вос-ль: В лесах и степях Курской области обитают 59 видов животных. Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в лесу.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (заяц)
На собаку он похож.
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть. (волк)
Недотрога, весь в иголках, он живёт в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери, но к нему не входят звери. (ёж)
Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой. (лиса)
Вос-ль: В Курской области насчитывается 265 видов птиц, среди которых самой знаменитой является маленькая серая птичка.
Трели, песни разлились
Среди листьев и ветвей.
Как прекрасно твоё пение,
Голосистый соловей.
А вы точно его узнаете? А вот мы сейчас и проверим. Игра «Раз, два, три в круг соловушка лети» (Дети берут карточки с изображением птиц и идут по кругу со словами: «Отзовись-ка эй,эй, эй
Это кто тут средь ветвей?
Кто на дереве живёт
Песни звонкие поёт?
После слов «Раз, два…» ребенок, которому попалась карточка с изображением соловья, выходит в круг. Дети хвалят соловья: «Знаем точно, в Курском крае этой птицы нет главней. Как он чудно распевает – голосистый соловей. Соловей изображает пение)
Вос-ль: А теперь, я предлагаю присесть на ковер, закрыть глаза и послушать пение соловья.
Прослушивание записи с пением соловья (релаксация).
Вос-ль: Отдохнули? Песенку соловья послушали. Пора дальше в путь. (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики», дети выполняют движения)
Вос-ль: Приехали. Остановка «Достопримечательности»
Вос-ль: Курский край – место с самобытной и яркой культурой. В 30 километрах от Курска (местечко Свобода) находится один из главных духовных центров России - Коренная пустынь. Прикоснуться к тысячелетней истории златоглавой Руси, поклониться русским святыням приезжают в Коренную пустынь тысячи паломников. Наверно, некоторые из вас тоже ездили туда. (Показ изображения на экране)
В центре Курска, на Красной площади, находится Знаменский Кафедральный собор. На протяжении длительного времени собор является почётным местом хранения почитаемой чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери.
В Курской области много памятных мест, тех, которые хочется посмотреть и показать другим. Некоторые посвящены героям-победителям Великой Отечественной войны. Например, такие как в музейном комплексе «Прохоровское поле» (Показ изображения на экране)
Другие, посвящены самым разным событиям. Есть в городе Курске памятники и скульптуры, установленные в честь чего- то очень важного или почитаемого курянами. (Так называются жители Курска)
Вот памятник соловью, он кстати, в Курске не один. А вот, еще один. Что вы видите? Просто ли это яблоко? Обычное ли это яблоко (Ответы детей.) (Показ изображения на экране)
Вос-ль: Дети, а в нашем городе Щигры есть достопримечательности и памятные места? (Ответы детей.)
Вос-ль: Правильно. Это краеведческий музей, в котором можно познакомиться с историей нашего города. (Показ изображения на экране) Памятник первооткрывателям КМА. (Показ изображения на экране) Он
расположен на центральной площади города. Именно в этом районе, в 7 км от Щигров, были добыты первые образцы железной руды. Свято-Троицкий кафедральный собор. (Показ изображения на экране) Часовня Сергия Радонежского
Мемориал Великой Отечественной войны (Показ изображения на экране)
Аллея славы героев Щигровцев (Показ изображения на экране)
Памятник героям-афганцам.
Памятник конструктору ракетных вооружений Сергею Павловичу Непобедимому (Показ изображения на экране)
В нашем городе находится завод Геомаш, который выпускает буровые установки известные во всём мире. (Показ изображения на экране)
И конечно наш город богат своими людьми, теми, кто пишет стихи, прекрасно поёт, да и просто самыми обычными людьми, которые просто хорошо выполняют свою работу. И все эти люди живут рядом с нами.
Вос-ль: Ну что же, это была конечная остановка в нашем путешествии. Пора возвращаться в детский сад. (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики», дети выполняют движения)
Вос-ль: - Вот наше путешествие и подошло к концу. Что нового мы узнали? Тайну какого слова мы открыли? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Ведущий - За что вы любите свою малую Родину? (ответы детей)
Ведущий - Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась краше? (ответы детей)
Ведущий - Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её людях, истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции. А нашим гостям мы хотим подарить птичек -соловьёв, которых ребята слепили сами. И пусть они будут добрым напоминанием о нашем занятии и временем, проведённым вместе с нами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы по нравственно – патриотическому воспитанию. "Мое село – мая малая Родина"
Цель: Формировать знания детей о родном крае, прививать любовь к родному дому.Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой...

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина
Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»
Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя».
Цель:Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране. Задачи: Образовательные:• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.• Познаком...

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»
Цель: воспитание патриотических чувств к своей малой Родине, гордость за родной город.Задачи:1.Формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов.2. Продолжать форми...

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»
Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».Коммуникативная, восприятие художественной ...