Конспект занятия в старшей группе «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
план-конспект занятия (старшая группа)

Аболмасова Татьяна Викторовна
Материал способствующий воспитанию у детей нравственно - патриотических чувств, любви к своей Родине, родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsen._po_form_nr-pat_cherez_ozn_s_rod_kr_v_st_gr.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия в старшей группе

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Цель: воспитание у детей нравственно - патриотических чувств, любви к своей Родине, родному краю.

Задачи:

Упражнять в умении находить Россию на глобусе.

Закрепить понятие о Родине малой и большой.

Закреплять умение находить и узнавать символы России.

Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Продолжать учить узнавать герб Курской области и г. Щигры.

Расширять и закреплять представления детей о нашей стране – России, о своем родном крае, который является частью нашей страны.

Уточнить и расширить знания детей о своей малой Родине - Курском крае и родном городе Щигры: природных богатствах, достопримечательностях.

Ввести с словарь слова «Щигровцы, Куряне»

Упражнять в умении узнавать соловья.

Актуализировать знания детей о людях прославивших Курскую область.

Актуализировать знания детей об отдельных эпизодах героического прошлого нашего края.

Способствовать развитию в детях нравственно-патриотических чувств

Воспитывать любовь к родному краю, чуткое и бережное отношение к нему.

Воспитывать в детях чувство гордости и уважения к людям, живущим рядом.

Способствовать развитию речи детей, упражнять в умении отвечать полным ответом.

Развивать внимание, выдержку.

Ход занятия:

Вос-ль: Как вы уже заметили, у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся) Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? (показ)

Вос-ль: Молодцы! Это хорошо. Я предлагаю вам поделиться с гостями хорошим настроением? Поставьте ладошки вот-так. А теперь, посадим на эти ладошки свое хорошее настроение и подуем (целуют ладошки) Хорошее начало - это половина дела.

Вос-ль:  Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия)

Вос-ль: - Да, наша страна называется Россия.

- Посмотрите, ребята, на глобус. Покажите мне, где расположена наша Россия? (выходит ребенок и показывает)

Вос-ль:  - Как называется главный город,  столица России? (Москва)

Вос-ль:  - Как зовут президента нашей страны?

А как ещё можно назвать Россию? (ответы детей)

Вос-ль: Правильно Родина. Потому, что все мы здесь родились. Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина — это место, страна, в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна. 

Вос-ль: Ребята, кто хочет прочитать стихотворение о Родине?

Наша Родина – Россия!

Здесь родились мы на свет,

Нет земли для нас красивей

И любимей в мире нет!

Здесь твой дом, твоя семья,

Здесь живут твои друзья!

Должен Родину, как мать,

Ты беречь и защищать!

 Вос-ль: Действительно наша Родина Россия очень большая. В ней очень много городов и посёлков в которых живёт очень много разных людей. Но есть в ней место, где рядом с тобой живут родные и близкие, где находится твой дом, детский сад в котором ты играешь с друзьями. Как можно назвать это место? (ответы детей)

 Вос-ль: Этот уголок России мы называем малой Родиной. Наша малая Родина, это всё то, что нас окружает.

Для России наш край – частица,

А для нас он родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живём.

Дети, а как называется наш город? (ответы детей)

 Вос-ль: Правильно, мы с вами живем в городе Щигры Курской области. Тех , кто живёт в Щиграх называют Щигровцы. А какой главный город в нашей области? (ответы детей)

Вос-ль: Действительно, это наш областной центр - город Курск. Поэтому мы говорим, что мы живём в Курском крае. А многое вы знаете о нашем родном Курском крае и нашем городе Щигры? (ответы детей)

Вос-ль: Хорошо, вот мы сейчас это и проверим. А для этого я предлагаю совершить путешествие. Хотите? Путешествовать можно на разных видах транспорта. Но по нашей области удобнее всего ехать на машине. Готовы? (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики»)

Вос-ль: Итак, наша первая остановка «Символьная»

Для начала, давайте разберёмся, что является символами. Назовите символы нашего государства. (Ответы детей.)

Вос-ль: Для чего они нужны? (Ответы детей.)

Гимн – это песня, которую исполняют в особо важных и торжественных случаях. Когда исполняется гимн, все стоя ровно, по стойке смирно. Не разговаривают, внимательно слушают. (Звучит гимн)

Вос-ль: Как выглядит наш герб? (Сопроводить показом) Какие цвета присутствуют на флаге нашего государства? (Ответы детей) А теперь, найдите флаг России среди других. (Дети выполняют задание)

Вос-ль: Но свой герб и флаг есть и у каждого города. А что изображено на гербе Курской области? (Ответы детей.)

Вос-ль: На гербе Курской области изображены куропатки. Эти птицы бесконечно преданы тому месту, где родились. И мы должны, как и наши предки, быть верными своему краю.

Вос-ль: Есть герб и у нашего небольшого родного города.

 Что изображено на гербе нашего города? Найдите его среди других.

  (Дети выполняют)

Вос-ль: - Герб нашего города – это щит, разделённый на три части, в верхней три куропатки,  в одной нижней части на красном поле - ружьё, а в другой на зелёном поле золотой серп. Куропатки говорят о принадлежности нашего города к Курской области. А ружьё и серп говорили о том, что здесь места, благоприятные для охоты и выращиванию хлебов.

Вос-ль: Ну что же, с символами мы разобрались. А скажите, чем славен и богат любой край? (Люди, достопримечательности, природные богатства) Ну, что же, отправляемся в дальнейший путь. (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики», дети выполняют движения)

Вос-ль: Остановка «Знаменитые люди Курской области». (Галерея славы) Дети, давайте внимательно посмотрим на фотографии и расскажем гостям, кто здесь изображён и чем он знаменит. (Дети рассказывают)

Вос-ль: Издавна Курская земля славилась своими талантами. Многие знаменитые люди родились на нашей земле. Это писатели, композиторы, актёры.

Давайте с вами вспомни писателей, которые родились на Курской земле.

(Дети называют писателей и по возможности знакомые произведения)

Вос-ль: А кто помнит, какое известное произведение он написал?

- Евгений Носов.

- Афанасий Фет.

- Он писал стихи.

Вос-ль: А каких известных композиторов и исполнителей вы знаете?

- Георгий Свиридов,

- Надежда Плевицкая

Вос-ль:

В Курске родился почитаемый русский святой Серафим Саровский.

Вос-ль: Молоды. Ну, что же предлагаю продолжить наше путешествие. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики»)

Вос-ль: Остановка «Природные богатства» А какие природные богатства есть в нашем Курском крае? (Ответы детей.)

 Вос-ль: Одно из самых известных богатств - это наша Магнитная аномалия. Курская магнитная аномалия (КМА) — самый мощный на Земле железорудный бассейн.

Один из крупнейших по запасам богатой железной руды район в мире. Расположен в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей.

Курская магнитная аномалия признана крупнейшей магнитной аномалией на Земле. 

    На территории нашей области находится природный заповедник им. Алехина, это особо охраняемая территория. Около 40% территории — леса, остальное — степи и луга. В Курском заповеднике, представляющем собой уникальную биосферу, обитает огромное количество растений, птиц, грибов. Около 86 видов растений Заповедника им. Алехина занесено в Красную книгу. Природа Курского края богата и разнообразна. Кто из вас знает, какие реки протекают в Курской области?

(Сейм, Псёл, Оскол, Тим, Кшень, Тускарь) Город Курск своё название он получил от реки Кур. Очень многие города строились на берегу рек.

Вос-ль: На территории нашей области более 700 прудов и водохранилищ. В водоёмах водятся различные виды рыб: окунь, плотва, карась, карп, сом, щука, пескарь.

Вос-ль: Скажите, а в нашем городе протекает река?

(Ответы детей)

Вос-ль: - Там, где Вырдовский пруд, текла река Лесовая плота, а где городской пруд река Щигор. Хотя есть мнение, что эти две реки имели одно название.

 Поэтому наш город называется – …

Вос-ль: В лесах и степях Курской области обитают 59 видов животных. Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в лесу.

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (заяц)

На собаку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть. (волк)

Недотрога, весь в иголках, он живёт в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери, но к нему не входят звери. (ёж)

Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой. Хвост пушистый и большой. (лиса)

Вос-ль: В Курской области насчитывается 265 видов птиц, среди которых самой знаменитой является маленькая серая птичка.

Трели, песни разлились

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твоё пение,

Голосистый соловей.

А вы точно его узнаете? А вот мы сейчас и проверим.  Игра «Раз, два, три в круг соловушка лети» (Дети берут карточки с изображением птиц и идут по кругу со словами: «Отзовись-ка эй,эй, эй

Это кто тут средь ветвей?

Кто на дереве живёт

Песни звонкие поёт?

После слов «Раз, два…» ребенок, которому попалась карточка с изображением соловья, выходит в круг. Дети хвалят соловья: «Знаем точно, в Курском крае этой птицы нет главней. Как он чудно распевает – голосистый соловей. Соловей изображает пение)

Вос-ль: А теперь, я предлагаю присесть на ковер, закрыть глаза и послушать пение соловья.

Прослушивание записи с пением соловья (релаксация).

Вос-ль: Отдохнули? Песенку соловья послушали. Пора дальше в путь. (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики», дети выполняют движения)

Вос-ль: Приехали. Остановка «Достопримечательности»

Вос-ль: Курский край – место с самобытной и яркой культурой. В 30 километрах от Курска (местечко Свобода) находится один из главных духовных центров России - Коренная пустынь. Прикоснуться к тысячелетней истории златоглавой Руси, поклониться русским святыням приезжают в Коренную пустынь тысячи паломников. Наверно, некоторые из вас тоже ездили туда. (Показ изображения на экране)

В центре Курска, на Красной площади, находится Знаменский Кафедральный собор. На протяжении длительного времени собор является почётным местом хранения почитаемой чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери.  

В Курской области много памятных мест, тех, которые хочется посмотреть и показать другим. Некоторые посвящены героям-победителям Великой Отечественной войны.  Например, такие как в музейном комплексе «Прохоровское поле»  (Показ изображения на экране)

Другие, посвящены самым разным событиям. Есть в городе Курске памятники и скульптуры, установленные в честь чего- то очень важного или почитаемого курянами. (Так называются жители Курска)

Вот памятник соловью, он кстати, в Курске не один. А вот, еще один. Что вы видите? Просто ли это яблоко? Обычное ли это яблоко (Ответы детей.) (Показ изображения на экране)

Вос-ль: Дети, а в нашем городе Щигры есть достопримечательности и памятные места? (Ответы детей.)

Вос-ль: Правильно. Это краеведческий музей, в котором можно познакомиться с историей нашего города. (Показ изображения на экране) Памятник первооткрывателям КМА. (Показ изображения на экране) Он

 расположен на центральной площади города. Именно в этом районе, в 7 км от Щигров, были добыты первые образцы железной руды. Свято-Троицкий кафедральный собор. (Показ изображения на экране)  Часовня Сергия Радонежского

Мемориал Великой Отечественной войны (Показ изображения на экране)

Аллея славы героев Щигровцев (Показ изображения на экране)

Памятник героям-афганцам.

Памятник конструктору ракетных вооружений Сергею Павловичу Непобедимому (Показ изображения на экране)

В нашем городе находится завод Геомаш, который выпускает буровые установки известные во всём мире. (Показ изображения на экране)

И конечно наш город богат своими людьми, теми, кто пишет стихи, прекрасно поёт, да и просто самыми обычными людьми, которые просто хорошо выполняют свою работу. И все эти люди живут рядом с нами.

Вос-ль: Ну что же, это была конечная остановка в нашем путешествии.  Пора возвращаться в детский сад. (Звучит фонограмма «Колесики, колёсики», дети выполняют движения)

 Вос-ль: - Вот наше путешествие и подошло к концу. Что нового мы узнали? Тайну какого слова мы открыли? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Ведущий - За что вы любите свою малую Родину? (ответы детей)

Ведущий - Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась краше? (ответы детей)

Ведущий - Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её людях, истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции. А нашим гостям мы хотим подарить птичек -соловьёв, которых ребята слепили сами. И пусть они будут добрым напоминанием о нашем занятии и временем, проведённым вместе с нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы по нравственно – патриотическому воспитанию. "Мое село – мая малая Родина"

Цель: Формировать знания детей о родном крае, прививать любовь к родному дому.Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:- Знакомить детей с понятием о Родине малой и большой...

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина

Конспект занятия для старшей группы по нравственно - патриотическому воспитанию с учетом регионального компонента "Большая и малая Родина" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к св...

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия – Родина моя».

Цель:Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране. Задачи:  Образовательные:• Закрепить знания о нашей стране и государственной символике.• Познаком...

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»

Цель: воспитание патриотических чувств к своей малой Родине, гордость за родной город.Задачи:1.Формирование у детей основополагающих морально – нравственных идеалов.2. Продолжать форми...

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»

Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».Коммуникативная, восприятие художественной ...