Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.
консультация по музыке (подготовительная группа) на тему
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnokulturnoe_obrazovanie_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx | 22.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Янбахтина Алефтина Ивановна,
музыкальный руководитель МКДОУ
Большетавринский детский сад №1
– филиал Сарсинский детский сад
Красноуфимского района
Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
Поэтому приобщение ребёнка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры, прежде всего, своей малой Родины.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.
Поликультурное воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в себя знания о следующих элементах культуры народов:
1. Материальная культура:
- основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
- одежда (национальный костюм), украшения;
- национальные кушанья;
- транспортные средства;
-орудия труда;
- труд с учётом его специфики.
2. Духовная культура:
- народные обычаи, обряды,праздники;
- язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
- искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).
3. Нормативная культура:
- общечеловеческие нравственные качества;
- правила общения между людьми внутри этноса и вне его.
Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трёх направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);
- эмоционально воздействие (в процессе реализации первого направления – информационного насыщения – важно вызвать отклик в душе ребёнка, «расшевелить» его чувства);
- поведенческие нормы (знания, полученные ребёнком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Задачи воспитателя, музыкального руководителя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме.
Этнопедагогический подход, интегрирующий достижения аксиологического и культурологического подходов должен быть конкретизирован в принципах родиноведческого подхода (С.Я. Ромашкина) с целью повышения воздействия воспитательного потенциала на дошкольников в ДОУ.
Таким образом, изучив роль и место национальных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста можно утверждать следующее:
В содержании отдельных разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и др.) просматривается включение родной культуры и национальных традиций. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, музыкального фольклора, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научится осознавать себя как носителя этой культуры, этой национальности.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.
2. Ознакомление с фольклором, его различными формами (сказками, песенками, пословицами, поговорками, хороводами и т. д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка, национальной культуры. В фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь концентрируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека в их взаимосвязанности.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Для реализации указанных направлений можно использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста самые разнообразные средства:
- общение с представителями разных национальностей;
- устное народное творчество;
- художественную литературу;
- игру, народную игрушку и национальную куклу;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыку;
- этнические мини-музеи.
Таким образом, условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурной являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре реализацию базовой комплексной программы);
- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развитие ребёнка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).
Список информационных источников
- Андрюхина. Л.М. Этнокультурное образование. ИРРО Екатеринбург 2003
- Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. – М.: Просвещение, 1975. – 251с.
- Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности.// Педагогика, 2005 - №3. – С. 36-43
- Пилюпик Н.П. Национально – региональный компонент в содержании дошкольного образования. /Народное образование. – 2004. - №4 – с. 3 – 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.
методические рекомендации для воспитателей МДОУ...
Методическое пособие на тему:Формы и содержание этнокультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях.
Методическое пособие...
Развивающее образование в дошкольном образовательном учреждении. (Развитие здоровья - приоритет развивающего образования.)
Информация для воспитателей....
Карта лучшей практики по организации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении, совершенствования работы с воспитанниками с особыми образовательными возможностями.
Опыт работы по внедрению вариативных форм дошкольного образования...
«Создание этнокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении»
Концепции развития ребенка как личности, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развит...
Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» Энгельсского муниципального района Саратовской области во второй
Аннотация к планированию образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования составлена воспитателем.В основе Планирования лежат концептуальные положени...
Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и...