патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Сидорова Сардаана Аркадьевна

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с приложениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

  1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….5
  2. Ознакомление старших дошкольников с г. Якутском………………...13
  3. Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с г. Якутском………………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, культурные, ответственные, уверенные в себе. В то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности», отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания патриотизма требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.

В период дошкольного возраста у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Патриотическое воспитание дошкольников в большей степени зависит от профессиональной подготовленности воспитателей дошкольных учреждений, от их методической обеспеченности, умения организации образовательного процесса. От воспитателей прежде всего требуется знание историко-географических сведений о родном городе, его достопримечательностей, социально-демографических фактов, а также умение преподнести учебный материал и изложить на доступном языке.

Обзор педагогической литературы и отечественных программ дошкольного образования показывает, что проблема патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. В частности, вопрос патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с городом Якутском, на мой взгляд, относится к наименее исследованному.

Целью исследования является разработка методических рекомендаций для воспитателей дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с городом Якутском.

Задачи:

1.  Изучить сущность патриотического воспитания

2. Раскрыть особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с г. Якутском

3. Описать методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с г. Якутском

Методы исследования:

  • Анализ психолого-педагогической литературы
  • Наблюдение
  • Метод опроса

Структура курсовой работы состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др. [18, с. 49]

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [9, с. 58].

Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [14, с. 53].

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень - Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.

В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делался на познании ребенком своей страны. В это время появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой. В Беларуси - Л.Е. Никоновой.

Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.

В связи с этим в Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [15, с.67].

В настоящее время понятие "патриотизм" имеет множество определений и, соответственно, разное содержание. В совокупности существующие определения включают в структуру патриотизма личностные и деятельностные аспекты. Патриотизм рассматривается как ценностная установка (К. Биекенова, А. Садвокасова), сознание (Т. Калдыбаева, Ф.Ф. Лоюк), мировоззрение (И.Ф. Харламов), чувство (И.С. Кон, Т. Калдыбаева, Э. Столярова), мотив (Т. Калдыбаева), отношение (И.С. Кон, Т. Калдыбаева), качество личности (У. Альжанова, И.Ф. Харламов), принцип (норма) деятельности (И.С. Кон., Т. Калдыбаева, И.Ф. Харламов).

Имеющиеся исследования позволяют считать патриотизм качеством личности, его мировоззрения, поведения и деятельности. Патриотизм - это качество, выражающееся в чувствах, мотивах, и результатах деятельности, требованиях к деятельности, отношении к природе, людям, культуре и к себе. Патриотизм включает заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее к самопожертвованию; верность родине; гордость социальными и культурными достижениям своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства, своей стране в целом.

Исследователь Ривина Е. считает, что нужно научить подрастающее поколение искренне уважать национальный герб, флаг, гимн. С самого раннего детства необходимо формировать, считает автор, у детей правильные представления о важнейших, нравственных ценностях.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает [2, с. 105]:

  • содержательный компонент - овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
  • эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
  • деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.

К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребёнка к окружающему.

Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни.

Большое значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках [19, с.10].

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  • Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
  • Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
  • Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности. [12, с.96].

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

В семье ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи. Тем не менее, она призвана выполнять следующие функции:

а)привитие любви к родному краю;

б)формирование знаний о своих генетических корнях;

в)обеспечение здорового образа жизни;

г)привитие чувства гордости за героев своего Отечества;

д)формирование трудолюбия;

е)воспитание чувства интернационализма.

Для определения патриотического воспитания М.В.Богомаз обращается к понятиям «гражданин», «патриотизм», «воспитание», «воспитанность».

Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времен и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если дошкольникам не рассказывать о том, как жили их предки в древности, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу. Поэтому, чтобы воспитать в детях любовь к своему народу, необходимо им дать знания о том, как жили люди, что их окружало, какие у них были обычаи, что они ценили.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и чувство уважения к своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным городом и страной.

Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Успеха в этой работе можно достичь только, если сам воспитатель будет знать историю жизни своего народа и любить свой народ. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и чувство гордости [22, с. 35].

2. Ознакомление старших дошкольников с г. Якутском.

Само понятие  истории города очень объемно. Поэтому при составлении учебного материала, доступного для восприятия детьми дошкольного возраста сталкиваемся с некоторыми сложностями.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей по старше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей [6, с.20].

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, тематические экскурсы (целевая прогулка по ближайшим улицам), беседы, чтение художественной литературы (пословицы, поговорки), показ картин, иллюстраций, прослушивание песен про родной город, различные познавательные мероприятия, дидактические игры.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [6, с.20].

Учебное пособие Т.И. Ушаковой «Знакомство дошкольников с г. Якутском» содержит обширный информационный материал о городе Якутске и разнообразные формы деятельности воспитателя, которые могут быть использованы при планировании работы по ознакомлении с историей городом Якутска. Пособие является приложением к книге Ефимовой Д.Г., Аржаковой В.К., Ушаковой Т.И. «Ознакомление с Якутией», где разработан программный и методический материал из опыта работы творчески работающих воспитателей дошкольных учреждений в Республики Саха (Якутия).

Данные методические рекомендации по патриотическому воспитанию посредством ознакомления с городом Якутском рассчитаны на старшую группу и состоит из трех разделов: «Вводная тема: Якутск – столица Республики Саха (Якутия)», «Достопримечательности города Якутска», «Символы Республики Саха (Якутия)».

Каждый раздел содержит воспитательно-образовательные цели, программное содержание, предварительную работу и методические советы.

Программное содержание включает понятийный аппарат, т.е. тот объем знаний, который он должен изучать в этом разделе.

Предварительная работа представляет собой экскурсии, целевые прогулки, тематику бесед, игр, художественных произведений и других видов деятельности по данной теме. В конце каждого раздела предлагаются методические советы с возможными вариантами изложения изучаемого материала.

Каждый раздел предусматривает ряд занятий разного типа и формы. Например, в рамках раздела «Якутск – столица Республика Саха (Якутия)» можно провести занятия на следующие темы:

  • Мир, в котором я живу.
  • История возникновения города Якутска.
  • Современный город Якутск.

Такой порядок проведения занятий способствует изложению учебного материала в логической последовательности.

На каждом занятии при удобном случае упоминается, что мы живем в городе Якутске – столице республики.

Раздел «Достопримечательности города Якутска» предполагает следующие темы занятий:

  • Театры моего города.
  • Музеи моего города.
  • Площади моего города.

В зависимости от интереса и способности детей можно дополнить: «Памятные места города Якутска», «Все для нас, дети» [20, с. 29].

Ознакомление с историческими памятниками можно начинать с тремя видами памятников города Якутска, которые охраняются законом. Это танк площади Победы – памятник истории воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; здание публичной библиотеки им. А.С.Пушкина на проспекте Ленина (архитектор К.А.Лешевич, 1911г.) – памятник архитектур; памятник искусства на территории краеведческого музея Ярославскому Емельяну Михайловичу, одному из активных участников революционного движения в России, академику, политическому ссыльному, отбывавшему в Якутии в 1915-1917 годах (скульптор – Марианна  Ярославская, дочь Ем. Ярославского, 1969).

Работа по теме «Все для нас, детей» возлагается на родителей. Они выходные дни со своими детьми посещают Парк культуры и отдыха, Саха цирк, Дворец детства, музей достижений школьников. Активный отдых можно продолжить в республиканский детский оздоровительный центр, который включает в свой состав крупнейшие спортивные сооружения: плавательный бассейн «Самородок», Дворец спорта «50 лет Победы», ледовый дворец «Эллэй Боотур» и центральный стадион «Туймаада».

Тему раздела «Символы Республики Саха (Якутия)» можно раскрыть на занятиях:

  • О чем рассказывает флаг?
  • «Говорящие» гербы.

Для закрепления материала можно предложить детям раскрасить изображения рыцарей со щитом, где изображен герб. Дать задание поискать дома изображения гербов разных стран, городов. Это могут быть иллюстрации, фигурки лего-рыцарей со щитами, монеты, значки, открытки, сувениры и т.д. Предложить дома с родителями продумать и составить герб семьи, группы, детского сада. Рекомендуется составить альбом «Герб моей семьи», «Гербы нашей группы» и т.п. [20, с. 42]

Также уместно организовать совместную с родителями работу по коллекционированию значков, открыток, буклетов, изображающих символов Республики Саха (Якутия). Таким образом, дети своими руками, материалами создают мини-музей государственной символики в родном детском саду. Все это вызывает у детей положительные эмоции, восторг, чувство гордости за свое дело. Материалы мини-музея экспонируются по темам.

Чтобы ребенок хорошо знал свой родной город, такой мини-музей имеет немаловажное значение.

Работая над составлением тематических планов по ознакомлению детей с родным городом, воспитатель должен учитывать специфику местной социокультурной среды, доступность сообщаемых детям знаний, возможность решения в единстве учебных и воспитательных задач.

При тематическом планировании воспитателю необходимо правильно дозировать познавательный материал, устанавливать логическую связь между сообщаемыми детям сведениями. Правильная дозировка определяет качество усвоения. Слишком малый или, наоборот, чрезмерный объем материала не будет способствовать мыслительной активности ребенка. Использование краеведческого материала в большом объеме, чрезмерное увлечение деталями и фактами приводят к тому, что дети не все поймут и усвоят. И наоборот если, педагог недостаточно, чем как следует, будет использовать материалы на темы, касающиеся истории родного города, тогда дети сами попытаются разобраться в информации, полученной от разных источников, в том числе и от негативных. В результате представление у детей будут не точны, а знания бессистемны [5, с. 21.].

Продолжительность занятий и мероприятий различных форм по ознакомлению с городом Якутском соответствует нормам и требованиям обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Качество и доступность познавательных материалов по ознакомлению детей с городом Якутском зависит от профессиональной подготовленности педагога-воспитателя, а интересные впечатляющие занятия зависят от его умелой организации и проведения [20, с. 34].

3. Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с г. Якутском.

Для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста необходим план ознакомления детей с г. Якутском:

1. Постановка цели работы, программное содержание, материал и оборудование

2. Провести предварительные работы по данному мероприятию

3. В ходе мероприятия рассказать историю возникновения и развития

Педагогический процесс по ознакомлению детей с родным городом, как средство воспитания патриотических чувств строится в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей старшего дошкольного возраста [8].

Всю работу по ознакомлению с родным городом разделили на 9 основных блоков:

1. Якутск- столица Республики Саха (Якутия)

2. Достопримечательности г. Якутска

3. Символика. Герб города;

Знакомясь с со столицей республики, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. При работе педагогами детского сада учитывается, что успешность воспитания патриотических чувств у дошкольников при знакомстве с городом станет возможной только при условии и активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, используя разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

В работе по ознакомлению детей с городом используются методы, прежде всего повышающие их познавательную и эмоциональную активность, а так же модель ознакомления дошкольников с городом, которая позволяет увидеть этапы познания города ребёнком, а также определяет тематические блоки работы воспитателя с детьми.

При ознакомлении детей с улицами г. Якутска проводились беседы с детьми о названиях центральных улиц города, уточнялось, почему та или иная улица так называется, рассказывали детям о людях, чьими именами названа известные детям улицы и их героическом прошлом. Дети учились задавать вопросы и искать ответы, делать самостоятельные умозаключения. Появились любознательность, интерес, у детей развивался понятийный словарь, мышление, дети сделали вывод о том, что в нашем городе очень много улиц, одни названы в память о героях Отечества, смелых землепроходцах, знаменитых людей; другие – по названию находящихся рядом предприятий и т.д.

Играя, учились выполнять правила поведения на улице и в общественных местах. В ходе знакомства с определенным микрорайоном у детей расширились знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города, что в свою очередь, воспитывает у детей интерес и любовь к частям города, заботу о его красоте, чистоте. Все дети пожелали сделать что-то полезное, хорошее для себя, родных, людей.

1. Якутск – столица Республики Саха (Якутия) (см приложение 1)

Цель:

  • Формировать историко-географические представления о городе Якутске как главном городе – столице;
  • Вызывать чувство гордости и восхищения родным городом;
  • Активизировать словарь.

Программное содержание

Страна, республика, столица, город, село. Сельчане, горожане, якутяне. История возникновения города Якутска. Современный город Якутск.

Материал и оборудование

Географическая карта Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Карта города и его окрестности. Иллюстрации старого и современного города. Аудиозаписи: песни о родном городе.

Предварительная работа

Серия экскурсий и целевых прогулок по Якутску, беседы «Мир, в котором я живу», «Как строился наш город?», «Якутск – прежде  и теперь». Игра – викторина «Что мы знаем о своей малой родине?». Чтение и пересказ художественных произведений: С. Данилова «Патриарх сибирских городов», стихи А. Михайлова «Саха», Л. Попова, И. Чагылхана о родном городе Якутске.

Ход мероприятия:

Воспитатель: скажите, пожалуйста, на какой планете мы живем?

Дети: на планете земля.

Воспитатель: как называется наша страна и республика?

Дети: Россия, Якутия.

Воспитатель: кто из вас назовет город, в котором мы живем?

Дети: город Якутск.

Воспитатель: правильно. Город – это от слова «городить, огораживать». Огороженное место, где живет много людей это и есть город. Город Якутск является главным городом Республики Саха (Якутия), т.е. является и ее столицей. Столица – от «сто лиц», т.е. много лиц, много людей. Нашу Республику называют «Республика Саха Якутия» или просто «Якутия». Она входит в состав России.

2. Достопримечательности города Якутска (см приложение 2)

Цель:

  • Закрепить и расширять знание детей о достопримечательностях города Якутска;
  • Приобщать к истокам региональной культуры;
  • Активировать словарь.

Программное содержание

Достопримечательности современного Якутска: театры, кинотеатры, музеи, площади, фонтаны.

Материал и оборудование

Иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Якутска. Дидактические материалы «Театры моего города», «Площади моего города».

Предварительная работа

Экскурсии в музеи, целевые прогулки на площади города. Экскурс «Театры моего города». Беседы о достопримечательностях города Якутска. Настольно-печатные игры: «Театры моего города», «Площади моего города». Чтение отрывок из книги Н.Г. и Л.Н. Самсоновых «имена говорят».

3. Символы Республики Саха (Якутия) (см. приложение 3)

Цель:

  • Формировать представление о флаге и гербе Республики Саха (Якутия) как о государственных символах, познакомить с историей их происхождения, с их значениями в прошлом и настоящем времени;
  • Вызывать чувство гордости и восхищения родным городом, народом;
  • Активизировать словарь.

Программное содержание:

Государственные символы Республики Саха (Якутия): флаг и герб. Прослушивание гимна Якутии.

Материал и оборудование

Иллюстрации с изображениями флага и герба Республики Саха (Якутия), иллюстрации с изображением самолетов, спортивных костюмов с якутским флагом. Значки города Якутска. Аудиозаписи: гимн Якутии на русском, якутском языках.

Предварительная работа

Экскурсии по городу Якутску. Беседы «О чем рассказывает флаг?», «Говорящие гербы». Игра-викторина «Что мы знаем о символах своей Родины?». Раскраска изображения гербов. Описательный рассказ символов. Прослушивание гимна республики на русском, якутском языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, хочется сказать, что, знакомя детей с родным городом, воспитывая у них чувства любви и восхищения своим городом, постепенно подводя детей к пониманию того, что наш город – частица Родины, создается та база, на которой в последствии человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь. Осознавая позитивность и важность данной работы, педагогический коллектив, стремится заложить в детские души любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края; развить эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю; воспитать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому, воспитать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культуре, природе и умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.        

В процессе курсовой работы:

1. Проведен обзор психолого-педагогической, краеведческой литературы по выбранной теме.

2.    Раскрыта сущность патриотизма и патриотического воспитания.

3. Определены организационно-методические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городом Якутск.

Разработанные нами методические рекомендации помогут педагогам-воспитателям, студентам педагогических колледжей:

  • Сформировать историко-географическое представление о городе Якутске как главном городе-столицы;
  • Вызывать чувство гордости и восхищения родным городом;
  • Привить любовь к родному городу и уважение к людям, живущих в нем;
  • Формировать первоначальное преставление о флаге и гербе Республики Саха (Якутия) как о государственных символах, а также об их происхождениях;
  • Приобщать к истокам региональной культуры;
  • Активизировать словарь.

Все это отражает на наш взгляд, на наш взгляд, начало патриотического воспитания дошкольников.

        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Патриотическое воспитание. М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2011. - 295 с.
  2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. С.-256
  3. Артюхова И.С., Захарова Л.В. Россия – наш общий дом. Моя Якутия. М., 2015.
  4. Богомаз М.В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся // Стандарт и мониторинг в образовании. -2002. - № 4. -С.60-61.
  5. Деркач Л.Н. /Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников/ Деркач Л.Н. , - Дошкольная педагогика. – 2009. - №2. – с. 21.
  6. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22.
  7. Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.
  8. Интернет ресурсы: Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В. http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
  9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
  10. Логинова Л. Говорящие гербы  // Ребенок в детском саду. -2004. -№6. –С.71-75.
  11. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать: Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М., 2006.
  12. Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Спадчына" / Л.В. Дубовская; под. ред. В.М. Теленченко. - Мозырь: Содействие, 2007. - 220 с.
  13.  Мосалова Л.Л. Я и мир. С.- П.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 79 с.
  14. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов / Л.Е. Никонова. - Минск: Народная асвета, 2011. - 112 с.
  15. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / О.С. Колпачук, И.Г. Добрицкая // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Минск: БГПУ, 2006. - С.66-68.
  16.  Платонова Т.В., Хохолова Е.Е. Люби и знай родной край.  - Якутск, 2009.  
  17.  Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  18. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2009 г.
  19. Суслова, Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников / Э.К. Суслова // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 3. - С. 5-14.
  20.  Ушакова Т.И. Знакомство дошкольников с городом Якутском. - Якутск, 2003. – 47 с.
  21.  Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
  22. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. - Могилёв. Издательство МГУ, 2000. - 59 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Якутск – столица Республики Саха (Якутия)

Цель:

  • Формировать историко-географические представления о городе Якутске как главном городе – столице;
  • Вызывать чувство гордости и восхищения родным городом;
  • Активизировать словарь.

Программное содержание

Страна, республика, столица, город, село. Сельчане, горожане, якутяне. История возникновения города Якутска. Современный город Якутск.

Материал и оборудование

Географическая карта Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Карта города и его окрестности. Иллюстрации старого и современного города. Аудиозаписи: песни о родном городе.

Предварительная работа

Серия экскурсий и целевых прогулок по Якутску, беседы «Мир, в котором я живу», «Как строился наш город?», «Якутск – прежде  и теперь». Игра – викторина «Что мы знаем о своей малой родине?». Чтение и пересказ художественных произведений: С. Данилова «Патриарх сибирских городов», стихи А. Михайлова «Саха», Л. Попова, И. Чагылхана о родном городе Якутске.

Методические советы

Современный ребенок лучше воспринимает понятие «страна», нежели понятие «город». Дети старшей группы знают названия некоторых стран. А вот перечислить хоть несколько городов России, республики вызывает у них затруднения. Ликвидировать перекос можно на занятиях по ознакомлению с понятиями «Страна, республика, столица, город, село». При этом целесообразно использовать модель «Мир, в котором я живу» см. рис 1.

Якутск

Воспитатель: скажите, пожалуйста, на какой планете мы живем?

Дети: на планете земля.

Воспитатель: как называется наша страна и республика?

Дети: Россия, Якутия.

Воспитатель: кто из вас назовет город, в котором мы живем?

Дети: город Якутск.

Воспитатель: правильно. Город – это от слова «городить, огораживать». Огороженное место, где живет много людей это и есть город. Город Якутск является главным городом Республики Саха (Якутия), т.е. является и ее столицей. Столица – от «сто лиц», т.е. много лиц, много людей. Нашу Республику называют «Республика Саха Якутия» или просто «Якутия». Она входит в состав России.

        Люди, которые живут на планете называются «земляне», в России – «россияне», в Якутии – «якутяне», в городе – «горожане», в селе – «сельчане». А теперь посмотрите, как это можно показать с помощью колец.

        Воспитатель повторяет слова детей и выстраивает модель (рис.1.).

        Для ознакомления с географическим положением рекомендуется иметь карту России и Якутии. На ней четко выделить границу Якутии, столицу Якутск обозначить кружком или звездочкой. Желающие с помощью воспитателя показывают город Якутск на карте. Далее объяснить, что у каждого города, как и у каждого человека, свой возраст. Столица нашей Республики – город Якутск в этом году отмечает 383-летие.

        Якутск – город, раскинувшийся на берегу Лены, одно из крупнейших рек нашей страны.

В полукружиях гор, что покрыто сосною.

На холмах крутоверхих над Леной-рекой

Ты воздвигнут умельцами давней порою

Гордость тундры, таежных чащоб - мой Якутск.

        Города, как люди имеют свою биографию, переживают этапные моменты, крутые переломы в своем становлении и развитии, в общей исторической судьбе народа, края, всей страны…

Детям сообщают доступные сведения о возникновении города Якутска. Вкратце осветить некоторые аспекты истории Якутска.

Первоначально город Якутск был заложен как Ленский острог – форпост царского правительства в Восточной Сибири. Географически место выбрано удачно – в центре вновь присоединенной к России области, на пересечении водных и сухопутных путей. Вскоре после основания город стал приобретать важные значение как торговый и культурный центр, в частности, освоении тихоокеанского побережья для пушной торговли шло через Якутск. Особенно оживились летние ярморочные торги в Якутске. Они проводились там, где ныне торговый дом «Кружало» в Старом городе. Город довольно быстро развивался. Для измученных долгой дорогой путников Якутск имел довольно привлекательный вид: сияли позолоченные главы церкви, город казался большим и величественным.

Исторические рассказы уместно проводить во время экскурсии на территории Старого города-комплекса Главной охранной зоны. Далее логическое продолжение имеет история реконструкции городской среды и деятельность современных горожан.

В последние годы Якутск активно проводит работу по международному сотрудничеству, устанавливаются культурные и деловые контакты с различными странами и городами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Достопримечательности города Якутска.

Цель:

  • Закрепить и расширять знание детей о достопримечательностях города Якутска;
  • Приобщать к истокам региональной культуры;
  • Активировать словарь.

Программное содержание

        Достопримечательности современного Якутска: театры, кинотеатры, музеи, площади, фонтаны.

Материал и оборудование

        Иллюстрации с изображениями достопримечательностей города Якутска. Дидактические материалы «Театры моего города», «Площади моего города».

Предварительная работа

        Экскурсии в музеи, целевые прогулки на площади города. Экскурс «Театры моего города». Беседы о достопримечательностях города Якутска. Настольно-печатные игры: «Театры моего города», «Площади моего города». Чтение отрывок из книги Н.Г. и Л.Н. Самсоновых «имена говорят».

Методические советы

        Особый интерес у детей вызывают такие достопримечательности города, как театры, музеи, площади.

        Прежде чем повести в музей, нужно вести подготовительную работу по ознакомлению с историческим, краеведческим материалами: кто основатель музея, для чего он создал, что там интересного и т.д.

        В краеведческом музее им. Ем. Ярославского дети знакомятся с природным условием различных уголков республики. Их внимание привлекает многочисленные чучела зверей и птиц, коллекции различных обитателей флоры и фауны, например, бабочки, жуки и т.д. В музее дети увидят экспонаты полезных ископаемых, которые они не видели в жизни: нефть, кимберлит, различные руды. Здесь же они могут увидеть экспозиции древнего мира, какой была наша земля много лет тому назад, какие животные на ней обитали, каким был древний человек.

        В литературном музее им. П. Ойунского внимание детей привлекут 5-й и 6-й салоны, а также Якутская ураса на усадьбе литературного музея и юрта П.А. Ойунского.

        5-й салон рассказывает о дружбе якутских писателей с писателями других стран. Здесь экспонированы памятные подарки со всех уголков России в знак признательности творчества якутских писателей.

        Воспитатель называет имена якутских писателей, которые писали и пишут для детей и предлагает найти их портреты. С некоторыми из них дети знакомы уже при чтении произведений якутских авторов.

        6-й салон посвящен якутскому государственному драматическому театру, ныне Саха театр, который носит имя П.А.Ойунского. здесь выставлены фотографии деятелей якутского театрального искусства и сцены из отдельных постановок.

        Раньше северные якуты жили в урасе. В настоящее время ураса является самобытным памятником якутской архитектуры. В ней представлены творения мастеров-умельцев: орудия труда и охоты, рога лося и оленя, шкуры зверей, коврики из конской и скотной шкуры, женские украшения, национальная мужская и женская одежда с поясами из серебренных пластин, нарядное седло, оленьи упряжки, чороны, кожаные сосуды для кумыса, деревянные и берестяная посуда и многое другое. Рассматривая с детьми предметы быта северных якутов, воспитатель подчеркивает их красоту и самобытность, талант народных мастеров, их функцию и мастерство. При посещении юрты П.А. Ойунского уместно рассказывать детям о его творчестве как талантливого ученого-лингвиста, авторитетного руководителя республики, борца за справедливость и свободу своего народа. Дополнить рассказ используя материалы, статьи С.П. Ойунского «Несколько слов об отце». Зачитать отрывки из Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный».

        Вызывает интерес у детей посещение музея Северо-восточного федерального университета в здании КФЕН, где выставлены чучела редких животных и растений Якутии. Например, чучело черного зайца, убитого якутским охотником.

        Поход по музеям можно завершить музеем искусства им. М.Ф. Габышева.

        Большой вклад в культурную жизнь горожан вносят Саха театр им. П.А. Ойунского, театр оперы и балета им. Д.К.Сивцева – Суоруна Омоллоона, театр танца, самый северный в России Саха цирк, а так же Дворец культуры и техники (ДКиТ). В экскурсе «Театры моего города» уместен рассказ о творческой деятельности каждого театра по отдельности, т.к. у каждого свое особое направление работы; о профессиях людей, которые работают в театре, о знаменитых артистах, их достижениях.

        Целевые прогулки можно организовать на площади Ленина (Дома правительства №1, №2, здание детского искусства, Комдрагмета и др.), Орджоникидзе (Саха театр, памятник П.А. Ойунскому, Арктический государственный институт искусства и культуры (АГИИиК) и др.), Дружбы (Театр оперы и балета, памятник А.Е. Кулаковскому – Ексекулээх Елексей, Институт биологии и др.) и площадь Победы.

        Площадь Победы является историческим местом. В годы Отечественной войны здесь была пристань Гольминска, и именно с этого места провожали якутян на войну. Здесь же встречали вернувшихся с войны солдатов - якутян. Танк – памятник погибшим воинам – землякам, установили к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне.

        Отдыхать можно не только развлекаясь, но и открывая для себя много нового, полезного и интересного. Так у детей возникает представление об активном отдыхе.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Символы Республики Саха (Якутия)

        Цель:

  • Формировать представление о флаге и гербе Республики Саха (Якутия) как о государственных символах, познакомить с историей их происхождения, с их значениями в прошлом и настоящем времени;
  • Вызывать чувство гордости и восхищения родным городом, народом;
  • Активизировать словарь.

Программное содержание:

        Государственные символы Республики Саха (Якутия): флаг и герб. Прослушивание гимна Якутии.

Материал и оборудование

        Иллюстрации с изображениями флага и герба Республики Саха (Якутия), иллюстрации с изображением самолетов, спортивных костюмов с якутским флагом. Значки города Якутска. Аудиозаписи: гимн Якутии на русском, якутском языках.

Предварительная работа

        Экскурсии по городу Якутску. Беседы «О чем рассказывает флаг?», «Говорящие гербы». Игра-викторина «Что мы знаем о символах своей Родины?». Раскраска изображения гербов. Описательный рассказ символов. Прослушивание гимна республики на русском, якутском языках.

Методические советы

        Что же такое флаг, и для чего он нужен? В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойной. Ни раз приходилось жителям городов и деревень объединиться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал палку вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли – стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Позже вместо травы или конского хвоста прикрепили к палке кусок ткани. Ткань развевалось, трепетало на ветру, и такой знак был виден из далека. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по-своему. Зачем? А вот зачем. По свету флага можно было определить какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой. А может быть это враги, которые хотят захватить город. Или это воины дружеского города, которые нуждаются в отдыхе. Если враги захватывали город, на его башнях тут же вывешивались новые флаги. И путешественники, увидев флаги, сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.

        В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. Для сравнения предлагаем показать флаги России и Якутии, которые реют над Домом Правительства. Объяснить значение цветов на флаге Якутии: верхний, серединный, нижний миры; в середине белое солнце символизирует чистоту, благородство, первозданное.

        Конечно, в наше время вовсе не нужно поднимать флаг высоко-высоко, чтобы собрать всех воинов. Но флага все равно необходимы. Например, они помогают сразу узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте самолета изображают флаг страны.  Когда в море или океане встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране принадлежит корабль. Во время больших спортивных соревнований, например, игр «Дети Саха-Азия», Олимпийских игр по флагу мы можем определить, какие страны будут участвовать в соревнованиях. Флаг страны изображен и на костюмах спортсменов. А во время награждения высоко-высоко над стадионом поднимаются флаги и звучит гимн страны победившего спортсмена.

        Гимн исполняют на праздниках, фестивалях, спортивных соревнованиях. Прослушивание гимна происходит стоя, можно подпевать.

        Изучение гербов – дело очень увлекательное как для детей, так и для самих воспитателей. Для начала воспитатель должен сам рассмотреть гербы Якутии разных времен, попытаться понять, что может герб нам рассказать. Например, (см. в приложении 1 рис.1), «5 июля 1878г. Высочайше утвержден герб Якутской области: на серебряном щите одноглавый орел держит в когтях червленого соболя: щит обрамлен дубовыми листьями, перевитыми Александровской лентой и увечен короной».

        История герба, так же и как флага, начиналась в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Их защищали доспехи, щит. Во время боя воины, закованные в доспехи, очень похожи, и было трудно определить, свой это или чужой. Главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Изображение на щите стали называть гербом. Чаще всего воин изображал на щите-гербе животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что воин считает себя сильным, храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловок и быстр. Воины очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить.

        Уже давно нет воинов, современные солдаты не используют щиты. Но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если внимательно рассмотреть герб какого-нибудь города, то можно узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему имеет вид щита. На нем изображено, то чем город славится, гордится, дорожит.

        На современном якутском гербе изображен всадник со знаменем. Мотив выполнения напоминает наскальные рисунки. Герб Якутии «говорит» о том, что якутский народ был воинствующим, смелым. Воин на гербе держит в руке знамя победы, он – Победоносец. В то же время конь символизирует человека – труженика. Изображение воина обрамлено синей полоской, а на ней символы алмаза. Это означает, что Якутия – край алмазный. Синий цвет именуется лазурным и символизирует красоту, честность и верность.

        Изображения гербов можно использовать и при обучении детей составлению описательного рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»

В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...

Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....

Сборник методических материалов по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Дошкольный возраст: время растить патриотов!"

Сборник разработан для реализации образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. В данном сборнике рассматривается система ра...