УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Целью игр природоведческого содержания является закрепление знаний детей о природе.
Их задачи: закрепление знаний, развитие различных мыслительных операций, процессов, развитие наблюдательности, умения действовать по образцу, воспитание бережного отношения к природе.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОСТАЛЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13
с углубленным изучением отдельных предметов»,
корпус 7, дошкольное отделение
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДОУ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила:
Бабина Ирина Витальевна
Воспитатель
г. Электросталь
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………. 3
- Игра помогает воспитывать интерес детей к природе
2.1.Сюжетно-ролевые игры с природным содержанием. 5
2.2.Словесно-дидактические игры………………………. 7
2.3.Дидактические игры…………………………………... 9
2.4.Дидактические игры для детей 3-5 лет……………... 11
2.5. Дидактические игры для детей 5-7 лет……………. .13
2.6. Опыт работы ДОУ №46 по кружковой работе…….16
3. Заключение………………………………………………… 18
4. Литература………………………………………………… 22
Приложение 1 – Опыт «Растения – живые организмы» из работы кружка «Незабудка».
Приложение 2 – дидактические игры для детей 3-5 лет.
Приложение 3 – дидактические игры для детей 5-7 лет.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения дошкольника могут быть ему представлены и стать основой развивающегося взгляда на природу и отношения к ней.
В основе экологического воспитания – адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
1.сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
2.практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада;
3.детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
4.общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
5.экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
6.речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией;
7.наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
8.просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Дошкольное детство – это период игры. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координация движений, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры.
Существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях, развивают их память, внимание.
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в его играх.
Целью игр природоведческого содержания является закрепление знаний детей о природе.
Их задачи: закрепление знаний, развитие различных мыслительных операций, процессов, развитие наблюдательности, умения действовать по образцу, воспитание бережного отношения к природе.
ИГРА ПОМОГАЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т.д. Такие игры требуют некоторых знаний, умения применять их в соответствующей ситуации. Поэтому рекомендуется проводить их с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.
Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Он начнет из кубиков (или другим способом) строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать ее глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает ее тем же методом – новыми игровыми действиями. На машине (можно и самолетом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы ( в общем еще не задействованные в игре игрушки-животные). Взрослый, взяв на себя роль шофера, который доставил зверей, просит «директора» зоопарка принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных клетках), т.к. они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он и сам время от времени может подвозить новых животных и устраивать их в зоопарке.
Далее, если ребенок в сюжете игры остановился на строительстве клеток и не стремится развить его, взрослый включается вторично: на машине подвозит питание для зверей, просит «директора» принять его.
- Я привез вам мясо для хищников, рыбу для водных животных, зерно для птицы. Примите товар, перенесите его в хранилище и кормите животных – весь товар свежий.
«Товаром» может быть все, что угодно: красные кубики будут изображать мясо, щепочки – рыбу, в кастрюльках может незримо находиться зерно. Для ребенка появляется новое поле деятельности в рамках старого сюжета игры: он кормит животных, закупает продукты, подвозит их. Сюжет игры наталкивает ребенка на поиск заместителей реальных предметов.
Например, он задумывается над тем, как «изготовить» продукты питания. Взрослый должен подсказать ему, что мясо, овощи, фрукты, рыбу можно слепить из пластилина, глины или нарисовать и вырезать из картона; клетки можно сделать не только из кубиков, но из коробок, мебели. Такие своевременные подсказки подталкивают ребенка на самостоятельный поиск игровых приемов, углубляют и расширяют содержание его игровой деятельности.
Малыш заинтересовался и не хочет идти спать. Взрослый опять тактично включается в игру, вводя нового персонажа – ночного сторожа зоопарка. Взяв куклу (лучше куклу-мальчика), взрослый ведет от ее имени разговор:
- Здравствуйте, я к директору зоопарка. Хочу устроиться на работу к вам сторожем. Буду следить, чтобы в ночное время в зоопарке был порядок, чтобы никто не ходил и не пугал животных. Буду проверять все клетки, чтобы они были хорошо закрыты, - иначе звери могут убежать. Вы можете идти спать спокойно, а завтра снова придете в зоопарк.
Ребенку, конечно, понравится такой поворот событий – это же интересно: появился работник, который сможет сменить его, и он может спать в своей кроватке, продолжая играть, - спать не как ребенок, а как директор зоопарка, который пришел вечером с работы.
Далее взрослый, руководя развитием игры, обязательно придет с кем-то из кукол на экскурсию в зоопарк и попросит директора показать животных и рассказать о них. Для ребенка – это новый этап в игре – животные содержатся в зоопарке не просто так, а для показа публике. А взрослый выявит, что ребенок знает о животных, что приобрел во время посещения зоопарка, какие сведения активно использует, а какие – забыл, где пробелы в знаниях. Это повод для того, чтобы предложить директору зоопарка посетить «библиотеку» (место, где хранятся в доме детские книги), которая недавно открылась по соседству и в которой есть много книг о животных. И вот уже взрослый в качестве библиотекаря читает юному директору книги, откуда он черпает новые сведения о своих питомцах. В зоопарк могут опять поступить новые животные (это мама или папа зашли в магазин и купили резиновые игрушки-животных); может приехать ревизор, который будет проверять, хорошо ли содержат животных, как их кормят; в конце концов может случиться происшествие – ночью по недогляду сторожа из клетки уйдет хищник и т.д., и т.д. Способов развития и углубления содержания игры может быть много. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра – это серьезное дело: в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество. Деликатное (игровое) вхождение в игру взрослых обобщает ее содержание, улучшает отношения с ребенком.
СЛОВЕСНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
С ПРИРОДНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
С дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписываться в разнообразные бытовые ситуации.
Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.
- Давай с тобой поиграем, - говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.
Она кладет ему в рот кусочек морковки, которую крошит для супа. Внук хрустит ею, улыбается и, конечно, сразу отгадывает, что это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно – у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать ее характерные признаки: твердая, хрустит, когда ее ешь, сладкая. Дальше она кладет ему в рот то лук, то капусту, то свеклу, то веточку укропа, то кусочек хлеба или щепотку сахару. Внук отгадывает и говорит, как он распознал «съедобную» загадку. В другой раз бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру «Из чего состоит винегрет». Отгадав овощи по вкусу, внук должен подвести итог: сказать, что же кладут в винегрет.
Аналогичным образом ребенку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко, или морковку, или луковицу. Ощупав предмет, он должен отгадать его. Ту же морковь в этот раз можно определить по иным признакам: ее форме (продолговатой, заостренной с одного и округленной с другого конца), твердой и гладкой поверхности. Лук выдает себя круглой формой с нитями-корешками, гладкой поверхностью и шелестом чешуек. Дошкольнику интересно узнать, что же ему кладут в руки – то ли огурец, то ли помидор, отличить апельсин от яблока, апельсин от лимона, не спутать яблоко с грушей, абрикос со сливой. Игра тренирует сенсорные способности ребенка и может его долго занимать, если ее разнообразить: класть в руки то хорошо знакомые, то малознакомые предметы, то один плод, то два плода для их сравнения и т.д.
Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию». Вот мама с дочкой возвращаются из детского сада и заходят в овощной магазин. Мама видит товар на прилавке и прикидывает, что ей надо купить. Чтобы скрасить ожидание дочки, пока они стоят в очереди, она предлагает ей поиграть.
- Хочешь узнать, что я буду покупать? – спрашивает мама и, получив утвердительный ответ дочери, продолжает. – Я буду загадывать тебе загадки – рассказывать про овощи, а ты по описанию их должна отгадать, что это. Слушай: растет на грядке, в огороде, сидит в земле долго; сама круглая, с хвостиком, твердая, цветом темно-претемно красная. Что это?
Дочка, наверное, отгадает, что это свекла. Если же нет, то мама подсказывает, что ее кладут в борщ или винегрет, и та и другая еда становится от нее темно-красной.
- Слушай вторую загадку: растут они на грядке, но не в земле, а на кустике. Сначала они маленькие, зеленые и твердые, потом становятся крупными, мягкими, красного цвета. Едят с солью.
Девочка отгадает загадку, если неоднократно ела помидоры, видела их на огороде в зеленом и красном состоянии.
Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребенка, ему нужно тоже предложить придумывать загадки-описания.
- Теперь ты придумай загадку, - говорит мама дочке в магазине. – Сходи к прилавку, посмотри, что там есть, и загадай что-нибудь. Только не то, что я загадывала. Я же попробую отгадать.
Девочка начнет рассказ про капусту или лук, и мама услышит, как трудно ей это дается. Хорошо знакомые, много раз виденные предметы с трудом поддаются описанию, потому что перед ребенком никогда не стояла задача выделить их отдельные качества, признаки, особенности. Обнаружив это, мама предложит такую же игру девочке дома во время ужина – загадать папе, который не в курсе хозяйственных дел, загадки про овощи, которые были куплены сегодня в магазине. Но описательный рассказ обе ведут уже вместе: дочка начинает, мама добавляет. Девочке интересно узнать, сумеет ли папа догадаться, о чем идет речь, поэтому ей невдомек, что мама исподволь обучает ее искусству рассказывать.
Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки – они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, в очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребенку поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья. Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы, в доме – комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.
Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
В ознакомлении дошкольников с природой особое значение имеют дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.
В ознакомлении детей с природой полезно использовать дидактические игры с природным материалом. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения.
Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сада. Их удобно использовать в играх прежде всего потому, что почти половина года в средней полосе деревья, кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать детей. Большинство же комнатных растений остается зеленым постоянно, а некоторые цветут и зимой. Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игр хорошо использовать листья, цветы, плоды, семена, кору.
Дидактические игры с природным материалом можно проводить в естественных условиях, на открытом воздухе и в групповой комнате. Игры в лесу, в парке, на лугу не требуют специального оборудования, но, выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне, в сквере были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей, кроме того, они должны быть доступны детям для наблюдения.
Планируя игру с природным материалом, воспитатель должен помнить о соответствии ее содержания изменениям, происходящим в окружающей природе. Например, игры, связанные с покупкой семян, проводить лучше весной, а со сбором урожая – осенью.
Последовательность проведения игр дается в соответствии с постепенным усложнением дидактических задач, с учетом уровня представлений детей о разных группах растений. Иногда одни и те же игры в разных вариантах рекомендуются для детей разного возраста.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатные игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени на досуге взрослые играют с ребенком в эти игры в соответствии с их правилами. Игры помогают запомнить названия растений и животных. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вместе вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.
Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нередко представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру: рассмотреть вместе с ним картинки-образцы, назвать изображения предметов, описать их особенности (окраска, форма, размер), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Малышам 3-4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контуру – это улучшит восприятие формы. Затем хорошо было бы вместе рассмотреть кубики. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что на каждой стороне кубика представлены детали разных картинок. Далее взрослый учит малыша, как, глядя на картинку-образец, повернуть все кубики так, чтобы их верхняя сторона отображала детали этой картинки. Затем обучает складывать картинки по образцу. Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижение цели. Дошкольник тренирует свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
Во второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, используя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие. Например, для различения на ощупь лучше вначале взять морковь, огурец, яблоко и свеклу. А затем можно предложить похожие по форме фрукты и овощи: апельсин, лимон, лук или другие.
Проводя дидактические игры с детьми 4-5 лет – средняя группа – учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.
Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.
Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист).
Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:
1.Находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребенка многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх (вначале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками).
2.Находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия.
3.Выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления.
4.Узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задачи позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира.
5.Группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее.
6.Находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки.
7.Находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, учиться мыслить абстрактно.
В играх с детьми пятого года жизни вводится новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя; затем несколько детей совместно составляет описание, а кто-то один отгадывает, и только после этого уже одному ребенку предлагают самостоятельно перечислить отличительные признаки предмета.
При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.
Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.
Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильно употребления этих слов. С младшей группы надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.
В ходе игры у младших детей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов. Так, если дети, скажем, обратили внимание на форму яблока, можно предложить им покатать его, как мяч, погладить, чтобы определить, гладкая ли у него поверхность.
После игр с овощами и фруктами можно угостить детей каким-нибудь из них, обратив при этом внимание на то, что все фрукты и овощи имеют вкус: «Скажите, как во рту стало?» (Кисло, горько, сладко). Угощение вызывает у малышей еще больший интерес к таким играм.
Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывается у дошкольников стремлением украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры, надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Организуя игры старших дошкольников с природным материалом, особое внимание следует обратить на умение детей пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков растений. Детей 5-7 лет нужно учить более полно и точно описывать наблюдаемые растения.
Перед детьми 5-7лет необходимо ставить более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития.
Какие задачи решают в процессе дидактических игр со старшими дошкольниками (старшая и подготовительная к школе группы)?
1.Находить предмет с помощью одного анализатора (на ощупь, на вкус, по запаху). Выполнение этой задачи требует от детей умения оперировать отдельными признаками (форма, плотность, поверхность) предметов и их качествами.
2.Описывать предметы и находить их по описанию. Эта задача усложняется за счет того, что дети описывают предметы, воспринимаемые не только зрительно, но и с помощью осязания.
3.Находить целое по части и часть по целому.
4.Составлять целое из частей.
Данные задачи требуют от детей знания внешнего вида частей растения, например, листьев и плодов (семян), надземных и подземных частей растений.
5.Группировать предметы по месту произрастания.
6.Группировать предметы по использованию их в жизни. Задача усложнена тем, что признаки, лежащие в основе группировок, нельзя воспринимать чувственным путем. Чтобы дети могли решить поставленные задачи, необходимо пополнить их знания об уже известных растениях.
7.Устанавливать последовательность стадий развития растений. Это наиболее сложная задача. Чтобы ее выполнить, дети должны знать изменяющиеся внешние признаки предметов растительного мира и научиться связывать их с определенным периодом развития растения.
Дети старшего дошкольного возраста должны знать о комнатных растениях следующее:
1.Название растений. Дети должны знать и оперировать 8-10 названиями комнатных растений (в каждой группе усваиваются 2-3- названия). Сюда относятся и названия разных видов одного семейства (например, герани, бегонии, традесканции и др.)
2.Строение растений. Дети должны уметь определять комнатные растения по морфологическим признакам: «как дерево», «как кустик», «как травка».
3.Части растений:
Стебли; дети должны отмечать наличие или отсутствие стеблей, их строение (прямостоящие, свисающие, вьющиеся), показывать особенности каждого из видов;
Листья; определять форму, окраску, величину, поверхность листа, плотность и толщину листьев.
Цветы; знать название окраски в цветах и оттенках, строение некоторых, их количество на цветоножке.
4.Происхождение (родина) некоторых растений, зависимость внешнего вида от места произрастания (кактус и др.)
Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в ней. Именно такие игры следует проводить с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Чтобы решить поставленные в них задачи, дети должны обладать довольно высоким уровнем знаний о природе, уметь решать одновременно несколько дидактических задач.
Важное место в таких играх занимает сюжет. Он делает познавательную задачу более увлекательной, а это в свою очередь повышает умственную активность и самостоятельность детей при достижении поставленной перед ними цели.
Сюжетная игра отражает определенную жизненную ситуацию, ее воссоздание в ином плане побуждает детей мобилизовать знания, применить их для решения игровой и дидактической задачи. Чем интереснее ситуация, чем больше она захватывает ребенка, тем выше его умственная и творческая активность, тем лучше усваиваются знания. Причем энергичнее, самостоятельнее становятся не только исполнители отдельных ролей, но и все дети, следящие за ходом игры и контролирующие правильность выполнения задачи.
Перед игрой с детьми старших групп хорошо провести беседу, чтобы выяснить и уточнить знания, необходимые для данной игры. Это поможет детям понять игровое задание и более осознанно его выполнить.
Дети подготовительной к школе группы уже много знают о деревьях и кустарниках, комнатных растениях, овощах и фруктах. Но они чаще сталкивались с растениями в основном в весенне-летний и осенний периоды и поэтому хорошо знают листья, цветы, плоды и семена. А вот зимой детям трудно узнать знакомые им деревья и кустарники.
Чтобы пополнить знания ребят, надо проводить игры с природным материалом зимой. Но так как в это время года наиболее характерные признаки растений исчезают, надо вернуться к играм с более простыми дидактическими задачами: предлагать детям находить предметы по описанию частей растения и др. Вначале игры проводят на участке группы: здесь детям легче будет узнать растения или вспомнить, где какие растут деревья, с которыми они познакомились летом. Постепенно игры организуют во время экскурсии за пределами детского сада, чтобы дети научились хорошо различать и узнавать деревья и кустарники.
При организации дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы воспитателю нужно учитывать то, что дети уже не только усваивают в игре новые знания, но и активней, чем раньше, сопоставляют свои успехи с успехами товарищей. Воспитатель может помочь им в этом, усиливая в играх элемент соревнования. Например, ребенку, справившемуся с заданием, вручают фишку – нарисованные на картоне цветы или листья.
В конце игры при подведении результатов тому, у кого больше фишек, можно присвоить звание «знатока природы» или какое-либо другое. В начале игры воспитатель может указать детям, что именно надо учитывать при оценке ответов друг друга (качество, полноту ответа, выполнение правил). Все это усилит интерес детей к играм, желание четко выполнять задание.
Но, вводя элемент соревнования, надо следить за тем, чтобы дети достигали лучших результатов в честной борьбе, помогали друг другу справиться с заданием. Лучше, если выигрывать будет не один ребенок, а вся команда, чтобы каждый зарабатывал фишки не только для себя, но и ради целой группы детей. Подбирать надо такие игры, где каждый ребенок мог бы проявить себя.
После совместной деятельности под руководством воспитателя можно предложить ребятам самим организовать знакомую игру. При этом надо напомнить им о бережном отношении к природе, указав на то, что, сохраняя растения, они сохраняют красоту любимой полянки, своего края.
ОПЫТ РАБОТЫ ДОУ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
Приоритетной задачей современного общества является развитие экологического образования как средства формирования нового мировоззрения и образа жизни, эстетических взглядов на природу и этики отношения к ней, основанной на понимании неразрывной связи человечества с настоящим и будущим биосферы, воспитание личной ответственности за состояние природы.
Формирование экологического сознания у детей предусматривает не только усвоение ими необходимых знаний об окружающей среде, но и организацию, и ведение практической деятельности – непосредственного взаимодействия с миром природы.
С этой целью и был организован кружок «Незабудка».
Основными задачами кружка являются:
1.Воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы.
2.Формирование у детей представления о растениях и животных как живых организмов, об их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение.
3.Совершенствование эмоциональной сферы ребенка, понятия целесообразности и красоты всего живого на планете.
Для решения поставленных задач созданы необходимые условия: оборудована экологическая лаборатория (в ней есть микроскоп, стаканчики, трубочки, тарелки, лупа, термометры, песочные часы, бумага для фильтрования, фонарик, колбы, открытки, картины, фотографии, природный материал, книги, «ящик ощущений», дидактические игры), организована работа с воспитателями и родителями.
Работа с воспитателями предусматривает проведение консультаций по темам:
- «Как научить детей определять погоду»;
- «О насекомых»;
- «Как знакомить детей с признаками и свойствами воды»;
- «Все о цветах, деревьях и кустарниках».
Семинары-практикумы:
- «Как можно изменить отношение детей к крапиве»;
- «Дождевой червь – помощник земледельцев»;
- «Зеленый мир на окне»;
- «Если в семье собака или кошка».
Комплексные занятия:
- «Золотая осень»;
- «Зимушка-Зима»;
- «Грачи прилетели»;
- «Цветы и бабочки».
Инсценировки и праздники:
- «Праздник Волшебной воды»;
- «Путешествие в Подземное царство»;
- «Как увидеть воздух»;
- «День Дерева»;
- «День Земли».
Работа с родителями включает в себя проведение консультаций:
- «Экологически безопасный дом»;
- «Как выбрать место для летнего отдыха»;
- «Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок»;
- «Воздух в вашей квартире».
Основная форма работы кружка – занятия по тематическим блокам с использованием опытов, развивающих игр, средств музыкального и изобразительного искусства, психогимнастических упражнений, - тех методических приемов, которые способствуют формированию самоценных форм активности детей.
В I блок занятий «Спросим мнение самого растения» включены опыты: «Растения – живые организмы», «Как растение воду пьет», занятие «Кому нужны цветы», театрализованная постановка «День Дерева».
Во II блок занятий «Воды живительные струи» вошел опыт «Связь температуры воздуха с состоянием воды», занятия «Ты, вода водица, - друг ты мой студеный», «Травы, травы росные…», театрализованная постановка «Праздник Волшебной воды».
В III блок «Почва – «живая земля» входят опыты с почвой, комплексное занятие «Обитатели подземного царства», театрализованное путешествие по экологической тропинке «Путешествие в Подземное царство».
И IV блок «Земля – наш общий дом» входят комплексное занятие «Земля – наш общий дом», экскурсии в лес и на луг, посадка деревьев и цветов, рисование картин, создание открыток с праздничными поздравлениями Земле, создание книги «Земля и люди».
Результатом работы кружка стало:
1.Формирование у детей адекватных экологических представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа».
2.Развитие субъективного пристрастного отношения к природе.
3.Привитие системы умений и навыков по взаимодействию с природой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Удивителен мир природы! Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у крошечной лужицы, оставшейся после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка, помогает понять многие явления. В.А.Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления, психической деятельности.
Современная наука, изучающая тонкие энергии и их связь с человеком, пришла к выводу, что человеческая мысль – сильнейшая энергия, влияющая на все окружение и на самого человека в том числе. Качество мыслей есть нравственное начало человека. Духовное здоровье – главное. От него зависит, как человек (положительно или отрицательно) влияет на окружающий мир. То, как человек поступает, есть лишь следствие его мыслей, образа мыслей, то есть его мировоззрения, мировосприятия, миропонимания. Поэтому истинная экология должна в первую очередь уделять внимание образу мышления человека, его мировоззрению, его культуре.
Истинно культурный человек не может быть разрушителем, он не станет бессмысленно убивать, разрушать, уничтожать живое. Для него норма – сознавать себя частью Природы. Он стремится к гармонии и живет в гармонии с окружающим миром. Он любит жизнь во всем ее многообразии. Он чувствует и понимает свою взаимосвязь с миром, свою ответственность. Такого человека можно назвать Экологическим Человеком.
Конечно, такого человека нужно воспитать, помочь ему родиться.
Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Наша задача это осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей, охранителей и творцов Жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения природы.
Основы целостного восприятия мира как единого живого организма, в котором человек – неотъемлемый орган, могут быть заложены в самом раннем детстве.
Целостное, одухотворенное восприятие мира ближе скорее ребенку, нежели взрослому. В раннем детстве для него все живое и единое. Это потом, взрослея, мы начинаем все делить и расчленять. Недаром все сказки мира изображают природу живой, одухотворенной, где все взаимосвязано и подчинено единым нравственным законам. Такое восприятие необходимо ребенку, оно для него естественно. Прекрасные образы сказок, легенд, музыки, искусства органично усваиваются образным восприятием дошкольника. Мы знаем, что до семи лет дети особенно восприимчивы, и первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
- Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений, животных, проживающих в одинаковых условиях.
Третья позиция берет начало в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция – это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Наличие такой деятельности – показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.
Игра – ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих предметов.
Сюжетно-ролевые игры любимы всеми дошкольниками. В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем в организованной образовательной деятельности.
Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка. Игра – основная деятельность дошкольника. Ведущая ее роль заключается в многогранном воспитательном воздействии на ребенка.
Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольниками игры в семейном кругу. Старшие братья и сестры охотно включаются в них. Взрослые члены семьи могут прямыми или косвенными участниками сюжетно-ролевых игр ребенка. Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Дошкольников очень интересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это материал для поделок, дидактических и развивающих игр. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей, а затем использовать их в сюжетно-ролевых играх. Ведь ценно не только изготовление поделок, но и их обыгрывание. С помощью фигурок можно разыграть знакомы сказки: «Колобок», «Лиса, заяц и петух» и др. Можно придумать и свои – новые, сказки. Такие игры развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.
Игры с овощами и фруктами помогают малышам выделять и определять свойства, признаки и качества различных овощей и фруктов, а для детей старшего дошкольного возраста – узнавать предметы по одному признаку, составлять целое из частей, описывать предмет, определять степень зрелости овощей и фруктов.
Дидактические игры по ознакомлению с комнатными растениями позволяют младшим дошкольникам усвоить названия, строение, части комнатных растений, умение описывать листья (по форме, окраске, величине, поверхности листа), умение рассказывать о цветах (название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке – один или много). В старшей и подготовительной к школе группах дети с помощью данных игр учатся находить общие признаки всех растений и отличительные черты каждого из них, делать довольно полное описание растений и находить их по описанию.
Таким образом, природоведческие игры способствуют обобщению, систематизации и закреплению знаний детей о природе. С помощью игр с природным материалом достигается выполнение следующих задач:
1.углубление, расширение и конкретизация знаний детей о природе;
2.развитие различных мыслительных операций (умения сравнивать, систематизировать, классифицировать, находить сходство и различия и т.д.); развитие мыслительных процессов (памяти, мышления, восприятия, воображения и т.д.); развитие наблюдательности; развитие умения действовать по образцу, составлять рассказ и т.д.;
3.Воспитание заботливого, бережного отношения к природе; желания заботится о растениях и животных.
При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи.
Содержание игры в целом оказывает большое влияние на становление личности ребенка, эстетическое его развитие.
ЛИТЕРАТУРА
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М., 1993.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М., 1998.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.
- Загик Л.В., Куликова Т.А., Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. – М., 1989.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки. – М., 2002.
- Выголовская Т.Н., Гораева Т.М., Демкина Н.М., Климова С.Н., Корчак Е.И., Корчак И.В. Эмоциональное развитие дошкольников в процессе экологического воспитания. – Электросталь, 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ОПЫТ 1. «РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ»
(для детей старшей группы)
Цель: 1.Дать почувствовать детям красоту цветка через музыку и слово.
2.Подвести детей к пониманию того, что растения – живые организмы,
они дышат, питаются, размножаются, двигаются.
3.Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш давний знакомый Кузя. Он очень любознательный и совсем замучил меня вопросами. Он спрашивает: «Растения – это живые организмы»? Скажите, а как думаете вы?
(Ответы детей: растения дышат, питаются, размножаются, значит, они живые).
Ребята, а умеют ли растения двигаться? (Ответы детей). Давайте проверим это на опыте.
Вот посмотрите на выращенные нами тюльпаны. Они еще не расцвели, но бутоны вот-вот распустятся. Давайте поставим их в воду и понаблюдаем.
(Ночь тюльпаны лежали в холодильнике. Буквально за несколько минут на глазах у детей произойдет «чудо». Лепестки тюльпанов начинают двигаться и бутон распускается).
Посмотрите, ребята, какой это красивый цветок. Цветы – это сама жизнь. У них свой язык, свой аромат, сила красок, своя история. У цветов есть своя богиня – Флора – богиня цветов.
«Кто любит цветы, тот не может быть злым» - гласит венгерская пословица.
И вот сейчас я возьму наш «волшебный плащ», взмахну над вашими головами, и вы превратитесь в ваши любимые цветы.
Психогимнастика «Рождение цветка».
Звучит музыка Э.Грига «Утро» (отрывок).
Воспитатель читает, а дети изображают, моделируют, «проживают» рождение цветка.
- Семечко долго спало в земле. Но пришла весна, солнышко согрело землю и из семечки проклюнулся росток. Он быстро протиснулся на поверхность и потянулся к солнышку. Скоро росточек превратился в стебелек, и на нем появился бутон. И вот однажды утром, когда первые лучи солнца коснулись бутона, он развернул свои лепестки и подставил их солнышку. Все любовались цветком и говорили друг другу: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой».
Ребята, как красиво вы изобразили рождение цветка, вы были как настоящие живые цветы. А в какие цветы вы превратились? Давайте каждый из вас опишет тот цветок, которым он стал. А мы все вместе угадаем, что же это за цветок.
(Дидактическая игра «Отгадай, что за растение»).
- ну что же, Кузя, ты теперь знаешь, что растения – это живые организмы, что они заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться.
«Не замедляя шагов. Не рви цветов, чтоб сохранить их. Иди вперед – цветы будут цвести на всем пути твоем», - советует богиня Флора.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами
Найди, что покажу
Дидактическая задача: найти предмет по сходству.
Игровое действие: поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило: под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры.
Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям найти на другом подносе такой же и вспомнить, как он называется.
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Найди, что назову
Дидактическая задача: найти предмет по слову-названию.
Игровое действие: поиск спрятавшихся овощей и фруктов.
Правило: искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту. Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование: овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы, при этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
Угадай, что в руке. Дидактическая задача: узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Чудесный мешочек. Дидактическая задача: узнать предмет с помощью одного из анализаторов.
Угадай, что съел. Дидактическая задача: узнать предмет с помощью одного из анализаторов.
Найди, о чем расскажу. Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.
Опиши, я отгадаю. Дидактическая задача: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.
Опиши, мы отгадаем. Дидактическая задача: описать предметы и найти их по описанию.
Игры по ознакомлению детей с комнатными растениями.
Найди такой же. Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Угадай растение по описанию. Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.
Где спряталась матрешка? Дидактическая задача: найти предмет по перечисленным признакам.
Найди растение по названию. Дидактическая задача: найти растение по слову-названию.
Чего не стало? Дидактическая задача: назвать растение по памяти (без зрительного контроля).
Найди, о чем расскажу. Дидактическая задача: найти растение по описанию взрослого.
Опишите, я отгадаю. Дидактическая задача: описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Продайте то, что назову. Дидактическая задача: найти предмет по названию. Игровое действие: выполнение ролей покупателя и продавца.
Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками
Найди листок, какой покажу. Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Найди в букете такой же листок. Дидактическая задача: найти предмет по сходству.
Такой листок, лети ко мне! Дидактическая задача: найти предметы по сходству.
Найди листок. Дидактическая задача: найти часть по целому.
Найди, о чем расскажу. Дидактическая задача: найти предметы по перечисленным признакам.
Найди свой дом. Дидактическая задача: найти целый предмет по части.
Кто быстрее найдет березу, ель, дуб. Дидактическая задача: найти дерево по названию.
Найди пару. Дидактическая задача: найти предмет по сходству.
Найди листок на дереве. Дидактическая задача: найти часть по целому.
Все по домам! Дидактическая задача: найти целое по его частям.
Найди дерево по описанию. Дидактическая задача: найти предмет по описанию.
Загадайте, я отгадаю. Дидактическая задача: описать предмет по вопросам взрослого.
Загадайте, мы отгадаем. Дидактическая задача: описать дерево и узнать его по описанию.
Беги в дом, какой назову. Дидактическая задача: найти предмет по названию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами.
Вершки и корешки
Дидактическая задача: составить целое из частей.
Игровое действие: поиски своей пары.
Правила: искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать другую пару.
Ход игры.
Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др.), другой – вершки – ботву. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.
Загадай, мы отгадаем. Дидактическая задача: описать предметы и найти их по описанию.
Почтальон принес посылку. Дидактическая задача: описать предметы и найти их по описанию.
Угадайте, что в мешочке. Дидактическая задача: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Созрело – не созрело. Дидактическая задача: определить спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
Съедобное – несъедобное. Дидактическая задача: выбрать растения, используемые в питании.
Детки на ветке. Дидактическая задача: подобрать предметы по принадлежности к одному растению.
Что сначала, что потом? Дидактическая задача: определить степень зрелости овощей и фруктов по внешним признакам.
Овощехранилище. Дидактическая задача: отобрать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту. (Сюжетно-ролевая игра. Часть ребят – приемщики, остальные - сельхозработники).
Магазин «Овощи-фрукты». Дидактическая задача: сгруппировать предметы по категориям. Описать и найти растения по характерным признакам. (Сюжетно-ролевая игра: директор, продавцы, покупатели).
Магазин «Семена». Дидактическая задача: группировать растения по месту произрастания и использованию в быту. Описать предметы и найти их по описанию. (С/р игра).
Консервный завод. Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему признаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости. (С/р игра: заведующий цехом и рабочие).
Игры для ознакомления детей с комнатными растениями
Найди, что опишу. Дидактическая задача: найти растение по описанию.
Отгадайте, что за растение. Дидактическая задача: описать предмет и узнать его по описанию.
Где спрятано растение? Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположении.
Узнай растение. Дидактическая задача: найти растение по названию.
Магазин «Цветы». Дидактическая задача: описать, найти и назвать предметы по характерным признакам. (С/р игра).
Игры для ознакомления детей с деревьями и кустарниками
Угадай, какой наш дом. Дидактическая задача: описать деревья и найти их по описанию.
Кто где живет. Дидактическая задача: группировка растений по их строению (деревья, кустарники). (С/р игра: лиса, белки и зайцы).
К названному дереву беги! Дидактическая задача: тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Путешествие. Дидактическая задача: найти дорогу по названиям знакомых растений.
Найди дерево по семенам. Дидактическая задача: найти целое по части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...
Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

Доклад на тему: «Использование метода моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает на нас огромное влияние. В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармо...

Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....

Мастер-класс на тему: «Игры, направленные на духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
Цель: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русско...

Консультация для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
Консультация для педагоговна тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...