Консультация для педагогов «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»
консультация
В консультации для педагогов говориться о том, что знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и нравственного воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Огонек» города Сафоново Смоленской области
Консультация для педагогов
«Ознакомление дошкольников
с народными промыслами русского народа»
Подготовила воспитатель Романцова М.В.
г. Сафоново
2019г
На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с культурой, историей, традициями, народными промыслами русского народа и родного края. Изучение культуры русского народа в целом и родного края в частности вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Ведь мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно.
Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связанна с народными промыслами.
Осознание того, что утрата многих народных занятий привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связей времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным промыслам нашего региона на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Справедливо утверждение историков в педагогике С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители, как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками». Поэтому народная педагогика является частью общей культуры. В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию влияния промыслов родного края на развитие творческих способностей ребенка.
Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с промыслами родного края.
В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов. Наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.
Красочный мир народного промысла раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как рождаются картины, как расписывают свои изделия художники, как возникает под звонкими коклюшками морозные узоры кружев, как расцветают яркие цветы на вышивке и как через чудное сплетение лозы появляются предметы быта, педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Много интересного и полезного можно почерпнуть из книг, рассказывающих о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами.
Выстраивание модели образовательного процесса ведется в нескольких направлениях:
1. Изучение имеющегося теоретического и практического материала по данной теме.
2. Разработка собственного перспективного плана работы на учебный год.
3. Организация предметно-развивающей среды в группе.
4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе.
5. Разработка консультативного материала для семинаров и консультаций с педагогами.
6. Исследование результатов работы за год и подведение итогов.
Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.
Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.
Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.
Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской “избе” дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.
При разработке циклов образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.
При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.
Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы.
Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
- сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
- показ последовательности рисования и упражнение в изображении
новых или сложных элементов узора;
- сочетание различных видов изобразительной деятельности
(например, лепка с последующей росписью).
Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.
Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и нравственного воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.
Список используемой литературы:
1.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. пособие / Е.Г.Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 380с.
2.Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
3. 8. Волынкин В.И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа и родного края"
Консультация для воспитателей включает в себя информацию о необходимости знакомства детей с русской народной культурой и традициями....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную кул...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....
Консультация «Народные промыслы мордовского народа. Народный костюм.»
Необходимость сохранения и развития современной народной культуры осознается людьми практически во всех странах мира. Образцы изделий материальной культуры народа, проживающего на р...
Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"
laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...
Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народными промыслами русского народа»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53 Консультация для воспитателей«Ознакомление дошкольников с народными промысл...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с народными промыслами «Русская матрёшка» во 2 младшей группе
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с народными промыслами «Русская матрёшка» во 2 младшей группе...