РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛОНХО В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОМ ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа)

Лебедева Мария Петровна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛОНХО В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОМ ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лебедева М.П.

учитель – логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад  «Чэчир»»

 с. Михайловка, Амгинского района, Республики Саха (Якутия)

com-dou@mail.ru

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛОНХО В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОМ ДОУ.

           Всемирная организация “Юнеско” признала эпос-олонхо народа Саха нематериальным шедевром мира. Таким образом, нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса – олонхо в современных условиях. В современных условиях идет работа по возрождению традиций, привития интереса детей к олонхо. Олонхо является мудростью народа Саха и наследием для наших детей. Наш детский сад  30 лет использует для развития речи детей олонхо, наши дети с малых лет знакомятся, учат и знают что такое «олонхо». За эти годы было поставлено много театрализованных постановок, пьес. Наши дети являются победителями в номинации «разговорный жанр» в улусных, региональных, республиканских конкурсах.

         Я, как учитель-логопед, использую олонхо в своих занятиях в разных формах. Особенно считаю целесообразным использование олонхо при изучении якутских звуков. Проблема развития речи детей дошкольного возраста является  актуальным  и востребованным в области дошкольной педагогики. Использование якутского олонхо, как средство формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Для преодоления имеющихся проблем  целесообразным является использование в логопедической работе введения регионального  компонента. Значение олонхо в воспитании ребенка неоценимо. Я сама как мать пятерых детей, в первую очередь уделяла большое внимание правильной речи своих детей. Старалась создать все благоприятные условия для развития речи. Особенно мне в этом помогал якутский фольклор. Устный разговорный жанр – стихи, скороговорки, речитатив из народного эпоса олонхо. Также пение якутских песен как тойук, осуохай. Ведь особенность якутских детей в том, что все это генетически заложено. У них особая дикция, тембр, вибрация голоса. Сила якутского менталитета это прочная, непрерывная связь с Матушкой Природой.

        Таким образом, олонхо раскрывает перед ребенком все богатство родного языка, ярко, выразительно. Оно способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает к творчеству и знаниям древних якутских слов.

       Использование  якутского олонхо  в логопедической работе решает такие задачи, как: 

- образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи; 

- развивающие – развитие речи, развитие наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях; 

- воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте. 

 

            Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. 

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. 

        В развитии речи выделяется определенная последовательность: работа над словом, словосочетанием, предложением, связной речью, образной речью. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить ребенка, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. 

Условиями успешного развития речи являются: 

1. Потребность ребёнка в общении. 

2. Создание речевой среды, показ образцов речи и многократное применение этих образцов в общении с ребенком. 

3. Речь, развиваясь, нуждается в фактическом материале, новой информации, новых впечатлениях. Материал должен быть значимым, интересным, содержательным, познавательным. 

4. Наряду со стихийно-усваиваемой речью, нужно усвоение литературного языка, подчиненного нормам грамматики. 

5. Овладение средствами выразительности речи, мимикой, интонациями. 

6. Овладение чтением и письмом. 

Дети-дошкольники, имеющие тяжёлые речевые расстройства, с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.

Для преодоления имеющихся проблем  целесообразным является использование в логопедической работе введения регионального  компонента.

Устное народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

       С точки зрения процесса воспитания и самовоспитания для якутов, именно олонхо облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила человеческого бытия, пробуждает любознательность и интерес к окружающему миру, истории.

Использование якутского олонхо как метод развития речи

           Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:

- развитие речи;

- изобразительная деятельность;

- музыкальное воспитание;

- игровая деятельность;

- нравственное воспитание;

- трудовая деятельность;

- работа с родителями;

Все виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом.

Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много  благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений между детьми.

Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети которые усвоили свои отрывки, переходят к интонации речи, речитативу чтения.  

Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходим к изучению наизусть более длинных отрывок из олонхо. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать длинные  отрывки, таким образом, развивают свою память, пробуждается глубокая связь поколений. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.

Таким образом, олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю также

          1. использование  якутского олонхо имеет общее развивающее средство.

2. как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка

3. использование якутского олонхо, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования слов из якутского олонхо в логопедических занятиях отличается своеобразием. Значение олонхо в воспитании ребенка неоценимо. Олонхо раскрывает перед ребенком все богатство родного языка, ярко, выразительно. Оно способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает к творчеству и знаниям древних якутских слов. Олонхо это естественная форма общения и передачи опыта, эффективный способ развития речи.

  Использование олонхо в логопедических занятиях  для развития речи детей дошкольного возраста  должна идти разумно направленная работа. Ознакомление с олонхо, что такое срединный мир, кто является героями, понятие добра и зла, объяснение незнакомых слов.

 В процессе логопедического занятия придерживаюсь общей структуры  и ввожу комплексную систему мероприятий, учитывающих особенности развития речи основанных на специально подобранных словах из олонхо, а также при следующих условиях:

- слова из олонхо  подбираю так, чтобы они обеспечивали всестороннее воздействие на уровень речи, укрепляли и содействовали правильному развитию всех функций артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста;

- учитываю при подборе слов  из олонхо возраст детей и влияние данных слов на развитие речи у детей дошкольного возраста  в целом, и в особенности на исправление нарушений функций артикуляционного аппарата.

 Все это гармонично вписывается в структуру занятий с детьми дошкольного возраста и доказывает что олонхо как народный эпос очень интересный, увлекательный и любимый детьми вид устного жанра.

          В заключении хотелось бы отметить, что при использовании якутского олонхо в логопедических занятиях решающую роль играет знание якутского языка и фольклора, творческий подход и учет психологических особенностей ребенка.

Также при работе с детьми  необходимо создать условия, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:

- увеличить  объем образовательной литературы на якутском языке;

- при составлении плана-конспекта учитывать этнические условия сельской местности;

- использовать олонхо для детей дошкольного возраста в доступной форме;

- расширить словарный запас  якутских слов из  олонхо;

- составить  словарь сложных слов из олонхо на более понятную.

        

       Таким образом, использование якутского олонхо будет способствовать дальнейшему развитию уровня речи, укрепления всех функций артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев Л.А.-Тэрис. Айыы үөрэҕэ.Якутск.1993.
  2. Баишев И.Г. Айыы тыына Якутск.1993.
  3. Гризик Т.И. Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод.пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении /. – М.:Просвещение, 2007.
  4. Каратаев И.И. Оҕону үчүгэйдик саҥарарга үөрэтии Дь.,1984.
  5. Ойуунский П.А. “Нюргун Боотур Стремительный”-эпос-олонхо перевод на русский язык Владимира Державина. Якутск1982  
  6. Серошевский В.Л. “Якуты” Якутск 1993.
  7. Тимофеев Н.П. Оҕону олоҥхолуурга үөрэтии. Якутск 2009
  8. Троева В.И.оҕону олонхоҕо уһуйуу. Якутск 2009.
  9. Федорова Г.Г. Обучение традиционному якутскому пению тойук. Якутск 2016.
  10. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999.
  11. Чехурдина Е.П.,Филиппова Н.И. Якутск 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора

Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования рифмы

Дети с речевыми нарушениями c помощью игровх рифмовок учатся чувствовать ритм, рифму....

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»

Семинар - практикум проходил на базе детского сада "Сказка" п. Правохеттинский, педагог погрузил родителей в страну сказок, рассказал о пользе сказкотерапии., рассказал о методах и приемах к...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»

Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...