РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛОНХО В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОМ ДОУ
статья (старшая, подготовительная группа)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛОНХО В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОМ ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лебедева М.П.
учитель – логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад «Чэчир»»
с. Михайловка, Амгинского района, Республики Саха (Якутия)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОЛОНХО В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В СЕЛЬСКОМ ДОУ.
Всемирная организация “Юнеско” признала эпос-олонхо народа Саха нематериальным шедевром мира. Таким образом, нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса – олонхо в современных условиях. В современных условиях идет работа по возрождению традиций, привития интереса детей к олонхо. Олонхо является мудростью народа Саха и наследием для наших детей. Наш детский сад 30 лет использует для развития речи детей олонхо, наши дети с малых лет знакомятся, учат и знают что такое «олонхо». За эти годы было поставлено много театрализованных постановок, пьес. Наши дети являются победителями в номинации «разговорный жанр» в улусных, региональных, республиканских конкурсах.
Я, как учитель-логопед, использую олонхо в своих занятиях в разных формах. Особенно считаю целесообразным использование олонхо при изучении якутских звуков. Проблема развития речи детей дошкольного возраста является актуальным и востребованным в области дошкольной педагогики. Использование якутского олонхо, как средство формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Для преодоления имеющихся проблем целесообразным является использование в логопедической работе введения регионального компонента. Значение олонхо в воспитании ребенка неоценимо. Я сама как мать пятерых детей, в первую очередь уделяла большое внимание правильной речи своих детей. Старалась создать все благоприятные условия для развития речи. Особенно мне в этом помогал якутский фольклор. Устный разговорный жанр – стихи, скороговорки, речитатив из народного эпоса олонхо. Также пение якутских песен как тойук, осуохай. Ведь особенность якутских детей в том, что все это генетически заложено. У них особая дикция, тембр, вибрация голоса. Сила якутского менталитета это прочная, непрерывная связь с Матушкой Природой.
Таким образом, олонхо раскрывает перед ребенком все богатство родного языка, ярко, выразительно. Оно способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает к творчеству и знаниям древних якутских слов.
Использование якутского олонхо в логопедической работе решает такие задачи, как:
- образовательные – обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, совершенствование звуковой стороны речи;
- развивающие – развитие речи, развитие наблюдательности, развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях;
- воспитательные – воспитывать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, чувство прекрасного, расширить представление о добре, правде, красоте.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
В развитии речи выделяется определенная последовательность: работа над словом, словосочетанием, предложением, связной речью, образной речью. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить ребенка, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.
Условиями успешного развития речи являются:
1. Потребность ребёнка в общении.
2. Создание речевой среды, показ образцов речи и многократное применение этих образцов в общении с ребенком.
3. Речь, развиваясь, нуждается в фактическом материале, новой информации, новых впечатлениях. Материал должен быть значимым, интересным, содержательным, познавательным.
4. Наряду со стихийно-усваиваемой речью, нужно усвоение литературного языка, подчиненного нормам грамматики.
5. Овладение средствами выразительности речи, мимикой, интонациями.
6. Овладение чтением и письмом.
Дети-дошкольники, имеющие тяжёлые речевые расстройства, с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.
Для преодоления имеющихся проблем целесообразным является использование в логопедической работе введения регионального компонента.
Устное народное творчество помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
С точки зрения процесса воспитания и самовоспитания для якутов, именно олонхо облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила человеческого бытия, пробуждает любознательность и интерес к окружающему миру, истории.
Использование якутского олонхо как метод развития речи
Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности:
- развитие речи;
- изобразительная деятельность;
- музыкальное воспитание;
- игровая деятельность;
- нравственное воспитание;
- трудовая деятельность;
- работа с родителями;
Все виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом.
Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в воспитании доброжелательных отношений между детьми.
Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети которые усвоили свои отрывки, переходят к интонации речи, речитативу чтения.
Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходим к изучению наизусть более длинных отрывок из олонхо. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать длинные отрывки, таким образом, развивают свою память, пробуждается глубокая связь поколений. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо.
Таким образом, олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю также
1. использование якутского олонхо имеет общее развивающее средство.
2. как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка
3. использование якутского олонхо, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования слов из якутского олонхо в логопедических занятиях отличается своеобразием. Значение олонхо в воспитании ребенка неоценимо. Олонхо раскрывает перед ребенком все богатство родного языка, ярко, выразительно. Оно способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает к творчеству и знаниям древних якутских слов. Олонхо это естественная форма общения и передачи опыта, эффективный способ развития речи.
Использование олонхо в логопедических занятиях для развития речи детей дошкольного возраста должна идти разумно направленная работа. Ознакомление с олонхо, что такое срединный мир, кто является героями, понятие добра и зла, объяснение незнакомых слов.
В процессе логопедического занятия придерживаюсь общей структуры и ввожу комплексную систему мероприятий, учитывающих особенности развития речи основанных на специально подобранных словах из олонхо, а также при следующих условиях:
- слова из олонхо подбираю так, чтобы они обеспечивали всестороннее воздействие на уровень речи, укрепляли и содействовали правильному развитию всех функций артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста;
- учитываю при подборе слов из олонхо возраст детей и влияние данных слов на развитие речи у детей дошкольного возраста в целом, и в особенности на исправление нарушений функций артикуляционного аппарата.
Все это гармонично вписывается в структуру занятий с детьми дошкольного возраста и доказывает что олонхо как народный эпос очень интересный, увлекательный и любимый детьми вид устного жанра.
В заключении хотелось бы отметить, что при использовании якутского олонхо в логопедических занятиях решающую роль играет знание якутского языка и фольклора, творческий подход и учет психологических особенностей ребенка.
Также при работе с детьми необходимо создать условия, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:
- увеличить объем образовательной литературы на якутском языке;
- при составлении плана-конспекта учитывать этнические условия сельской местности;
- использовать олонхо для детей дошкольного возраста в доступной форме;
- расширить словарный запас якутских слов из олонхо;
- составить словарь сложных слов из олонхо на более понятную.
Таким образом, использование якутского олонхо будет способствовать дальнейшему развитию уровня речи, укрепления всех функций артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
- Афанасьев Л.А.-Тэрис. Айыы үөрэҕэ.Якутск.1993.
- Баишев И.Г. Айыы тыына Якутск.1993.
- Гризик Т.И. Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 6-7 лет: метод.пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении /. – М.:Просвещение, 2007.
- Каратаев И.И. Оҕону үчүгэйдик саҥарарга үөрэтии Дь.,1984.
- Ойуунский П.А. “Нюргун Боотур Стремительный”-эпос-олонхо перевод на русский язык Владимира Державина. Якутск1982
- Серошевский В.Л. “Якуты” Якутск 1993.
- Тимофеев Н.П. Оҕону олоҥхолуурга үөрэтии. Якутск 2009
- Троева В.И.оҕону олонхоҕо уһуйуу. Якутск 2009.
- Федорова Г.Г. Обучение традиционному якутскому пению тойук. Якутск 2016.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 1999.
- Чехурдина Е.П.,Филиппова Н.И. Якутск 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД....
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора
Народные песенки, потешки, пестушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, загадки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи дете...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования рифмы
Дети с речевыми нарушениями c помощью игровх рифмовок учатся чувствовать ритм, рифму....

Семинар-практикум «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с использованием ИКТ технологий»
Семинар - практикум проходил на базе детского сада "Сказка" п. Правохеттинский, педагог погрузил родителей в страну сказок, рассказал о пользе сказкотерапии., рассказал о методах и приемах к...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языко...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы
В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования»
Цель: ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:-р...