Конспект НОД «Путешествие по родному краю. Дагестан»
план-конспект занятия
Цель: формирование основ личностной культуры дошкольника через познание истории, культуры, природы, традиций и обычаев Дагестана в процессе воспитательно – образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Путешествие по родному краю. Дагестан» (средняя группа)
Цель: формирование основ личностной культуры дошкольника через познание истории, культуры, природы, традиций и обычаев Дагестана в процессе воспитательно – образовательной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представление детей о малой Родине –республике Дагестан.
2. Продолжать знакомить с национальностями детей в группе; расширять познавательный интерес детей о традициях своего народа.
3. Знакомить с народными промыслами родного края.
4. Познакомить с домашним животным осликом, как одним из гужевого вида транспорта горцев и его роли в жизни горских народов.
Гужево́й тра́нспорт — вид упряжного транспорта как грузового, так и пассажирского, в котором транспортные средства (повозки) приводятся в движение животными.
Развивающие:
1. Развивать речевую активность, умение выразительно читать стихи, коммуникативные навыки, внимание, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к Родине и родному краю;
2. Воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и любовь к малой родине.
3. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Основные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Материал и оборудование: иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства Дагестана, игрушки –ослик, барашек, куклы, кисточки, белая гуашь, подставки для кисточек, влажные салфетки, слайды.
Предварительная работа: чтение дагестанских стихов, сказок, виртуальная экскурсия в республиканский музей, повторение дагестанских пословиц, поговорок, подвижные игры
Методы и приемы: музыкальное сопровождение, чтение стихов, рассказ, показ иллюстраций и изделий балхарских мастериц.
Ход занятия
(дети заходят под дагестанскую музыку)
Дети: Ассаламу алейкум!
Воспитатель: Ваалейкум салам, давайте знакомится, меня зовут Месей Махачевна.
Далеко-далеко, у подножья небес
Стоит Дагестан - вершина чудес
Земля, породившая мудрость веков
Родина наших великих отцов
Тебе поклонится хочу Дагестан
За то что ты Родиной нашею стал
От горных снегов до морских непогод
Мы дагестанцы - единый народ!
Воспитатель: Дети, вы, знаете, что такое Родина? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно Родина это, то место где мы родились и выросли. Скажите, а в какой стране мы живем?
Дети. В России.
Воспитатель: Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов, сел, озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом. А мы с вами, где живем? В какой Республике?
Дети: В республике Дагестан.
Воспитатель: Правильно. Хоть и небольшая наша республика, но мы любим ее за то, что здесь родились и жили наши бабушки, дедушки мамы и папы. Мы с вами. Это самое близкое и дорогое, что есть у человека. Скажите, пожалуйста, какие вы знаете пословицы, поговорки о Родине.
Ответы детей: (пусть здесь картинки, соответствующие пословице подберет и покажет)
«Родной край – сердцу рай»,
«Нет в мире краше Родины нашей»,
«Кто за Родину горой – тот истинный герой»,
«Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину».
Воспитатель: У нас в Дагестане очень много добрых традиций и обычаев. Какие вы знаете традиции и обычаи дагестанского народа?
Ответы детей:
- Традиция почитать старших, уважать младших;
- традиция взаимопомощи друг другу, слабым и беспомощным;
- традиция гостеприимства.
Мне очень нравится наша традиция гостеприимства, гость для дагестанца самый важный и главный человек. Давайте поиграем в игру «Защити гостя».
Если вы не знаете я вас научу.
П/и «Защити гостя» (дагестанская игра)
Цель: развивать в детях ловкость, меткость и быстроту действий.
Эта игра отображает гостеприимство и неприкосновенность гостя.
Для игры очерчивается круг, обозначающий дом. Выбираются «хозяин дома» и «гость». Взявшись за обруч «хозяин дома» и «гость» находятся в кругу. Остальные располагаются за его пределами, пытаются попасть мячом в «гостя». «Хозяин дома» должен отразить все попытки атакующих и тем самым защитить честь «гостя».
Воспитатель: У Дагестана есть еще одно название «Страна языков» В республике живет более двух с половиной миллионов человек, которые разговаривают на 30 языках и 70 диалектах.
Воспитатель: Давайте, каждый из вас скажет, какой он национальности.
(ответы детей). Вот видите, у нас в группе есть кумыки, аварцы, лакцы, даргинцы, русские и мы все живем дружно и весело.
Воспитатель. Так как Дагестан многонациональная республика и гостей у нас почитают и любят, давайте поедем поедем по нашей горной республике. Но, на чем, же мы поедем в горы?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель. Но машина по каменистым тропам не проедет, а конь на узких тропинках может поскользнуться и упасть. А вы знаете, что издавна горским народам всегда помогали ослики. Эти маленькие трудолюбивые животные всегда оказывались рядом с человеком. Перевозили дрова, сено, различные грузы. И где не могла пройти лошадь – ослик спокойно и неторопливо вез тяжелый груз. Даже сегодня почту высокогорные районы доставляют маленькие трудолюбивые животные.
Слайдовый просмотр.
Воспитатель. Ну, что, давайте сядем на осликов и поедем в путешествие.
Дети исполняют песню «Ананай» (музыка лакская народная, слова Касимова, едут.
Рассказ сопровождается слайдовым просмотром.
Воспитатель. Красивы и неповторимы горы Кавказа. Одни из них покрыты веселой яркой зеленой шапкой, а другие -высокие и неприступные - одеты холодным снегом. Здесь даже жарким летом очень холодно. Очень много в горах Кавказа селений. Посмотрите, мы подъехали к какому-то селению.
Да, я знаю, как называется это селение. А вы знаете? Это селение называется Балхар. Оно находится в Акушинском районе Дагестана. А кто знает, чем знамениты люди из этого селения?
Дети. Здесь живут гончары. Они лепят из глины посуду: кувшины, блюда.
Мастера аула Балхар сохранили традиции. Балхары – делают удивительную посуду, причем этим занимаются только женщины.
Воспитатель. Балхарские гончары делают не только посуду, но и игрушки из глины (животных, птиц). Здесь в селении мы зайдем в одну мастерскую.
Дети проходят в импровизированную мастерскую.
Воспитатель. Дети обратите внимание, мастер лепит кувшин на гончарном круге. А это уже готовые изделия. Посмотрите, какие интересные игрушки лепят мастера. (на слайде)
Просмотр выставки.
Ребята, мастера не успевают раскрасить все готовые игрушки, и они просят нас помочь им. Посмотрите, какие игрушки не раскрашены?
Дети. Ослики.
Воспитатель. На таких осликах мы приехали сюда. А скажите, какой краской пользуются мастера?
Дети. Только белой.
Воспитатель. А какие узоры вы видите на осликах?
Дети. Линии, круги, точки.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте сядем за столы и украсим наших осликов красивыми балхарскими узорами.
Воспитатель: Прежде чем мы начнем рисовать, давайте разомнем наши пальчики
Пальчиковая гимнастка
«Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца на др. руке.)
Мы закончили считать.
Продуктивная часть:
Рисование. Украшение осликов, орнаментом балхарских мастеров
Воспитатель:
Молодцы. Какие красивые ослики у вас получились.
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Садитесь на своих осликов.
Дети под музыку возвращаются в детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель:
Дети, где мы сегодня побывали? На чем мы путешествовали? Чем вы помогли в селении Балхар? Понравилось ли вам занятие? Вы молодцы. Замечательные, дружные и трудолюбивые ребята. Мне хочется пожелать вам быть всегда такими дружными, трудолюбивыми, и старались оказывать помощь всем, кому это необходимо. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Путешествие по родному краю"
Посвящен знакомству с Красноярским краем, его природой и обитателями....

Конспект занятия "Путешествие по родному краю"
Методическая разработка к методическому объеденению в ДОУ....

Конспект развлечения "Путешествие по родному краю" во 2 младшей группе
Стоянова И.Н., воспитательМуниципальное дошкольноеобразовательное учреждение д/с №10г. Донецк, Ростовская областьКонспект развлечения «Путешествие по родному краю» во второй младшей группеЗадачи:·...

Конспект развлечения «Путешествие по родному краю» во второй младшей группе
Задачи:· Обобщать знания детей о животном и растительном мире родного края.· Развивать диалогическую речь, мыш...

Конспект занятия «Путешествие по родному краю»
Речевое, художественно-эстетическое развитие детей во второй младшей группе...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....