Воспитание духовно-нравственных чувств у детей, через знакомство с малой Родиной
проект

Зуева Наталия Викторовна

Для каждого человека, малая Родина это нечто «маленькое, светлое и теплое». Любовь к малой Родине, я считаю, начинается с колыбели, с песни  которую напевает мать, укачивая ребенка.  В этом возрасте закладываются основные черты характера, ребенок начинает понимать свое предназначение в окружающем его пространстве. Именно, дом, родители изначально дают основы духовно-нравственного воспитания, знакомят ребенка с традициями и обычаями своей семьи, своего народа, закладывают в него с рождения чувство любви, гордости, патриотизма к своей малой Родине.  Моя малая Родина – Мордовия. К сожалению, в современном мире нравственность отходит на второй план, родители не уделяют ребенку пристального внимания, их волнует достаток в семье, и как можно больше ребенок должен быть задействован в дополнительном образовании, совершенно забывая о том, что детьми надо заниматься самим родителям. Актуальность выбранной мною темы состоит в том , чтобы вернуть ребенка  к истокам своей нации, помочь расширить кругозор о родном крае , сформировать духовно-нравственные ценности через любов к малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12345.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание духовно-нравственных чувств у детей, через знакомство с малой Родиной»

Актуальность:

Для каждого человека, малая Родина это нечто «маленькое, светлое и теплое». Любовь к малой Родине, я считаю, начинается с колыбели, с песни  которую напевает мать, укачивая ребенка.  В этом возрасте закладываются основные черты характера, ребенок начинает понимать свое предназначение в окружающем его пространстве. Именно, дом, родители изначально дают основы духовно-нравственного воспитания, знакомят ребенка с традициями и обычаями своей семьи, своего народа, закладывают в него с рождения чувство любви, гордости, патриотизма к своей малой Родине.  Моя малая Родина – Мордовия. К сожалению, в современном мире нравственность отходит на второй план, родители не уделяют ребенку пристального внимания, их волнует достаток в семье, и как можно больше ребенок должен быть задействован в дополнительном образовании, совершенно забывая о том, что детьми надо заниматься самим родителям. Актуальность выбранной мною темы состоит в том , чтобы вернуть ребенка  к истокам своей нации, помочь расширить кругозор о родном крае , сформировать духовно-нравственные ценности через любов к малой Родине.

Основная идея опыта состоит в том, чтобы у детей формировать фундаментальные черты личности, происходящие в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде отношений и знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. В детском саду главным наставником является педагог, который в процессе ознакомления детей  с духовно-нравственными элементами использует различные ситуации, которые заставляют ребенка задуматься и найти выход из той или иной ситуации. В формировании личности ребенка принимает воспитание не только педагог, но родители. Родители должны с детства приучать ребенка почитать свою семью, быть вежливыми и учтивыми по отношению к старшему поколению, любить свою малую Родину. Но самым важным в нравственном воспитании является пример  самого взрослого. Иногда проходишь через парк, и наблюдаешь такую картину родители заняты разговорами со своими знакомыми, а ребенок предоставлен самому себе, бегает по клумбе, срывает цветы. На замечания прохожих ребенок никак не реагирует, а родители недовольно высказываются в адрес прохожего. Ребенок слушает диалог родителей и прохожего с замиранием сердца, от того что его родители отругают. Но после грубых окриков, все остается по-прежнему.  Поэтому очень важно дать ребенку представления о таких понятиях, как стыд, совесть,  доброта, именно они сказываются на  духовно-нравственном воспитании. В ознакомлении детей с малой Родиной я использую разнообразные формы: беседы, экскурсии, мастер-классы, презентации и т. д.

Теоретическая база опыта. Разрабатывая свой инновационный опыт, я опиралась на работу таких авторов, как Арсентьева Н.М, Крутов Н.С., Голубчик Е.М., Маркова С.С, Лузгин А.С., Мишинин Ю.А, Пресняков В.Н., Ямашкин А.А., Вдовин С.С., Маркин Н.П., О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина и др.

Новизна.   Отличительная особенность моего опыта состоит в практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Если ребенок не будет знать свои истоки, он не вырастет полноценным человеком, не будет относиться к близким и знакомым с уважением, в нем не будет таких качеств, как сострадание и чуткость. Поэтому духовно-нравственное воспитание я ставлю первостепенной задачей.

Технология опыта.

Система работы. Для реализации своего опыта я определила цель:  всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств посредством включения его в различные виды деятельности. И следующие задачи:

 -дать детям знания, умения в переделах разделов программы.

 

Я считаю, что детям необходимо начинать знакомиться с традициями и современной культурой мордовского народа в дошкольном возрасте. Именно в это время, у детей закладывается чувство любви к малой Родине.

Результативность опыта.

Реальный вклад  в дело обучения и воспитания. Я сделала вывод, что приобщая детей к национальной культуре, они знакомятся с окружающим миром, находя свое место в нем, происходит развитие интеллекта, возможность развития в ребенке творческих способностей, элементов самостоятельности, формирование наглядно-образного мышления, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

 Результаты:

Мой многолетний опыт показывает положительные результаты по духовно-нравственному воспитанию. У детей 6 летнего возраста сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обогащению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению. А  произведения устного народного творчества, музыка, искусство, природа родного края, позволяют ребенку более интенсивно использовать на своей практике отношение к своей малой Родине.

Сделан большой акцент на приобщение детей к добру, красоте, любви.

Очень важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране и заботе окружающей среды.

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях образовательной

организации с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона, проживания, обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. На первый план выдвигается развивающая функция, которая оказывает влияние на  становление личности ребенка в контексте культуры родного края и принцип культуросообразности, предполагающий учет национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании. В процессе обучения перед детьми раскрывается картина развития мира, изменение изучаемых объектов, обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места и времени.

Стабильность опыта .

Духовно-нравственное воспитание происходит через чтения народных сказок и произведений авторов. Дети не просят сейчас прочитать им книжку, у них нет интереса к ним. По мнению В. А. Сухомлинского, сказка помогает ребенку познать мир не только умом, но и сердцем. Сказка, по его мнению, незаменимый источник воспитания любви к Родине. Результатом работы по духовно-нравственному воспитанию является осознание ребенком таких качеств, как порядочность, сопереживание, патриотизм, уважение  к своим родителям и т. д. Именно в сказках, пересказанных народом сохранились свои страдания, мудрость.

Используя свой опыт, я заметила, что большинство детей нуждается еще в специальной подготовке формирования интереса к познанию истории и культуры наших предков,  которую целесообразнее осуществлять в форме индивидуальной работы.

Я разработала свою программу «Келуня», которую часто использую при ознакомлении детей с родным краем.  

Доступность опыта

С родителями проводится колоссальная работа по духовному воспитанию, так как, считаю, что совместная деятельность родителей и детей благотворно влияет на полноценное развитие ребенка. На наши мероприятия, посвященные церковным праздникам Пасхи, Вербного воскресенья, Рождество Христово и другие, приходит священнослужитель православной церкви, который в беседе акцентирует  свое внимание на добре и зле, милосердии, великодушии, патриотизме по отношению к своей малой Родине. Такие беседы  не только оставляют частичку добра в душе ребенка, но и положительно влияют на взрослого, способствуют воспитанию только хороших качеств, заставляет верить и гордиться своими традициями, народом, малой Родиной. Сложные времена испытывает Россия, век компьютеризации разрушает все человеческие ценности, поэтому я считаю наиболее важным аспектом духовно-нравственное воспитание, обязательного введения провославной культуры, начиная с младенческого возраста.

В своей работе использую различные формы сотрудничества с родителями воспитанников:

- круглый стол

- беседы с родителями

- экскурсии

- мастер-классы.

Меня радует тот факт, что родители активно принимают участие в предложенных мною мероприятиях, с удовольствием сотрудничают и выполняют работы совместно с детьми. Таким образом, педагог и ребёнок вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути реализации имеющейся педагогической задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

«Формирование духовно – нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, Малой Родин и Отечеству дошкольников посредством игры».

laquo;Формирование духовно – нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, Малой Родине и Отечеству дошкольников посредством игры»....

Обобщенный педагогический опыт воспитателя "МОУ Веневский центр образования №1" структурное подразделение "Детский сад №5"«Патриотическое воспитание детей через знакомство с Малой Родиной»

Обобщённый педагогический опыт воспитателя МОУ  «Веневский центр  образования №1 имени И.И. Мусатова»  структурного  подразделения  «Детский  сад №5&raq...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необход...

Конспект мастер- класса для воспитателей на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через знакомство с малой родиной »

Конспект мастер- класса для воспитателей на тему: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возрастачерез знакомство с малой родиной »...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной

      Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нрав...