Конспект интегрированного занятия «Традиционные промыслы хантов и манси» в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия "Традиционные промыслы хантов и манси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_traditsionnye_promysly_hantov_i_mansi.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
«Традиционные промыслы хантов и манси» в старшей группе.
Цель. Расширять и закреплять у детей знания, интерес, представление и любовь к родному краю, к своей малой Родине.
Программное содержание
Образовательные задачи
1. Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд.
Развивающие задачи
1.Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретённых знаний, умений и навыков в практическом действии.
2.Учить употреблять в своей речи национальные термины.
Воспитательные задачи
1.Воспитывать любовь к родному краю – месту, где дети живут и растут, любовь и бережное отношение к природе родного края.
2.Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.
3. Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.
Методы и приемы
- Активизация словаря: жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, малица, кисы, ханты, стойбище, чум, коренные народы.
- Художественное слово, история, загадки.
- Хороводные игры: «Приветствие», «Рыбаки»,
- Использование слайдов?
- Музыкальное оформление занятия.
- Украшение амулета.
Предварительная работа
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край».
- Чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов Севера.
- Составление рассказов на темы: «Где мы живем?»
- Подвижные игры «Белый шаман», «Важенка и оленята».
Материалы
- Инсталляция музея, чума и народные игрушки хантов.
- Иллюстрации с изображением животных, рыб, растений Севера.
- Макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство.
- Народно-прикладное искусство хантов.
Ход занятия
Звучит музыка дети с родителями входят в зал с воспитателем.
Воспитатель 1:Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте с вами сделаем круг приветствия.
Слайд 1. «Приветствие»
Дети и родители стоят в кругу.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» ( Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
Дети и родители присаживаются на стулья.
Слайд 2. Воспитатель 1. Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной. Скажите ребята, как называется наш округ, в котором мы живём?
Дети: Ханты-Мансийский Автономный Округ.
Слайд 3. Воспитатель: А, старинное название нашего округа – Югра. Главный город Югры – Ханты-Мансийск.
Слайд 3. Музыка. Слышны звуки музыки народов ханты и манси.
- Ребята, слышите? – звучит музыка. Какому народу, эта музыка принадлежит.
Дети: народов ханты и манси.
Воспитатель: ханты и манси являются коренными жителями нашего края.
- Почему их называют коренными жителями?
Дети: Они живут на этой земле очень давно.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю совершить маленькое путешествие в музей к Хантам.
Взялись крепко за руки, закрыли глаза и скажем «Раз – два – три в гости к хантам попади» (ударяет 3 раза в бубен)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает. Как вы думаете кто работает в музее?
Дети: высказывают свои мнения.
Воспитатель: Сотрудниками музея являются: Экскурсовод - Встречает посетителей, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты.
Первый экскурсовод рассказывает о жизни мужчин-хантов:
- Здравствуйте, я экскурсовод Ойко.
Начинаем нашу экскурсию. Я вам расскажу о жизни мужчин-хантов.
Но, для начала загадаю вам загадки:
В Тундре он живёт холодной.
Там морозы и снега.
Молчаливый, благородный.
Носит на себе рога.
Мох искать ему под снегом
Никогда не будет лень,
И в упряжке резвым бегом
Мчится… Слайд 4. (Олень)
Домом для меня, является река,
Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя.
Захочешь ты меня, на крючок поймать
Стащу я червячка, и уплыву опять. Слайд 5. (Рыба)
Слайд 6. «Мужчины - ханты разводят оленей, ловят рыбу, занимаются охотой. Они подолгу находятся вне дома, добывают пищу. Одежда и обувь у них тёплая и лёгкая, чтобы в мороз не замёрзнуть.
Ещё мастерят посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям (демонстрируют детям экспонаты посуды, поделки). И, конечно же, они изготавливают легкие сани – нарты. (показывает нарты). В нарты запрягают оленей и передвигаются по тундре (показывает оленя).
- Издавна ханты и манси занимаются рыбалкой, даже своих детей с раннего детства приучают этому полезному делу.
Воспитатель: А, вы хотите пойти на рыбалку?
Предлагаю совместно с родителями поиграть в игру «Рыбаки».
Рыбаки
Играющие становятся в круг. Они рыбаки.
Водящий родитель показывает им движения рыбаков:
тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут
веслами.
Правила игры. Кто из играющих повторит
движения неправильно, тот выходит из игры.
Воспитатель: давайте продолжим нашу экскурсию
Второй экскурсовод рассказывает и показывает о жизни хантыйских женщин.
- Здравствуйте, я экскурсовод и меня зовут Энны
«Уважаемые гости отгадайте загадку:
«В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла. (Чум). (Демонстрирует макет чума)
Перед вами хантыйский дом – чум. А скажите, чум ставят, делают или строят?
Дети: (Ставят).
- Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим хантыйские женщины.
- Чум делают из тонких стволов деревьев, очищенных от ветвей, покрываемый оленьими шкурами, его можно быстро разобрать и перевезти в другое место.
- Занимается хозяйством в чуме женщина. А, что она делает?
Дети: Хозяйка варит еду, чай из целебных трав, убирает в чуме, смотрит за детьми. Шьёт одежду, украшает её.
Слайд 7. «Ханты – очень талантливы. В тайге нет магазинов, поэтому игрушки родители для своих детей делают сами (показывает куклы). А также, они делают очень красивые изделия из меха. Шьют малицу - шубу из оленьего меха, рукавицы и унты - меховые сапоги (показывает унты), украшают очень красиво. Для мужчин шьют пояс.
Женщины занимаются воспитанием детей. Для младенцев изготавливают специальные люльки из бересты. Делают обереги. На колыбельке рисуют «глухарку». Ханты считают, что такой оберег защитит ребенка от злых духов. (показывает оберег)
Воспитатель. А вы хотите сами сделать такие обереги. Тогда, приглашаю вас пройти в нашу мастерскую и присесть за столы.
Рукодельница: Здравствуйте, меня зовут рукодельница Агна.
Слайд 8. У северных народов орнамент во все времена имел большое значение. С помощью орнамента украшали обереги, посуду, одежду. Одним из самых значимых оберегов у народов ханты является оберег для детей «Глухарка сна». По легенде глухарь считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна. Сегодня мы научимся делать такой оберег.
Основной материал, из которого делают амулеты, лежит на столах: мех, картон, фетр, заготовка орнамента, клей.
Амулет сделан из картона и фетра, в центре орнамента «глухарка», по краю отделка из меха. Прежде, чем приступим к работе, сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Слайд 9. Пальчиковая гимнастика «Моя тундра»
Ты еще не видел чуда— (Правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)
В нашей тундре не был? (Разводят руки в стороны и удивляются)
Приезжай к нам без опаски (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Слушать шорох зимней сказки, (Пальцы в «замочек» - круговые вращения)
Слушать звон копыт по насту.... (Перебираем пальцами обеих рук по столу)
Приезжай. Мы встретим лаской. (Держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)
Здравствуй! (Развести ладошки вертикально)
Слайд 10 Музыка. Рукодельница: Приступаем к работе. (Звучит музыка, дети совместно с родителями изготавливают оберег).
- Какие красивые обереги у вас получились!
- Пока подсыхает клей и обереги набирают волшебную силу, предлагаю выйти в круг и высказать своё мнение о нашем путешествии (Дети совместно с родителями выходят в круг).
И в этом нам поможет мой оберег. Мы будем передавать его друг другу и говорить, что понравилось.
Первой начну я: мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы были активными и старательными. Молодцы! Передать оберег детям и желающим родителям.
Слайд 11. Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Спасибо всем! Вот видите, как много мы уже знаем и как много нам ещё предстоит узнать! Мы гордимся, что живём в прекрасном богатом крае. У ханты и манси есть обычай завязывать ленточки, они верят, если загадать желание и повязать ленточку, то желание обязательно сбудется. Давайте и мы с вами загадаем желание и завяжем ленточки на макет чума. (дети совместно с родителями завязывают ленточки).
«Вы на карту посмотрите
И Куть - Ях на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живём».
И.Истомин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Конспкт направлен на расширение кругозора, формирование целостной картины народного творчества и прикладного искусства.Актуальность - Развитие творческих способностей, воображения, формирования эстети...
Презентация конспекта интегрированного занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе "В гости к матрешке"
Презентация направлена на знакомство детей с народной игрушкой матрешкой....
конспект интегрированного занятия по математике и развитию речи в старшей группе
занятие разработано на основе моделирования сказки "Волк и семеро козлят" и поможет научить детей определять положение предметов по отношению к себе, уточнить понимание независимости числа...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»
Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...
Конспект интегрированного занятия Тема: «Путешествие в королевство математики» В старшей группе
Конспект интегрированного занятияТема: «Путешествие в королевство математики»В старшей группе...
Конспект интегрированного занятия со специалистами (МУЗО, ИЗО, ФИЗО) в старших группах. Тема: "Путешествие к волшебному дереву".
Предлагаю Вашему вниманию интересный конспект....