Конспект занятия в старшей группе «Русская изба и деревянная резьба»
план-конспект занятия (старшая группа)

Рекичинская Марина Владимировна
Цель:
• продолжать знакомство детей с историей родного села, расширяя их кругозор.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_sayt_rezba_okonchatelnoe.docx8.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 «Русская изба и деревянная резьба»

Цель:

• продолжать знакомство детей с историей родного села, расширяя их кругозор.

Задачи

Познавательное развитие:

  • познакомить детей с русской избой, как жилищем наших предков
  • познакомить детей с искусством деревянной резьбы, как видом народного творчества

Речевое развитие:

  • обогащать активный словарь детей новыми словами (наличники, ставни, конек, элементы деревянной резьбы: розетка, лучистый круг, трилистник, завиток, цветок репейника)
  • развивать связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь

Художественно-эстетическое развитие:

  • способствовать пробуждению желания любоваться красивыми вещами и создавать их
  • развивать творческие способности детей при создании аппликации с использованием элементов деревянной резьбы

Социально – коммуникативное развитие:

  • воспитывать любовь к родному краю, интерес и почитание его истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам
  •  развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками

Физическое развитие:

  • развивать двигательные способности детей и физические качества через физкультминутки, подвижные игры

Демонстрационный материал:

• Презентация «Дома нашего села и деревянная резьба»

• Макет русской избы.

• Изделия из дерева для организации выставки.

• Образцы деревянной избы.

Раздаточный материал:

  • Шаблоны домов из картона
  • Заготовки из кружева
  • Клеенка
  • Ножницы
  • Кисти
  • Клей
  • Салфетки

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель сидит за столом и ремонтирует деревянный домик.

Дети спрашивают, что воспитатель делает?

Воспитатель: Ремонтирую домик.

Как вы думаете он новый или старый? (ответы детей).

Из чего он сделан? (ответы детей).

А какие еще бывают дома? (каменные, глиняные, деревянные, кирпичные, одноэтажные, многоэтажные).

А в каких домах вы живете? (ответы детей).

А для чего человеку нужен дом, как вы думаете? ( ответы детей : чтобы жить, спать, есть, играть).

Воспитатель: Правильно, дом – это то-место, где мы чувствуем себя в безопасности. Вот как о доме говорится в русских пословицах:

«Своя хата – словно родная мать».

«Дома и стены помогают».

«Каково в дому, таково и самому».

Воспитатель: Ребята посмотрите на этот домик. Это русская изба. Строить такие избы начали давным-давно. Русский человек всегда селился в лесистых местах по берегам рек. Основным строительным материалом было дерево, из бревен строили дома. Стояла изба лицом к дороге или реке.

Плотник одним топором строит избу, бревна кладут друг на друга, изба будет уютная, просторная. Посмотрите, как сложены бревна у нашей избы.

Воспитатель: А что являлось главным символом каждой русской избы?

Дети: Печка

Воспитатель: Как она служила людям? Как помогала?

Воспитатель: Правильно! Печь в доме – символ тепла и уюта, без нее не обойтись. Хотите поиграть в игру «Печка и горшок»

Русская народная игра «Печка и горшок»

Дети выбирают, кто из них будет Горшком и Печкой. Горшок берёт в руки большой пустой горшок. Печка отходит в сторону и садится лицом к детям на маленький стул. Горшок подходит к Печке.

Горшок:

Уж я в печке посижу,

Да хозяйке угожу!

Я готовить люблю, всю семью я накормлю!

-Печка-матушка, что сегодня будем варить?

Печка называет любое блюдо, например, щи.

Горшок подходит к детям и спрашивает:

-А что нам нужно для щей?

Каждый ребёнок должен стукнуть по горшку деревянной ложкой и назвать один ингредиент для приготовления щей: картошка, капуста, свёкла и т.д., и так до тех пор, пока не будут названы все ингредиенты блюда.

«Наполнив» горшок, Горшок подходит к Печке, и подаёт его вместе с деревянной ложкой.

Горшок: Горшок, не зевай, в нашу печку полезай! (подаёт горшок Печке) Ну, как борщ?

Печка (понарошку пробует щи): Вкусно! Очень хорошо приготовили! Спасибо!

Воспитатель: А что люди считали глазами дома? (ответы детей).

Воспитатель: Окна - это глаза дома, через которые проникают солнечный свет и тепло. Главными украшениями были наличники и ставни. Часто в сказках мы слышим: «Окошечки резные, ставни расписные».

Воспитатель демонстрирует изображение наличников и ставней, элементов декора наличников.

Воспитатель: Оформление наличников нередко отображало характер хозяина, его вкусы и интересы. Они служили для красоты окна. Ставни защищали от дождя и снега, на ночь их закрывали. С улицы каждый мог видеть, открыты утром ставни – значит, хозяева встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома.

Воспитатель: В нашем селе Русский Камешкир появились первые мастера, которые стали украшать окна с помощью резьбы по дереву. Они стали придумывать разные узоры для них, узоры состояли из различных элементов. Так в нашем селе зародилось дивное искусство - деревянная резьба.

Просмотр презентации « Дома нашего села и деревянная резьба» (Приложение1)

Воспитатель: Ребята посмотрите еще раз на дома, которые украшены деревянной резьбой. На что похожи эти элементы?

Дети: кружево

Воспитатель: предлагаю вам проявить фантазию и украсить образцы домов по вашему вкусу и желанию.

Воспитатель: Перед тем как нам приступить к работе мы проведем небольшую физкультминутку.

Как в деревне у пруда

Стоит ладная изба.

Окошечки резные,

Ставни расписные,

Живет там дружная семья –

Хозяйка, хозяин и их сыновья.

Рядом с домом сосна растет. 

 Петушок в саду поет

И забор резной стоит. 

Улыбаться всем велит

Солнце было, дождик шел 

И тюльпан в саду расцвел

Дети проходят на рабочие места, где имеется необходимый набор для творчества. Самостоятельно выбирают необходимый орнамент кружева.

Воспитатель: Помните: «Поспешишь, людей насмешишь»; «Семь раз отмерь, один отрежь».

Воспитатель: Посмотрите, в начале занятия все домики были одинаковые. Но вот вы украсили их резными узорами, и все домики стали разные и очень красивые. Если все дома собрать вместе, то получится настоящая русская деревня.

Воспитатель: А как вы думаете, сейчас можно увидеть такие дома с деревянной резьбой?

Ответы детей

Воспитатель: Дома деревянной резьбой теперь меньше украшают, но искусство деревянной резьбы сохранилось.

Воспитатель: Давайте пройдем на выставку, и я вам о ней расскажу.

Выставка изделий из дерева.

Дети читают стихотворение Л.А. Скрябневой «Камешкирские узоры» (Приложение2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе "Русская изба"

Конспект  развлечения "Русская изба"  создан для формирования представлений у детей, о жизни и быте руского народа, о его традициях. В нём есть небольшой рассказ детям о жилище русского наро...

Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»

Знакомство детей с жилищем, бытом, предметами домашнего обихода крестьянской семьи....

Конспект занятия в старшей группе "Русский быт"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Русский быт" для детей старшей группы. Данный материал может быть полезен воспитателям. Это конспект познавательного занятия, н...

Конспект НОД в старшей группе "Русская изба" с презентацией (познавательное развитие).

Конспект занятия для детей старшей группы по окружающему миру, направленный на ознакомление детей с устройством русской избы и предметами русского быта, на развитие познавательного интереса к истории ...

Конспект занятия в старшей группе "Русская изба"

Формы и методы музейной педагогики.Тематическое занятие  "Русская изба" представляет одну из форм работы с экспозициями музейного уголка "Русский быт". Цель занятия:...

Конспект занятия в старшей группе конструирование «Здания из деревянного конструктора»

1. Развивать конструктивное воображение и творчество, проявление индивидуального стиля конструирования.2. Использовать при обдумывании замысла в качестве наглядной опоры схему будущей...

Конспект занятия в старшей группе «Русский национальный костюм»

данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с национальным костюмом...