Конспект занятия в старшей группе «Русская изба и деревянная резьба»
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_sayt_rezba_okonchatelnoe.docx | 8.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Русская изба и деревянная резьба»
Цель:
• продолжать знакомство детей с историей родного села, расширяя их кругозор.
Задачи
Познавательное развитие:
- познакомить детей с русской избой, как жилищем наших предков
- познакомить детей с искусством деревянной резьбы, как видом народного творчества
Речевое развитие:
- обогащать активный словарь детей новыми словами (наличники, ставни, конек, элементы деревянной резьбы: розетка, лучистый круг, трилистник, завиток, цветок репейника)
- развивать связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь
Художественно-эстетическое развитие:
- способствовать пробуждению желания любоваться красивыми вещами и создавать их
- развивать творческие способности детей при создании аппликации с использованием элементов деревянной резьбы
Социально – коммуникативное развитие:
- воспитывать любовь к родному краю, интерес и почитание его истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам
- развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками
Физическое развитие:
- развивать двигательные способности детей и физические качества через физкультминутки, подвижные игры
Демонстрационный материал:
• Презентация «Дома нашего села и деревянная резьба»
• Макет русской избы.
• Изделия из дерева для организации выставки.
• Образцы деревянной избы.
Раздаточный материал:
- Шаблоны домов из картона
- Заготовки из кружева
- Клеенка
- Ножницы
- Кисти
- Клей
- Салфетки
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель сидит за столом и ремонтирует деревянный домик.
Дети спрашивают, что воспитатель делает?
Воспитатель: Ремонтирую домик.
Как вы думаете он новый или старый? (ответы детей).
Из чего он сделан? (ответы детей).
А какие еще бывают дома? (каменные, глиняные, деревянные, кирпичные, одноэтажные, многоэтажные).
А в каких домах вы живете? (ответы детей).
А для чего человеку нужен дом, как вы думаете? ( ответы детей : чтобы жить, спать, есть, играть).
Воспитатель: Правильно, дом – это то-место, где мы чувствуем себя в безопасности. Вот как о доме говорится в русских пословицах:
«Своя хата – словно родная мать».
«Дома и стены помогают».
«Каково в дому, таково и самому».
Воспитатель: Ребята посмотрите на этот домик. Это русская изба. Строить такие избы начали давным-давно. Русский человек всегда селился в лесистых местах по берегам рек. Основным строительным материалом было дерево, из бревен строили дома. Стояла изба лицом к дороге или реке.
Плотник одним топором строит избу, бревна кладут друг на друга, изба будет уютная, просторная. Посмотрите, как сложены бревна у нашей избы.
Воспитатель: А что являлось главным символом каждой русской избы?
Дети: Печка
Воспитатель: Как она служила людям? Как помогала?
Воспитатель: Правильно! Печь в доме – символ тепла и уюта, без нее не обойтись. Хотите поиграть в игру «Печка и горшок»
Русская народная игра «Печка и горшок»
Дети выбирают, кто из них будет Горшком и Печкой. Горшок берёт в руки большой пустой горшок. Печка отходит в сторону и садится лицом к детям на маленький стул. Горшок подходит к Печке.
Горшок:
Уж я в печке посижу,
Да хозяйке угожу!
Я готовить люблю, всю семью я накормлю!
-Печка-матушка, что сегодня будем варить?
Печка называет любое блюдо, например, щи.
Горшок подходит к детям и спрашивает:
-А что нам нужно для щей?
Каждый ребёнок должен стукнуть по горшку деревянной ложкой и назвать один ингредиент для приготовления щей: картошка, капуста, свёкла и т.д., и так до тех пор, пока не будут названы все ингредиенты блюда.
«Наполнив» горшок, Горшок подходит к Печке, и подаёт его вместе с деревянной ложкой.
Горшок: Горшок, не зевай, в нашу печку полезай! (подаёт горшок Печке) Ну, как борщ?
Печка (понарошку пробует щи): Вкусно! Очень хорошо приготовили! Спасибо!
Воспитатель: А что люди считали глазами дома? (ответы детей).
Воспитатель: Окна - это глаза дома, через которые проникают солнечный свет и тепло. Главными украшениями были наличники и ставни. Часто в сказках мы слышим: «Окошечки резные, ставни расписные».
Воспитатель демонстрирует изображение наличников и ставней, элементов декора наличников.
Воспитатель: Оформление наличников нередко отображало характер хозяина, его вкусы и интересы. Они служили для красоты окна. Ставни защищали от дождя и снега, на ночь их закрывали. С улицы каждый мог видеть, открыты утром ставни – значит, хозяева встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома.
Воспитатель: В нашем селе Русский Камешкир появились первые мастера, которые стали украшать окна с помощью резьбы по дереву. Они стали придумывать разные узоры для них, узоры состояли из различных элементов. Так в нашем селе зародилось дивное искусство - деревянная резьба.
Просмотр презентации « Дома нашего села и деревянная резьба» (Приложение1)
Воспитатель: Ребята посмотрите еще раз на дома, которые украшены деревянной резьбой. На что похожи эти элементы?
Дети: кружево
Воспитатель: предлагаю вам проявить фантазию и украсить образцы домов по вашему вкусу и желанию.
Воспитатель: Перед тем как нам приступить к работе мы проведем небольшую физкультминутку.
Как в деревне у пруда
Стоит ладная изба.
Окошечки резные,
Ставни расписные,
Живет там дружная семья –
Хозяйка, хозяин и их сыновья.
Рядом с домом сосна растет.
Петушок в саду поет
И забор резной стоит.
Улыбаться всем велит
Солнце было, дождик шел
И тюльпан в саду расцвел
Дети проходят на рабочие места, где имеется необходимый набор для творчества. Самостоятельно выбирают необходимый орнамент кружева.
Воспитатель: Помните: «Поспешишь, людей насмешишь»; «Семь раз отмерь, один отрежь».
Воспитатель: Посмотрите, в начале занятия все домики были одинаковые. Но вот вы украсили их резными узорами, и все домики стали разные и очень красивые. Если все дома собрать вместе, то получится настоящая русская деревня.
Воспитатель: А как вы думаете, сейчас можно увидеть такие дома с деревянной резьбой?
Ответы детей
Воспитатель: Дома деревянной резьбой теперь меньше украшают, но искусство деревянной резьбы сохранилось.
Воспитатель: Давайте пройдем на выставку, и я вам о ней расскажу.
Выставка изделий из дерева.
Дети читают стихотворение Л.А. Скрябневой «Камешкирские узоры» (Приложение2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения в старшей группе "Русская изба"
Конспект развлечения "Русская изба" создан для формирования представлений у детей, о жизни и быте руского народа, о его традициях. В нём есть небольшой рассказ детям о жилище русского наро...
Конспект занятия в старшей группе «Русская изба»
Знакомство детей с жилищем, бытом, предметами домашнего обихода крестьянской семьи....
Конспект занятия в старшей группе "Русский быт"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Русский быт" для детей старшей группы. Данный материал может быть полезен воспитателям. Это конспект познавательного занятия, н...
Конспект НОД в старшей группе "Русская изба" с презентацией (познавательное развитие).
Конспект занятия для детей старшей группы по окружающему миру, направленный на ознакомление детей с устройством русской избы и предметами русского быта, на развитие познавательного интереса к истории ...
Конспект занятия в старшей группе "Русская изба"
Формы и методы музейной педагогики.Тематическое занятие "Русская изба" представляет одну из форм работы с экспозициями музейного уголка "Русский быт". Цель занятия:...
Конспект занятия в старшей группе конструирование «Здания из деревянного конструктора»
1. Развивать конструктивное воображение и творчество, проявление индивидуального стиля конструирования.2. Использовать при обдумывании замысла в качестве наглядной опоры схему будущей...
Конспект занятия в старшей группе «Русский национальный костюм»
данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с национальным костюмом...