Внедрение культурно – исторических традиций Донского казачества в дошкольном образовательном учреждении
статья (старшая, подготовительная группа)

КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Детство – это замечательный период времени, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте так важно разбудить в душах детей интерес к своему народу, его истории и культуре, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дети, знающие историю и любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolinichenko_e.n._otchet_po_kazachestvu_24.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛИНИЧЕНКО Елена Николаевна

Внедрение культурно – исторических традиций Донского казачества в дошкольном образовательном учреждении


       В настоящее время происходит  переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела большое гражданственное значение и стала задачей государственной важности (Доклад Президента РФ Путина В.В. на Федеральном Собрании РФ от 27.04.2022г.).
Отечественные научные исследования доказали, что именно дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у человека патриотических качеств личности (Буре Р.С., Шинкарёва Н.А., Жигалкина О.А., Виноградова А.М. и др.). Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста рассматривают региональных компонент (Чумичева Р.М., Таранова Т.Н.).
       ФГОС ДО определяет содержание патриотического воспитания как становление сознания; формирование представлений о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В 2020 году Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ввёл Рабочую программу воспитания, которая входит в состав ООП дошкольной образовательной организации и усиливает ФГОС
дошкольного образования. В 2022 году Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменеий в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации» регламентирует включение в
содержание Рабочей программы воспитания материал о государственных
символах Российского государства. В свете современных задач основой для построения образовательной деятельности является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и  федеральная образовательная программа  дошкольного образования (ФОП ДО)


В данной ситуации коллектив МБДОУ №3 поставил цель: Создание
условия для формирования патриотических качеств личности (воспитание
любви к родной земле; веры в талант, неповторимость, трудолюбие
русского народа) у детей дошкольного возраста через реализацию
регионального компонента.

В 2006 году в соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области и Войскового Казачьего Общества "Всевеликое Войско Донское» нашему детскому саду №3 "Звездочка" первому из дошкольных учреждений Пролетарского района был присвоен статус "казачье".

Педагогические условия

•        художественно-эстетическая развивающая среда на основе предметов искусства и быта Донского края;

•        образовательная система по приобщению детей к культуре донского казачества;

•          комплексный подход к организации педагогического процесса при активном взаимодействии всех его субъектов: педагогов, специалистов, родителей, детей.

На протяжении многих лет педагогический коллектив детского сада творчески и профессионально работает над проблемой «Формирование у дошкольников интереса к донскому фольклору, истории и традициям казачества", опираясь на региональную программу «Родники Дона» (авторы Р.М.Чумичева, Н.А.Платохина, О.Л.Ведмедь), парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ( О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

В отборе содержания работы по сохранению и возрождению культурно – исторических традиций Донского казачества использовались следующие принципы:

-Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего создания условий, обеспечивающих становление личного опыта ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.

-Принцип культуросообразности, предусматривающий освоение богатейшего опыта донского казачества, как систему культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.

-Принцип природосообразности, предполагающий не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.

-Принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколения образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.

-Принцип интеграции, предполагающий комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса дошкольников. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.

Эта работа ведется по нескольким направлениям:

«Мой край Донской»

Тема 1. Мой дом. Моя семья. Семья – главное в жизни человека. Связь поколений. Семейные традиции.

Тема 2. Мой любимый детский сад. История детского сада. Судьбы воспитанников. Традиции детского сада. Современная жизнь детского сада.

Тема 3. Моя малая Родина, город Пролетарск. История возникновения и развития города от урочища Кара Чаплак до станицы Великокняжеской. Улицы города. Памятные места. Культурная жизнь.

Тема 4. Мой край Донской. История образования Ростовской области. Город Ростов-на-Дону и другие : Таганрог, Новочеркасск, Азов, Батайск, Аксай, Волгодонск, Шахты, Семикаракорск.

2 Раздел: Жизнь и быт Донских казаков  

Тема 1. Как у нас было на Тихом Дону. Возникновение казачества. Гипотезы происхождения? Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону.

Тема 2. Всевеликое Войско Донское. Роль в жизни казаков «Казачьего круга». Исполнительная власть казаков. Отношение к военной службе. особенности воспитания сына в семье.

Тема 3. Бабушкин сундук. История казачьего костюма, его особенности. Национальная казачья кухня. Предметы быта казаков

3. Раздел: Творчество Донских казаков

Тема 1. Преданья старины глубокой. История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров донского фольклора. Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни. Донская былина.   Частушка. Язык донских частушек. Самобытность казачьих пословиц и поговорок. Донская легенда. Сказки, предания, сказы. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. История родного края, отраженная в донском фольклоре.

Тема 2. Семикаракорский фаянс – «жемчужина» Дона. История зарождения Семикаракорского промысла. Семикаракорский фаянс, его отличительные особенности.

 В детском саду создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной казачьей культуры:

Мини – музей Донского края, где представлены предметы декоративно - прикладного искусства и казачьего быта (семикаракорская посуда, рушники, занавески, вышитые гладью, кухонная утварь и предметы быта), некоторые экспонаты предоставляет музей «Казачья горница» (рук. В.Назаров, МБУК РДК), есть макет подворья казака и храма, куклы казака и казачки. Здесь ребята не только знакомятся с предметами быта и культуры родного края, но и могут потрогать их и даже попробовать применить по назначению.

Изучив на выставке изделия с семикаракорской росписью и историю возникновения семикаракорской керамики, дети в изобразительной деятельности самостоятельно создают орнамент в данной технике.

В уголках казачьей истории дети знакомятся с фотоальбомами природы Донской земли; картами Ростовской области, России; символикой донского края и России, а также некоторыми элементами казачьего костюма и военной экипировки казака.

В методическом кабинете оформлена выставка новинок литературы по формированию у детей интереса к донской истории и культуре.

Для педагогов работает образовательный салон в форме консультаций, семинаров и педагогических часов «Казачья песня и танец – средство восстановления душевного здоровья», «Игровая форма организации деятельности как развитие познавательного интереса к истории казачества», «Донская природа – источник художественного творчества детей».

Регулярно в детском саду проходит «День истории Дона», когда на протяжении всего дня педагоги знакомят дошкольников с гербом, флагом, гимном, с символами казачьей вольности и знаками атаманской власти, рассказывают о людях, творивших историю казачества – М.И.Платова, Я.П.Бакланове, И.М.Краснощекове, имя которого носит наш детский сад. Это способствует формированию у детей характера будущих защитников Отечества.

Уже вошел в традицию итоговый праздник посвящения в казаки ребят старшей группы «Казачьему роду нет переводу» в феврале. Недаром говорится, что казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец! И наши казачата всем это доказали, обратившись с прошением принять их в казаков. Казачата показали свои творческие способности в чтении стихов и исполнении казачьих песен и танцев. В итоге дети доказали, что сноровка у них есть, казачьи обычаи знают и почитают, да к тому же хорошо поют и пляшут, словом, дух казачий в них живёт! Словом, достойны хлопцы и девчата казачьего звания! Подтверждение тому – прилюдная клятва юного казака и казачки, произнесенная нашими ребятами.

Богат наш Донской край, обычаями и традициями. Издавна повелось на Дону, что молодые парни – казаки устраивали состязания, что бы померятся силой и удалью молодецкой. Мальчишки и девчонки старшей разновозрастной группы "Солнечные лучики" приняли участие в спортивном казачьем празднике «Потомки казачьей славы», посвященному Году атамана М.И. Платова. Ребята рассказали, кто такие казаки, показали знание казачьих пословиц. О славном "Вихорь-атамане", выдающемся казачьем военачальнике и генерале М.И. Платове, которому в этом году исполнилось 270 лет со дня рождения, ребятам рассказал Командир казачьей дружины казачьей школы №5 мл. урядник Арсений Приходченко. Казачата рассказывали стихи о славном Донском атамане. Удаль и ловкость свою ребята показали в казачьих играх, которые они отгадывали в загадках. Дети лихо скакали на "конях", на счастье передавали настоящую подкову, в эстафете передавали шапку-папаху, ловко орудовали шашкой, пусть и игрушечной, показали свою меткость и ловкость в стрельбе. В заключении праздника наши гости подарили ребятам медали с логотипом атамана М.И. Платова

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края, занимают календарно-обрядовые праздники: «Покров на Дону», «День матери-казачки», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Благовещение», «Пасха на Дону», «Красная горка», «Троица». Спортивные конкурсы: «Дед, батя и я – казачья семья», «Любо, казачка», «Донцы-удальцы». Игровые программы для маленьких казачат: «В гости к хозяюшке Аксинье за прибаутками и небылицами», «В гости к хозяюшке Аксинье за дразнилками, жеребьевками, считалками, загадками»; ярмарки «Что нам осень принесла?» и др.

Важную роль в образовании и воспитании дошкольников играет обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников.  В нашем саду действует команда ЮПИД «Казачий дорожный патруль», педагоги расширяют знания казачат о ПДД для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Дети с удовольствием участвуют в муниципальных и региональных конкурсах команд ЮПИД

 Казачата – юпидовцы знакомятся с назначением дорожных знаков и правил дорожного движения, у них формируется способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Таким образом, мы стараемся воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Наш детский сад тесно сотрудничает с Районным домом культуры. Настоящим украшением и изюминкой праздников является выступление народного фольклорного ансамбля «Станица» (рук. Эдуард Петрович Минор),  который отправляет зрителей в удивительный и неповторимый мир казачьей песни, лирической и веселой, грустной и задорной. Радуют ребят подарками наши шефы - наставники, постоянные участники всех праздников - казаки Великокняжеского Юрта Сальского округа Союза Казаков - Воинов России и Зарубежья: Липодаев К.В., начальник  штаба местного отделения ВВПОД "Юнармия" по Пролетарскому району, сотник СКВРиЗ,  преподаватель казачьей СОШ №5, подъесаул Владимир Владимирович Бухтияров, атаман Великокняжеского юрта и другие

Художественное отделение Пролетарской школы искусств радушно приглашает наших воспитанников на экскурсии, где в увлекательной форме ребята знакомятся с художественным творчеством учащихся ДШИ, а также с народной игрушкой и традиционными народными ремеслами.

Очень плотно мы работаем с городской детской библиотекой им. Аматуни. На базе ДОУ сотрудники библиотеки организуют выездные книжные выставки, развлекательные викторины о природе донской земли, о быте и воинской славе донских казаков, праздники казачьей культуры.

В прошлом году был организован  познавательный педагогический проект «Страницы славной казачьей истории», посвященный Дню города Пролетарска и Году атамана Платова на Дону. В этом проекте вместе с сотрудниками детского сада принимали участие казаки Великокняжеского Юрта СКВРиЗ, народный фольклорный ансамбль «Станица»  (рук. Э.Минор) МБУК РДК и детская библиотека им. Аматуни.

В детской библиотеке наших воспитанников радушно приняла библиотекарь Н.Р. Дуванская , организовав встречу в двух залах. В начале -  у экспозиции литературы «Край родной, навек любимый» , посвященной Дню города Пролетарска. В своей беседе с ребятами Наталья Романовна  говорила о родной стороне, прикоснулась к поэзии авторов нашего района, потому что никто другой не выразит любовь к родному краю так, как они. Ребята вспомнили пословицы и поговорки о казачестве, познакомились с «Заповедями Донских казаков» , особенностями казачьего говора. Наши ребята тоже прочитали стихи, исполнили казачьи песни. Ведь родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.

Педагогами ДОУ систематически организуются экскурсии в районный музей краеведения, где ребят всегда ждут интересные рассказы хранителя музейных экспонатов Татьяны Петровны Бондаревой, об истории нашего края, о жизни и быте наших прабабушек, о животных и растениях, особенностях их обитания в степной зоне.

Взаимодействие с родителями.

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. В практике работы ДОУ с родителями используются разнообразные активные формы: всеобучи «Дошкольникам о родном крае», «Казачьему роду – нет переводу»,  уроки казачьей истории, проводятся различные мастер-классы «Народная игрушка», «Донской костюм», фестиваль «Донская обрядовая кухня»; выставки детско-родительского творчества, концерты, презентации и др. Семейные посиделки «За казачьим столом», семейные встречи в музее «Казачья горница», совместные экскурсии по городу, создание фотоальбомов, выставок.  Взаимодействие ДОУ с родителями имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.

Детство – это замечательный период времени, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте так важно разбудить в душах детей интерес к своему народу, его истории и культуре, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дети, знающие историю и любящие свой родной край, вырастут настоящими патриотами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"

Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной...

«Воспитание патриотизма на основе культурно – исторических традиций Донского казачества»

Одна из важнейших задач современного общества – духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.Чувство Родины начинается у ребенк...

Проект «Моя малая Родина». Ознакомление с культурно-историческим наследием донского казачества (младшая группа)

Проект «Моя малая Родина». Ознакомление с культурно-историческим наследием донского казачества(младшая группа)...

Внедрение программы "Основы финансовой грамотности" в деятельность дошкольного образовательного учреждения (статья)

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду. Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом ФГОС дошкольного образования и концеп...

Использование средств музейной педагогики в интеграции с технологией образовательных маршрутов при изучении быта и культуры Терского казачества в дошкольном образовательном учреждении.

  В отличии от настоящих больших музеев, наш мини-музей в детском саду является плодом коллективной работы педагогов, родителей и самих детей. Здесь ребенок выступает не только созерцателе...