Сказки башкирского народа
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Конспект занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_temu_skazki_bashkirskogo_naroda.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Берёзка»
Конспект
образовательной деятельности
в средней группе
по речевому развитию
на тему: «Путешествие по башкирским народным сказкам».
Воспитатель: Фазлутдинова Л.Г.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тема: «Путешествие по башкирским народным сказкам».
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование эмоционального отношения к башкирским народным сказкам.
Задачи:
Обучающие: Учить узнавать детей знакомые башкирские народные сказки, героев сказок с помощью загадок. Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказок, выделять отрицательных и положительных героев сказки, наделять их характерными чертами.
Развивающие: Развивать связную речь, воображение детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь детей к художественной литературе и бережного отношения к книгам и «Сторисекам».
Средства: Клубок, книга «Башкирские народные сказки», «Сторисеки» по башкирским народным сказкам «Сарбай», «Медведь и пчёлы», конверт с письмом, коробка, раскраски.
Методические приёмы:
- Создание игровой мотивационной ситуации.
- Игровой:
1) Игра «Отгадай загадки».
2) Игра имитация "Покажи образ сказочного героя»
3) Игра «Подберите героев и назовите сказку».
4) Игра «Скажи наоборот»
5) Инсценировка башкирской народной сказки «Сарбай» (настольный театр).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа: Чтение башкирских народных сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Сарбай», «Заяц у медведя в гостях». Дидактические и подвижные игры, показ кукольных театров, рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Проводится пальчиковая гимнастика «Приветствие» для концентрации внимания детей.
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, кудрявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки).
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).
Башкортостан я свой люблю!
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами познакомились с башкирскими народными сказками. Мы с вами читали, пересказывали и инсценировали эти башкирские народные сказки. Вам нравятся башкирские сказки? (Ответы детей) Читая башкирские народные сказки мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Давайте мы с вами подойдём к нашей книжной полке, возьмём книгу с башкирскими сказками или выберем «Мешок историй» с башкирской сказкой и почитаем её. (Дети ищут, найти не могут).
- А где же наши книги и «Сторисеки», куда они пропали? (Ответы детей).
- Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто его принес я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно. (Открывает конверт и читает письмо)
“Ребята, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим местам, раскидали нас по всей группе, а ночью прилетел злой сказочный Дэв и спрятал нас в дремучем лесу. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам. Чтобы вы нас быстрее нашли, мы успели оставить вам волшебный клубочек. Он поможет вам отыскать к нам дорогу. Ваши башкирские народные сказки.”
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой сказочный Дэв? (Злой сказочный герой). Правильно. Он такой же злой, как Баба - Яга в русских народных сказках. Ну что, будем выручать башкирские сказки из беды? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно мы поможем башкирским сказкам, выручим их из беды. Мы с вами отправимся на их поиски в дремучий лес. Для этого нам надо с вами как - то попасть в сказочный волшебный лес. Я вам предлагаю крепко - крепко закрыть глазки, я буду произносить волшебные слова, а вы тем временем представляйте, что мы попали с вами в волшебный сказочный лес.
(Я клубочек тут возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придёт, в лес дремучий унесёт).
Воспитатель: Ой, ребята, где это мы с вами оказались (ответы детей). (Сказочный лес.). Ребята, вы представили, что мы находимся в волшебном, сказочном лесу. Сейчас я брошу волшебный клубочек (Воспитатель бросает его). Пойдём за ним. Где он остановится, там мы найдём задание. Смотрите, какое-то письмо. От кого оно? Давайте посмотрим.
А письмо — это от «Дэва». (Воспитатель читает).
«Чтобы вы смогли помочь вашим башкирским сказкам попасть в группу, я предлагаю вам выполнить задания, если справитесь, отпущу сказки, если нет- останутся сказки в дремучем лесу и вы вместе с ними».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справимся с эти заданием?
Дети: (да)
Вот и первое задание. (Открывает конверт и читает задание).
- Ребята, если вы правильно выполните задание, то волшебный клубочек укажет путь к следующему заданию.
Задание 1: Ребята, Дэв просит нас отгадать загадки.
(Воспитатель начинает загадывать загадки).
1. Кто голодный и худой? От того на всех он злой? (Волк). В какой башкирской сказке можно встретить волка? Какой он был в сказке «Сарбай»? (Ответы детей: злой, голодный, недобрый, худой).
2. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - красота! Как зовут ее? (Лиса). В какой башкирской сказке можно встретить лису? Какая она в сказке «Лиса - плотник»? (Ответы детей: злая, хитрая, рыжая, пушистая).
3. Ходит в шубе меховой, косолапый и большой. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь). В какой башкирской сказке можно встретить медведя? Каким он был в сказке «Медведь и пчёлы»? (Ответы детей: злой, голодный, толстый, трусливый, сладкоежка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Смотрите, а вот и клубочек покатился, указывает дорогу прямо, значит идем прямо.
Дети находят еще один конверт. Открывают и внутри задание.
Задание 2: Покажите «Сказочных героев». А сейчас мы все вместе поиграем. Ребята, сейчас на волшебной полянке мы станем артистами-лесными зверюшками. Я буду читать стишок, а вы покажите движениями зверей.
(Дети имитируют движения лесных зверушек. Игра имитация "Покажи образ сказочного героя». После повторного проведения, дети проговаривают последние слова в каждом четверостишье).
Лиса, лисонька, лиса!
Очень хитрые глаза,
Шубка - глазки не отвести.
«Курочек люблю поесть!»
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят, что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Серый волк по полю рыщет,
Поросят он в поле ищет.
Воспитатель: Молодцы ребята, не зря вы башкирские сказки любите. Смотрите, вот клубочек покатился. Идем за ним.
(Дети находят следующее задание. Воспитатель читает).
3 задание:
«Следующее задание называется «Скажи наоборот». А поможет вам в этом задании ваш сказочный клубок».
Воспитатель: Ребятки, сейчас мы с вами поиграем с волшебным клубком. Давайте встанем в круг и приготовьте руки. Я каждому буду бросать клубок в руки, а вы поймаете его, и скажите ответ. Вам понятно задание? (Дети выполняют задание).
- У медведя хвост короткий, а у лисы? ............. (Длинный).
- У зайца уши длинные, а у волка? .............. (Короткий).
- Медведь любит мёд, а заяц? .......... (Морковку). И т.д.
Воспитатель: Молодцы! Ой, смотрите, какая красивая волшебная коробочка появилась. Давайте откроем ее и посмотрим, что же там. Ах, это наши книжки с башкирскими сказками и «Сторисеки» Ура! Вы нашли их! Вот наши любимые «Сторисеки» по башкирским сказкам «Сарбай», «Медведь и пчёлы». Вы соскучились по нашим сказкам? Может тогда покажем гостям сказку «Сарбай»? Ребята, я знаю, что вы стали настоящими артистами и можете показать спектакль как настоящие артисты!
Кукольный театр.
Ведущий - воспитатель рассказывает: Башкирская народная сказка Сарбай.
Жили - были старик со старухой. За всю долгую жизнь детей у них не было. Была у них одна лишь собака, по кличке Сарбай. Сарбай был красивый пёс, и старики очень любили его. Но вот у старика со старухой родился ребёнок.
После этого жизнь Сарбая стала уже другой: хозяева не обращали на него внимания, редко кормили, и он стал худеть.
Однажды побежал Сарбай в лес и встретил там волка.
— Сарбай! Что с тобой? — удивился волк. — Почему ты такой печальный?
— Раньше единственной радостью хозяев был я, — ответил Сарбай и пригорюнился. — А теперь родился у них ребенок, и меня больше не любят. Тяжело мне стало жить.
— Не горюй, Сарбай, — сказал волк. — Как только наступит лето и хозяева твои пойдут жать хлеб, я утащу у них ребёнка. Тогда они опять станут любить тебя, как раньше.
Задумался Сарбай, но стал ждать наступления лета.
Вот оно и пришло. Стало жарко. Когда поспели хлеба, началась жатва, старик со старухой взяли с собой в поле ребёнка. Положили ребёнка в повозку спать, а сами ушли работать. Сарбай лежал возле.
Вдруг подкрался к повозке волк и унёс ребёнка. Ребёнок жалобно заплакал. Сарбаю стало жалко его, и он с неистовым лаем бросился в погоню за волком.
Старик со старухой работали далеко, но услышали лай Сарбая, подбежали к повозке и увидели, что ребёнка нет.С горя начали они громко плакать. А тем временем Сарбай догнал волка и отнял у него ребёнка.
Сарбай принёс ребёнка старикам. Они очень обрадовались. В награду за спасение ребёнка стали они кормить Сарбая лучше прежнего, и зажил он счастливо.
Воспитатель представляет детей- артистов:
- в роли Сарбая - будущая артистка Аиша. В роли волка - Денис.
В роли старика и старухи выступила Алиса.
(Аплодисменты).
Воспитатель: В следующий раз, ребята, мы поменяемся ролями. Понравилась вам сказка? Какой герой вам понравился больше и почему? (Ответы детей)
А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Закрывайте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - в группе очутились мы опять!
Рефлексия
- Ребята, а где мы с вами сегодня были?
- а для чего мы отправились в дремучий лес?
- Что мы с вами там делали?
- Понравилось ли вам путешествовать?
Воспитатель: Ребята, чтобы сказочный Дэв больше не забрал наши книги, что же нужно делать (Ответы детей). (Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно пользоваться).
Воспитатель: На этом наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы очень хорошо поработали и я хочу вам подарить раскраски по знакомым нам башкирским народным сказкам. А ещё я очень хочу, чтобы сегодня вечером вы рассказали о нашем путешествии по башкирским сказкам папам и мамам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".
Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...
Конспект занятия по ознакомлению детей II младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к Няняйке».
Конспект занятия по региональному компоненту...
Презентация на тему: Культура и традиции башкирского народа".
Цель данной презентации: познакомить детей с особенностями и красотой природы Южного Урала, а так же с культурой и традициями башкирского народа....
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Конспект экскурсии в башкирский национальный музей ДОУ на тему: «Культура и быт башкирского народа»
Цель: Ознакомление детей с культурой и бытом башкирского народаЗадачи:- продолжать учить детей рассматривать предметы и видеть в них основные качества.- составлять небольшие описательные рассказ...
Самообразование по теме «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредством башкирских народных сказок с различными видов театра».
Анализ проделанной работы по самообразованию на 2020-2021 учебный годФ.И.О. Беглова Танзиля РашидовнаДолжность: воспитатель.Тема: «Приобщение детей к культуре башкирского народа, посредств...
Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда
Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....