Село Верхние Татышлы
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)
Презентация села Верхние Татышлы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatyshly_2.ppt | 2.58 МБ |
stsenariy_den_respubliki_bashkortostan.docx | 23.49 КБ |
stsenariy_prazdnika_druzhba_narodov.docx | 15.77 КБ |
konspekt_zanyatiya_na_temu_skazki_bashkirskogo_naroda.docx | 26.85 КБ |
novoe_zanyatie_bashkirskiy.docx | 27.73 КБ |
konspekt_zanyatiya_na_temu_skazki_bashkirskogo_naroda.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Татышлы в наши дни
Старый вид Татышлов
Памятник ВОВ
Кинотеатр Знамя
Кинотеатр Знамя в наши дни
Дворец Культуры
Дом Культуры в наши дни
Центр детского творчества
Центр детского творчества в наши дни
Физкультурный оздоровительный комплекс
Природа Татышлов
Предварительный просмотр:
« День независимости
Республики Башкортостан».
Башкирская народная сказка
«Малыш-кураист»
(2 группы старшего дошкольного возраста)
Действующие лица: ведущие (1 взрослый в башкирском национальном костюме, 1 взрослый в русском национальном костюме, 1 взрослый в татарском национальном костюме, 1 взрослый в удмуртском национальном костюме.), волк, медведь, заяц, ёж, лиса, 7 цветов, 7 бабочек, 7 девочек в башкирском национальном костюме, 7 мальчиков в национальном костюме, кураист.
Ведущий в башкирском национальном костюме (взрослый):
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
Ребята, а как называется наша Родина? (Башкортостан). Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения. День независимости.
1.
Великую землю, любимую землю
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой.
Мы Родиной нашей зовём.
2. Башкортостан мой край родной
горжусь и радуюсь тобой!
Твои долины, реки и поля –
все это ты, любимая земля!
3. Есть, возможно, уголок красивей,
есть богаче, шире есть края
Только мне, из всей моей России
милей всего Башкирия моя!
4 .
Башкирия — края родные,
здесь разные народности живут!
Прекрасны вы, башкирские просторы!
Здесь трудятся с душою и поют!
Песня « Подарю стране цветы»
Вед. Прошу всех встать. Звучит гимн Республики Башкортостан
Гимн РБ
Вед. Прошу садиться. Сейчас ребята прочтут стихи к празднику.
Стихи
Ведущий:
Из поколения в поколение, от человека к человеку
Передаёт башкирский народ свои традиции и обычаи.
Вот и у меня есть чудесный сундучок, подаренный мне
бабушкой. Хотите заглянуть со мной в него?
Открывает сундук
Много башкирских загадок знала бабушка. Я их вам
загадаю, если ответите верно — отгадка будет в сундуке.
1). Летом - хозяином леса считается,
Зимой - засоней под снегом валяется. ( Медведь)
2). У него пушистый мех,
Он в лесу трусливей всех. ( Заяц)
3). Он хотя и не портной,
Но иголки всегда с собой. ( Еж)
Ведущий: А это что за инструмент? Мне он достался от дедушки. Хотите послушать, как он звучит?
Звучит в записи курай.
Ведущий: Посмотрите, да это же полотенце, вышитое моей бабушкой. Какой красивый башкирский узор. А давайте мы поиграем в игру «Иголка и нитка» и вышьем свой узор.
Игра « Иголка с ниткой.»
Ведущий: Ой, а это что за перо? Гусиное! (удивление). Ах, да,
конечно... Моя бабушка рассказывала мне в детстве
чудесную сказку. Хотите её услышать? Надо только взмахнуть волшебным перышком
Сказка.
Звучит музыка, выходит Малыш, ходит, поет.
Малыш.
Славное такое озеро лесное
Камыши поют и к себе зовут.
Волны звенят и к себе манят.
Камыш качается.
Голос.
Малыщ, малыш!
Сорви камыш.
Сделай курай и на нем сыграй.
Малыш. То ли ветер шумит?
То ль камыш говорит?
Раз ты просишь меня.
Курай сделаю я.
Малыщ берет курай
-смело я возьмусь за дело,
Чтобы дудочка запела
Ну-ка, дудочка курай,
Песню озера сыграй.
Звучит музыка курая, малыш «играет».
Танец цветов и бабочек.
Появляются медведь и Заяц, танцуют.
Медведь.
Спасибо, маленький музыкант. Ты так хорошо играл, что у меня и сон пропал.
Заяц. Спасибо тебе, Малыш. Сыграй нам еще!
Все (поют).
Эта песня не простая,
Эта песенка лесная,
Ну –ка, дудочка-курай,
Песню леса нам сыграй.
Малыш. Пой со мною, серый Зайка!
Бурый Мишка, подпевай-ка!
Мишка. Угощу тебя я медом.
Заяц. Я морковку принесу
Вместе: Хорошо с тобой в лесу!
Малыш.
Спасибо вам большое!
Дома ждет меня сестра,
Мне домой идти пора.
Медведь и заяц. До свидания. Малыш!
Малыш. До свидания! Все уходят.
Из кустов выходит Лиса, она все подслушивала.
Лиса.
Ишь, как все его хвалят, угощают, и все из-заегокурая. Отниму у Малыша курай! И тогда меня, Лису, все звери будут уважать. Ой, кто-то идет (прячется).
Выходит Девочка.
Девочка. Мама ушла на работу, теперь я старшая в доме. Кого должен слушаться Малыш? Меня. А он опять убежал в лес без спроса. Не могу его нигде найти.
Входит Лиса.
Лиса.
Девочка, красавица, подойди, на меня, на Лисоньку, погляди.
Девочка. Что ты хочешь мне сказать? Я. Лиса, желаю знать.
Лиса. Косы твои длинные, длинные.
Глазки твои черные, черные.
А твои подружки с тобой не играют, и тебя не любят, не уважают.
Звери все его в лесу ожидают.
Девочка. Противный малыш! Прямо зло берет!
Лиса. А тут все дело в курае. Волшебный он. Вот если бы ты отняла у него курай?!
Девочка. А на что он мне?
Лиса. Не будет у Малыша курая, его все бросят, захотят с тобой дружить.
Девочка. Если так- то отниму! Только как?
Лиса. А ты схитри, придумай что-нибудь. А вот и Малыш идет. А я спрячусь! (прячется, идет МАлыш).
Девочка. Какой хороший у тебя курай. Дай мне его, Малыш, я тебе конфетку дам.
Малыш.
Не могу курай отдать
Должен я на нем играть
Птицы, звери ждут меня
И для всех играю я.
Лиса (из-за кустов).
Малыш! Беда! Зайчик поранил свою лапку! Беги скорее.
Малыш. Бегу! Сейчас!
Сестра. Не бери курай, а не то потеряешь.
Малыш (дает курай сестре).
Сохрани, сестра курай!
Ты его не потеряй.
А я побегу, Зайчику помогу.
(убегает).
Лиса (подходит к девочке).
Так вот он какой, волшебный курай! Девочка, дай мне его подержать, посмотреть.
Девочка дает Лисе курай, та убегает.
Лиса. От тебя я убегу и курай себе заберу! (убегает)
Девочка (зовет). Малыш! Малыш!
(Малыш прибегает).
Девочка. Нас хитрая обманула
С кураем от нас увильнула.
Малыш. Нигде лисицы не видать.
Где же нам курай искать?
Выходят Медведь и Заяц.
Медведь. Малыш, что же ты нам не играешь? Без твоей музыки меня спать тянет.
Заяц. Ты, Малыш, нам поиграй, где волшебный твой курай?
Ты возьми скорей курай, песню весело сыграй.
Малыш (грустно).
Лиса нас обхитрила
Курай с собой утащила.
Медведь.
Мы ее сейчас найдем
И курай твой заберем.
Идут, появляется Лиса.
Лиса. Вот курай волшебный,
Буду я на нем играть
И тогда все звери
Лису будут уважать.
Уходит, играет под музыку.
Появляются Малыш и звери.
Малыш. Слышу, где то курай звучит! Значит, Лиса где то рядом.
Заяц. Ты, малыш, спрячься, а мы ее позовем и курай твой заберем.
Малыш прячется.
Звери: Лиса! Лиса! Иди сюда!
Мы тебя любим, уважаем,
Поиграй нам на курае.
Выходит Лиса.
Лиса. Буду я для вас играть, начинайте танцевать.
Лиса играет, не замечая, как ее все окружили.
Малыш. А теперь, Лиса, отдавай мне мой курай!
Медведь (грозно). Отдай курай.
Заяц. Отдай, уважаемая!
Малыш. Отдай по-хорошему.
Лиса. Ой, грабят, обижают! Отнимают!
Бросает курай, убегает.
Малыш. Спасибо вам, друзья.
Заяц. Ты играй, малыш, играй-ка
Свою песню напевай-ка.
Малыш играет, все поют
Все:
Это песня не простая,
Это песенка лесная.
Ну –ка, дудочка-курай
Звонко песенку играй.
Становитесь в хоровод.
Вех курай плясать зовет.
Ты, курай, задорней, веселей играй
Тех, кто лучше пляшет,
В круг их приглашай.
Башкирский танец девочек и мальчиков в башкирском костюме
Ведущая. Аплодисменты нашим артистам.
Затем все выходят на поклон.
Песня «Родина»
Ведущая.
Ещё раз разрешите поздравить Вас с праздником,
пожелать крепкого ЗДОРОВЬЯ, УСПЕХОВ, счастья. До свидания.
Предварительный просмотр:
Девушка в русском костюме : Здравствуйте, дорогие гости!
Девушка в башкирском национальном костюме: Хаерле кюн!
Девушка в удмуртском костюме: Жесь буресь!
Алена Денисовна:
Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду «Берёзка» на празднике «Дружбы народов», посвящённый Дню народного единства.
Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.
Лариса Ринатовна.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила
Ирина Идрисовна .
Наша страна Великая, сильная, красивая. Страна – это не только леса, поля, реки и озёра, сёла и города. Это прежде всего люди, которые живут тут. Мы с вами россияне, наша страна сильна дружбой народов, её населяющих. У народов России разные обычаи, своя история, праздники, свои особые национальные костюмы.
Слова Ирины Идрисовны. ..
Рассмотрим русскую одежду, не правда ли, очень хороша
Идут девочка с мальчиком в русском костюме пританцовывая
Ребёнок 1
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!
Ребёнок 2.
Росиночка - Россия
Похожие слова!
Росиночка - Россия -
Высокая трава!
Росиночка - Россия -
Широкие края!
Росиночка - Россия -
Родная ты моя!
Ирина Идрисовна рассказывает про Башкортостан…
Дети идут пританцовывая башкирский танец
1 Ребёнок
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Берёза же - великая Россия -
Так зелена, так высока!
2 ребёнок
Ер шарының картаһына
Ҡараһаң яҡшы ғына, -
Башҡортостан шул картала
Бер япраҡ саҡлы ғына.
Эйе, япраҡ аҡ ҡайындың
Бер япрағы ни бары.
Ә ҡайыны – бөйөк Рәсәй –
Шундай йәшел, юғары.
Ирина Идрисовна рассказывает о татарском костюме…
Ребёнок
Русский, татарин,
бурят и удмурт,
Еврей и тувинец,
башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Ирина Идрисовна рассказывает о удмуртском костюме…
Риана поёт песню на удмуртском языке
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.
Дети читают стихи.
Каких народов только нет
В стране великой нашей:
Как пестрый солнечный букет,
Калмыки и чуваши,
Татары, коми и мордва,
Башкиры и буряты – Всем скажем добрые слова,
Ведущий 1: Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу!
Русские и белорусы,
чукчи, ненцы и индусы,
башкиры, удмурты и армяне – нам друзья все россияне.
Исполняется хоровод «Дружат дети всей земли»
Ведущий: Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия.
Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Берёзка»
Конспект
образовательной деятельности
в средней группе
по речевому развитию
на тему: «Путешествие по башкирским народным сказкам».
Воспитатель: Фазлутдинова Л.Г.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тема: «Путешествие по башкирским народным сказкам».
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование эмоционального отношения к башкирским народным сказкам.
Задачи:
Обучающие: Учить узнавать детей знакомые башкирские народные сказки, героев сказок с помощью загадок. Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказок, выделять отрицательных и положительных героев сказки, наделять их характерными чертами.
Развивающие: Развивать связную речь, воображение детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь детей к художественной литературе и бережного отношения к книгам и «Сторисекам».
Средства: Клубок, книга «Башкирские народные сказки», «Сторисеки» по башкирским народным сказкам «Сарбай», «Медведь и пчёлы», конверт с письмом, коробка, раскраски.
Методические приёмы:
- Создание игровой мотивационной ситуации.
- Игровой:
1) Игра «Отгадай загадки».
2) Игра имитация "Покажи образ сказочного героя»
3) Игра «Подберите героев и назовите сказку».
4) Игра «Скажи наоборот»
5) Инсценировка башкирской народной сказки «Сарбай» (настольный театр).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа: Чтение башкирских народных сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Сарбай», «Заяц у медведя в гостях». Дидактические и подвижные игры, показ кукольных театров, рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Проводится пальчиковая гимнастика «Приветствие» для концентрации внимания детей.
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, кудрявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки).
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).
Башкортостан я свой люблю!
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами познакомились с башкирскими народными сказками. Мы с вами читали, пересказывали и инсценировали эти башкирские народные сказки. Вам нравятся башкирские сказки? (Ответы детей) Читая башкирские народные сказки мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Давайте мы с вами подойдём к нашей книжной полке, возьмём книгу с башкирскими сказками или выберем «Мешок историй» с башкирской сказкой и почитаем её. (Дети ищут, найти не могут).
- А где же наши книги и «Сторисеки», куда они пропали? (Ответы детей).
- Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто его принес я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно. (Открывает конверт и читает письмо)
“Ребята, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим местам, раскидали нас по всей группе, а ночью прилетел злой сказочный Дэв и спрятал нас в дремучем лесу. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам. Чтобы вы нас быстрее нашли, мы успели оставить вам волшебный клубочек. Он поможет вам отыскать к нам дорогу. Ваши башкирские народные сказки.”
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой сказочный Дэв? (Злой сказочный герой). Правильно. Он такой же злой, как Баба - Яга в русских народных сказках. Ну что, будем выручать башкирские сказки из беды? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно мы поможем башкирским сказкам, выручим их из беды. Мы с вами отправимся на их поиски в дремучий лес. Для этого нам надо с вами как - то попасть в сказочный волшебный лес. Я вам предлагаю крепко - крепко закрыть глазки, я буду произносить волшебные слова, а вы тем временем представляйте, что мы попали с вами в волшебный сказочный лес.
(Я клубочек тут возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придёт, в лес дремучий унесёт).
Воспитатель: Ой, ребята, где это мы с вами оказались (ответы детей). (Сказочный лес.). Ребята, вы представили, что мы находимся в волшебном, сказочном лесу. Сейчас я брошу волшебный клубочек (Воспитатель бросает его). Пойдём за ним. Где он остановится, там мы найдём задание. Смотрите, какое-то письмо. От кого оно? Давайте посмотрим.
А письмо — это от «Дэва». (Воспитатель читает).
«Чтобы вы смогли помочь вашим башкирским сказкам попасть в группу, я предлагаю вам выполнить задания, если справитесь, отпущу сказки, если нет- останутся сказки в дремучем лесу и вы вместе с ними».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справимся с эти заданием?
Дети: (да)
Вот и первое задание. (Открывает конверт и читает задание).
- Ребята, если вы правильно выполните задание, то волшебный клубочек укажет путь к следующему заданию.
Задание 1: Ребята, Дэв просит нас отгадать загадки.
(Воспитатель начинает загадывать загадки).
1. Кто голодный и худой? От того на всех он злой? (Волк). В какой башкирской сказке можно встретить волка? Какой он был в сказке «Сарбай»? (Ответы детей: злой, голодный, недобрый, худой).
2. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - красота! Как зовут ее? (Лиса). В какой башкирской сказке можно встретить лису? Какая она в сказке «Лиса - плотник»? (Ответы детей: злая, хитрая, рыжая, пушистая).
3. Ходит в шубе меховой, косолапый и большой. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь). В какой башкирской сказке можно встретить медведя? Каким он был в сказке «Медведь и пчёлы»? (Ответы детей: злой, голодный, толстый, трусливый, сладкоежка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Смотрите, а вот и клубочек покатился, указывает дорогу прямо, значит идем прямо.
Дети находят еще один конверт. Открывают и внутри задание.
Задание 2: Покажите «Сказочных героев». А сейчас мы все вместе поиграем. Ребята, сейчас на волшебной полянке мы станем артистами-лесными зверюшками. Я буду читать стишок, а вы покажите движениями зверей.
(Дети имитируют движения лесных зверушек. Игра имитация "Покажи образ сказочного героя». После повторного проведения, дети проговаривают последние слова в каждом четверостишье).
Лиса, лисонька, лиса!
Очень хитрые глаза,
Шубка - глазки не отвести.
«Курочек люблю поесть!»
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят, что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Серый волк по полю рыщет,
Поросят он в поле ищет.
Воспитатель: Молодцы ребята, не зря вы башкирские сказки любите. Смотрите, вот клубочек покатился. Идем за ним.
(Дети находят следующее задание. Воспитатель читает).
3 задание:
«Следующее задание называется «Скажи наоборот». А поможет вам в этом задании ваш сказочный клубок».
Воспитатель: Ребятки, сейчас мы с вами поиграем с волшебным клубком. Давайте встанем в круг и приготовьте руки. Я каждому буду бросать клубок в руки, а вы поймаете его, и скажите ответ. Вам понятно задание? (Дети выполняют задание).
- У медведя хвост короткий, а у лисы? ............. (Длинный).
- У зайца уши длинные, а у волка? .............. (Короткий).
- Медведь любит мёд, а заяц? .......... (Морковку). И т.д.
Воспитатель: Молодцы! Ой, смотрите, какая красивая волшебная коробочка появилась. Давайте откроем ее и посмотрим, что же там. Ах, это наши книжки с башкирскими сказками и «Сторисеки» Ура! Вы нашли их! Вот наши любимые «Сторисеки» по башкирским сказкам «Сарбай», «Медведь и пчёлы». Вы соскучились по нашим сказкам? Может тогда покажем гостям сказку «Сарбай»? Ребята, я знаю, что вы стали настоящими артистами и можете показать спектакль как настоящие артисты!
Кукольный театр.
Ведущий - воспитатель рассказывает: Башкирская народная сказка Сарбай.
Жили - были старик со старухой. За всю долгую жизнь детей у них не было. Была у них одна лишь собака, по кличке Сарбай. Сарбай был красивый пёс, и старики очень любили его. Но вот у старика со старухой родился ребёнок.
После этого жизнь Сарбая стала уже другой: хозяева не обращали на него внимания, редко кормили, и он стал худеть.
Однажды побежал Сарбай в лес и встретил там волка.
— Сарбай! Что с тобой? — удивился волк. — Почему ты такой печальный?
— Раньше единственной радостью хозяев был я, — ответил Сарбай и пригорюнился. — А теперь родился у них ребенок, и меня больше не любят. Тяжело мне стало жить.
— Не горюй, Сарбай, — сказал волк. — Как только наступит лето и хозяева твои пойдут жать хлеб, я утащу у них ребёнка. Тогда они опять станут любить тебя, как раньше.
Задумался Сарбай, но стал ждать наступления лета.
Вот оно и пришло. Стало жарко. Когда поспели хлеба, началась жатва, старик со старухой взяли с собой в поле ребёнка. Положили ребёнка в повозку спать, а сами ушли работать. Сарбай лежал возле.
Вдруг подкрался к повозке волк и унёс ребёнка. Ребёнок жалобно заплакал. Сарбаю стало жалко его, и он с неистовым лаем бросился в погоню за волком.
Старик со старухой работали далеко, но услышали лай Сарбая, подбежали к повозке и увидели, что ребёнка нет.С горя начали они громко плакать. А тем временем Сарбай догнал волка и отнял у него ребёнка.
Сарбай принёс ребёнка старикам. Они очень обрадовались. В награду за спасение ребёнка стали они кормить Сарбая лучше прежнего, и зажил он счастливо.
Воспитатель представляет детей- артистов:
- в роли Сарбая - будущая артистка Аиша. В роли волка - Денис.
В роли старика и старухи выступила Алиса.
(Аплодисменты).
Воспитатель: В следующий раз, ребята, мы поменяемся ролями. Понравилась вам сказка? Какой герой вам понравился больше и почему? (Ответы детей)
А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Закрывайте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - в группе очутились мы опять!
Рефлексия
- Ребята, а где мы с вами сегодня были?
- а для чего мы отправились в дремучий лес?
- Что мы с вами там делали?
- Понравилось ли вам путешествовать?
Воспитатель: Ребята, чтобы сказочный Дэв больше не забрал наши книги, что же нужно делать (Ответы детей). (Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно пользоваться).
Воспитатель: На этом наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы очень хорошо поработали и я хочу вам подарить раскраски по знакомым нам башкирским народным сказкам. А ещё я очень хочу, чтобы сегодня вечером вы рассказали о нашем путешествии по башкирским сказкам папам и мамам.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по направлению «Речевое развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста
«Башкирская юрта»
Подготовила: воспитатель МБДОУ детский сад «Березка»
Ноябрь 2024 года
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Башкирская юрта»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Обогащение словарного запаса детей, развитие умения употреблять изученные слова в речи; выработка правильного произношения башкирских слов.
Программные задачи:
Образовательные:
- продолжать обогащатьсловарный запас детей, развивать умение употреблять изученные слова в речи, вырабатывать правильное произношение башкирских слов;повторить ранее изученные и познакомить с новыми словами на башкирском языке, обозначающие юрту, предметы утвари и быта башкирского народа, название членов семьи, домашних животных, основных цветов;
- продолжать знакомить детей с особенностями быта башкирского народа, с жилищем - юртой (ее устройством, особенностями интерьера, спецификой оформления);
- продолжать знакомить с особенностями башкирского орнамента, его цветового решения, композиционного оформления;
- продолжать закреплять понятие «семья» - круг близких людей (члены семьи – бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра);
- закреплятьзнания о домашних животных и условиях их обитания (живут рядом с человеком, человек ухаживает и заботится о них, приносят пользу человеку);
- продолжать знакомить с новым раздаточным материалом из фетра;
- закреплять знание основных цветов и геометрических форм.
Развивающие:
- развивать внимание, память, познавательный интерес детей, самостоятельность;
- развивать умение отвечать на вопросы;
- развивать умение выполнять движения физкультминутки, пальчиковой гимнастики согласно тексту; умение соблюдать правила дидактической игры;
- развивать умение на местах работать с раздаточным материалом – составлять целое из частей по определенному алгоритму.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению башкирского языка, к культуре и быту башкирского народа, любовь к родному краю;
- воспитывать у детей желание заниматься с различными дидактическими материалами;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.
Средства: макет юрты, башкирская утварь, посуда, палас, детская люлька, сундук, фигурки членов семьи, дидактическое пособие «Круг», карточки к дидактическому пособию «Домашние животные», раздаточный материал и готовый образец из фетра, детали к нему, угощение.
Формы и методы работы: оргмомент, беседа, поощрение, использование наглядного дидактического материала, показ, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Домашние животные», рассматривание макета юрты, индивидуальная работа, физкультминутка «Юрта», самостоятельная работа с раздаточным материалом, угощение, сюрпризный момент, рефлексия.
Ход ООД
Дети входят в группу. Организационный момент в кругу
Воспитатель:Доброе утро, девочки и мальчики, какие вы сегодня все нарядные, в красивой одежде. А я знаю, что когда люди наряжаются, то собираются в гости. Посмотрите, и у нас в группе сегодня сидят красивые, нарядные гости. Давайте с ними поздороваемся на русском и на башкирском языке «Здравствуйте!», «Һаумыһығыҙ!».
Дети здороваются с гостями на русском и башкирском языке, повторяют за воспитателем слова приветствия.
Игра Клубочек.
Ребята посмотрите что это Клубок. Давайте сделаем из него волшебный круг, нужно поочередно взять клубок в ручки, улыбнуться и назвать свои имя .Молодцы ребята ,у нас получился круг доброты.
Я сегодня вас тоже приглашаю в гости. Проходите и присаживайтесь на свои места.
Дети садятся на стульчики перед макетом «Юрта»
Воспитатель:Дети, посмотрите по сторонам, как вы думаете, куда я вас пригласила? Где мы с вами оказались? Правильно, я вас пригласила в башкирскую юрту. Юрта - это жилище башкир, давайте скажем на башкирском языке – тирмә.Давным - давно башкиры жили в специальном жилище - тирмә, которое легко разбиралось и собиралось, чтобы его можно было перенести на другое место. Башкиры издревле были кочевым народом – они переезжали с одного места на другое и перевозили свои юрты –тирмә.Хотитепосмотреть, что есть в моей юрте?
Дети рассматривают, проговаривают вместе с воспитателем слова на башкирском языке и перечисляют увиденное - на столе посуда (һауыт –һаба, сынаяҡ, кәсә), самовар (самауыр), на полу - палас (балаҫ), детская люлька (сәнгелдәк), кукла в национальном платье, сундук (һандыҡ).
Воспитатель: Дети, вам понравилась моя юрта? А как вы думаете, кто может жить в юрте? Да, правильно, здесь в юрте может жить семья – самые родные и любимые люди.
Воспитатель выставляет фигурки членов семьи, вместе с детьми проговаривая каждое слово (папа –атай, мама –әсәй, дедушка –олатай,
бабушка – өләсәй, брат-ағай, сестра – апай).
Воспитатель: Давайте встанем и поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
Был бармаҡ–олатай,
Был бармаҡ –өләсәй,
Был бармаҡ – атай,
Был бармаҡ-әсәй,
Был бармаҡ – бәләкәй,
Был бармаҡ –мин.
Воспитатель:Ребята,что же интересно лежит в сундуке? Как мы его называем на башкирском языке?һандыҡ
Воспитатель открывает сундук и достает конверты для дидактического пособия «Собеипазл . Животные».
Воспитатель:Дети, знакомые конверты? Кто догадался из вас, что мы сейчас будем делать? Правильно, играть в дидактическую игру. Давайте пройдем к нашему игровому кругу и вспомним правила игры .
Дидактическая игра «Домашние животные»
Дети повторяют вместе с воспитателем названия домашних животных на русском и башкирском языке (бесәй – кошка, эт – собака, һыйыр– корова, ат – лошадь, кәзә – коза, һарыҡ – овца, сусҡа – свинья), закрепляют знания о пользе домашних животных для человека, о том, что человек должен заботиться и ухаживать за ними.
Воспитатель: Молодцы, понравилось играть? Мы еще с вами потом поиграем. Диана, скажи, куда я вас приглашала сегодня в гости? В юрту. Теперь скажи на башкирском языке – тирмә. Давайте поиграем с вами в игру «Юрта».
Физкультминутка «Юрта»
Юрта, юрта - круглый дом (дети встают в круг)
Побывайте в доме том! (шагают на месте)
Гости явятся едва(разводят руки)
В печку прыгают дрова(прыжки на месте)
Печка жарко топится (хлопают в ладоши)
Угостить торопится (показывают ладоши).
Воспитатель:Молодцы, отдохнули, поиграли, а сейчас я вас приглашаю на свои рабочие места.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Дети садятся за столы на рабочие места для работы с раздаточным материалом. Воспитатель показывает готовый образ собранной юрты из деталей, акцентирует внимание на цвете и форме деталей, проговаривает в речи слова на башкирском языке - название определенного цвета.
Воспитатель:Посмотрите, какую юрту я сделала сама. Посмотрите, какие на ней есть узоры? Квадраты, прямоугольник, треугольники. Какого цвета каждая деталь? Красная (ҡыҙыл), зеленая (йәшел), белая (аҡ), желтая (һары). Вы хотите сами сделать свои юрты? Сегодня мы с вами будем делать юрты из очень мягкого материала, потрогайте его пальчиками, какой он на ощупь? Это фетр, он мягкий. А на обратной стороне детали есть специальный материал, он нужен для того, чтобы наши детали хорошо зацепились на основе. Потрогайте его пальчиками, какой он? Он колючий. Найдите основу юрты, каким она цветом у нас? Зеленая (йәшел). Что стоит по середине юрты? Дверь. Какого онацвета?Белого (аҡ) Амина, найди белый прямоугольник, покажи нам. Куда мы его поставим? По середине. Какого он цвета?Белого (аҡ) А что еще у нас есть белого цвета? Треугольники. Найдите их у себя. Прикрепляем их снизу. Молодцы! Наргиза, найди у себя и покажи нам большие квадраты. Какого они цвета у нас? Красного (ҡыҙыл) Прикрепляем наши квадраты уголком вверх. Нияз, найди и покажи нам желтые квадраты. Они больше или меньше красных? Меньше. Какого они цвета? Желтого (һары) Я вижу, какие красивые юрты у вас получились!Вам они нравятся?Давайте спросим у наших гостей, красивые наши юрты?Спасибо, наши дети очень старались.
Игра Нардуган
Воспитатель:Ребята, вам понравилось наше занятие? Куда я вас приглашала в гости? В юрту - тирмә. Что сложного было сегодня для вас? Мне сегодня очень понравилось, как вы старались заниматься и играли.В моем сундуке что-то еще осталось - это вкусное угощение чак-чак (сәк - сәк). Для того, чтобы его отведать, нам нужно попрощаться с нашими гостями и помыть руки перед едой. Давайте скажем всем гостям «До свидания!», «Һаубулығыҙ!»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Берёзка»
Конспект
образовательной деятельности
в средней группе
по речевому развитию
на тему: «Путешествие по башкирским народным сказкам».
Воспитатель: Фазлутдинова Л.Г.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тема: «Путешествие по башкирским народным сказкам».
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование эмоционального отношения к башкирским народным сказкам.
Задачи:
Обучающие: Учить узнавать детей знакомые башкирские народные сказки, героев сказок с помощью загадок. Формировать у детей умение отвечать на вопросы по содержанию сказок, выделять отрицательных и положительных героев сказки, наделять их характерными чертами.
Развивающие: Развивать связную речь, воображение детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь детей к художественной литературе и бережного отношения к книгам и «Сторисекам».
Средства: Клубок, книга «Башкирские народные сказки», «Сторисеки» по башкирским народным сказкам «Сарбай», «Медведь и пчёлы», конверт с письмом, коробка, раскраски.
Методические приёмы:
- Создание игровой мотивационной ситуации.
- Игровой:
1) Игра «Отгадай загадки».
2) Игра имитация "Покажи образ сказочного героя»
3) Игра «Подберите героев и назовите сказку».
4) Игра «Скажи наоборот»
5) Инсценировка башкирской народной сказки «Сарбай» (настольный театр).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Предварительная работа: Чтение башкирских народных сказок: «Лиса-плотник», «Медведь и пчёлы», «Сарбай», «Заяц у медведя в гостях». Дидактические и подвижные игры, показ кукольных театров, рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Проводится пальчиковая гимнастика «Приветствие» для концентрации внимания детей.
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, кудрявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки).
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).
Башкортостан я свой люблю!
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами познакомились с башкирскими народными сказками. Мы с вами читали, пересказывали и инсценировали эти башкирские народные сказки. Вам нравятся башкирские сказки? (Ответы детей) Читая башкирские народные сказки мы попадаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
Давайте мы с вами подойдём к нашей книжной полке, возьмём книгу с башкирскими сказками или выберем «Мешок историй» с башкирской сказкой и почитаем её. (Дети ищут, найти не могут).
- А где же наши книги и «Сторисеки», куда они пропали? (Ответы детей).
- Ой, подождите- ка, ребятки. Здесь какой-то красивый конверт, а кто его принес я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно. (Открывает конверт и читает письмо)
“Ребята, мы попали в беду. Вчера вечером вы не убрали нас по своим местам, раскидали нас по всей группе, а ночью прилетел злой сказочный Дэв и спрятал нас в дремучем лесу. Как выбраться из этой беды мы не знаем, что же нам делать? Помогите нам, пожалуйста, снова вернуться к вам. Чтобы вы нас быстрее нашли, мы успели оставить вам волшебный клубочек. Он поможет вам отыскать к нам дорогу. Ваши башкирские народные сказки.”
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто такой сказочный Дэв? (Злой сказочный герой). Правильно. Он такой же злой, как Баба - Яга в русских народных сказках. Ну что, будем выручать башкирские сказки из беды? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно мы поможем башкирским сказкам, выручим их из беды. Мы с вами отправимся на их поиски в дремучий лес. Для этого нам надо с вами как - то попасть в сказочный волшебный лес. Я вам предлагаю крепко - крепко закрыть глазки, я буду произносить волшебные слова, а вы тем временем представляйте, что мы попали с вами в волшебный сказочный лес.
(Я клубочек тут возьму, волшебство я призову, чудо в гости к нам придёт, в лес дремучий унесёт).
Воспитатель: Ой, ребята, где это мы с вами оказались (ответы детей). (Сказочный лес.). Ребята, вы представили, что мы находимся в волшебном, сказочном лесу. Сейчас я брошу волшебный клубочек (Воспитатель бросает его). Пойдём за ним. Где он остановится, там мы найдём задание. Смотрите, какое-то письмо. От кого оно? Давайте посмотрим.
А письмо — это от «Дэва». (Воспитатель читает).
«Чтобы вы смогли помочь вашим башкирским сказкам попасть в группу, я предлагаю вам выполнить задания, если справитесь, отпущу сказки, если нет- останутся сказки в дремучем лесу и вы вместе с ними».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справимся с эти заданием?
Дети: (да)
Вот и первое задание. (Открывает конверт и читает задание).
- Ребята, если вы правильно выполните задание, то волшебный клубочек укажет путь к следующему заданию.
Задание 1: Ребята, Дэв просит нас отгадать загадки.
(Воспитатель начинает загадывать загадки).
1. Кто голодный и худой? От того на всех он злой? (Волк). В какой башкирской сказке можно встретить волка? Какой он был в сказке «Сарбай»? (Ответы детей: злой, голодный, недобрый, худой).
2. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - красота! Как зовут ее? (Лиса). В какой башкирской сказке можно встретить лису? Какая она в сказке «Лиса - плотник»? (Ответы детей: злая, хитрая, рыжая, пушистая).
3. Ходит в шубе меховой, косолапый и большой. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь). В какой башкирской сказке можно встретить медведя? Каким он был в сказке «Медведь и пчёлы»? (Ответы детей: злой, голодный, толстый, трусливый, сладкоежка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. Смотрите, а вот и клубочек покатился, указывает дорогу прямо, значит идем прямо.
Дети находят еще один конверт. Открывают и внутри задание.
Задание 2: Покажите «Сказочных героев». А сейчас мы все вместе поиграем. Ребята, сейчас на волшебной полянке мы станем артистами-лесными зверюшками. Я буду читать стишок, а вы покажите движениями зверей.
(Дети имитируют движения лесных зверушек. Игра имитация "Покажи образ сказочного героя». После повторного проведения, дети проговаривают последние слова в каждом четверостишье).
Лиса, лисонька, лиса!
Очень хитрые глаза,
Шубка - глазки не отвести.
«Курочек люблю поесть!»
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят, что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Серый волк по полю рыщет,
Поросят он в поле ищет.
Воспитатель: Молодцы ребята, не зря вы башкирские сказки любите. Смотрите, вот клубочек покатился. Идем за ним.
(Дети находят следующее задание. Воспитатель читает).
3 задание:
«Следующее задание называется «Скажи наоборот». А поможет вам в этом задании ваш сказочный клубок».
Воспитатель: Ребятки, сейчас мы с вами поиграем с волшебным клубком. Давайте встанем в круг и приготовьте руки. Я каждому буду бросать клубок в руки, а вы поймаете его, и скажите ответ. Вам понятно задание? (Дети выполняют задание).
- У медведя хвост короткий, а у лисы? ............. (Длинный).
- У зайца уши длинные, а у волка? .............. (Короткий).
- Медведь любит мёд, а заяц? .......... (Морковку). И т.д.
Воспитатель: Молодцы! Ой, смотрите, какая красивая волшебная коробочка появилась. Давайте откроем ее и посмотрим, что же там. Ах, это наши книжки с башкирскими сказками и «Сторисеки» Ура! Вы нашли их! Вот наши любимые «Сторисеки» по башкирским сказкам «Сарбай», «Медведь и пчёлы». Вы соскучились по нашим сказкам? Может тогда покажем гостям сказку «Сарбай»? Ребята, я знаю, что вы стали настоящими артистами и можете показать спектакль как настоящие артисты!
Кукольный театр.
Ведущий - воспитатель рассказывает: Башкирская народная сказка Сарбай.
Жили - были старик со старухой. За всю долгую жизнь детей у них не было. Была у них одна лишь собака, по кличке Сарбай. Сарбай был красивый пёс, и старики очень любили его. Но вот у старика со старухой родился ребёнок.
После этого жизнь Сарбая стала уже другой: хозяева не обращали на него внимания, редко кормили, и он стал худеть.
Однажды побежал Сарбай в лес и встретил там волка.
— Сарбай! Что с тобой? — удивился волк. — Почему ты такой печальный?
— Раньше единственной радостью хозяев был я, — ответил Сарбай и пригорюнился. — А теперь родился у них ребенок, и меня больше не любят. Тяжело мне стало жить.
— Не горюй, Сарбай, — сказал волк. — Как только наступит лето и хозяева твои пойдут жать хлеб, я утащу у них ребёнка. Тогда они опять станут любить тебя, как раньше.
Задумался Сарбай, но стал ждать наступления лета.
Вот оно и пришло. Стало жарко. Когда поспели хлеба, началась жатва, старик со старухой взяли с собой в поле ребёнка. Положили ребёнка в повозку спать, а сами ушли работать. Сарбай лежал возле.
Вдруг подкрался к повозке волк и унёс ребёнка. Ребёнок жалобно заплакал. Сарбаю стало жалко его, и он с неистовым лаем бросился в погоню за волком.
Старик со старухой работали далеко, но услышали лай Сарбая, подбежали к повозке и увидели, что ребёнка нет.С горя начали они громко плакать. А тем временем Сарбай догнал волка и отнял у него ребёнка.
Сарбай принёс ребёнка старикам. Они очень обрадовались. В награду за спасение ребёнка стали они кормить Сарбая лучше прежнего, и зажил он счастливо.
Воспитатель представляет детей- артистов:
- в роли Сарбая - будущая артистка Аиша. В роли волка - Денис.
В роли старика и старухи выступила Алиса.
(Аплодисменты).
Воспитатель: В следующий раз, ребята, мы поменяемся ролями. Понравилась вам сказка? Какой герой вам понравился больше и почему? (Ответы детей)
А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса в детский сад. Закрывайте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - в группе очутились мы опять!
Рефлексия
- Ребята, а где мы с вами сегодня были?
- а для чего мы отправились в дремучий лес?
- Что мы с вами там делали?
- Понравилось ли вам путешествовать?
Воспитатель: Ребята, чтобы сказочный Дэв больше не забрал наши книги, что же нужно делать (Ответы детей). (Беречь, заботиться, подклеивать, не бросать, аккуратно пользоваться).
Воспитатель: На этом наше путешествие подходит к концу. Сегодня вы очень хорошо поработали и я хочу вам подарить раскраски по знакомым нам башкирским народным сказкам. А ещё я очень хочу, чтобы сегодня вечером вы рассказали о нашем путешествии по башкирским сказкам папам и мамам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!" Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село
"Пусть живёт и здравствует Село наше Красное!" Праздник, посвящённый 300-летию г. Красное Село...
Занятие по ФЭМП «Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина».
Занятие с игровым сюжетом, о том как звери встречали Новый год....
8. Достопримечательности родного села - села Кичигино (10.12.2019)
Семейный проект...
Мой успешный проект «Наше село - чистое село»
Организатор проекта:Воспитатель старшей группы Оюн Марина Маадыр-ооловна Участники проекта:Родители и педагоги детского сада, воспитанники старшей группы Сроки реализации проекта:...
Проект «Моё село - село мое родное»
Знакомство с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина...
Презентация "Село мое родное - Верхний Жирим".
Презентация знакомит детей с улицами села и его достопримечательностями....