Мтодический мост «Особенности воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников к Оренбургскому краю».
учебно-методический материал

Черёмухина Светлана Юрьевна
на методичекий мост мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников к родному краю и природе в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.    
         Важный период в жизни ребенка – детство. У детей формируется потребность в самостоятельной деятельности, представления о добре и зле, о представления об окружающем мире, о родной земле, о семейных традициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_most.docx60.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методический мост «Особенности воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников к Оренбургскому краю».

                                                    Подготовила: Черемухина С.Ю.                    высшая квалификационная категория

                                                    

                                                            Добрый день!

     Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников к родному краю и природе в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.    

         Важный период в жизни ребенка – детство. У детей формируется потребность в самостоятельной деятельности, представления о добре и зле, о представления об окружающем мире, о родной земле, о семейных традициях.

       В настоящее время важно создать систему нравственного воспитания, которая функционирует в дошкольных учреждениях. Остро стоит проблема -нравственного воспитания детей. Народ определяется духовно-нравственным здоровьем, развитием культурного наследия, культурными традициями, нормой общественной жизни, сохранением национального достояния.

       К проблеме воспитания нравственно-патриотических качеств интерес никогда не ослабевал. В нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера в 90-х годах и начале 21 века, которые изменили в обществе морально - нравственные ценности и нормы поведения. В нравственном воспитании в детях произошли негативные тенденции: книги их не интересуют, им больше нужен телевизор, с которого они видят такие персонажи сказок, героев мультфильмов, которые не отличаются душевностью или нравственностью. В детском саду больше внимания стали уделять детям по познавательному развитию, в подготовке их к школе. Родители покупают детям красочные и интересные книги, водят на занятия в детские клубы, не жалея на это ни времени, ни денег. Свободного времени у родителей не остаётся ни на чтение для детей книг, ни на изготовление поделок, ни на совместные игры. Значит, мы, педагоги, должны восполнить этот пробел. Это мы, педагоги, должны воспитывать у детей нравственные и патриотические  чувства и привлечь  к этому родителей. 

        В период дошкольного детства, особо значимым является период вхождения ребенка в большой, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственно-патриотических ценностей, которые определяют отношение человека к миру. У ребенка формируется отношение как к себе, так и к окружающим, обществу в целом. Нравственное воспитание расширяет и углубляет понятия о семье, о родных людях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. В процессе нравственного воспитания даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

       -Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или детскому саду?

     В пределах детского сада воспитателю вручаются важные полномочия, он не только учит и воспитывает детей, он  дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.

        Возрождение и становление нравственного потенциала развивающейся личности, формирование у детей нравственно-патриотических ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.

        В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе активно использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды.

        Большое значение по нравственному развитию детей имеет активная, разнообразная деятельность детей. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Освоение детьми представлений о родном крае происходит во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, в процессе организаций экскурсий, наблюдений.        

        Высокое чувство любви к Родине в сердцах детей не возникает само по себе, его надо пробуждать. Это значит, что мы, педагоги, должны выбрать факты, примеры, события, доступные пониманию дошкольников и осветить их так, чтобы вызвать глубокие переживания. Ведь ребёнок глубже воспринимает то, что задевает его чувства.

        В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой патриотического воспитания дошкольников любви к Родине.

       Мы должны помочь открыть Родину маленькому гражданину, показать детям связь их счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения.

     Родной край - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Родной край - это люди, которые здесь родились, жили здесь до нас, и те, которые живут сейчас рядом с нами.

         Важная цель патриотического воспитания - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, сформировать у детей такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

-Что значит «любить природу»?

      Любовь – это сфера чувств, мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства ребёнку. Вы все знаете, что дети наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Предлагайте детям рассматривать иллюстрации и любоваться природой нашего Оренбуржья, красотой парков и скверов, рассказывайте детям обо всём, что нас окружает.

- Как вы понимаете воспитание чувство Родины?                                                                   Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.            Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.    Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.        

- Какой предполагаемый результат ожидается в воспитании патриотических чувств у детей?

Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания     будущих достойных граждан России.  

Повысится  познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников  воспитательно-образовательного процесса.                                                                                                                                                 Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.                                                                                                          Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.

-Какие принципы решения поставленных задач?

-учет возрастных особенностей детей при отборе содержания материала

 -системность - вести продуманную, целенаправленную работу.

-научность (энциклопедичность)

-доступность (поэтапное усложнение предъявляемого материала)

-интеграция  всех пяти познавательных областей  

-принципы активности.  

-единство содержания и методов

- использование различных видов деятельности.  

-уважение личности каждого ребенка,

-учет индивидуальных особенностей

-комплексность.

- Какая ведётся работа по воспитанию нравственно- патриотических чувств к родному Оренбуржью в вашей группе?

/выступления педагогов ДОУ/.

Особое внимание мы уделяем работе с родителями. Наша цель: приобщение родителей к процессу патриотического воспитания детей в семье и ДОУ. Составлен план работы, который предусматривает такие мероприятия: анкетирование, консультации: «Приобщаем детей к традициям своего народа», «Народные игры»,  «Уральские сказы П.А. Бажова»; круглый стол «Воспитываем патриота и гражданина»; мастер - класс «Народная игрушка», выставка «Город уральских мастеров»;  беседа «Анализ работы по патриотическому воспитанию».  Кроме того, родители активно участвуют в создании предметно-пространственной среды, способствующей патриотическому воспитанию   наших детей.                                                                                                                 Для занятий с детьми мы подобрали презентации:                                                                                       «Оренбургский пуховый платок»;                                                                                                                                                              «Люблю тебя мой край родной»;                                                                                                            «А.С.Пушкин в Оренбуржье»;                                                                                                                    «Театры Оренбурга».                                                                                                     В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День российского флага, День единства и т.д.), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры.     А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин, патриот.  Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.  Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине традиционно решалось в ДОУ, но результаты исследования показали, что необходимо усилить работу в данном направлении. Изучив педагогическую и  методическую литературу по этому вопросу, мы определили цель и задачи нашей работы с детьми по направлению «Моя страна – моя Россия».                                                                                      Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России.                                                                                        Эффективность  деятельности значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работая совместно и в одном направлении. Особое внимание в своей работе мы уделили укреплению связей с родителями. Мы добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса.                                                                                                                

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Герасимова З.,Козачек Н. «Родной свой край люби и знай»// дошкольное воспитание №12 2001г.                                                                                                                                                                                          

  Козлова С.А. «Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с окружающим миром.» М,1989г.                                                                                            

 Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание.2001г.№9 и                                                                                                      

  Комратова         Н.Г,         Грибова         Л.А.         «О         гражданском         воспитании дошкольников»//Дошкольное воспитание 2005г.№10

Комратова Н.Г. «Моя малая родина»// управление дошкольным образовательным учреждением № 1 2005г.

Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» // Управление дошкольным образовательным учреждением №1 2005г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                 «Ивановская СОШ Оренбургского района Оренбургской области»

Методический мост                                                                                                                                      «Особенности воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников к Оренбургскому краю»

 Подготовил: Черемухина С.Ю  

высшая квалификационная категория

2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников

Формирование нравственно-патриотических чувств у дощкольников...

Современное содержание и методы воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников

формирование чувства патриотизма у детей путем осмысления понятия «малая родина»...

Методические рекомендации по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Быть гражданином...

Особенности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Включение регионального компонента в учебно-образовательный процесс в ДОУ.

Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры (знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувст...

Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Консультация "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами музыки"

Развитие нравственно - патриотических чувств происходит через музыкальные занятия и  праздники:  воспитании любови к своей семье, своей стране, к родному дому ,воспитние любви к детскому сад...