Жилища и кухня Донских казаков
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема занятия: «Жилище и кухня донских казаков»
Форма: Беседа
Цель: познакомить с жилищем и кухней донских казаков, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
Воспитательные: формирование у обучающихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, осознания причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
Образовательные: познакомить с жилищем казаков и основными блюдами.
Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность воспитанников | Формирование УУД |
I.Организация 1.Приветствие. Проверка готовности к занятию | Слайд №1 Здравствуйте, дорогие ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте все ли готовы меня внимательно слушать | Проверяют готовность к занятию | К: -активное использование речевых средств |
2. Эмоциональный настрой | Я улыбнулась вам , вы улыбнитесь мне и мы с улыбкой и хорошим настроением начнем урок. | Настраиваются на работу | |
3. Актуализация знаний, сообщение темы
| Я -О чем это стихотворение? Попробуйте сформулировать тему нашего занятии. Слайд №2 Тема занятия звучит так: «Жилище и кухня донских казаков» | Л: наличие мотивации к творческому труду | |
4. Постановка цели | Дома очень разнообразны и сегодня мы узнаем как выглядели и как были устроены дома казаков и познакомимся с их кухней. | Осознают цель | Р: определение общей цели и путей ее достижения П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
Название ) | Слайд№3 -В каждом квартале было нарезано несколько усадеб — «планов». Внутри усадьбы каждый хозяин ставил по своему усмотрению дом и дворовые постройки. Все усадьбы по линии улицы огораживались высоким забором. Изгороди строились из разнообразных материалов. Слайд№4 -Дом обычно ставили в углу усадьбы, на некотором расстоянии от забора, таким образом, чтобы окна выходили на южную, солнечную сторону. К северо-востоку — наиболее ветреной стороне — направляли глухую (без окон) стену дома. Иногда дома придвигались к линии улицы. В таком случае к ней была обращена глухая боковая стена, что первоначально было связано с опасностью набегов горцев. За домом и сбоку от него располагались все дворовые службы, дальше начинался огород. Усадьбы засаживались фруктовыми деревьями, акациями, в зелени которых утопали жилые и хозяйственные постройки. Слайд№5 -Требования к предметам быта донских казаков. 1) Для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня). 2) Наличие нескольких дворов: перед куренем – баз (тюрк песчаный), за куренем – лавада (часть луга, отгороженная для жеребых кобылиц и жеребят), а сам курень – крыльцом на улицу, окнами в поле, точно как казаки ложились спать у костра – лицом в сторону врага. Слайд№6 -На задах, рядом с куренем, выращивали овощи, почти в каждом дворе – виноградники, оставшееся место обычно было занято картофелем. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами, особенно в центре станицы – несколько метров. Дело в том, что в старину и сейчас станичные земли – пай казаков, находились за Доном. В самой станице огороды, как их теперь называют, были базами, а фрукты и виноград выращивали в так называемых садах, которые находились на склонах бугров (холмов). Вот так казаки экономно и рационально использовали землю. Слайд№7 -Для того чтобы зимой в доме было тепло, необходимо было сделать запас угля и дров. Хранилище для дров находится за домом, а навес для угля – рядом с домом. Местом для отдыха обычно служит лавочка перед куренем, у забора, или оплетенная виноградная беседка между домом и летней кухней. Слайд№8 -Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари. Но строительство летницы обеспечивало не только удобство в приготовлении пищи, но и уберегало курень от пожара. Слайд№9,10 -Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" – название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех". Слайд№11 -Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются "Плетни" – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника. Слайд№12,13,14,15 –Посмотрите на внутреннее убранство дома казака. -Что нового вы узнали о казачьих домах? -Видел - ли кто - то из вас такие постройки в наше время? | ||
Название ( Казачья кухня)
| Слайд№16 Казачья кухня – неотъемлемая часть уникальной культуры темпераментного, жизнелюбивого народа Верхнего Дона, которая нашла отражение во многих народных пословицах и поговорках. Одна из них, к примеру, гласит: «Если сладкий кусочек — ему найдется куточек». Действительно, скромные в обыденной жизни казаки всегда устраивали обильные застолья по самым разнообразным поводам – от престольных праздников до проводов в военный поход. И во время таких праздников проявлялась вся щедрость, вся открытость души казачьей. Слайд№17 Хлеб почти повсеместно готовился из кислого теста на дрожжах или закваске. Выпекался он в русской печи – на поду или в формах. Слайд №18,19,20 Из кислого теста также пекли шаньги1, булки, блины, оладьи, пирожки и пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих. Из пресного теста пекли лепешки, бурсаки2, колобки, кныши3 и маканцы4. При этом лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов Средней Азии. Блюда из муки, заваренной в кипятке, — затируха5, буламык6 и саламата7 – готовили во время рыболовного промысла, в дорогу и в пору сенокоса. Слайд № 21,22,23 Блюда из рыбы — основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских и частично кубанских казаков. Рыбу варили, жарили, сушили, коптили, томили в печи и вялили. Из рыбного филе готовили тельное8. Из икры частиковой рыбы9 делали котлеты. Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Морковник, тыквенник, тушеная капуста и жареный картофель входили в ежедневный рацион казаков. Слайд№ 24,25,26 Самым популярным овощным блюдом в рядах кубанских, донских и терских казаков был борщ, уральских – щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. «Кулеш — много не съешь» – так говорят казаки о своем едва ли не о самом популярном, традиционном блюде. А почему много не съешь? Не потому, что не вкусно, а потому, что очень сытно. Несмотря на то, что рецептура и технология приготовления кулеша довольно просты, вопрос «а что это такое?» вызывает некоторые сложности. Дело в том, что кулеш — не каша и не суп – нечто среднее.
| Знакомятся с блюдами из кислого теста , пресного теста и муки Знакомятся с блюдами из рыбы Узнают о блюдах из овощей и фруктов | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями |
Закрепление изученного материала
|
| Дают ответы на воросы | |
III. 1.Оценка деятельности детей | Мне понравилось, что вы очень внимательно меня слушали на протяжении всего моего рассказа о жилище и кухне казаков , поэтому вы правильно отвечали на мои вопросы. | Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
П:2.Подведение итогов, Ключевая идея. | Какой была тема нашего сегодняшнего занятия? Что нового из занятия вы узнали? Что показалось интересным? | Подсчитывают количество значков | П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, |
4.Напутствие (пожелания) | Мне было приятно с вами работать , надеюсь вы узнали много нового о жилище и кухне казаков Досвидания ребята до новых встреч. | Слушают заключительное слово учителя | Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»
Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...
Конспект занятия "Донские казаки"
Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....
конспект по ознакомлению с историей и культурой донских казаков
конспект занятия с использованием ИКТ...
Презентация "Герои произведений М.А. Шолохова - донские казаки"
Часть третья....
План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"
Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...
Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")
Главное назначение проекта "Покров на Дону" - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...
"Жилище и быт донского казака"
Донской край - уникальная достопримечательность России. Донской край – это край казачий. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими ...