Жилища и кухня Донских казаков
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Казарян Амаля Бениаминовна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жилища и кухня Донских казаков36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

Тема занятия: «Жилище и кухня донских казаков»

Форма: Беседа

Цель: познакомить с жилищем и кухней донских казаков, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи:

Воспитательные: формирование у обучающихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, осознания причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

Образовательные:  познакомить с жилищем казаков и основными блюдами.

Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность воспитанников

Формирование УУД

I.Организация

1.Приветствие. Проверка готовности к занятию

Слайд №1

Здравствуйте, дорогие ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте все ли готовы меня внимательно слушать

Проверяют готовность к занятию

К: -активное использование речевых средств

2. Эмоциональный настрой

Я улыбнулась вам , вы улыбнитесь мне и мы с улыбкой и хорошим настроением начнем урок.

Настраиваются на работу

3. Актуализация знаний, сообщение темы

  • Подведение к теме занятия через стихотворение

Я
Дом
Нарисую
Многоэтажный.
Конечно, он будет
Немного бумажный.
Конечно, он будет
Не очень кирпичный,
Зато – белостенный,
Зато – симпатичный.
Из этого дома наверняка
Никто никогда не прогонит щенка.

-О чем это стихотворение? Попробуйте сформулировать тему нашего занятии.

Слайд №2

Тема занятия звучит так: «Жилище и кухня донских казаков»

Л: наличие мотивации к творческому труду

4. Постановка цели

Дома очень разнообразны и сегодня мы узнаем как выглядели и как были устроены дома казаков и познакомимся с их кухней.

Осознают цель

Р: определение общей цели и путей ее достижения

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Название )

Слайд№3

-В каждом квартале было нарезано несколько усадеб — «планов». Внутри усадьбы каждый хозяин ставил по своему усмотрению дом и дворовые постройки. Все усадьбы по линии улицы огораживались высоким забором. Изгороди строились из разнообразных материалов.

Слайд№4

-Дом обычно ставили в углу усадьбы, на некотором расстоянии от забора, таким образом, чтобы окна выходили на южную, солнечную сторону. К северо-востоку — наиболее ветреной стороне — направляли глухую (без окон) стену дома. Иногда дома придвигались к линии улицы. В таком случае к ней была обращена глухая боковая стена, что первоначально было связано с опасностью набегов горцев. За домом и сбоку от него располагались все дворовые службы, дальше начинался огород. Усадьбы засаживались фруктовыми деревьями, акациями, в зелени которых утопали жилые и хозяйственные постройки.

Слайд№5

-Требования к предметам быта донских казаков.

1) Для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня).

2) Наличие нескольких дворов: перед куренем – баз (тюрк песчаный), за куренем – лавада (часть луга, отгороженная для жеребых кобылиц и жеребят), а сам курень – крыльцом на улицу, окнами в поле, точно как казаки ложились спать у костра – лицом в сторону врага.

Слайд№6

-На задах, рядом с куренем, выращивали овощи, почти в каждом дворе – виноградники, оставшееся место обычно было занято картофелем. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами, особенно в центре станицы – несколько метров. Дело в том, что в старину и сейчас станичные земли – пай казаков, находились за Доном. В самой станице огороды, как их теперь называют, были базами, а фрукты и виноград выращивали в так называемых садах, которые находились на склонах бугров (холмов). Вот так казаки экономно и рационально использовали землю.

Слайд№7

-Для того чтобы зимой в доме было тепло, необходимо было сделать запас угля и дров. Хранилище для дров находится за домом, а навес для угля – рядом с домом. Местом для отдыха обычно служит лавочка перед куренем, у забора, или оплетенная виноградная беседка между домом и летней кухней.

Слайд№8

-Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари. Но строительство летницы обеспечивало не только удобство в приготовлении пищи, но и уберегало курень от пожара.

Слайд№9,10

-Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" – название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех".

Слайд№11

-Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются "Плетни" – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника.

Слайд№12,13,14,15

–Посмотрите на внутреннее убранство дома казака.

-Что нового вы узнали о казачьих домах?

-Видел - ли кто - то из вас такие постройки в наше время?

Название ( Казачья кухня)

  • Кислое , пресное тесто и мука

  • Блюда из рыбы

  • Блюда из овощей и фруктов

  • Борщ и Щи

  • Кулеш

Слайд№16

Казачья кухня – неотъемлемая часть уникальной культуры темпераментного, жизнелюбивого народа Верхнего Дона, которая нашла отражение во многих народных пословицах и поговорках. Одна из них, к примеру, гласит: «Если сладкий кусочек — ему найдется куточек». Действительно, скромные в обыденной жизни казаки всегда устраивали обильные застолья по самым разнообразным поводам – от престольных праздников до проводов в военный поход. И во время таких праздников проявлялась вся щедрость, вся открытость души казачьей.

Слайд№17

Хлеб почти повсеместно готовился из кислого теста на дрожжах или закваске. Выпекался он в русской печи – на поду или в формах.

Слайд №18,19,20

Из кислого теста также пекли шаньги1, булки, блины, оладьи, пирожки и пироги с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих. Из пресного теста пекли лепешки, бурсаки2, колобки, кныши3 и маканцы4. При этом лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов Средней Азии. Блюда из муки, заваренной в кипятке, — затируха5, буламык6 и саламата7 – готовили во время рыболовного промысла, в дорогу и в пору сенокоса.

Слайд № 21,22,23

Блюда из рыбы — основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских и частично кубанских казаков. Рыбу варили, жарили, сушили, коптили, томили в печи и вялили. Из рыбного филе готовили тельное8. Из икры частиковой рыбы9 делали котлеты. Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Морковник, тыквенник, тушеная капуста и жареный картофель входили в ежедневный рацион казаков.

Слайд№ 24,25,26

Самым популярным овощным блюдом в рядах кубанских, донских и терских казаков был борщ, уральских – щи из мяса, капусты, картофеля и крупы.

«Кулеш — много не съешь» – так говорят казаки о своем едва ли не о самом популярном, традиционном блюде. А почему много не съешь? Не потому, что не вкусно, а потому, что очень сытно. Несмотря на то, что рецептура и технология приготовления кулеша довольно просты, вопрос «а что это такое?» вызывает некоторые сложности. Дело в том, что кулеш — не каша и не суп – нечто среднее. 

  1. Шаньга – 1) круглые открытые пирожки; 2) лепешки из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире
  2. Баурсак – традиционное блюдо в Средней Азии, а также у башкир, татар и узбеков в виде небольших пончиков (круглых или квадратных), изготовляемых путём жарки во фритюре в казане
  3. Кныш — характерный для белорусской кухни небольшой круглый пирожок с запеченным внутри (или уложенным на поверхности, между приподнятыми краями) творогом или другой начинкой. Для XIX века характерными были кныши с гречневой кашей и луком со шкварками, а для Белоруссии XX века – с творогом, маком, вареньем
  4. Маканец – лепешка, обмакнутая в масло
  5. Затируха – крестьянская мучная похлёбка на Руси. Готовилась из пригоршни муки, соли и воды: руки окунали в воду, затем в муку и обтирали друг о дружку. Получившееся тесто варилось в подсоленной воде
  6. Буламык – сырный суп ногайской кухни
  7. Саламата – мучная каша или мучной кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира, масла или сала

Знакомятся с блюдами из кислого теста , пресного теста и муки

Знакомятся с блюдами из рыбы

Узнают о блюдах из овощей и фруктов

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Закрепление изученного материала

  • Беседа по изученному материалу
  1. Из какого теста готовили хлеб?
  2. Из чего делалась затрипуха?
  3. Что делали из пресного теста ?
  4. Какие блюда были из рыбы?
  5. Что такое кулеш?

Дают ответы на воросы

III.

1.Оценка деятельности детей

Мне понравилось, что вы очень внимательно меня слушали на протяжении всего моего рассказа о жилище и кухне казаков , поэтому вы правильно отвечали на мои вопросы.

Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

П:2.Подведение итогов,

Ключевая идея.

Какой была тема нашего сегодняшнего занятия? Что нового из занятия вы узнали? Что показалось интересным?

Подсчитывают количество значков

П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

4.Напутствие (пожелания)

Мне было приятно с вами работать , надеюсь вы узнали много нового о жилище и кухне казаков

Досвидания ребята до новых встреч.

Слушают заключительное слово учителя

Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Конспект занятия "Донские казаки"

Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....

План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"

Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

"Жилище и быт донского казака"

 Донской край - уникальная достопримечательность России. Донской край – это край казачий. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими ...