Промыслы и занятия казаков
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Казарян Амаля Бениаминовна

Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Промыслы и занятия казаков.39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема занятия: «Промыслы и занятия казаков»

Форма: Викторина

Цель: познакомить с промыслами и занятиями донских казаков, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи:

Воспитательные: формирование у обучающихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, осознания причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

Образовательные:  познакомить с промыслами и занятиями казаков, раскрыть смысл понятия «гулебщики», «ремесло», «кубышки» «макитры», «глечик»;

Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность воспитанников

Формирование УУД

I.Организация

1.Приветствие. Проверка готовности к занятию

Слайд №1

Здравствуйте, дорогие ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте все ли у вас готово к занятию. У вас на столах должны лежать конверты , тетрадь и ручка.

Проверяют готовность к занятию

К: -активное использование речевых средств

2. Эмоциональный настрой

Я улыбнулась вам , вы улыбнитесь мне и мы с улыбкой и хорошим настроением начнем урок.

Настраиваются на работу

3. Актуализация знаний, сообщение темы

  • Подведение к теме занятия через анализ пословиц о труде.

Скажите ,  знаете ли вы  пословицы о труде?

У вас на партах лежат конверты , достаньте карточки, прочитайте и отметьте те пословицы, которые посвящены труду. Каждый выполняет это задание самостоятельно

  • «Петух скажет курице, а она – всей улице»
  • « Не печь кормит, а поле»
  • «Не была б дивчина гарна, была б работяща»
  • «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»
  • «Казан проверяют по звону, а казака - по слову»
  • «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся»
  • «Кто пули боится, тот в казаки не годится»
  • «Казак без коня, что воин без ружья»
  •  «Умелый человек возьмется, в его руках и снег займется»
  • «Не учи безделью, а учи рукоделью»
  •  «И камень, лежа мхом обрастает»
  • «Кто любит труд, того казаки чтут»

Ребята как вы думаете , какой будет тема нашего сегодняшнего занятия? (Слайд)

Молодцы ребята, тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Промыслы и занятия казаков»

Называют пословицы о труде

Анализируют пословицы

Чтение пословиц о труде

Формулируют тему занятия

Л: наличие мотивации к творческому труду

4. Постановка цели

Сегодня вы узнаете какими были промыслы и занятия казаков и познакомитесь с новыми понятиями. В конце урока я проведу викторину и самый внимательный, получит приз.

Осознают цель

Р: определение общей цели и путей ее достижения

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Название ( Любимые занятия казаков)

(Слайд)

Любимыми изначальными занятиями донцов была охота, которую называли гульбою, и рыбная ловля. Гулебщики выезжали на охоту иногда большими отрядами до 100 человек. Промышляли в задонских степях, даже по реке Куме, продвигаясь к Каспию. В осенне-зимний период уходили надолго. Порою лишь к весне возвращались на Дон. Пропадали в степях по два и более месяцев, добывая дичь. Зверья хватало на всех. В донских краях обитали волки, лисицы, медведи. Высокие и сочные травы питали многочисленные стада лосей, зубров, оленей, сайгаков, диких лошадей; здесь прятались змеи. В изобилии водились орлы, соколы, ястребы, филины; повсюду летали стаи диких голубей, тетеревов, куропаток, гусей, журавлей, лебедей.

Охота, таким образом, выступала для казаков и развлечением, и добыванием "хлеба насущного". К ним приезжали купцы и охотно брали мясо и шкуры диких зверей, битую птицу, яйца диких птиц. Взамен донцы получали хлеб, одежду, оружие.

(Слайд)

Вторым хлебом казаков была рыба. В самом Дону ее хватало, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. После нереста часть старой рыбы и молоди оседала в гирлах Дона, где был особенно хороший лов. Обилие рыбы в период Азовского осадного сидения 1637-1641 гг. дало казакам возможность не ощущать особого недостатка в продуктах питания. Когда же турки, заняв в 1642 г. Азов, перегородили устье Дона огромными сетями, условия рыбной ловли для казаков резко ухудшились. "Случилась хлебная скудость", ибо не было рыбы, чтобы обменять ее у приезжих купцов на хлеб.

Большинство казаков ловили рыбу для собственного потребления. В таких случаях ловля проводилась обычно в одиночку при помощи удочек, бредней, переметов, вентерей, сапеток. Зимой молодежь часто глушила рыбу, идя с топором по тонкому льду и время от времени ударяя обухом по льду, после чего рыба всплывала брюхом кверху.

Одним из основных занятий донских казаков было скотоводство, в том числе коневодство. Скотоводство имело полукочевой, пастбищный характер. Казаки частично выращивали скот, а частично добывали у неприятеля. Содержали скот на пастбищах: летом подальше от городков, а зимой поближе. Стада находились в полудиком состоянии.

Полевые и сенокосные работы в те времена выполнялись всей станицей, как правило, где-то в одном месте и в одно время. Работающих людей оберегали дневные и ночные конные разъезды. Они прикрывали от нападения татар и калмыков, от грабежей и убийств степняков-кочевников.

(Слайд)

Донские казаки издревне занимались торговлей, которая приносила им немалый доход. Характерно, что с Азовом, с которым у донцов не прекращались кровавые столкновения, они поддерживали довольно тесные торговые связи, о чем свидетельствуют документы 1592 г. Оживленная торговля пленниками, лошадьми скотом.

Узнают о любимых занятиях казаков

Знакомятся с новым словом «Гулебщики»

Узнают информацию о скотоводстве

Узнают информацию о том как проходят полевые и сенокосные работы.

Узнают информацию о торговле казаков

Название ( Знакомятся с понятием « Ремесло»)

(Слайд)

Большую роль в казачьем быту  играли различные ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, обработка металла.

(Слайд)

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высокохудожественные изделия

(Слайд)

Узнают смысл слова «ремесло»

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Название (Отгадывание загадок, знакомство с гончарным ремеслом)

1)На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был, домой пришел –

Семью накормил.    

(Слайд)

2)Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

 Скажите,  о каком ремесле  пойдет речь?

(Слайд)

Гончарное ремесло на Дону было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном делалась  простая посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей, керамической плитки, черепицы

В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит  мастер вложил частичку души в немудреную посуду.  

  (Слайд)

Из глиняной посуды самым распространенным был  «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры», для масла – «кубышки».

(Горшок)

(Глина)

Определяют о каком ремесле пойдет речь

Слушают информацию о гончарном ремесле

Узнают что такое «глечик», «кубышки» «макитры»,

П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями

Название (Кузнечное ремесло)

(Слайд)

Пламя пышет жаром,

Льется пот с лица,

Звонко бьет по стали

Молот ...

Как вы думаете , с каким ремеслом мы сейчас познакомимся?

Кузнечным делом на Дону  занимались издревле. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать считалось таким же естественным, как возделывать землю.

(Слайд)

Кузнецы изготавливали все необходимое  для быта  –  замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, вилы, лопаты, подковы.  В кузнице всегда  было темно. Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки.

Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот.  Для  их украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей

Кузнеца

С кузнечным ремеслом

Название (Лозоплетение)

(Слайд)

Одним из древнейших народных промыслов древних славян является лозоплетение. На Дон оно было завезено казаками  в конце 18 века. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Из нее делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна).

(Слайд)

В  лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома – материалы доступные для плетения. Этот промысел сохранился до сих пор. На рынках  можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Мы познакомились с некоторыми занятиями казаков , казаки были очень трудолюбивыми и занятий у них было очень много.

Слушают рассказ о лозоплетении

Закрепление изученного материала

  • Викторина

(Слайд)

А сейчас, я проверю какими вы были внимательными на занятии, я буду задавать вопросы , а кто знает ответ поднимает руку. За правильный ответ будете получать жетоны. Тот ,кто получит больше жетонов получит приз.

  1. Кого называли гулебшиками ?
  2. Какие 2 любимые занятия были для казаков и развлечением, и добыванием "хлеба насущного"?
  3. Мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высокохудожественные изделия, что это?
  4. Горшок с высоким широким горлом – это..
  5. Эту посуду использовали для варений и солений.
  6. Эту посуду использовали для для масла
  7. Он изготавливал замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, вилы, лопаты, подковы.
  8. В этом ремесле использовали  не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома – материалы доступные для плетения. Этот промысел сохранился до сих пор. На рынках  можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Охотников

Охота и ловля рыбы

Ремесло

«глечик»

«макитры»

«кубышки».

Кузнец

Лозоплетение

III.

1.Оценка деятельности детей

Мне понравилось, что вы очень внимательно меня слушали на протяжении всего моего рассказа о казаках, о их костюмах, домах, праздниках и о многом другом, и именно поэтому вы ответили правильно на вопросы викторины

Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

П:2.Подведение итогов,

Ключевая идея.

Ребята давайте сейчас каждый самостоятельно посчитает количество заработанных жетонов, и определим победителя сегодняшнего занятия.  

Подсчитывают количество значков

П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

4.Напутствие (пожелания)

 Мы  являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение  этого огромного материала. Многие ремесла сохранились и до наших дней, я надеюсь вы будете их помнить и беречь.

До свидания ребята до новых встреч.

Слушают заключительное слово учителя

Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Браво казаки, любо казаки".

На развлечении дети закрепляют полученные знания о традициях, обычаях, фольклоре казаков. В развлечение входят песни, пословицы, танцы, казачьи заповеди, казачьи игры....

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект занятия для старших дошкольников "Внешний вид и быт казаков. Собери казака в дорогу"

Данный конспект занятия предназначен для старших дошкольников и включает в себя такие формы работы, как рассматривание и примерка на детей фрагментов казачьей одежды. а также раскраски и пазлы по теме...

Народные промыслы на занятиях по изобразительной деятельности

Галерея народных промысловМы продолжаем изучать и закреплять знания о народных художественных промыслах. Ребята увлеченно слушают, рассматривают иллюстрации предметов, расписанных гжелью. Слово «...

Квест-игра «Промыслы донских казаков»

Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о промыслах донских казаков воспитывать уважение к труду и людям труда. ...