Промыслы и занятия казаков
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема занятия: «Промыслы и занятия казаков»
Форма: Викторина
Цель: познакомить с промыслами и занятиями донских казаков, воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
Задачи:
Воспитательные: формирование у обучающихся ответственности за сохранение культурно-исторического наследия родного края, осознания причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;
Образовательные: познакомить с промыслами и занятиями казаков, раскрыть смысл понятия «гулебщики», «ремесло», «кубышки» «макитры», «глечик»;
Развивающие: Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность воспитанников | Формирование УУД |
I.Организация 1.Приветствие. Проверка готовности к занятию | Слайд №1 Здравствуйте, дорогие ребята! Присаживайтесь на свои места, проверьте все ли у вас готово к занятию. У вас на столах должны лежать конверты , тетрадь и ручка. | Проверяют готовность к занятию | К: -активное использование речевых средств |
2. Эмоциональный настрой | Я улыбнулась вам , вы улыбнитесь мне и мы с улыбкой и хорошим настроением начнем урок. | Настраиваются на работу | |
3. Актуализация знаний, сообщение темы
| Скажите , знаете ли вы пословицы о труде? У вас на партах лежат конверты , достаньте карточки, прочитайте и отметьте те пословицы, которые посвящены труду. Каждый выполняет это задание самостоятельно
Ребята как вы думаете , какой будет тема нашего сегодняшнего занятия? (Слайд) Молодцы ребята, тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Промыслы и занятия казаков» | Называют пословицы о труде Анализируют пословицы Чтение пословиц о труде Формулируют тему занятия | Л: наличие мотивации к творческому труду |
4. Постановка цели | Сегодня вы узнаете какими были промыслы и занятия казаков и познакомитесь с новыми понятиями. В конце урока я проведу викторину и самый внимательный, получит приз. | Осознают цель | Р: определение общей цели и путей ее достижения П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; |
Название ( Любимые занятия казаков) | (Слайд) Любимыми изначальными занятиями донцов была охота, которую называли гульбою, и рыбная ловля. Гулебщики выезжали на охоту иногда большими отрядами до 100 человек. Промышляли в задонских степях, даже по реке Куме, продвигаясь к Каспию. В осенне-зимний период уходили надолго. Порою лишь к весне возвращались на Дон. Пропадали в степях по два и более месяцев, добывая дичь. Зверья хватало на всех. В донских краях обитали волки, лисицы, медведи. Высокие и сочные травы питали многочисленные стада лосей, зубров, оленей, сайгаков, диких лошадей; здесь прятались змеи. В изобилии водились орлы, соколы, ястребы, филины; повсюду летали стаи диких голубей, тетеревов, куропаток, гусей, журавлей, лебедей. Охота, таким образом, выступала для казаков и развлечением, и добыванием "хлеба насущного". К ним приезжали купцы и охотно брали мясо и шкуры диких зверей, битую птицу, яйца диких птиц. Взамен донцы получали хлеб, одежду, оружие. (Слайд) Вторым хлебом казаков была рыба. В самом Дону ее хватало, да еще она приходила из Азовского моря для метания икры. После нереста часть старой рыбы и молоди оседала в гирлах Дона, где был особенно хороший лов. Обилие рыбы в период Азовского осадного сидения 1637-1641 гг. дало казакам возможность не ощущать особого недостатка в продуктах питания. Когда же турки, заняв в 1642 г. Азов, перегородили устье Дона огромными сетями, условия рыбной ловли для казаков резко ухудшились. "Случилась хлебная скудость", ибо не было рыбы, чтобы обменять ее у приезжих купцов на хлеб. Большинство казаков ловили рыбу для собственного потребления. В таких случаях ловля проводилась обычно в одиночку при помощи удочек, бредней, переметов, вентерей, сапеток. Зимой молодежь часто глушила рыбу, идя с топором по тонкому льду и время от времени ударяя обухом по льду, после чего рыба всплывала брюхом кверху. Одним из основных занятий донских казаков было скотоводство, в том числе коневодство. Скотоводство имело полукочевой, пастбищный характер. Казаки частично выращивали скот, а частично добывали у неприятеля. Содержали скот на пастбищах: летом подальше от городков, а зимой поближе. Стада находились в полудиком состоянии. Полевые и сенокосные работы в те времена выполнялись всей станицей, как правило, где-то в одном месте и в одно время. Работающих людей оберегали дневные и ночные конные разъезды. Они прикрывали от нападения татар и калмыков, от грабежей и убийств степняков-кочевников. (Слайд) Донские казаки издревне занимались торговлей, которая приносила им немалый доход. Характерно, что с Азовом, с которым у донцов не прекращались кровавые столкновения, они поддерживали довольно тесные торговые связи, о чем свидетельствуют документы 1592 г. Оживленная торговля пленниками, лошадьми скотом. | Узнают о любимых занятиях казаков Знакомятся с новым словом «Гулебщики» Узнают информацию о скотоводстве Узнают информацию о том как проходят полевые и сенокосные работы. Узнают информацию о торговле казаков | |
Название ( Знакомятся с понятием « Ремесло») | (Слайд) Большую роль в казачьем быту играли различные ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, обработка металла. (Слайд) Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высокохудожественные изделия (Слайд) | Узнают смысл слова «ремесло» | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями |
Название (Отгадывание загадок, знакомство с гончарным ремеслом) | 1)На топтале был, На кружале был, На пожаре был, домой пришел – Семью накормил. (Слайд) 2)Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу. Скажите, о каком ремесле пойдет речь? (Слайд) Гончарное ремесло на Дону было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном делалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей, керамической плитки, черепицы В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду. (Слайд) Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану. Для варений и солений использовались «макитры», для масла – «кубышки». | (Горшок) (Глина) Определяют о каком ремесле пойдет речь Слушают информацию о гончарном ремесле Узнают что такое «глечик», «кубышки» «макитры», | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями |
Название (Кузнечное ремесло) | (Слайд) Пламя пышет жаром, Льется пот с лица, Звонко бьет по стали Молот ... Как вы думаете , с каким ремеслом мы сейчас познакомимся? Кузнечным делом на Дону занимались издревле. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать считалось таким же естественным, как возделывать землю. (Слайд) Кузнецы изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, вилы, лопаты, подковы. В кузнице всегда было темно. Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот. Для их украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей | Кузнеца С кузнечным ремеслом | |
Название (Лозоплетение) | (Слайд) Одним из древнейших народных промыслов древних славян является лозоплетение. На Дон оно было завезено казаками в конце 18 века. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Из нее делали колыбельки, погремушки, корзины, короба, кошели (емкость для хранения зерна). (Слайд) В лозоплетении применяли не только ивовый прут, но и многие другие виды сырья: камыш, солома – материалы доступные для плетения. Этот промысел сохранился до сих пор. На рынках можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно. Мы познакомились с некоторыми занятиями казаков , казаки были очень трудолюбивыми и занятий у них было очень много. | Слушают рассказ о лозоплетении | |
Закрепление изученного материала
| (Слайд) А сейчас, я проверю какими вы были внимательными на занятии, я буду задавать вопросы , а кто знает ответ поднимает руку. За правильный ответ будете получать жетоны. Тот ,кто получит больше жетонов получит приз.
| Охотников Охота и ловля рыбы Ремесло «глечик» «макитры» «кубышки». Кузнец Лозоплетение | |
III. 1.Оценка деятельности детей | Мне понравилось, что вы очень внимательно меня слушали на протяжении всего моего рассказа о казаках, о их костюмах, домах, праздниках и о многом другом, и именно поэтому вы ответили правильно на вопросы викторины | Р:- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Р: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
П:2.Подведение итогов, Ключевая идея. | Ребята давайте сейчас каждый самостоятельно посчитает количество заработанных жетонов, и определим победителя сегодняшнего занятия. | Подсчитывают количество значков | П:-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, |
4.Напутствие (пожелания) | Мы являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение этого огромного материала. Многие ремесла сохранились и до наших дней, я надеюсь вы будете их помнить и беречь. До свидания ребята до новых встреч. | Слушают заключительное слово учителя | Л: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Р: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "Браво казаки, любо казаки".
На развлечении дети закрепляют полученные знания о традициях, обычаях, фольклоре казаков. В развлечение входят песни, пословицы, танцы, казачьи заповеди, казачьи игры....
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
Конспект занятия для старших дошкольников "Внешний вид и быт казаков. Собери казака в дорогу"
Данный конспект занятия предназначен для старших дошкольников и включает в себя такие формы работы, как рассматривание и примерка на детей фрагментов казачьей одежды. а также раскраски и пазлы по теме...
Народные промыслы на занятиях по изобразительной деятельности
Галерея народных промысловМы продолжаем изучать и закреплять знания о народных художественных промыслах. Ребята увлеченно слушают, рассматривают иллюстрации предметов, расписанных гжелью. Слово «...
Духовные ценности в развитии личности дошкольника через башкирские народные промыслы и занятия
Статья о духовных ценностях семьи башкирского народа....
Квест-игра «Промыслы донских казаков»
Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о промыслах донских казаков воспитывать уважение к труду и людям труда. ...
Духовные ценности в развитии личности дошкольника через башкирские народные промысли и занятия
Статья о духовных ценностях семьи башкирского народа...