Духовные ценности в развитии личности дошкольника через башкирские народные промыслы и занятия
статья

Альбекова Гульсум Шагибаловна

Статья о духовных ценностях семьи башкирского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albekova_g.sh_._statya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Духовные ценности в развитии личности дошкольника

через башкирские народные промыслы и занятия

Альбекова Г.Ш., г.Баймак

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, - задача, особенно актуальная сегодня. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание, или этническая эдинтичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.              

   Художественные ремесла людей, проживающих на конкретной территории, являются проявлением материальной и духовной культуры, освоение которой способствует развитию личности каждого, формирования его мировоззрения.

Ребенок рождается и растет на территории своей "малой" Родины. Народное творчество, вплетенное в предметно-пространственное окружение дошкольника, сопровождает его на протяжении всей жизни, задает эстетические и этнические каноны его поведения.                                          

          Педагогическая ценность предметов ремесел обостряется в связи с их близостью, доступностью практически каждому ребенку, живущему на данной территории. Изделия ремесленников дошкольник встречает дома, у родных и знакомых, видит на ярмарках, праздниках, в местных музеях.                   Восприятие становится личностно значимым при наблюдении за процессом создании вещи, т.к.мастер, близкий или хорошо знакомый малышу человек, живущий с ним рядом, на родной ему земле, является для ребенка "образцом, моделью для подражания, приобретения собственного опыта".              

В разработанной региональной программе "Башкортостан-тыуган илем"(Ф.Г.Азнабаева,Г.Ш.Альбекова,А.Р.Буранбаева,К.Ф.Муртаева)определены такие задачи, как формирование у ребенка чувства любви к Родине, воспитывание уважительного отношения к культуре, к традициям, к обычаям народов Башкортостана. Для реализации этих задач педагогами  организована предметно-пространственная развивающая среда, где предлагаются образцы народных игрушек, одежда народов Башкортостана, промыслы и мини-музеи. В детском саду  организован мини-музей "Башкирская юрта",которая разделена на 2 половинки:мужскую и женскую.В женской части представлена старинная домашняя утварь (деревянная посуда, паласы, сундук с украшениями, расшитые полотенца и т.д.), а в мужской-предметы для охоты, рыболовства, конская упряжь, шкуры животных и т.д.Собран иллюстративный материал (открытки, фотографии, рисунки, работы  детей по изодеятельности на темы "Укрась тюбетейку","Красивый палас","Башкирские узоры" и дидактические игры такие, как "Составь сапожок","Жилище народов Башкортостана" и т.д.

 В средней группе имеется мини- музей "Бортничество. Пчеловодство",где дети знакомятся с бортью, улеем, работой пчеловода, о полезных свойствах меда. Здесь разработаны сюжетно-ролевые игры  «Пчеловодство» и дети с удовольствием драматизировали башкирскую народную сказку "Пчелы и медведь".Для родителей и гостей  из других детских садов района показали развлечение "Отделение пчел".

В программе предусматривается выполнение проектных работ под руководством педагогов и родителей по теме "Культура народов Башкортостана".В целях реализации программы в подготовительной группе была взята тема"Корама"("Лоскуток").Лоскутная мозаика дошла до нас из глубины веков, изделия можно видеть и в музеях, и в домашней обстановке. Лоскутные вещи используют для украшения дома, обогащения его интерьера, в настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду творчества. В начале проектной работы проводились познавательные занятия по обогащению представлений дошкольников, воспитанию интереса к художественным ремеслам. А выполнение трудового замысла осуществлялся через разные виды деятельности: рисование эскизов, аппликация образцов работ, составление выкроек, их объяснение, обоснование замысла, разметка и раскрой ткани и шитье. Работы детей были выставлены вместе со старинными изделиями, выполненными в лоскутной технике и бережно хранимыми в семьях воспитанников. Итогом проектной работы по теме "Корама" являлся праздник с приглашением бабушек-мастериц, которые продемонстрировали вещи, созданные своими руками. Интерьер детского сада оформлен лоскутной мозаикой на тему башкирских народных сказок.            

  Войлоковаляние-один из промыслов башкир, в процессе которого длинные волокна овечьей шерсти валяют, смачивая горячей мыльной водой. Из войлока можно сделать и одежду, и обувь, и накрыть временное жилище башкир-юрту. В нашем детском саду со старшими детьми ведется работа по валянию войлока,организована студия "Сказочный войлок", где дети катают шерсть, делают ожерелья, красивые панно.              

 Приобщая детей к истокам национальной культуры,мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт характера народа, башкирской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.Сегодня к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, народной культуры, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду.  Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у них патриотические чувства, развивать духовность.

        Литература:

  1. «Башкортостан-страна родная»Программа изучения Республики Башкортостан для детей дошкольного возраста (под ред.Ф.Г.Азнабаевой,Уфа,2016)
  2. «Академия детства»Региональная программа для дошкольных

образовательных  организаций Республики Башкортостан  (под ред.Ф.Г.Азнабаевой,Уфа,2015)                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию

Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...

« Модель планирования сопровождения развития личности дошкольников, через знакомство с миром профессионального труда»

Планирование различных методов и приёмов при ознакомлении дошкольников с миром профессий....

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию»

Консультация для родителей«Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию»...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...

Сообщение на тему: «Развитие личности дошкольника через организацию работы по нравственному воспитанию»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка.Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым...

Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество

Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество...