Духовные ценности в развитии личности дошкольника через башкирские народные промыслы и занятия
статья
Статья о духовных ценностях семьи башкирского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
albekova_g.sh_._statya.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовные ценности в развитии личности дошкольника
через башкирские народные промыслы и занятия
Альбекова Г.Ш., г.Баймак
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, - задача, особенно актуальная сегодня. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание, или этническая эдинтичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Художественные ремесла людей, проживающих на конкретной территории, являются проявлением материальной и духовной культуры, освоение которой способствует развитию личности каждого, формирования его мировоззрения.
Ребенок рождается и растет на территории своей "малой" Родины. Народное творчество, вплетенное в предметно-пространственное окружение дошкольника, сопровождает его на протяжении всей жизни, задает эстетические и этнические каноны его поведения.
Педагогическая ценность предметов ремесел обостряется в связи с их близостью, доступностью практически каждому ребенку, живущему на данной территории. Изделия ремесленников дошкольник встречает дома, у родных и знакомых, видит на ярмарках, праздниках, в местных музеях. Восприятие становится личностно значимым при наблюдении за процессом создании вещи, т.к.мастер, близкий или хорошо знакомый малышу человек, живущий с ним рядом, на родной ему земле, является для ребенка "образцом, моделью для подражания, приобретения собственного опыта".
В разработанной региональной программе "Башкортостан-тыуган илем"(Ф.Г.Азнабаева,Г.Ш.Альбекова,А.Р.Буранбаева,К.Ф.Муртаева)определены такие задачи, как формирование у ребенка чувства любви к Родине, воспитывание уважительного отношения к культуре, к традициям, к обычаям народов Башкортостана. Для реализации этих задач педагогами организована предметно-пространственная развивающая среда, где предлагаются образцы народных игрушек, одежда народов Башкортостана, промыслы и мини-музеи. В детском саду организован мини-музей "Башкирская юрта",которая разделена на 2 половинки:мужскую и женскую.В женской части представлена старинная домашняя утварь (деревянная посуда, паласы, сундук с украшениями, расшитые полотенца и т.д.), а в мужской-предметы для охоты, рыболовства, конская упряжь, шкуры животных и т.д.Собран иллюстративный материал (открытки, фотографии, рисунки, работы детей по изодеятельности на темы "Укрась тюбетейку","Красивый палас","Башкирские узоры" и дидактические игры такие, как "Составь сапожок","Жилище народов Башкортостана" и т.д.
В средней группе имеется мини- музей "Бортничество. Пчеловодство",где дети знакомятся с бортью, улеем, работой пчеловода, о полезных свойствах меда. Здесь разработаны сюжетно-ролевые игры «Пчеловодство» и дети с удовольствием драматизировали башкирскую народную сказку "Пчелы и медведь".Для родителей и гостей из других детских садов района показали развлечение "Отделение пчел".
В программе предусматривается выполнение проектных работ под руководством педагогов и родителей по теме "Культура народов Башкортостана".В целях реализации программы в подготовительной группе была взята тема"Корама"("Лоскуток").Лоскутная мозаика дошла до нас из глубины веков, изделия можно видеть и в музеях, и в домашней обстановке. Лоскутные вещи используют для украшения дома, обогащения его интерьера, в настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду творчества. В начале проектной работы проводились познавательные занятия по обогащению представлений дошкольников, воспитанию интереса к художественным ремеслам. А выполнение трудового замысла осуществлялся через разные виды деятельности: рисование эскизов, аппликация образцов работ, составление выкроек, их объяснение, обоснование замысла, разметка и раскрой ткани и шитье. Работы детей были выставлены вместе со старинными изделиями, выполненными в лоскутной технике и бережно хранимыми в семьях воспитанников. Итогом проектной работы по теме "Корама" являлся праздник с приглашением бабушек-мастериц, которые продемонстрировали вещи, созданные своими руками. Интерьер детского сада оформлен лоскутной мозаикой на тему башкирских народных сказок.
Войлоковаляние-один из промыслов башкир, в процессе которого длинные волокна овечьей шерсти валяют, смачивая горячей мыльной водой. Из войлока можно сделать и одежду, и обувь, и накрыть временное жилище башкир-юрту. В нашем детском саду со старшими детьми ведется работа по валянию войлока,организована студия "Сказочный войлок", где дети катают шерсть, делают ожерелья, красивые панно.
Приобщая детей к истокам национальной культуры,мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт характера народа, башкирской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.Сегодня к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, народной культуры, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и мастерами, создающими их, впитывают уважение к труду. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у них патриотические чувства, развивать духовность.
Литература:
- «Башкортостан-страна родная»Программа изучения Республики Башкортостан для детей дошкольного возраста (под ред.Ф.Г.Азнабаевой,Уфа,2016)
- «Академия детства»Региональная программа для дошкольных
образовательных организаций Республики Башкортостан (под ред.Ф.Г.Азнабаевой,Уфа,2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию
Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...
« Модель планирования сопровождения развития личности дошкольников, через знакомство с миром профессионального труда»
Планирование различных методов и приёмов при ознакомлении дошкольников с миром профессий....
Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию»
Консультация для родителей«Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию»...
Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре
laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...
Сообщение на тему: «Развитие личности дошкольника через организацию работы по нравственному воспитанию»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка.Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым...
Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество
Речевое развитие старших дошкольников через устное народное творчество...
Духовные ценности в развитии личности дошкольника через башкирские народные промысли и занятия
Статья о духовных ценностях семьи башкирского народа...
- Мне нравится (1)