Региональный компонент - проект по краеведению
проект (подготовительная группа)
В данном материале представлен проект"Родной мой город - мой край родной". Цель проекта: разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста посредством приобщения его к культурно-историческим ценностям и традициям родного города и Псковского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Родной мой город - мой край родной" | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР детский сад № 11 «Буратино» корпус «Солнышко»
г. Невель Псковская область
Утверждается Приложением
к Рабочей образовательной программе группы
ПРОЕКТ
ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
«РОДНОЙ МОЙ ГОРОД –
МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
ГРУППА «КОЛОСОК»
Составитель: Терещенко Елена Викторовна, воспитатель
высшей квалификационной категории
г. Невель, 2024 г.
Оглавление
2.1 Перспективно-тематическое планирование 7
2.2 Вариативные формы, методы и средства реализации проекта 9
2.3 Взаимодействие с родителями 11
3.1 Организационные аспекты реализации проекта 13
Целевой раздел
Пояснительная записка
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. В настоящее время среди основных направлений, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности.
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории и, конечно, это люди, гордость и слава родного города. Поэтому наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.
Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении. Проект «Родной мой город – мой край родной» рассчитан на то, чтобы воспитанники изучили и познали свою историю - историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем. Это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине, культуре русского народа.
Цели и задачи проекта
Проект разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования, с учетом региональной образовательной программы по краеведению для дошкольных образовательных организаций Псковской области «Россия начинается здесь» и обеспечивает формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста посредством приобщения его к культурно-историческим ценностям и традициям родного города и Псковского края.
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь 2024 – май 2025 г.)
Задачи Проекта
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста первоначальные представления и ценностное отношение к истории, природе и культуре родного города и Псковского края.
- Развивать первичный опыт краеведческой деятельности (изучение, природосбережение, участие в региональных, районных праздниках, событиях, акциях).
- Познакомить детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Пскова, Псковской области.
- Познакомить с символами родного района, города Пскова, псковской области (герб, флаг, гимн, другие символы и памятники), воспитывать уважение к ним.
- Расширять знания детей о городе, своем районе (почему город носит такое название, как называется главная улица, какие еще есть улицы, именами каких людей они названы, когда день рождения города).
- Формировать основы понятия «невельчанин».
- Познакомить детей с историей города, Псковского края, летописью, жизнью, обычаями наших предков. Развивать интерес к историческому прошлому Псковского края.
- Учить ориентироваться по карте-схеме города.
- Расширить представления воспитанников о жизни и труде людей города.
- Развивать умение хорошо ориентироваться к ближайшей к детскому саду территории.
- Закрепить навыки поведения на улицах родного города.
- Расширить представления детей о многообразии растительного и животного мира родного края. Раскрыть значение природных богатств, для использования в жизни человека.
- Способствовать популяризации подвигов героев и видных деятелей района и региона, достижений и успехов профессионалов в различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ Псковской области.
- Воспитывать чувство привязанности и любви к городу, краю, уважение к своему народу, чувство гордости за своих земляков.
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам и их традициям, проживающих в городе.
- Развивать способность чувствовать красоту природы родного края, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
- Формировать представления о событиях, ставших основой традиций, праздников и памятных дат района и области.
- Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях, формированию у дошкольников чувства гордости за исторические и современные достижения своей малой родины.
Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста делает неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Проекта представляют собой характеристики возможных достижений детей группы к моменту завершения Проекта.
К планируемым результатам относятся следующие показатели:
- У ребенка сформированы представления о родном городе, городе Пскове, Псковской области, об их достопримечательностях, об истории, культурных, природных особенностях и знаменитостях.
- Ребенок знает свой домашний адрес, название близлежащих улиц, название города, края, использует местоимение «мой» по отношению к городу, краю. Имеет представление о символике города, края. Узнает на фотографиях достопримечательности города, края, умеет рассказывать о них. Знает представителей растительного и животного мира Псковской области. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе, в природе.
- Ребенок проявляет интерес к достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего родного города, края; у ребенка сформировано эмоционально-положительное отношение к малой родине; ребенок проявляет эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков; ребенок отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.
- Ребенок проявляет социальную активность: участвует в социально значимых событиях, акциях.
Содержательный раздел
Содержание образовательной деятельности в Проекте имеет три направления – «Мой город», «Город Псков» и «Псковская область», и следующие блоки - «Природа», «История», «Знаменитые люди», «Культура и достопримечательности».
Перспективно-тематическое планирование
Содержание | |
В течение года: - Культурные традиции родного края (земледельческий, народный, православный календарь). Традиции и обычаи наших предков: трудовая жизнь крестьян и любимые крестьянские праздники (Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Иван-Купала), связанными с ними традициями. - Псковский фольклор: скороговорки, считалки, былички, страшилки, загадки, сказки; ряжанье, игры. | |
сентябрь | Город Невель. Символы города. Карта города. Леса и реки родного города. По дороге в детский сад. Дикие животные и растения нашего региона. Сезонные изменения в их жизни. |
октябрь | День города. Город во время ВОВ, защитники города. Памятники защитникам города. Улицы города (история именных улиц). |
ноябрь | Зимующие и перелетные птицы нашего региона. Кто трудится в нашем городе. Доска почета. Социальные и общественные учреждения города, предприятия. Псков – столица региона. Псковская область на карте России. Символы Псковской области (герб, флаг, гимн). История городов и поселков Псковской области (Великие Луки, Печоры, Остров) |
декабрь | Основание города и символы города Пскова (герб, флаг). Самобытность Псковских храмов. Неформальный символ города – кот Барсик. Районы города Пскова, места отдыха (Финский парк, Музей-заповедник, Театр кукол, Ледовый дворец). Псковский планетарий, дендропарк, эколого-биологический центр. Историческая летопись Псковского края (Святая княгиня Ольга). Псков – город воинской славы. Псков на страже рубежей (Псковская крепость). Князь и полководец Александр Невский. Сезонные изменения в жизни растений и животных. |
январь | Водоемы Псковской области (озера – Псковское, Чудское; реки – Великая, Пскова, Плюсса, Ловать, Череха и т.д.). Рыбы Псковского края (судак, лещ, плотва, окунь, щука). Псковский снеток – царская рыба. Псковский край – край мастеров. Знакомство с традиционными ремесленными специальностями – кузнец, гончар, каменщик, ткач. Основные ремесла – литье колоколов, иконописание, обработка металла. Основные промыслы – охота, рыболовство, льноводство, бортничество. |
февраль | Творчество знаменитых земляков.
Город Псков – творчество псковского композитора М.П. Мусоргского, деятельность микробиолога, вирусолога, академика Академии медицинских наук Л.А. Зильбера, спортивные достижения олимпийских чемпионов: хоккеиста С.В. Фёдорова, гребчихи Н.В. Черемисино; путешественник на велосипеде пскович Г.Л. Травин. Псковская область - творчество писателя Е.А. Невского, композитор Н.А.Римский-Корсаков, полярные исследователи мореплаватели Х.П. и Д.Я. Лаптевы, спортивные достижения олимпийских чемпионов: лыжницы Н.В. Балдычёвой, чемпиона в лыжных гонках М.П. Иванова, ученый - первая женщина-профессор математики С.В. Ковалевская. |
март | Заповедники Псковской области - Полистовский заповедник, Себежский национальный парк. Болота Псковской области – уникальность и разнообразие растительного и животного мира. Красная книга Псковского края. Сезонные изменения в жизни растений, животных. |
апрель | Архитектурные, культурные достопримечательности города Пскова и Псковского края. Памятник А.С. Пушкину. Связь Пушкина с Псковским краем. Дом Святой троицы. Снятная гора и Снетогорский монастырь. Современные арт-объекты, уличное искусство г. Пскова. Интересные факты из истории Псковской области (Изборск – один из древнейших русских городов, псковское вече в средневековой Руси, легенда о крокодилах в Пскове в конце XVI века, родина Знамени Победы) |
май | Мы - правнуки Победы. Герои – невельчане: Никола́й Ива́нович Ковалёв— Герой Советского Союза, командир эскадрильи вертолётов в ВОВ, Герои Псковской земли в годы ВОВ: герой-знаменосец М.П. Минин, подвиг М.К. Кузьмина, заслуги маршала К.К. Рокоссовского, партизана Л.А.Голикова. Полезные ископаемые Псковской области (песок, глина, известняк, минеральные воды) |
Вариативные формы, методы и средства реализации проекта
Краеведческий проект в соответствии со стоящими перед ним задачами и с учетом специфики дошкольного возраста реализуется с помощью разных средств, форм, методов и приемов, которые стимулируют любознательность, вовлекают воспитанников в активный исследовательский поиск, формируют познавательные потребности и мотивацию, развивают эмоции и чувства по отношению к родному городу и краю, способствуют проявлению активной деятельностной позиции.
Формы реализации проекта:
• организованная образовательная деятельность;
• целевые прогулки по городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства и т.д.
Методы и приемы реализации проекта:
• участие в совместном со взрослыми труде: посильная уборка участка после листьев, подкормка птиц, посадка цветов, украшение города к праздникам;
• развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о городе, крае;
• беседы о событиях, происходящих в родном городе, достопримечательностях. Тематика бесед: «Что надо делать, чтобы наш город был красивым», «Любимые места в городе, «Звуки города», «Кто твои соседи», «А у нас во дворе», «Куда течет река Еменка», «Красота наших лесов», «Край-труженик (о промышленном и сельском хозяйстве), «Мы - друзья леса», «Обитатели наших лесов», «Народы, населяющие наш город, край»;
• рассматривание картин, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (альбомов, фотографий, книг о городе, природе, фотографии с достопримечательностями, возложение цветов к мемориалам воинов);
• просмотр телепередач, видео, виртуальных экскурсий, которые позволяют «приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения;
• создание продукта - плакаты, карта города, макеты, составление маршрутов по городу, коллекционирование;
• знакомство с картой, глобусом;
• составление рассказов о профессиях родителей, горожан, природе города, края;
• участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции;
• выставка детских рисунков в детском саду «Краски твоего города», «Город в котором мы живем», «Мой праздничный город»;
• изготовление сувениров к дню рождения города;
• создание фотоальбома «Город в разное время года»;
• сюжетно – ролевые игры: «Новоселье», «Мы едем в городском транспорте», «Мы строим город», «Строим чум из снега»; «Город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить);
• игры путешествия: «Путешествия по городам, селам Псковской области», «Путешествие по Еменке», «Путешествие по городу, край прошлого и настоящего»;
• дидактические игры: «Кто где живет», «Узнай и назови», «Составь фотографию», «Транспорт в нашем городе», «Знаешь ли ты свой город», «Узнай по описанию» и др.;
• экскурсии с родителями в городской музей, выставочный зал библиотеки, Школы искусств с целью ознакомления с художниками, поэтами, музыкантами, народными умельцами города;
- поисковые вопросы, которые позволяют стимулировать проявления любознательности дошкольников, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию);
• информационно – коммуникативные технологии – обеспечивают наглядность, способствуют лучшему запоминанию, расширяют кругозор. Презентации, видеофрагменты, слайды, помогают познакомиться с теми фактами, которые нельзя увидеть в повседневной жизни: историю детского сада, города, традиции, обычаи, познакомиться с профессиями горожан и др.
Взаимодействие с родителями
При реализации краеведческой программы важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Вовлечение родителей в образовательное пространство способствует формированию личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе, так как семья занимает ведущее место в нравственно-духовном, патриотическом воспитании детей.
Формы взаимодействия с родителями:
- Консультирование, советы и рекомендации по вопросам посещения с детьми музея, выставок, памятных мест;
- совместные экскурсии детей и родителей к памятникам архитектуры, посещение городского музея, библиотеки, Дома культуры
- совместная подготовка и проведение народных праздников; театрализованных представлений;
- участие в создании развивающей среды в ДОУ (создание макетов, подбор экспонатов, оформление альбомов, составление рассказов, загадок и т.д.);
- организация выставок совместного творчества взрослых и детей, фотовыставок;
- оформление буклетов, памяток;
- Дни открытых дверей (просмотры занятий, игровой деятельности, др. режимных моментов);
- сетевое взаимодействие;
- участие в совместных акциях; творческих, познавательных проекта.
Организационный раздел
Организационные аспекты реализации проекта
Решение задач Проекта по краеведению осуществляется в формах совместно деятельности взрослых и детей (образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, культурных практик), в самостоятельной деятельности дошкольников и во взаимодействии с семьями воспитанников.
Краеведческий материал расширяет и углубляет основное образовательное содержание по воспитанию интереса, любви к родному городу, краю.
Содержание работы по данному направлению интегрируется со всеми образовательными областями: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие", сформулированных ФГОС ДО. В каждой образовательной области на соответствующем содержании происходит обогащение опыта детей по ознакомлению детей с детским садом, своим домом, улицей, родным городом, краем, с историей, традициями, достопримечательностями. Отбор содержания соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников чувства ответственности и гордости за достижения, представления о том, чем славен город, край, толерантность, бережное отношение к природе, воспитание привязанности и любви к городу, краю.
Полученные впечатления и знания воспитанники отражают в продуктивных видах деятельности, рассказах, в сюжетно ролевых играх, конструировании, праздниках.
Развивающая предметно-пространственная среда
Для реализации целей и задач Проекта, согласно принципов ФГОС ДО, используются разнообразные материалы – игрушки, пособия, макеты, оборудование и пр., которые используются в соответствии с планом работы.
Дидактические и наглядные пособия:
• Современные средства ТСО (компьютер, проектор и т.д.)
• Методическая, краеведческая, художественная литература
• Репродукции и иллюстрации картин местных художников
• Фотоальбомы «Невель», «Знаменитые люди Псковского края»
• Литература на тему: «Невельские поэты о Невеле»
• Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием
• Карта Невеля и Псковской области
• Символика города Невеля, Пскова.
Интернет-ресурсы:
1. Pskov Kid. Краеведческий сайт для детей. Познай свой край родной. [Электронный ресурс] URL: https://pskovkid.ru/
2. Псковский край в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. URL: https://museumpskov.ru/excursions?slug=pskovskij_kraj_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny
3. Родина Победы. Псковский край в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=nWLAcbty7uo
4. Сказочная карта Псковской области [Электронный ресурс] URL:https://territoriyaskazok.ru/pskovskaya_oblast/
5. Сайт Централизованной библиотечной системы города Пскова. Раздел «Псков на ладони» [Электронный ресурс] URL:https://bibliopskov.ru/?ysclid=lvaf15we2w410236082
6. Электронная библиотека «Псковиана» [Электронный ресурс] URL:https://pskovbook.ru/
7. Кукольные видеоспектакли «Псковские народные сказки»[Электронный ресурс] URL:https://pskovkid.ru/category/folk-tales
8. Трахов И. Мультфильмыоб истории Псковского края [Электронный ресурс] URL https://www.youtube.com/@user-gw9qz3po5s/videos
9. Серия мультфильмов «Наши краше!» о выдающихся людях Псковской земли[Электронный ресурс] URL: https://pskovkid.ru/category/nashi-krashe/
Литература
1. Вальнер Н.А. Псков губернский. Псков, 2004. 48 с.
2. Вальнер Н.А. Легенды Старого Изборска. Псков, 2012. 96 с.
3. Вальнер Н.А. Ольгин град. Псков, 2001. 48 с.
4. Вальнер Н.А. Благословенный Псков. Псков, 2008. 48 с. 54
5. Вальнер Н.А. Господин Псков. Псков, 2003. 64 с.
6. Вальнер Н.А. Сказ о Пскове. Псков, 2011. 160 с.
7. Временные региональные образовательные стандарты по курсу «Псковский край в истории России»/ сб. Региональный базисный учебный план на 1997-98 учебный год. Псков, 1997.
8. Псковские сказки для детей: [для дошкольного и младшего школьного возраста / рук. проекта Попова Анастасия; авт. идеи Буйко Евгения; худож. Екатерина Юрьевна Ефимова]. Псков: Псковский государственный университет, 2021.
9. Псковский край в истории России /Сост. и науч. ред. Е.П. Иванов.
10. Региональная образовательная программа по краеведению для дошкольных образовательных организаций Псковской области «Россия начинается здесь» ( https://edu.pskov.ru)
11. Лаврова Л.Н., Чеботарёва И.В. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками: методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.
12. https://bigenc.ru/c/pskovskaia-oblast-38a607
13. https://pskovkid.ru/region-info/#nature
14. Тимофеева Т.В., Волохова Н.Н. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. Программа, конспекты занятий. – М.: Изд-во Учитель, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по национально- региональному компоненту Тема: «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»
Отчетпо национально- региональному компоненту Тема: «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ»...
МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть
Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...
Региональный компонент проект " Цветы Ставропольского края"
· Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии...
Работа с педагогами ДОУ по реализации регионального компонента на основе краеведения
Педагогический проект, направленный на повышение качества работы по краеведению....
Национальный региональный компонент - Проект "Мой город, моя улица, мой дом"
Проект «Мой город, моя улица, мой дом»(долгосрочный, познавательный)Воспитатель: Марченко С.Н.Участники проекта: воспитатели и дети первой младшей группы № 1 «Колобок» МАДОУ № ...
Национально- региональный компонент. Проект"Зимующие птицы г. Канска"
Национально- региональный компонент. Проект"Зимующие птицы г. Канска"...