«Из опыта работы по воспитанию чувства любви к чувашскому языку.»
методическая разработка (средняя группа)
Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из опыта работы по воспитанию чувства любви
к чувашскому языку.»
В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.
Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.
Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от него в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.
В этнопедагогическом манифесте И. Я. Яковлева говорится, что «Язык умирает вместе с создавшим его народом, и требовать, чтобы родной язык народом был забыт, почти равносильно требованию смерти этого народа. Из глубины тысячелетий каждый исторически обособившийся народ выносит выработанный его собственными духовными силами средствами скелет чувств, понятий и идей, которые умрут вместе с ним. Язык только оболочка этого богатства, но оболочка вырастает вместе со своим духовным содержанием и неотделима от него. Оторвать его искусственно у целого народа, живущего плотной, как бы слежавшейся веками массой, невозможно, и попытки добиться этого могут причинить только ненужную боль и страдание и изранить духовный облик народа. Но при помощи родного языка можно развивать, перевоспитывать, пересоздать старые понятия, делать к ним новые прививки и вводить в них новые элементы, но без помощи родного языка можно только ломать и разрушать их».
Главное ведь в этнопедагогике – это родное слово, родные обычаи, традиции, родная история, культура, родной народ, ведущая ее идея – народность и народ, национальность и нация.
Одной из основных тенденций государственной языковой политики Чувашской республики является создание условий для развития родного языка как языка воспитания и обучения в системе дошкольного и общего образования, способствующего возрождению и развитию национальной культуры, становлению творческой личности через познание истории народа и его самобытности, привитие ей любви и уважения к родному народу, чувству гордости за его вклад в общечеловеческую культуру.
Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.
Где бы ни жил ребенок он должен с раннего детства прежде всего впитывать язык, культуру своего народа, познать его душу, характер, его прошлое и настоящее.
У воспитателя есть возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей республики, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.
Работая в детском саду воспитателем, стараюсь воспитывать в дошкольниках любовь и желание беречь свой родной чувашский язык, культуру и традиции чувашского народа. Для этого в группе создан центр краеведения, включающий в себя образцы предметов декоративно- прикладного искусства родного края, дидактические пособия, литературу, альбомы, книги, а также результаты детского творчества. Имеются художественные произведения для использования на занятиях по ознакомлению с чувашским декоративно-прикладным искусством. Целенаправленно проводим работу с родителями воспитанников по сбору выставочных образцов подлинников изделий декоративно - прикладного искусства. Дети очень чутко реагируют на подлинные национальные предметы. Они к ним относятся по-особенному бережно, стремятся доверчиво дотронуться к ним рукой, гладят их нежно, любуются, тихо, таинственно улыбаются.
Знание родного языка расширяет возможности детей в познании и потреблении национальной культуры через прибаутки, песни, национальную одежду, орнамент, предметы, быта, традиционные праздники.
Воспитывая в детях любовь к чувашскому языку, участвуем вместе с детьми в видео конкурсе „Эпĕ пĕчĕкçĕ чăваш”, Хузангаевских чтениях, музыкальных конкурсах и др.
Сберечь доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить, надо прежде всего знать, помнить и уважать.
Конспект
совместной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
Обучение чувашскому языку.
«Обобщающее занятие по теме «Дикие животные»
(средняя группа)
Задачи:
-закрепить слова: мулкач, кашкăр, тилĕ, упа, пуç, куç, сăмса, ура
-продолжать закреплять умение составлять предложения из двух-трех слов;
-развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях;
-воспитывать интерес к изучению родного языка;
-воспитывать бережное отношение к природе родного края
Материал: презентация «Дикие животные», аудиозапись «Звук поезда», имитация поезда, маска медведя.
Ход:
Дети свободно играют в группе. Приходит почтальон.
-Здравствуйте, ребята. Я принес вам письмо от лесных жителей. А мне пора, до свидания.
Воспитатель: спасибо, до свидания. Ребята, я предлагаю вам прочитать письмо. Послушайте, что же нам пишут лесные жители.
«Здравствуйте, ребята! Мы, лесные жители приглашаем вас в весенний лес. Сейчас в лесу все просыпается, на деревьях распускаются почки, появились первые цветы, травка зеленеет, просыпаются животные от зимней спячки. В лесу чистый воздух, приходите в лес, познакомитесь с лесными жителями». Лесные жители.
Воспитатель: ребята, предлагаю вам пойти в весенний лес, все согласны? Тогда вспомним правила поведения в лесу: не убегать, не рвать цветы, не кричать…. На чем же поедем в лес? (на машине, маршрутке, на поезде…) раздается звук приближающегося поезда ребята, вы слышите, поезд приближается, поедем на поезде? Садитесь на поезд. (обращает внимание на посадку детей).
(пауза, звук поезда с постепенным угасанием)
Чтобы не было скучно. Я вам загадаю загадки, а отгадки скажите по -чувашски.
По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в... (мяч-мечĕк)
Это детская площадка.
Мячик здесь, ведро, лопатка.
И мальчишки, и девчушки
Принесли с собой... (игрушки-теттесем)
Ребята, мы приехали, можем выходить из поезда. (раздается пение птиц, воспитатель подводит детей к экрану)
(На экране появляется лес с дикими животными, идет закрепление слов по теме)
-Посмотрите вокруг, как красиво в лесу, нас встречают лесные жители.
-Лера, ку мĕн?
-Ку, упа.
(Примерные вопросы и индивидуальные ответы детей по закреплению слов, )
-Упа мĕн тĕслĕ? Упа хăмăр тĕслĕ.
-Вăл пысăк е пĕчĕк? Упа пысăк.
-Упа ăçта? Упа унта.
-Кунта мĕн? Кунта мулкач.
-Мулкач мĕн тĕслĕ? Мулкач шурă тĕслĕ.
-Мулкачăн мĕн пур? Унăн пуç, куç, сăмса, ура пур.
- Ку мĕн? Ку тилĕ.
- Тилĕ ăçта? Тилĕ унта.
- Тилĕн мĕн пур? Унăн пуç, куç, сăмса, ура пур
-Ребята поиграем в игру «Ачасем тата упа». ( играют в игру)
-Ребята, нам пора в детский сад, слышите, поезд приближается. (звук приближающегося поезда) (садятся в автобус)
- Чтобы нам не было скучно ехать, я предлагаю вам игру, я начинаю, вы продолжите.
Ач, ач, ач-ку…..мулкач,
Па.па, па -унта…..упа,
Лĕ, лĕ ,лĕ-илемлĕ-…. тилĕ,
Ĕк,ĕк,ĕк пĕчĕк-…. мечĕк),
- Пан, пан, пан пантăртатать -….параппан. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2008. – 182с.
- Драгунова О. В. Воспитание ребенка-дошкольника: программа- Чебоксары, 1995г.-231 с.
- Яковлев И. Я. Этнопедагогический манифест: научно – популярное издание. - Чебоксары: ЧИЭиМ СПГПУ, 2003. – 60 с.
Ребята, мы доехали в детский сад. Аня, что тебе понравилось? Дима, что ты расскажешь дома о нашей поездке?
Литература
- Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья: Книга для воспитателя детского сада. – Чебоксары: Издательство ЧРИО, 2003. – 122с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-134400-1351614478.jpg)
Обобщение опыта работы « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, св...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/19/picture-86627.jpg)
из опыта работы "Нравственное воспитание дошкольников"
в материале отражена работа по развитию у дошкольнков нравственных качетв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/06/picture-647390-1436183237.jpg)
Практико-значимая работа Тема: «Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и гордости на основе Великой Отечественной Войны с учетом регионального компонента»
Данный проект является итоговой работой на курсах повышения квалификации в АСОУ Тема: «Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и гордости на основе Великой Отечественной Войны с учетом рег...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-691222-1455039669.jpg)
из опыта работы "Развитие нравственных чувств старших дошкольников средствами игротерапии"
В настоящее время исследование особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста является актуальной психологической проблемой так как, работа в данном направлении позволяет оптимизироват...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-884104-1570026894.jpg)
Система работы по воспитанию чувства патриотизма
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, сем...
Презентация опыта работы воспитателя по обучению детей татарскому языку МБДОУ «Детский сад «Колосок»» Хайдаровой Г.Б. о получении гранта «Лучший билингвальный детский сад»
Презентация опыта работы воспитателя по обучению детей татарскому языку МБДОУ «Детский сад «Колосок»» Хайдаровой Г.Б. о получении гранта «Лучший билингвальный детский сад...
Сообщение из опыта работы «Устранение недостатков лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи в рамках проектной деятельности»
Применение проектного метода в коррекционно-развивающей деятельности логопеда, с детьми с ОНР, способствует решению многогранных задач коррекции, развития, обучения и воспитания через педагогику ненас...