«Из опыта работы по воспитанию чувства любви к чувашскому языку.»
методическая разработка (средняя группа)

Алексеева Валентина Валериановна

Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Из опыта работы по воспитанию чувства любви

 к чувашскому языку.»

 

В настоящее время практически всем ясно, что тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания как в мире, так и в нашей стране. Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.

Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, именно поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого, вернее, к тому, что сохранилось от него в актуальной культуре, а также производить интеллектуальные «археологические» раскопки, восстанавливающие подлинную картину развития культуры в определенный исторический период.

В этнопедагогическом манифесте И. Я. Яковлева говорится, что «Язык умирает вместе с создавшим его народом, и требовать, чтобы родной язык народом был забыт, почти равносильно требованию смерти этого народа. Из глубины тысячелетий каждый исторически обособившийся народ выносит выработанный его собственными духовными силами средствами скелет чувств, понятий и идей, которые умрут вместе с ним. Язык только оболочка этого богатства, но оболочка вырастает вместе со своим духовным содержанием и неотделима от него. Оторвать его искусственно у целого народа, живущего плотной, как бы слежавшейся веками массой, невозможно, и попытки добиться этого могут причинить только ненужную боль и страдание и изранить духовный облик народа. Но при помощи родного языка можно развивать, перевоспитывать, пересоздать старые понятия, делать к ним новые прививки и вводить в них новые элементы, но без помощи родного языка можно только ломать и разрушать их».

Главное ведь в этнопедагогике – это родное слово, родные обычаи, традиции, родная история, культура, родной народ, ведущая ее идея – народность и народ, национальность и нация.

 Одной из основных тенденций государственной языковой политики Чувашской республики является создание условий для развития родного языка как языка воспитания и обучения в системе дошкольного и общего образования, способствующего возрождению и развитию национальной культуры, становлению творческой личности через познание истории народа и его самобытности, привитие ей любви и уважения к родному народу, чувству гордости за его вклад в общечеловеческую культуру.

Обучение детей чувашскому языку с дошкольного возраста является ведущим средством полноценной реализации Закона «О языках в Чувашской республике». Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.

Где бы ни жил ребенок он должен с раннего детства прежде всего впитывать язык, культуру своего народа, познать его душу, характер, его прошлое и настоящее.

У воспитателя есть возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей республики, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае человеческая цивилизация сможет рассчитывать на прогрессивное развитие.

Работая в детском саду воспитателем, стараюсь воспитывать в дошкольниках любовь и желание беречь свой родной чувашский язык, культуру и традиции чувашского народа. Для этого в группе создан центр краеведения, включающий в себя образцы предметов декоративно- прикладного искусства родного края, дидактические пособия, литературу, альбомы, книги, а также результаты детского творчества. Имеются художественные произведения для использования на занятиях по ознакомлению с чувашским декоративно-прикладным искусством. Целенаправленно проводим работу с родителями воспитанников по сбору выставочных образцов подлинников изделий декоративно - прикладного искусства. Дети очень чутко реагируют на подлинные национальные предметы. Они к ним относятся по-особенному бережно, стремятся доверчиво дотронуться к ним рукой, гладят их нежно, любуются, тихо, таинственно улыбаются.

   Знание родного языка расширяет возможности детей в познании и потреблении национальной культуры через прибаутки, песни, национальную одежду, орнамент, предметы, быта, традиционные праздники.

Воспитывая в детях любовь к чувашскому языку, участвуем вместе с детьми в видео конкурсе „Эпĕ пĕчĕкçĕ чăваш”, Хузангаевских чтениях, музыкальных конкурсах и др.

Сберечь доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить, надо прежде всего знать, помнить и уважать.

Конспект

совместной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

Обучение чувашскому языку.

«Обобщающее занятие по теме «Дикие животные»

(средняя группа)

Задачи:

-закрепить слова: мулкач, кашкăр,  тилĕ, упа, пуç, куç, сăмса, ура

-продолжать закреплять умение составлять предложения из двух-трех слов;

-развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях;

-воспитывать интерес к изучению родного языка;

-воспитывать бережное отношение к природе родного края

Материал: презентация «Дикие животные», аудиозапись «Звук поезда», имитация поезда, маска медведя.

Ход:

Дети свободно играют в группе. Приходит почтальон.

-Здравствуйте, ребята. Я принес вам письмо от лесных жителей. А мне пора, до свидания.

Воспитатель: спасибо, до свидания. Ребята, я предлагаю вам прочитать письмо. Послушайте, что же нам пишут лесные жители.

«Здравствуйте, ребята! Мы, лесные жители приглашаем вас в весенний лес. Сейчас в лесу все просыпается, на деревьях распускаются почки, появились первые цветы, травка зеленеет, просыпаются животные от зимней спячки. В лесу чистый воздух, приходите в лес, познакомитесь с лесными жителями». Лесные жители.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам пойти в весенний лес, все согласны? Тогда вспомним правила поведения в лесу: не убегать, не рвать цветы, не кричать…. На чем же поедем в лес? (на машине, маршрутке, на поезде…) раздается звук приближающегося поезда ребята, вы слышите, поезд приближается, поедем на поезде? Садитесь на поезд.   (обращает внимание на посадку детей).

(пауза, звук поезда с постепенным угасанием)

Чтобы не было скучно. Я вам загадаю загадки, а отгадки скажите по -чувашски.

По асфальту я скачу,

Через двор в траву лечу.

От друзей меня не прячь,

Поиграй-ка с ними в... (мяч-мечĕк)

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой... (игрушки-теттесем)

Ребята, мы приехали, можем выходить из поезда. (раздается пение птиц, воспитатель подводит детей к экрану)

 (На экране появляется лес с дикими животными, идет закрепление слов по теме)

-Посмотрите вокруг, как красиво в лесу, нас встречают лесные жители.

-Лера, ку мĕн?

-Ку, упа.

(Примерные вопросы и индивидуальные ответы детей по закреплению слов, )

-Упа мĕн тĕслĕ? Упа хăмăр тĕслĕ.

-Вăл пысăк е пĕчĕк?  Упа пысăк.

-Упа ăçта? Упа унта.

-Кунта мĕн? Кунта мулкач.

-Мулкач мĕн тĕслĕ? Мулкач шурă тĕслĕ.

-Мулкачăн мĕн пур? Унăн пуç, куç, сăмса, ура пур.

- Ку мĕн? Ку тилĕ.

- Тилĕ ăçта? Тилĕ унта.

- Тилĕн мĕн пур? Унăн пуç, куç, сăмса, ура пур

-Ребята поиграем в игру «Ачасем тата упа». ( играют в игру)

-Ребята, нам пора в детский сад, слышите, поезд приближается. (звук приближающегося поезда) (садятся в автобус)

- Чтобы нам не было скучно ехать, я предлагаю вам игру, я начинаю, вы продолжите.

Ач, ач, ач-ку…..мулкач,

Па.па, па -унта…..упа,

Лĕ, лĕ ,лĕ-илемлĕ-…. тилĕ,

Ĕк,ĕк,ĕк пĕчĕк-…. мечĕк),

  1. Пан, пан, пан пантăртатать -….параппан. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2008. – 182с.
  2. Драгунова О. В. Воспитание ребенка-дошкольника: программа- Чебоксары, 1995г.-231 с.
  3.  Яковлев И. Я. Этнопедагогический манифест: научно – популярное издание. -  Чебоксары: ЧИЭиМ СПГПУ, 2003. – 60 с.

Ребята, мы доехали в детский сад.  Аня, что тебе понравилось? Дима, что ты расскажешь дома о нашей поездке?

Литература

  1. Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья: Книга  для воспитателя детского сада. – Чебоксары: Издательство ЧРИО, 2003. – 122с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы « Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, св...

из опыта работы "Нравственное воспитание дошкольников"

в материале отражена работа по развитию у дошкольнков нравственных качетв...

Практико-значимая работа Тема: «Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и гордости на основе Великой Отечественной Войны с учетом регионального компонента»

Данный проект является итоговой работой на курсах повышения квалификации в АСОУ Тема: «Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и гордости на основе Великой Отечественной Войны с учетом рег...

из опыта работы "Развитие нравственных чувств старших дошкольников средствами игротерапии"

В настоящее время исследование особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста является актуальной психологической проблемой так как, работа в данном направлении позволяет оптимизироват...

Система работы по воспитанию чувства патриотизма

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, сем...

Презентация опыта работы воспитателя по обучению детей татарскому языку МБДОУ «Детский сад «Колосок»» Хайдаровой Г.Б. о получении гранта «Лучший билингвальный детский сад»

Презентация опыта работы воспитателя по обучению детей татарскому языку МБДОУ «Детский сад «Колосок»» Хайдаровой Г.Б. о получении гранта «Лучший билингвальный детский сад...

Сообщение из опыта работы «Устранение недостатков лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи в рамках проектной деятельности»

Применение проектного метода в коррекционно-развивающей деятельности логопеда, с детьми с ОНР, способствует решению многогранных задач коррекции, развития, обучения и воспитания через педагогику ненас...