Сообщение из опыта работы «Устранение недостатков лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи в рамках проектной деятельности»
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Применение проектного метода в коррекционно-развивающей деятельности логопеда, с детьми с ОНР, способствует решению многогранных задач коррекции, развития, обучения и воспитания через педагогику ненасилия и соавторства взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx | 132.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы
«Устранение недостатков лексико-грамматических средств языка
и развитие связной речи
в рамках проектной деятельности»
Применение проектного метода в коррекционно-развивающей деятельности логопеда, с детьми с ОНР, способствует решению многогранных задач коррекции, развития, обучения и воспитания через педагогику ненасилия и соавторства взрослых и детей.
Сегодняшний дошкольник – совсем другой по сравнению с ребенком 15-ти- 20-ти летней давности. Жаль, что для современного дошкольника характерна потеря живности, притягательности самого процесса познания, познание мира идет информативно и однобоко посредством компьютерных игр. Визуальность и виртуальность познавательных процессов приводит к тому, что год от года увеличивается кол-во детей, не желающих идти в школу. К этим проблемам прибавляются речевые, продолжается рост кол-ва дошкольников с речевыми и не только проблемами. Педагоги бьют тревогу, отмечая снижение положительной мотивации к занятиям, к процессу познания, речевую примитивность и скудность. Таких детей хочется назвать «уставшими от рождения». Он только появился на свет, а ему уже все неинтересно, он тянется к новым знаниям, к постижению глубин духовного, внутреннего мира человека, который его окружает. Что делать? Как исправить ситуацию?
Поиск путей решения выше означенных проблем привел к попытке применения в логопедической работе проектного метода. Мне оказались близки характерные для него черты: слияние теории и практики, когда ставятся и выполняются умственные задачи, при этом отправной точкой коррекционно-развивающего обучения являются интересы ребенка.
Основой коррекционно-развивающего процесса в речевой группе являются «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», авторы: Т.Б. Филичева и Г.В, Чиркина, на которых базируется применяемый мною в логопедической деятельности проектный метод. Апробация данного метода в течение 3-х лет и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с речевыми проблемами в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.
Главные преимущества этого метода в работе логопеда – значительное снижение преобладающей активности взрослого, возможность коррекции и обучения через совместный поиск решений, предоставление дошкольнику возможности самостоятельности, сотрудничества, сотворчества на равных, интеллектуального и творческого саморазвития.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена главному в работе логопеда – решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. В основном мы разрабатываем краткосрочные проекты по лексическим темам, которые меняются каждую неделю. Хотя очень интересно работать над долгосрочными проектами, в которые входят моно проекты, являющиеся частью большого, объемного проекта. Например, моно проекты «Чудо фрукты», «Полезные овощи», «Грибная пора», «Наедине с природой» являются частью большого проекта «Что нам осень принесла?».
При выстраивании конкретного проекта или его составляющих принимаем во внимание, что сегодняшний ребенок с речевыми проблемами – это не только несовершенство речи, но и недоразвитие психических процессов, психологические и медицинские проблемы, поэтому постепенно, поэтапно и мы учимся вместе с детьми и воспитателями группы, другими педагогами выстраивать развивающее пространство ДОУ, решать различные познавательно-практические проблемы, накапливать опыт творческого сотрудничества, что помогаем нашим детям, не только успешно справиться с их несовершенствами, но, надеюсь, строить свой собственный жизненный мир.
Знания, приобретаемые дошкольниками в процессе реализации каждого проекта, становятся личным достоянием каждого ребенка, той движущей силой, на которой взращивается личность. Обучение с коррекционной направленностью приобретает форму исследования, осмысления и применения полученных знаний, умений и навыков в собственной деятельности ребенка, результаты которой интересуют его гораздо больше, чем просто полученная от педагога информация. И речь выправляется в таких условиях и быстрее, и успешнее, и приятнее – что и требовалось доказать!
В качестве примера хочу предоставить вашему вниманию презентацию проекта «Вместе мы одна семья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект + презентация непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий, интоннационной выразительности и развитию связной речи в театрализованной деятельности у дошкольников на сказке "Теремок"
Презентация к конспекту фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме «Дикие животные» по развитию лексико– грамматическ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».
Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...