Наследие югры
презентация к уроку (подготовительная группа)
презентация к занятию по программе Наследие югры "Традции и праздники народа ХАНТЫ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ханты Мансийский автономный округ - Югра
В календаре ханты и манси, или как их раньше называли – обских угров , год состоит из четырех сезонов: лето (лун) осень ( сус ) зима (таль) весна ( тови )
Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день . Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.
Легенда о вороне. Давным – давно ворона белой была. И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась, повернула обратно. Встретили её люди и глазам не поверили: улетела птица белая, а вернулась черная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно возвращается к ним с первыми весенними ветрами. И они, как не сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.
В этот день развешивают на березах калачи - символы солнца. Родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!». Женщины в стойбищах в этот день собираются в южной стороне леса. Готовят пищу на костре, а кусочки еды кидают в сторону леса - вороне, чтобы она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Для народов ханты береза – священное дерево. Ветками березы украшают дома, сараи, чтобы защитить от нечистой силы. Люди приходят к березе, водят хороводы, поют песни, восхваляют березку, заплетают ей косы, завязывают ленточки и загадывают желания.
В день праздника подъезжают к священному месту, мужчины-охотники и три раза палят из ружей. Затем женщины поджигают дрова, бросают монетки в костер и, нашептывают птице песни: «Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца все, что нужно, с собой принесли... Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной... Мы ждем твоего возвращения весной. На своих могучих крыльях несись над горами, тайгой! Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей». Потом женщины поворачивались через правое плечо, заканчивая ритуал, и начинают пробывать угощения. В стороне на колышке были подвешены узелки с подарками. Это было общее место для совершения обряда. Стар и мал толпой, стояли тут и просили лебедя принять их подарки. На этом праздник заканчивался. Праздник – Проводы Лебедя, который посвящен встрече и проводам священной птицы – лебедя.
Почему лебеди белые (хантыйская легенда) Давно это было. На земле только-только первые четвероногие звери и двукрылые птицы появились. Собрал в один из весенних дней Вой Турам – Дух Лесных Зверей и Птиц — своих пoдoпeчныx всех вместе и говорит: — Xoчу каждому из вас отдельный цвет дать. И вам веселей бyдeт, и мне приятней вами любоваться. Ну, говорите, кому какой цвет нyжeн! Мне чёрный! — крикнул крепкокрылый горбоносый турпан. — Мне серый! — загоготал гусь. — Мне — все цвета радуги! — закряхтел широконосый соксун. Крики так и неслись со всех сторон. Волшебный Вой Турам тут жe исполнял желание птиц, они на глазах преображались и, радостные, улетали прочь. Остались только лебедь с лебедихой, имевшие тогда невзрачный бурый цвет. Ну, а вы какой хотите? — спросил Вой Турам. — Вcex я уже осчастливил, а вы-то чего молчите? — Думаем! — дружно ответили лебеди. — Думаем. — Ну и как — надумали? — Надумали, Вой Турам. Мы хотим стать белыми. Совсем-совсем белыми! — Хм... Интересно. Это почему жe ? — Потому то мы любим друг друга, не можем один без другого жить. И хотим, чтобы наша любовь была чистая-чистая! Как только что выпавший снег... — Хм... Ну коль и вправду не можете жить друг без друга, то и перекликайтесь меж собой всегда так: « Хо-танг ? Хо-танг ?» То есть: «Где ты? Где ты?» — чтобы, значит, никогда не терять друг друга... Махнул Вой Турам своей волшебной рукой, и лебеди тут жe превратились в белоснежных красавцев. С тех пор они и кричат всегда « хо-танг , хо-танг », и любят друг дpyгa до самой смерти, и жить друг без друга не могут...
«День Оленевода» День оленевода — древний праздник кочевых народов Севера. В его основе — элементы традиционной обрядовой культуры северных народов и вера в связь человека с природой и предками. Основная особенность праздника — соревнования по национальным видам спорта: прыжки через нарты, метание тынзяна (ремень из шкуры оленя) на хорей (шест), бои на бревне, национальная борьба, а также гонки на оленьих упряжках, в которых принимают участие и мужчины, и женщины.
Мужчины изо всех сил старались проявить свою ловкость и мастерство оленевода, чтобы получить почет и уважение в обществе. Женщины демонстрировали навыки в рукоделии и домашних делах. Жены оленеводов и рыбаков демонстрировали, как своими руками обшивают свою семью. Ягушки , малицы, кисы, традиционные дамские сумочки, ложные косы.
«День обласа» С почитанием воды связан ещё один праздник ханты и манси. Он посвящён небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины и называемой обласом . Её почитали ещё с древних времен и в середине лета устраивали в честь неё весёлый спортивный праздник. Гвоздь праздника Обласа – гонки на обласах , управлять которыми очень сложно.
Традиционный праздник начинется с обряда «Поклонение воде». Коренные жители верят, что каждый водоем имеет своего духа-покровителя. По традиции обряда светлая ткань, в которой завязаны монеты, опускается в воду мужчинами на середине реки – тем самым приносится в дар духам водоема, затем лодка делает три круговых поворота «по солнцу».
День обласа празднуется в начале лета, когда в реке появляется благородная рыба – нельма. В первоначальном варианте это был день поклонения водному Духу Вит Хону, от которого зависело, будет ли год рыбным, не порвутся ли сети и не случится что-либо плохого с рыбаком во время улова.
Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций, соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту.
Спасибо за внимание! Ж ду всех в гости!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл)
Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл).Праздник посвящается главно...

Наследие Югры: на пути к истокам.
Модуль: "Природа"Блог: "География Югры"Тема: " Югра на карте страны"...

Презентация "Наследие Югры: на пути к истокам"
Данная презентация будет полезна воспитателям , работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия по парциальной программе «Наследие Югры: на пути к истокам»
laquo;В гости к ханты и манси»(старшая группа) Цель занятия: приобщение к культуре и традициям народов ханты и манси, формирование любви к родному краю.Задачи: Познакомить с птицами,...