Конспект открытого занятия по парциальной программе «Наследие Югры: на пути к истокам»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«В гости к ханты и манси»
(старшая группа)
Цель занятия: приобщение к культуре и традициям народов ханты и манси, формирование любви к родному краю.
Задачи: Познакомить с птицами, обитающими в нашем крае. Сформировать представление о традициях и быте народов ханты и манси. Вызвать интерес к одежде коренных жителей, познакомить с верхней одеждой народов, с узорами на одежде. Познакомить с видами узоров и их обозначением на одежде. Учить выкладывать орнамент мозаичным способом. Развивать речь, умение отвечать на вопросы. Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова орнамент, чум, ханты, малица, ягушка. Воспитывать любовь к родному краю.
Ход:
Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало, жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем поселке.
-И откуда же в нашем поселке появился олененок? Как вы думаете, ребята?
-В нашем северном крае живет народы ханты и манси, которые разводят оленей. Народы ханты и манси живут в тайге, в тундре. Наверное, этот олененок заблудился и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, оказался в нашем поселке. Как же нам помочь ему?
-Нам надо помочь ему вернуться домой.
-А разве можно его одного отправлять в лес? (Нет)
- Почему? Он еще маленький, снова заблудиться, хищные звери его могут съесть. И как же нам тогда ребята быть, раз олененка нельзя одного отпускать? А давайте подумаем. как нам добраться быстрее до оленей.
А узнает мы, когда отгадаем загадку.
Очень быстро в небе мчится
Удивительная птица
Ввысь летит на ней пилот
Что за птица? (Самолет)
Внимание, к полету приготовились, завести моторы! Полетели!»
Малоподвижная игра «Самолет»
«На посадку!»
(Дети садятся на стульчики)
-Ну вот, ребята, мы в тайге.
(Звучит музыка – голоса птиц )
-Слышите, кто это так красиво поет в лесу? Это птицы. Очень много разных птиц живет в наших лесах.
Д/и «Назови птицу»
-Посмотрите, вам знакомы эти птицы?
(Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц)
(Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик)
-Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки). И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)
-Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находится жилище народов ханты и манси. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.
(Включается запись хантыйской песни).
-Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.
Воспитатель. Какой интересный дом. Это чум. В нем живут коренные жители.
(Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежде).
- Здравствуйте! Меня зовут Идэ.
Воспитатель .Не ваш ли это олененок?
Идэ. Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш.
Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.
Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум)
-А почему в нем так тепло, чем он утеплен (оленьими шкурами).
Воспитатель.: Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.
-Ребята, а, чем же еще так полезен олень у ханты?
Дети: Он заменяет им лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум оленьими шкурами.
А какой основной корм оленей? (мох — ягель)
-Посмотрите, вот как он выглядит (показываю).
- Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?
Олени не мерзнут потому, что их тело покрывает густая и длинная шерсть.
-Ребята, а чем занимаются ханты – мужчины? (Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей).
-А женщины? (шьют одежду, готовят пищу, занимаются хозяйством)
-Как вы думаете, что согревает хантов в морозную зиму? (одежда)
-Из чего сшита их одежда? (Из оленьей шкуры)
-Ребята, а как называется мужская верхняя одежда?
- А женская?
Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур.
Идэ.: Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду)
-Ребята, а чем расшита ягушка у Идэ? (орнаментом, узором) А еще хантыйские мастерицы умеют плести красивые украшения. (показывает на картинах на доске)
Воспитатель. Идэ,в то время ,когда женщина занимается домашним хозяйством, чем занимаются мужчины?
Идэ. Мужчины, конечно же, занимается рыболовством, охотой и олененводством.
Идэ: А сейчас я приглашаю девочек в свою мастерскую. Давайте мы с вами вместе научимся составлять узор для украшения. А мальчики отправятся на рыбалку
-Девочки проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам, а мальчики берут удочки и ловят рыбу.
Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы, девочки какие красивые украшения вы собрали, а мальчики всю рыбу наловили.
-Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит? Это нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ.
- Идэ, мы и тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.
- А сейчас мы полетим домой.
Внимание, к полету приготовились, завести моторы! Полетели!»
Малоподвижная игра «Самолет»
«На посадку!»
Дети садятся на стульчики
-Но вот мы и прилетели в детский сад
-Вам понравилось наше путешествие?
-Кому с вами помогли? Как?
-А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях?
-А что больше всего понравилось и запомнилось?
(Ответы детей)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_yugre.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по парциальной программе «Наследие Югры: на пути к истокам»
«В гости к ханты и манси»
(старшая группа)
Цель занятия: приобщение к культуре и традициям народов ханты и манси, формирование любви к родному краю.
Задачи: Познакомить с птицами, обитающими в нашем крае. Сформировать представление о традициях и быте народов ханты и манси. Вызвать интерес к одежде коренных жителей, познакомить с верхней одеждой народов, с узорами на одежде. Познакомить с видами узоров и их обозначением на одежде. Учить выкладывать орнамент мозаичным способом. Развивать речь, умение отвечать на вопросы. Пополнять и активизировать словарь детей по данной теме, вводя в речь новые слова орнамент, чум, ханты, малица, ягушка. Воспитывать любовь к родному краю.
Ход:
Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад я нашла маленького олененка. (Демонстрируется мягкая игрушка) Он дрожал и плакал. Мне стало, жаль олененка, и я взяла его с собой, а то он пропадет один в нашем поселке.
-И откуда же в нашем поселке появился олененок? Как вы думаете, ребята?
-В нашем северном крае живет народы ханты и манси, которые разводят оленей. Народы ханты и манси живут в тайге, в тундре. Наверное, этот олененок заблудился и, пытаясь найти дорогу к своему стойбищу, оказался в нашем поселке. Как же нам помочь ему?
-Нам надо помочь ему вернуться домой.
-А разве можно его одного отправлять в лес? (Нет)
- Почему? Он еще маленький, снова заблудиться, хищные звери его могут съесть. И как же нам тогда ребята быть, раз олененка нельзя одного отпускать? А давайте подумаем. как нам добраться быстрее до оленей.
А узнает мы, когда отгадаем загадку.
Очень быстро в небе мчится
Удивительная птица
Ввысь летит на ней пилот
Что за птица? (Самолет)
Внимание, к полету приготовились, завести моторы! Полетели!»
Малоподвижная игра «Самолет»
«На посадку!»
(Дети садятся на стульчики)
-Ну вот, ребята, мы в тайге.
(Звучит музыка – голоса птиц )
-Слышите, кто это так красиво поет в лесу? Это птицы. Очень много разных птиц живет в наших лесах.
Д/и «Назови птицу»
-Посмотрите, вам знакомы эти птицы?
(Подходим к мольберту рассматриваем и называем птиц)
(Тетерев, куропатка, глухарь, дятел, клест, кукушка, рябчик)
-Смотрите! Здесь какие-то следы. (На полу лежат изображения следов оленя и собаки). И кто это мог их здесь оставить? (предположение детей)
-Это следы оленя и собаки, значит, где то неподалеку находится жилище народов ханты и манси. Только наступать на них надо осторожно, в сторону не отходите, а то можно провалиться глубоко в снег.
(Включается запись хантыйской песни).
-Вы слышите, кто-то поет? Значит, волшебные следы нам помогли, и мы уже пришли.
Воспитатель. Какой интересный дом. Это чум. В нем живут коренные жители.
(Выходит девочка, одетая в национальную хантыйскую одежде).
- Здравствуйте! Меня зовут Идэ.
Воспитатель .Не ваш ли это олененок?
Идэ. Как?! Вы его нашли? А я так переживала! (гладит олененка). Иди домой, малыш.
Идэ: Спасибо вам за помощь, ребята! Заходите в мой дом и погрейтесь.
Ребята, а как называется дом у ханты. (Чум)
-А почему в нем так тепло, чем он утеплен (оленьими шкурами).
Воспитатель.: Оказывается, олени у хантов – очень полезные животные.
-Ребята, а, чем же еще так полезен олень у ханты?
Дети: Он заменяет им лошадь и машину, даёт мясо, ханты утепляют свой чум оленьими шкурами.
А какой основной корм оленей? (мох — ягель)
-Посмотрите, вот как он выглядит (показываю).
- Ребята, как вы думаете, почему олень зимой не мерзнет?
Олени не мерзнут потому, что их тело покрывает густая и длинная шерсть.
-Ребята, а чем занимаются ханты – мужчины? (Пасут оленей, ловят рыбу, охотятся на пушных зверей).
-А женщины? (шьют одежду, готовят пищу, занимаются хозяйством)
-Как вы думаете, что согревает хантов в морозную зиму? (одежда)
-Из чего сшита их одежда? (Из оленьей шкуры)
-Ребята, а как называется мужская верхняя одежда?
- А женская?
Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур.
Идэ.: Мы с детства учимся быть искусными мастерицами. Посмотрите, какую красивую ягушку я себе пошила (демонстрирует свою одежду)
-Ребята, а чем расшита ягушка у Идэ? (орнаментом, узором) А еще хантыйские мастерицы умеют плести красивые украшения. (показывает на картинах на доске)
Воспитатель. Идэ,в то время ,когда женщина занимается домашним хозяйством, чем занимаются мужчины?
Идэ. Мужчины, конечно же, занимается рыболовством, охотой и олененводством.
Идэ: А сейчас я приглашаю девочек в свою мастерскую. Давайте мы с вами вместе научимся составлять узор для украшения. А мальчики отправятся на рыбалку
-Девочки проходят в мастерскую и рассаживаются по своим рабочим местам, а мальчики берут удочки и ловят рыбу.
Воспитатель. Ребята, какие вы молодцы, девочки какие красивые украшения вы собрали, а мальчики всю рыбу наловили.
-Ой, ребята, слышите, колокольчик звенит? Это нам пора возвращаться в детский сад, а свои работы давайте оставим в мастерской у Идэ.
- Идэ, мы и тебя приглашаем погостить у нас в детском саду, познакомиться с другими ребятами.
- А сейчас мы полетим домой.
Внимание, к полету приготовились, завести моторы! Полетели!»
Малоподвижная игра «Самолет»
«На посадку!»
Дети садятся на стульчики
-Но вот мы и прилетели в детский сад
-Вам понравилось наше путешествие?
-Кому с вами помогли? Как?
-А у какого коренного народа мы с вами побывали в гостях?
-А что больше всего понравилось и запомнилось?
(Ответы детей)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого занятия по РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
конспект открытого занятия по программе " Азбука Здоровья"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путь хлеба»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путь хлеба»...
Конспект открытого занятия на тему «Жизненный путь» по программе «Социокультурные истоки» для детей и родителей в подготовительной группе.
Для формирования духовно-нравственной основы личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России....
Наследие Югры: на пути к истокам.
Модуль: "Природа"Блог: "География Югры"Тема: " Югра на карте страны"...
Наследие Югры: на пути к истокам.
Модуль: Природа.Тема: Водоёмы....
Наследие Югры: на пути к истокам.
Мой край-Югра....
Презентация "Наследие Югры: на пути к истокам"
Данная презентация будет полезна воспитателям , работающих с детьми старшего дошкольного возраста....