Проект «Один день из жизни семейской женщины»
проект (подготовительная группа)
Детский познавательно-исследовательский проект по изучению культуры семейских Забайкалья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_taodin_den_iz_zhizni_semeyskoy_zhenshchinyproekt.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Один день из жизни семейской женщины»
Петрова Татьяна Андреевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Подснежник» с. Бичура»
с. Бичура Республика Бурятия
Паспорт проекта:
Тема проекта - «Один день из жизни семейской женщины»
По продолжительности - 1 год
По доминирующему виду проектной деятельности –
познавательно- исследовательский
Участники проекта - автор проекта-Перелыгина Женя (6 лет),
Руководитель проекта- Петрова Татьяна
Андреевна, семья Жени, жители села Бичура
Объект исследования –
виды трудовой деятельности семейской женщины в течение дня.
Предмет исследования-
Предметы быта, которыми пользовалась семейская женщина в течение дня.
Цель проекта:
Изучение повседневного быта семейских женщин села Бичура.
У современной женщины в работе по дому очень много хороших помощников. Это: мультиварка, хлебопечь, микроволновая печь, пылесос, стиральная машина –автомат и др. А как же в старину справлялась женщина без такой бытовой техники? Чем она занималась? Как проходил ее день? Обо всем этом я и решила узнать с помощью народных песен. Ведь народная песня всегда была помощницей человеку в его жизни. Никто лучше ее расскажет мне о труде хозяйки, потому, что песня всегда сопровождала женщину по жизни: и в радости и в горе, в труде и на отдыхе. Чтобы найти ответы на вопросы мне нужно:
1 В музее исследовать старинные предметы быта, с помощью которых семейская женщина готовила пищу и занималась рукоделием.
2 Разучить народные песни в которых поется о этих предметах быта.
3 Побеседовать с бабушкой о том, какие предметы быта использовали семейские женщины раньше.
4 Вместе со взрослыми прочитать книги, чтобы узнать значение незнакомых слов.
5 С мамой посмотреть в интернете о том, как раньше жили семейские.
Я думаю, что народные песни помогут мне узнать много нового о старинных предметах быта и то, как трудилась в старину семейская женщина.
Вместе с музыкальным руководителем Татьяной Андреевной я выучила несколько народных песен о старинных предметах быта, таких как квашня, прялка, самовар, люлька. В них было много неизвестных для меня слов. Например, квашня. Бабушка рассказала, что это деревянная кадушка для замешивания теста и даже показала ее. Оказывается, что моя бабушка тоже ею пользуется. Я узнала, что в старину квашня была не просто посудой. Считалось, что она была живой и обладала чудесной силой. Была матерью хлеба. И если хозяюшка была ленивой и нерадивой, то она ее наказывала так, как и поется в песне.
«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой наживай», «хочешь есть калачи, не сиди на печи»- говорили семейские. Никто не накормит семью, кроме ее хозяйки. А семьи у семейских были большими и поэтому хлеб стряпали каждый день. От своей бабушки я узнала, как заводили тесто в квашне. Сначала брали сито и сеяли муку, чтобы в тесто не попал мусор. Сеяли муку в деревянное большое корыто, которое называлась – сельница. Из нее брали муку и замешивали в квашне тесто. Мешали его деревянной палочкой – веселкой. Когда тесто готово, квашню накрывали чистым полотенцем - квашенником, чтобы в тесто ничего не попало.
А еще я узнала, что из теста, заведенного в квашне удалая хозяйка могла настряпать разные семейские постряпушки: тарки, лепешки, булки, калачи, шаньги, пирожки. Не зря же семейские говорили: «Живая душа шанежки просит»,т.е чего –либо вкусненького, состряпанного.
Из песни «Самовар» я узнала о том, как в старину готовили чай для семьи и гостей. С мамой мы прочитали в интернете о том, что самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Работал он очень интересно. Внутри самовара есть топка. В нее накладывают угли, которые горят и отдают свое тепло воде, налитой в самовар. Если вдруг погаснут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог. Его надевали на трубу и качали воздух, чтобы угли разгорелись.
Я узнала, что с самоваром было связано множество примет у семейских:
-Уголек нечаянно обронили - быть гостям.
-Гудит? Мороз крепкий сулит.
-Пищит? Из дому хозяев выживает.
Если приходилось переезжать семье в новую избу, в первую очередь, самовар перевозили, а потом уж все остальное.
Бабушка рассказала мне, что трудолюбивые семейские хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почетное место. Для самовара делали специальную подставку, которая называлась подсамоварником. Умелые хозяюшки всегда расписывали ее красивыми узорами.
О самой любимой помощнице хозяйки я узнала из народной песни «Прялица». Оказывается, у семейских она называлась самопрялка. В музее экскурсовод показала мне самопрялку и рассказала о том, для чего она нужна и как о ней заботилась женщина. Оказывается, что с помощью самопрялки женщина из овечьей шерсти делала тонкие нити для вязания одежды (варежек и носков). Хозяюшка сама любовно расписывала свою самопрялку. Иногда пряхи собирались вместе на супрядки, где до полуночи пряли под лучину и протяжную семейскую песню. Самопрялку считали оберегом девушки и никогда не давали в чужие руки. Когда девушка становилась взрослой, ей покупали новую нарядную самопрялку или дарили старую, доставшуюся от бабушек и прабабушек.
А с мамой мы узнали о том, что самопрялка -это станок немецкого образца, секретом изготовления которого староверы овладели еще в Польше, в свое время он был самым «продвинутым» прядильным станком на всей территории России.
Была еще одна необычная помощница у семейской женщины. Про нее я узнала после того, как выучила семейскую колыбельную «Жил Хфедор на краю». Татьяна Андреевна рассказала мне, что семейская женщина пела ее, покачивая зыбку- подвесную кроватку для младенца. О ней тоже заботились - расписывали, делали красивый полог из ткани. В музее я увидела такую зыбку и даже покачала ее. Папа сделал мне зыбку для моих кукол и теперь я буду их качать и петь им колыбельную, как настоящая семейская женщина.
Узнав, какими предметами обихода пользовалась семейская женщина, я попыталась представить, как же проходил ее день: что она делала в начале, середине и конце дня. И вот что у меня получилось.
Утро у любой хозяйки начиналось возле печки. Самой первой ей помогала квашня. С помощью ее к завтраку уже были готовы вкусные семейские постряпушки (изделия из теста). Потом ей помогал самовар вскипятить чай и накормить семью. Сделав утренние дела, женщина садилась за самопрялку и работала почти до вечера. Самопрялка помогала ей напрясть пряжи для изготовления одежды семье. А вечером, качая зыбку и напевая колыбельную, мать укладывала спать младенца. Вот так в труде проходил весь день семейской женщины.
Разучив разные народные песни, я узнала, что у семейской женщины много было помощников в ее нелегком труде. Хозяюшка заботилась о них, берегла, относилась как к живым. А народные семейские пословицы помогли мне узнать о том, как семейские относились к труду. Я узнала, что семейские женщины были не только красивые (бравые), но и очень трудолюбивые (удалые). Вот поэтому семейские говорили:«Выбирай жену в огороде, а не в хороводе»,«кто любит трудиться, тому есть, чем похвалиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Один день из жизни детского сада"
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание является одним из факторов, обеспечив...
Проект "Один день из жизни ребенка"
Проект "Один день из жизни ребенка" (интеграция образовательных областей)...
Системная паутинка по проекту "Один день из жизни куклы"
Цель: Расширять знания детей, дать понятие о семье через сюжетно-ролевую игру, научить проявлять заботу о пожилых людях....
Проект один день из жизни детского сада «Этот удивительный лес» старшая группа Ноябрь
интересная, авторская разработка тематического дня для сташей группы...
Проект один день из жизни детского сада в старшей группе по теме «Ткани всякие нужны, ткани всякие важны»
Дети старшей группы в течении всего дня изучают разные виды тканей в различных видах деятельности....
Проект "Один день из жизни детского сада- старшая группа"
Этот материал поможет воспитателям провести интересно день открытых дверей весной. Разнообразие различных методов и организация театрализованной деятельности....
Педагогический социально-нравственный проект «Один день из жизни солдата»
Цель проекта: формирование представлений о том, как российские люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди.Задачи проекта:1. Обобщать и расширят...