Занятие на тему:"Легенда о происхождении горного хребта Ирандык"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка» города Баймак
Конспект занятия в старшей группе
« Легенда о происхождении названия горного хребта Ирандык»
Воспитатель: Афлятунова Э.З.
Баймак - 2024 год
Цель: расширение представлений о горах, скалах родного края.
Задачи:
Образовательные:
расширение представления об истории происхождении названия горного хребта Ирандык, о его природных богатствах, знакомство детей с его легендой.
Развивающие:
развивать внимание, речь, память.
Воспитательные:
воспитание любознательности, любви, интереса к родному краю, чувства патриотизма.
Оборудование:
предметные картинки Ирандыка, образцы камней, растений относящихся красной книге.
Предварительная работа:
Чтение легенды о происхождении названия горного хребета Ирандык.
Ход:
Сегодня необычное занятие – занятие-экскурсия. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда соберите из данных пазлов одну единую картину
Ирандык.
Правильно! Ирандык.
Сегодня мы отправляемся на экскурсию по Ирандыку.
- Город, в которой мы живем, называется как? (Баймак) .
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живёшь, где твой родной дом.
Смотрю зимой я издали на горы
Их в шубу снежную декабрь приодел,
На них деревьев кружева, узоры,
Какое чудо, так Всевышний захотел!
Безбрежен Ирандык, его просторы,
Мозаика деревьев, гор и скал,
Горжусь, что есть земля, которую
Я так люблю, она мне мамой стала!..
Чудесна природа Ирандыка: лесистые горы, голубые, чистые озера, реки.
Мы с вами уже знакомились с хвойными деревьями. Какие это деревья? (ель, сосна, лиственница)
Но не только прекрасна, но и она сказочно богата золотом, яшмой
Дети, хотите узнать легенду о происхождении названия горного хребета Ирандык?
В старину среди Уральских гор проживала бедная семья. Когда старик умер, старуха сказала сыну Умырзаку:
– Иди, сынок, к людям, постарайся одежку справить да еды принести.
Подался егет (парень) в чужие края и нанялся батраком. Бай кормит его, но не даёт никакой работы. Только через неделю велел Умырзаку пойти к стаду, зарезать бурого телка и содрать с него шкуру.
И вот сели они в телегу и поехали. Остановившись у склона высокой горы, бай приказал Умырзаку войти в шкуру и лечь, подобрав ноги. Когда егет исполнил приказание, бай обвязал его длинными ремешками.
Тут появились два огромных беркута, унесли «телёнка» на вершину горы и стали рвать шкуру когтями, но, увидев человека, испугались и улетели.
Снизу бай крикнул ему:
– Бросай вниз драгоценные камни и золотые слитки, что валяются под ногами!
На вершине скалистой горы валялось видимо-невидимо серебра, золота и других драгоценных камней. Набил ими бай три мешка и уехал домой. Три дня и три ночи провёл Умырзак на горе: спуститься было невозможно! Вдруг снова появились те самые беркуты, неся с собой волка. Умырзак вынул из кармана ножичек и бросился на хищных птиц. Те в испуге улетели, а егет, быстренько освежевав волка, забрался под шкуру.
Вскоре птицы вернулись обратно и стали терзать волчью шкуру. Умырзак осторожно высунул руки из-под шкуры, крепко ухватился за ноги беркутов и полетел с испуганными птицами в воздух. Он разжал свои руки только тогда, когда птицы опустились на небольшой пригорок и, ошалев от радости, закричал:
– Ну теперь мы научились – ойряндек!
С тех пор эти горы стали называться Ирандык.
Игра с бубеном на определене сколько звуков в слове:
- Ирандык (3 слога)
- Талкас (2 слога)
- Таналык (3 слога)
- Дети, о чем говорят эти слова?
Мы продолжаем нашу экскурсия по Ирандыку. Представьте себе, что вы летите на ковре самолете. Под нами появились голубое озёро Талкас. Над чем мы пролетаем? (Мы пролетаем над голубым озёром Талкас)
- На что похожи озёро? (Озеро похожа на большое зеркало) .
- Вот и лес. Он становится выше и гуще. Какие деревья растут на Ирандыке? (на хребте растет густой лиственный лес. Здесь много черемухи, смородины, малины, встречается дикая вишня и рябина).
- Это реки. Мы пролетаем над чем? (Мы пролетаем над реками Таналык и Туяляс, Большой кизил ) .
- Как хорошо снова возвратиться с экскурсии обратно домой.
Вам понравилась экскурсия?
Медиа терапия.
Звучит музыка курая. Дети с помощью крашеного песка рисуют картину Ирандыка(гору, деревья, реки, долины)
-Молодцы, дети! Порадовали вы меня.
Рефлекция.
Экскурсия наше заканчивается. Итак, какой он, наш Ирандык?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему «О происхождении фамилии»
Конспект занятия на тему «О происхождении фамилии»...
Контрольная работа по теме "ЧС природного происхождения"
Контрольная работа включает в себя тематические планы всех классов, структура электронного учебника,...
МЮЗИКЛ «Легенда о происхождении Светофора»
Музыкально-театрализованная постановка для старших дошкольников....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «История происхождения бурят»
Цель: Познакомить детей с духовной культурой народов Сибири – бурят.Задачи: Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о культуре, истори...
Предания и легенды о происхождении башкир
Материал составлен с целью ознакомления дошкольников со своей историей, своими предками...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Легенда о двух половинках».
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Легенда о двух половинках».Задачи: • Продолжать учить детей идентифицировать свою половую принадлежность, связанную с фи...
Красная книга Кемеровской области (редкие растения и легенды о происхождении)
Познакомить детей с редкими растения, занесенными в Красную книгу Кемеровской области. Воспитывать бережное отношение к природе родного края....