Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников
учебно-методический материал

Савиных Наталья Газизовна

 

Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной  и культурной среде, в то же самое  время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей. Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира – это идет диалог культур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_regionalnogo_kompanenta_v_hud_vospit_detey.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников

Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной  и культурной среде, в то же самое  время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей. Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира – это идет диалог культур.

Из года в год ребенок познает нечто всеобщее, что роднит его со всеми народами, то, что принято называть «общечеловеческим ценностями», то, что в разные исторические времена находило отклик в творчестве разных художников. Из года в год происходит расширение горизонтов познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему, от национально-регионального к мировому.

Знакомство с родным краем помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении: в процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, архитектура, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для родного края.

Основной целью работы по данному направлению является формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств.

В соответствии с поставленной целью можно выделить конкретные задачи.

Обучающие:

- расширять и углублять знания воспитанников по краеведению, по архитектуре города, егодостопримечательностях;

- дать представления о размерах нашей области, её природных богатствах (природа, животный мир);

- вызвать интерес к жизни родного края, познакомить с основными профессиямилюдей, живущих в нашем городе;

- познакомить с культурой и искусством родного края;

- расширять и углублять знания о родной стране.

Развивающие:

- развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;

- развивать творческие способности детей;

- развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края.

Воспитательные:

- формировать  духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;

- формировать  духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формировать  духовно-нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитывать  любовь, уважение к своему народу, учить понимать   особенности своего края, развивать чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников.расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Детям нужно дать и  общее представление о культуре русского народа, ее богатстве и красоте. Огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства составляют народные художественные промыслы. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей. Наполнив детское сознание живыми образами народных литературно-художественных произведений, яркими красками декоративно-прикладного народного творчества, окружив ребенка атмосферой созидания по «законам красоты», можно рассчитывать, что в его душе сформируется положительное мировоззрение патриота своего Отечества.

Продолжением данной работы является знакомство детей  со столицей нашей страны, с гимном, флагом и гербом государства.

 Воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине, но еще хотелось бы, чтобы дети видели и "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента при ознакомлении дошкольников с родным краем:

- ознакомление дошкольников с окружающей природой;

- ознакомление с животным миром Кузбасса (домашние и дикие);

- ознакомления с особенностями своего города Кемерово;

- ознакомление с профессиями людей нашей области;

- ознакомление с культурой и искусством родного края и страны.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:

«Мир природы города и области»

  1. Деревья нашего города. Дети рисуют березу, рябинку, ель, сосну.
  2. Рисование тайги.
  3. Рисование реки Томь.
  4. Насекомые.
  5. Птицы родного края.
  6. Домашние животные.
  7. Дикие животные, которые живут в нашей тайге.
  8. Образы природы в работах декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, городецкая роспись, гжель, матрешка и др.).
  9. Знакомство с произведениями художников, работающих в жанре пейзажа и анималистическом жанре.

«Мой любимый город»

  1. Мой дом.
  2. Мой любимый детский сад.
  3. Улица родного города.
  4. Герб города.
  5. Достопримечательности города (площадь Советов, драматический театр, улица Весенняя и др.).
  6. Знакомство с храмами города (Знаменский собор, храм Святой троицы и др.).
  7. Москва – столица нашей родины.
  8. Знакомство с произведениями архитекторов.

«Моя семья»

  1. Я и моя семья (рисование портретов).
  2. Портрет бабушки и дедушки.
  3. Мой папа – защитник (знакомство с формой воина Вооруженных сил России).
  4. Три богатыря (знакомить с особенностями костюма защитника древней Руси).
  5. Познакомить с особенностями национальных костюмов народов проживающих в Кузбассе (шорский, татарский народные костюмы).
  6. Бубен шамана. Знакомство с предметами быта коренных жителей Сибири.
  7. Знакомство с произведениями художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах.

«Кто прославил наш город»

  1. Мой дед шахтер.
  2. Моя мама – врач (продавец, учитель, повар и пр.).
  3. Транспорт нашего города.
  4. Подвиг воинов-кузбассовцев во время Великой Отечественной войны.
  5. Знакомство с произведениями художников Кемерово.
  6. Как город готовится к празднику вместе со всей страной.

Прогнозируемые результаты:

- приобретение воспитанниками знаний о природе своего края, о жизни города, области, страны;

- формирование позитивного отношения ребенка к  семье, к людям разной национальности;

- приобретение детьми опыта самостоятельнойтворческой деятельности.

К концу обучения воспитанники должны знать:

- названия деревьев, произрастающих в области;

- названия домашних и диких животных нашего края;

- название области, областного центра, столицы страны;

- чем славится Кемеровская область, лучшие люди города и области;

- название города, в котором живешь, его достопримечательности,  названия улиц;

- название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района.

В реализации  регионального компонента в художественном творчестве детей  многое зависит от того какие методы и приёмы выберет педагог, как построит занятие, сумеет ли донести до старших дошкольников программное содержание, как он будет формировать у них знания, умения и главное, чем ответят ему дети.

С помощью изобразительной деятельности в детских садах ребятам, в понятной для них форме, воспитатель прививает нравственно- патриотические чувства, любовь к своей малой родине. Учит их чтить традиции предков, знать историю родного края и сохранять традиции, т.е. воспитывает патриотическое поколение. Я считаю, что это одна из первостепенных задач, которая стоит перед педагогами ДОУ в нашем неспокойном современном мире.

Нам каждый день навязывают западноевропейские нормы поведения и ценности, наша молодёжь так восхищается западной культурой, при этом не знает элементарных вещей о своей многовековой культуре. А ведь нам есть, чем гордиться.Как раз для этого, на мой взгляд, и вводится региональный компонент, включенный в занятия по изобразительной деятельности и являющийся важнейшей частью современного дошкольного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду» под редакцией Н. П. Сакулиной - М., «Просвещение», 1971.
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб.пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220
  3. Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения». Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/01/25/izobrazitelnaya-deyatelnost-doshkolnika-sushchnost
  4. Изобразительное искусство региональный компонент государственного стандарта . Протокол № 1. Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/56100/index-4443.html?page=14
  5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2007. - 100 с.
  6. Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб.метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - С. 128.
  7. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.
  8. Консультация для воспитателей на тему: реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками. Интернет ресурс: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/regionalnyy-komponent/konsultaciya-dlya-vospitateley-na-temu-realizaciya-regionalnogo-komponenta-v-sisteme-obrazovatelnoy-raboty-s-doshkolnikami-438445
  9. Копцева Т.А. Природа  и художник. Художественно-экологическая  программа по изобразительному искусству для дошкольников образовательных  учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 208с.
  10. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.
  11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011. - 200 с.
  12. Методическая разработка на тему: Виды изодеятельности в ДОУ. Интерне ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/12/vidy-izo-deyatelnosti-v-dou
  13. Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социальногоопыта. -М., 1981.-С. 216.
  14. Педагогический словарь. «Что такое региональный компонент в педагогике?»Интернет ресурс : http://www.pedpro.ru/termins/182.htm
  15. Реализация национально-регионального компонента в ДОУ. Интернет ресурс: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/metodichki/realizatsiya-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-dou
  16. Региональный компонент в дошкольном образовании. Интернет ресурс: http://gigabaza.ru/doc/136493.html
  17. Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-regionalnyi-komponent-v-sisteme-raboty-pedagoga-dou.html
  18. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
  19. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
  20. Швайко Г.С. «изобразительная деятельность в дошкольном учреждении» - М. 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Региональный компонент в физическом воспитании дошкольников

Региональный компонент в физ.воспитании в доу...

Конспект педагогического совета «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников»

Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент....