Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников
учебно-методический материал
Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной и культурной среде, в то же самое время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей. Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира – это идет диалог культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_regionalnogo_kompanenta_v_hud_vospit_detey.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование регионального компонента в художественном воспитании дошкольников
Ребенок-дошкольник живет в конкретной природной, социальной и культурной среде, в то же самое время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально-региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей. Уникальность художественного наследия родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с национальными образами мира – это идет диалог культур.
Из года в год ребенок познает нечто всеобщее, что роднит его со всеми народами, то, что принято называть «общечеловеческим ценностями», то, что в разные исторические времена находило отклик в творчестве разных художников. Из года в год происходит расширение горизонтов познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему, от национально-регионального к мировому.
Знакомство с родным краем помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении: в процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, архитектура, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для родного края.
Основной целью работы по данному направлению является формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств.
В соответствии с поставленной целью можно выделить конкретные задачи.
Обучающие:
- расширять и углублять знания воспитанников по краеведению, по архитектуре города, егодостопримечательностях;
- дать представления о размерах нашей области, её природных богатствах (природа, животный мир);
- вызвать интерес к жизни родного края, познакомить с основными профессиямилюдей, живущих в нашем городе;
- познакомить с культурой и искусством родного края;
- расширять и углублять знания о родной стране.
Развивающие:
- развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
- развивать творческие способности детей;
- развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края.
Воспитательные:
- формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу;
- формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формировать духовно-нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
- воспитывать любовь, уважение к своему народу, учить понимать особенности своего края, развивать чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников.расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Детям нужно дать и общее представление о культуре русского народа, ее богатстве и красоте. Огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства составляют народные художественные промыслы. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.
Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей. Знакомство с изделиями народных мастеров обогащает словарный запас детей. Наполнив детское сознание живыми образами народных литературно-художественных произведений, яркими красками декоративно-прикладного народного творчества, окружив ребенка атмосферой созидания по «законам красоты», можно рассчитывать, что в его душе сформируется положительное мировоззрение патриота своего Отечества.
Продолжением данной работы является знакомство детей со столицей нашей страны, с гимном, флагом и гербом государства.
Воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине, но еще хотелось бы, чтобы дети видели и "гражданское лицо" своей семьи. Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента при ознакомлении дошкольников с родным краем:
- ознакомление дошкольников с окружающей природой;
- ознакомление с животным миром Кузбасса (домашние и дикие);
- ознакомления с особенностями своего города Кемерово;
- ознакомление с профессиями людей нашей области;
- ознакомление с культурой и искусством родного края и страны.
Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить по следующим темам:
«Мир природы города и области»
- Деревья нашего города. Дети рисуют березу, рябинку, ель, сосну.
- Рисование тайги.
- Рисование реки Томь.
- Насекомые.
- Птицы родного края.
- Домашние животные.
- Дикие животные, которые живут в нашей тайге.
- Образы природы в работах декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, городецкая роспись, гжель, матрешка и др.).
- Знакомство с произведениями художников, работающих в жанре пейзажа и анималистическом жанре.
«Мой любимый город»
- Мой дом.
- Мой любимый детский сад.
- Улица родного города.
- Герб города.
- Достопримечательности города (площадь Советов, драматический театр, улица Весенняя и др.).
- Знакомство с храмами города (Знаменский собор, храм Святой троицы и др.).
- Москва – столица нашей родины.
- Знакомство с произведениями архитекторов.
«Моя семья»
- Я и моя семья (рисование портретов).
- Портрет бабушки и дедушки.
- Мой папа – защитник (знакомство с формой воина Вооруженных сил России).
- Три богатыря (знакомить с особенностями костюма защитника древней Руси).
- Познакомить с особенностями национальных костюмов народов проживающих в Кузбассе (шорский, татарский народные костюмы).
- Бубен шамана. Знакомство с предметами быта коренных жителей Сибири.
- Знакомство с произведениями художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах.
«Кто прославил наш город»
- Мой дед шахтер.
- Моя мама – врач (продавец, учитель, повар и пр.).
- Транспорт нашего города.
- Подвиг воинов-кузбассовцев во время Великой Отечественной войны.
- Знакомство с произведениями художников Кемерово.
- Как город готовится к празднику вместе со всей страной.
Прогнозируемые результаты:
- приобретение воспитанниками знаний о природе своего края, о жизни города, области, страны;
- формирование позитивного отношения ребенка к семье, к людям разной национальности;
- приобретение детьми опыта самостоятельнойтворческой деятельности.
К концу обучения воспитанники должны знать:
- названия деревьев, произрастающих в области;
- названия домашних и диких животных нашего края;
- название области, областного центра, столицы страны;
- чем славится Кемеровская область, лучшие люди города и области;
- название города, в котором живешь, его достопримечательности, названия улиц;
- название района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района.
В реализации регионального компонента в художественном творчестве детей многое зависит от того какие методы и приёмы выберет педагог, как построит занятие, сумеет ли донести до старших дошкольников программное содержание, как он будет формировать у них знания, умения и главное, чем ответят ему дети.
С помощью изобразительной деятельности в детских садах ребятам, в понятной для них форме, воспитатель прививает нравственно- патриотические чувства, любовь к своей малой родине. Учит их чтить традиции предков, знать историю родного края и сохранять традиции, т.е. воспитывает патриотическое поколение. Я считаю, что это одна из первостепенных задач, которая стоит перед педагогами ДОУ в нашем неспокойном современном мире.
Нам каждый день навязывают западноевропейские нормы поведения и ценности, наша молодёжь так восхищается западной культурой, при этом не знает элементарных вещей о своей многовековой культуре. А ведь нам есть, чем гордиться.Как раз для этого, на мой взгляд, и вводится региональный компонент, включенный в занятия по изобразительной деятельности и являющийся важнейшей частью современного дошкольного образования.
ЛИТЕРАТУРА:
- «Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду» под редакцией Н. П. Сакулиной - М., «Просвещение», 1971.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб.пособие для вузов / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - С. 220
- Изобразительная деятельность дошкольника: сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения». Режим доступа http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2015/01/25/izobrazitelnaya-deyatelnost-doshkolnika-sushchnost
- Изобразительное искусство региональный компонент государственного стандарта . Протокол № 1. Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/56100/index-4443.html?page=14
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2007. - 100 с.
- Комарова Т.С, Эстетическая развивающая среда а ДОУ: учеб.метод, пособие [Текст] / Т.С. Комарова, О.Ю. Филипс. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - С. 128.
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М., 1998.
- Консультация для воспитателей на тему: реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками. Интернет ресурс: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/regionalnyy-komponent/konsultaciya-dlya-vospitateley-na-temu-realizaciya-regionalnogo-komponenta-v-sisteme-obrazovatelnoy-raboty-s-doshkolnikami-438445
- Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольников образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 208с.
- Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011. - 200 с.
- Методическая разработка на тему: Виды изодеятельности в ДОУ. Интерне ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/12/vidy-izo-deyatelnosti-v-dou
- Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социальногоопыта. -М., 1981.-С. 216.
- Педагогический словарь. «Что такое региональный компонент в педагогике?»Интернет ресурс : http://www.pedpro.ru/termins/182.htm
- Реализация национально-регионального компонента в ДОУ. Интернет ресурс: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/metodichki/realizatsiya-natsionalno-regionalnogo-komponenta-v-dou
- Региональный компонент в дошкольном образовании. Интернет ресурс: http://gigabaza.ru/doc/136493.html
- Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-regionalnyi-komponent-v-sisteme-raboty-pedagoga-dou.html
- Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
- Швайко Г.С. «изобразительная деятельность в дошкольном учреждении» - М. 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...
Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...
Региональный компонент в физическом воспитании дошкольников
Региональный компонент в физ.воспитании в доу...
Конспект педагогического совета «Использование регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников»
Данный педсовет проводится с целью повышения компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент....
"Модель использования регионального компонента в патриотическом воспитании дошкольников в детском саду Амурской области".
Патриотическое воспитание дошкольников в Амурской области...