Региональный компонент в физическом воспитании дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Галина Валентиновна Зинченко

О региональном компоненте в физическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachiy_komponent.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент в физическом воспитании дошкольников.

Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.

Первостепенное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит от организации системы.

У донского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, передаваемый не только в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание , как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции. Дончане вкладывали в свои традиционные игры и состязания фольклорные произведения и сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество дончан , народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день. Используя бесценную народную мудрость о том, что ребенок должен вырасти не только красивым и умным, а в первую очередь здоровым, сильным и крепким, родители через сказки, образы эпических героев прививали детям стремление использовать физические упражнения и тренировки, чтобы развить физические качества, а также изучали, какими методами и приемами, и в каком возрасте следует развивать данные качества ребенка.

Физкультурное занятие может базироваться не только на фольклоре донского народа, а может включать также фольклор и народов, проживающих на территории Донского края..

Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий:

- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, подвижные игры);
- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений;
- педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор;

- моторная плотность физкультурных занятий должна достигать 80%.

Фольклорным (таким) физкультурным занятиям предшествует большая подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения физкультурных занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора.

В нашем ДОУ была начата работа по разучиванию казачьих игр и продолжается по сей день. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.

Начинали мы свою работу с самообразования, чтения литературы, подбора методического материала.  Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому мы собрали картотеку подвижных, хороводных казачьих игр,составили классификационный перечень подвижных игр в помощь педагогам нашего ДОУ и разработали систему разучивания игр в течении учебного года. По содержанию казачьи игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

В практике работы нашего ДОУ по физическому воспитанию нашли свое место такие подвижные игры как: «Дзор», «Курень», «Баба яга», «Золотые ворота», « Ляпка», «Кауны», «Плетень», «Передай подкову», «Заря-заряница», «Наездники», «Ручейки и озеро», «Брыль», «Тополек» и многие другие. Несмотря на то, что в текстах встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. Провожу беседу, объясняю «непонятные» слова. Чтобы интерес к игре не ослабевал, использую различные методические приемы. Выразительно показываю движения. Живой интерес вызывает использование различных атрибутов и элементов костюма. Старюсь создать игровую ситуацию. Материал повторяется и варьируется для лучшего усвоения. Провожу пояснения в ходе выполнения. Очень важно дать ребёнку положительную оценку, поддержать интерес. Полюбившиеся подвижные игры дети могут закрепить как в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные атрибуты для самостоятельной деятельности, так и на прогулках. У детей появляются любимые игры, в которые они чаще, стараются играть. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.В нашем детском саду запланировано такое мероприятие ,как «Посвящения в казачата», игровой спортивно-оздоровительный практикум для родителей и детей «Сохраним традиции наших предков», «День казачьих народных игр» .  На территории детского сада открыт мини –музей «»,где воспитанники могут воочию увидеть, как жили наши предки-казаки, подержать в руках предметы старины, попробовать попользоваться ими, проникнуться культурой донских казаков Запланировано пошить детские казачьи костюмы ,имеются в наличии костюмы казачек, атрибуты для подвижных игр казачьей направленности. В группах созданы мини- центры «История Донской земли» , «Моя станица».

Когда-то, игра была не просто развлечением, но и учёбой, наставлением (ловкость, сообразительность, всё, что требовалось в быту.). Игровой фольклор казаков отличается трудовой и военно-патриотической направленностью.  

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Казачьи игры несут своей целью  донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки  быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх.

«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»

Основным условием успешного внедрения казачьих игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатели, творчески используют игру, как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагоги и инструктор по физкультуре привлекают внимание ребят к ее содержанию, следят за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делают краткие указания, поддерживают и регулируют эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучают их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Объясняя новую казачью игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит из от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по - разному. Например: предварительно рассказыв о жизни казаков, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает казачьими обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется, и перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные казачьи игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его.  Я тоже очень люблю играть с детьми, заражаюсь от них энергией и позитивом. Использование самобытных физических упражнений и народных игр казачат с дошкольниками позволило значительно улучшить показатели физического и функционального развития детей.

 Список используемой литературы:

1. Александров С.Г. «Подвижные казачьи игры»: организационно- методические аспекты// Педагогический вестник Дона 1999г.

2. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 256с.

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 368с.

4. Чуп.О.В « Использование игр  казачества в современных образовательных условиях».-издательство «Традиция». Краснодар 2011г.

5.Б.Алмазов «Казачьи сказки».

6.Маркова.В.А. «Дошкольное образование Краснодарского края».Сборник. -ООО «Просвящение -ЮГ».Краснодар 2008. 7.Остапец.А.А. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности»-пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».-«Аркти»-Москва 2003г

7.В.И .Матова «Краеведение в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Региональный компонент в физическом воспитании дошкольников

Региональный компонент в физ.воспитании в доу...

Региональный компонент в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.  Современные требования к о...

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...