Семейский быт
статья
Краткое сообщение для музея "Семейская изба" МБДОУ Детский сад "Ручеек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeyskiy_byt.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы. Исследования вопросов народной культуры всегда имело важное теоретическое и практическое значение, так как традиционная культура любого народа составляет неотъемлемую часть культуры национальной и общемировой. Состояние народной культуры влияет на все стороны жизни общества, включая его историческое самосознание.В современном обществе не достаточно места отведено развитию интереса к семейским традициям. В наши дни дети мало получают информации о семейской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам семейской народной культуры. Хочется показать и рассказать детям о том, что длительный, 350-летний, период гонений, запретов и насмешек, обращённый к традиционной народной культуре старообрядцев, способствовал ряду трансформационных процессов во многих областях духовного и материального наследия семейских. А так же дать знания детям о предметах домашнего обихода наших предков; рассказать детям о семейской утвари. Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В данном проекте заключается необходимость в сохранении наследия предков, воспитание молодого поколения на примере традиций о обрядов семейских.Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Семейская изба»
Семейские — этноконфессиональная группа русского народа, потомки высланных правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. Представители старообрядчества. Название семейские получили от местных жителей, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников. Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, позднее Новую Брянь и др. на территории современных Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского, Кяхтинского, Прибайкальского районов Республики Бурятия, а также Петровск-Забайкальского Улётовского и Красночикойского районов Забайкальского края. Благодаря особенностям жизни, связанным с их религиозным мировоззрением, семейские не смешались с «православными» и сохранили свои отличительные черты.
Роспись жилища и бытовых предметов появилась у «семейских» в конце XIX века с приходом сторонних мастеров из западных областей и появлением масляных красок промышленного производства. В 20 – 30 е годы ХХ века роспись настолько распространилась, что не было ни одного дома в селах, где отсутствовали рисунки на стенах или мебели и предметах быта. По воспоминаниям старожилов стены расписывали всё больше свои «семейские», но известны и художники из поселян и бурят. Росписью мебели и мелких бытовых предметов занимались деревенские мастера и сами хозяйки. Украшали всё до мелочей – будь это кровать или маленький туесок.
Предметы быта окружают человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое.Всевозможные предметы народного быта, кухонной и хозяйственной утвари былых времён. Ухваты и чугунки,прялки и туески, лучины, кадки,, коромысла, рукомойники. Всё то, что в старину было неотъемлемой частью жизни селян.Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины .
На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Сундуки украшали росписью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной. В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти.Сундук - неотъемлемая часть предметов народного быта русского народа. Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.
Прялка - приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью;
Прядь (спец. термин) - скрученная нить;
Пряха - женщина, занимающаяся ручным прядением;
Прясть — скручивая волокна, делать нити;
Пряжа — нити, полученные прядением;
Утварь- от глагола творить, т.е делать, производить, создавать. Кухонная утварь — ручные, как правило, небольшие инструменты и посуда, которая используется на кухне для различных операций, связанных с приготовлением пищи.
К кухонной утвари относятся посуда и приборы. Некоторые предметы кухни используются и как вспомогательные инструменты. У семейских утварь была изготовлена из чугуна, железа, дерева. К ним относились предметы : чугунок, квашня; туесок; самопрядка; самовар; сельница; кадушка; рубель; лампа; клюка; кувшин ; деревянные ложки, хлебная лопата, клюка, ночевка (сито), веселка (лопатка для замешивания теста), ухват, сковородник. Они напоминают музейные редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение. Всех «мирских», приехавших в гости или по делам, семейские угощали из отдельной посуды, которую держали специально для них и хранили отдельно. Если же семейский уезжал куда-либо, то посуду свою брал с собой.
Чугуны использовали для приготовления наваристых «щтей», как говорят семейские. Готовили в русской печи, отчего пища казалась вкуснее из-за того, что она готовится в собственном соку при определенной температуре. Варили каши, топили молоко, пекли лепешки, хлеб, калачи, сдибни. Для просеивания муки используют сельницу, которая, на первый взгляд, может быть, и кажется недостаточно вместительной, но это лишь обман зрения, в нее помещается около 15 кг муки. Также для выпечки хлеба используются сельница, квашня, в которой подходило тесто, веселка - для обминки теста, лопата - для посадки караваев в печь, для выпечки пирогов использовался противень, топилась русская печь, клюкой выгребались угли из печи в тушилку, которые затем использовали для самоваров, а более мелкие угли загребали на загнетки и прихлопывали золой.
Пользовались ухватом для перестановки в печи чугунов или горшков. Сковородники – ими цепляли сковороды. Кадушки или водянки – их использовали для содержания воды, емкостью 100 литров. Внутренняя поверхность водянки не красилась, поэтому вода стояла всегда свежей. Когда не было света, использовали лампу. Кувшин в основном использовался под квас, молоко. Семейские обходились без наших современных утюгов, миксеров и другой бытовой техники. Например, рубель и скалка применялись для глаженья белья. Для этого требовалось обмотать скалку бельем и рубелем; накатывая скалку, гладили одежду семейских, что требовало терпения и усердия. На самопрядке женщины пряли пряжу из овечьей шерсти и из неё вязали, в основном, варьги, носки. Интересно, что «самопрядка» – станок немецкого образца, секретом изготовления которого староверы овладели еще в Польше; в свое время он был самым «продвинутым» прядильным станком на всей территории России. Это говорит о том, что старообрядцы никогда не были замкнутыми и зашоренными людьми – напротив, они всегда охотно перенимали новшества у своих соседей. На станках ткали сито из конских волоса, которые, в свою очередь, подразделялись на частые и редкие. Ткали пояса, подпояски.
Традиционная одежда.
Праздничный зимний женский костюм.
Рубаха скроена из шёлка или атласа по типу русской рубахи. Сарафан выполнен по крою «московского круглого» сарафана с небольшим разрезом спереди, застёгивается на пуговицу. По низу сарафана пришиваются атласные или шёлковые ленты контрастного цвета. Детали одежды декорируются строчной машинной вышивкой с элементами графического и растительного орнамента. Запон для праздничного костюма, как правило, шьётся из дорогой набивной шёлковой или шерстяной ткани, нарочито короче и богато декорированный.
Повседневная одежда. Отличается практичностью: шьётся из недорогих хлопчатобумажных тканей тёмных цветов, без декора и украшений.
Верхняя одежда. Семейские носили стёганые халаты на вате или из верблюжьей шерсти, сверху покрытой шёлком. Мужчины, как правило, утеплялись тулупами.
Берестяные изделия
В быту семейских берестяные изделия являются предметами хозяйственного, домашнего и личного обихода: севалки, лукошки, футляры для оселков, короба, солонки, манки для призыва изюбрей, игрушки, святочные личины и прочее. Наибольшим спросом пользовались туеса, туески, туязья, или северорусские бураки, и солонки. Присутствие в коре берёзы смолистого вещества (дегтя) наделяло бересту особыми качествами: в такой посуде хорошо сохранялись молоко, квас, ботвинья в течение всего летнего дня.В семейских селениях изготовлением изделий из бересты занимались «между делом», не бросая основной работы, связанной с земледелием и скотоводством.
Заготовка бересты для туесов производилась весной, когда дерево было в соку. Цельную бересту для внутренней стороны снимали с пиленого чурбана, поверх этой готовой формы накладывали внешнюю сторону внутренним слоем наружу и скрепляли в одном месте «замком». На нижнюю часть туеска накладывали третий слой для прочности сосуда, который тоже скрепляли «замком». Верхний край туеска закрепляли внутренним цельным слоем, который расположен комлем вверх (он распаривался в кипятке и загибался на наружный слой). Низ бересты тоже распаривался, и внутрь вставлялось деревянное, точно подогнанное выструганное дно. Таким же образом вставляли крышку с ручкой в форме дужки. Такие туески отличались высокой прочностью и служили хозяину до 25 — 30 лет.Туески семейских — двух типов. Первый представляет собой сосуд с наклеенными слоями зубчатой бересты (всего 11 слоев), расширяющимися посередине туеска. Окрашен по окружности в четыре цвета (голубой, зеленый, красный, желтый).Второй тип — расписной туес. Стенки и крышка его покрыты слоем зеленой масляной краски, и на этом фоне писаны удивительной яркости цветы. Встречались туески и с геометрическим орнаментом.
Следует добавить, что из березы, крепкого и надежного дерева, делались в хозяйстве семейских орудия земледельческого труда, транспортные средства, инструменты, утварь, детские игрушки. Ценился березовый кап — шишкообразный нарост на дереве, используемый при вырезке и выдалбливании чашек-ладок, объемных глубоких посудин для рубки капусты.
Как жаль, что так мало остается таких приспособлений для хозяйственных нужд: некоторые разваливаются от старости, другие, переданные по наследству, просто выбрасываются из-за их бесполезности.
Теперь наличие хозяйственной утвари напоминает лишь о старине, что когда-то наши семейские бабушки использовали это; теперь редко кто из современных бабушек используют оставшуюся утварь по ее настоящему назначению, и, осознавая это, мы должны зафиксировать, что действительно была такая посуда, как туесок или рубель, сельница, самопрядка, которые использовали наши предки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект " Семейская изба"
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к семейским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о семейской культуре, быте. Поэтому...
проект " Семейская изба"
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене полит...
Масленица в гостях у семейских
Знакомя детей с русскими народными традициями, мы конечно не могли обойти и праздник «Масленица», который ежегодно проводится в нашем детском саду и стал уже традиционным и любимым для дет...
Стендовый доклад по фестивалю Лучших практик приобщения детей дошкольного возраста к культуре семейских Забайкальяавторы: Верещагина Ирина Федоровна, Спиридонова Наталья Николаевна, Воробъёва Валентина Николаевна
Данная презентация знакомит с историей и культурой семейских жителя села Унэгэтэй. Как был основан фольклорный ансамбль "Судьбинушка", с его составом, песнями. Связь с социумом по знакомству...
Проект Семейские. Автор: Бурлакова Т.Н.
Соприкосновение с традициями семейских, участие в народных праздниках духовно обогощают ребёнка, воспитывают интирес к жизни и традициям семейского народа, поддерживают интирес к его истории и культур...
Доклад Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии
Приобщение дошкольников к культурно-историческим традициям семейских в Бурятии....
конспект-история семейских
На данном мероприятии дети познакомятся с историей переселения староверов....