проект " Семейская изба"
проект (подготовительная группа) по теме
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к семейским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о семейской культуре, быте. Поэтому серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам семейской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Семейская изба».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Бичурский район»
Дошкольное бюджетное образовательное учреждение - детский сад «Подснежник»
проект
Составитель: Сороковых Т. В.
с. Бичура 2013г.
Содержание проекта. Стр.
Паспорт проекта _______________________________________________3
Цель и задачи _________________________________________________ 6
Введение______________________________________________________ 4
Актуальность и инновационность__________________________________ 5
Ожидаемый результат____________________________________________7
Риски и пути решения____________________________________________
Этапы реализации проекта________________________________________7
Ресурсное обеспечение___________________________________________14
Литература_____________________________________________________ 15
Паспорт проекта:
Вид проекта: творческий .
Тема: « Семейская изба»
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет)
Продолжительность и место реализации проекта:
Проект рассчитан на 5месяцев (ноябрь - март)
Реализация проекта рассчитана на совместную и самостоятельную деятельность, организацию деятельности на прогулках, экскурсии, на индивидуальную работу с детьми и работу с родителями.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители , музыкальный руководитель.
Проект духовно - нравственного воспитания дошкольников
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Актуальность.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к семейским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о семейской культуре, быте. Поэтому серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам семейской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Семейская изба».
Инновация проекта:
1.Совершенствование системы работы по семейской народной культуре.
2.Привлечение внебюджетных средств для развития.
Цель:
Создание условий для развитие представлений детей о семейской культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Гипотеза:
Знакомство с истоками своего родного края. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
Ожидаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, одеждой наших предков. Расширит представления о народных традициях, обычаях, обрядах. Приобщит детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .Воспитаны чувства патриотизма и любви к родному краю. Привлечены родители в воспитательно – образовательный процесс
Риски и пути решения:
-Оснащение предметно-развивающей среды группы -Совместное планирование работы. -спонсорская ( благотворительная ) помощь. | |||
Этапы работы:
Этапы | Меропиятия | ответственный | срок |
| Изучение литературы по музейной педагогике. Сбор материала для музея. | Воспитатель Родители и воспитатель | ноябрь |
| 1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность. 2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, семейских народных игр. Познавательно – речевое развитие. Рассказы воспитателя: -о семейской печи; -о традициях семейского чаепития; -о семейском сарафане; -о деревянных ложках. Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Дидактические, познавательные, пальчиковые игры. -Д/и «В семейской горнице» -Д/и «Подбери головной убор к сарафану» -Пальчиковая игра «Маланья» Социально – личностное развитие Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей» Ручной труд: -Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки) -Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек - тестушек Беседы: -«Огонь-друг, огонь-враг». Художественно – эстетическое развитие: Лепка: - «Посуда» Аппликация: -«Семейская изба» Рисование: -Роспись «Семейских сарафанов». «Музыка»: -Разучивание частушек. -Слушание сборника песен «Бичура» А. Утенкова, в исполнении А. Утенкова. -Разучивание танцев: «Субботея». (дополнение) -Оркестр «Игра на ложках». Физическое воспитание: Подвижные игры: -«Ручеек» -«Салки» -«Горелки» Спортивное развлечение: -«Карусель народных игр» «Здоровье» Физминутки: -«Пильщики» -«Избушка бабы Яги» Создание условий для самостоятельной деятельности детей Музыкальный уголок: деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики. Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: мякушка,пирожейник,хворост Взаимодействие с семьей. -Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота». -Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». -Изготовление макета «Семейская изба». -Сбор предметов для музея «Семейская изба». | Воспитатель Воспитатель Родители Воспитатель | Декаб Рь – Февра ль |
| Презентация мини-музея «Семейская изба» Итоговое мероприятие: «Посиделки» | Воспитатель Воспитатель | Март |
Материалы и оборудование:
- Деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
- Чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: мякушка,пирожейник,хворост.
- Макет семейской избы.
- Макет двора.
- Диски с фотографиями.
Литература:
1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва,
«Сфера», 2006 – 319 с.
- О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс»,
1998 – 24 с.
- М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа»,
2003 – 256 с.
- И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла».
Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
- Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным
творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
- Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва,
«Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». М Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
Фотографии по реализации проекта
Экскурсия в районный краеведческий музей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект " Семейская изба"
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене полит...
Проект Семейские. Автор: Бурлакова Т.Н.
Соприкосновение с традициями семейских, участие в народных праздниках духовно обогощают ребёнка, воспитывают интирес к жизни и традициям семейского народа, поддерживают интирес к его истории и культур...
"Путешествие по Семейской избе"
Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло....
Проект "Семейская изба"
Проект "Семейская изба"...
Презентация "Знакомство с семейской избой"
Перезентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект интегрированной ОД "«Знакомство с семейской избой».
Конспект предназначен для детей старшего возраста...
Сценарий экскурсии в мини- музей «Семейская изба» для средней группы
Дети знакомятся с культурой семейского народа; бытом, обычаями, утварью «семейской» семьи....