Проектная деятельность "Культурное наследие Самарского края"
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект для старших дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с культурным наследием Самарского края, заповедными местами Поволжья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культурное наследие Самарского края»
Доступно ли чувство патриотизма дошкольникам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать положительный ответ. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе. Это и есть первое чувство патриотизма, которое рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания. Как воспитать эту любовь?
Именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества личности формируется социокультурный опыт. И именно на дошкольном учреждении лежит обязанность в привитии познавательного интереса ребенку, любви к Родине и родному городу. Ведь именно с малого, с любви к своей Малой родине начинается становление человека. Невозможно вырастить патриота без знания своей истории и культуры своей Родины.
В настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости гражданско-патриотического воспитания детей и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ. Все занятия по патриотическому воспитанию детей в детском саду направлены на ознакомление детей с народами мира, с природой, с животными, с моральными ценностями. Но нет ни одной программы, которая бы рассматривала в полном объеме задачи по ознакомлению с историей родного города. Педагогам приходится самостоятельно находить и компоновать материал. Исходя из этого разработан проект, который направлен на формирование у детей гражданско-патриотических чувств посредством ознакомления с культурным наследием Самарского края.
Проблема: какими культурными ценностями славится Самарский край?
Цель: познакомить дошкольников с историй родного города, его культурными ценностями, наследием и достопримечательностями.
Педагогические цели: способствовать созданию условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами проектной деятельности через знакомство с культурным наследием Самарского края.
Задачи:
1.Знакомить детей с культурным наследием, достопримечательностями города, памятниками.
2.Рассказать о природе родного края.
3.Воспитывать уважение к наследию своей Родины.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст
Тип проекта: долгосрочный
Предполагаемый продукт проекта
1. Выставка творческих работ на тему «Культурные ценности Самары»;
2. Создание фотоальбома «Живописные места Самарского края»;
3. Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Самарский край-земля отцов и дедов»;
4. Электронная презентация на тему «Культурное наследие Самарского края - Великая Самара»;
5. Создание фотоальбома «Великая Самара»;
6. Разработанные рекомендации для педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
Содержание проекта
1. Подготовительный:
- определение проблемы воспитателем совместно с детьми;
- определение цели и задач для реализации поставленной цели;
- подбор методической литературы и создание библиотеки по теме «История Самарского края» для данного возраста;
- пополнение развивающей среды в центре «Юные патриоты»;
- составление плана работы для данной возрастной группы;
- вызвать положительный отклик у родителей на существующую проблему.
2. Практический этап:
- анкетирования родителей; диагностическое обследование детей;
- круглый стол с родителями «Культурные наследия нашего края»;
- консультация «Семейные ценности»; «Семья-начало всех начал»
- творческая выставка, посвященная памятным местам Самарского края;
-мероприятия по ознакомлению с историей Самарского края (фотовыставка «Великая Самара», литературная викторина «Россия-Родина моя», брейн-ринг «Самарский край-земля отцов и дедов»
3.Заключительный этап:
- проведение заключительного мониторинга;
- презентация проекта.
Реализация проекта
Дата | Мероприятия | Участники | Работа с родителями |
октябрь «Моя малая родина» | 1.Беседа с детьми «Культурные ценности Самары» (выявление проблемы совместно с детьми) 3. Выставка рисунков «Великая Самара» 2.Сбор методической литературы по данной тематике 3.Разработка первичной диагностики | Дети Родители Воспитатели | 1.Анкетирование родителей по теме «Чем интересен город Самара» 2. Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание детей: семья, начало всех начал!» |
ноябрь «История возникновения города Самара» | 1.Рассказ об истории возникновения города Самара 2.Виртуальная экскурсия в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина 3.Выставка аппликаций на тему «Вечерний город» | Дети Родители Воспитатели Музыкальный руководитель | 1.Консультация «Семейные ценности»; «Семья-начало всех начал» 2.Написание эссе, совместно с ребенком «Что я видел в музее?» 3.Пополнение центра «Юный патриот» |
декабрь «Знакомство с символикой города» | 1.Знакомство с гербом и флагом г. Самара 2.Прослушивание гимна г. Самара 3.Изготовление макетов «Самолет», «Ракета» 4.Выставка рисунков «Герб моей семьи» | Дети Родители Воспитатели Музыкальный руководитель | 1.Консультация: «Как знакомить детей с символикой Самарского края» 2.Рекомендации в папке-раскладушке 3.Сбор информации (книги, открытки, иллюстрации) |
январь «Живописные места родного края» | 1.Прослушивание песен о Самаре, о реке Волга 2.Рассматривание иллюстраций и фотографий живописных мест (Самарская Лука, Жигулевский заповедник) 3.Виртуальная экскурсия «Жигулевский заповедник» 4.Создание фотоальбома «Живописные места Самарского края» | Дети Родители Воспитатели Музыкальный руководитель | Родительское собрания на тему: «Прививаем детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям» |
февраль «Экскурсии по городу» | 1.Экскурсия «Библиотека»; Музей истории города 2.Фотовыставка «Великая Самара - Я и достопримечательности» | Дети Родители Воспитатели | 1.Консультация «Моя Малая Родина» 2.Литературная викторина «Россия-Родина моя» |
март «Улица, на которой я живу» |
3.Решение проблемной ситуации «Почему люди мусорят на улицах города» | Дети Родители Воспитатели | 1.Консультация «Безопасность превыше всего!» 2.Создание фотоальбома «Великая Самара» |
апрель «Труд народных умельцев» | 1.Познавательная беседа «Самара-многонациональная». 2. Беседа о важности труда всех людей. 3.Беседа «Праздники и традиции» 4. Выставка народно- прикладного искусства. | Дети Родители Воспитатели | 1.Консультация «Самара- многонациональный город» 2.Пополнение центра «Юный патриот» |
май «Самарский край-земля отцов и дедов» | 1.Участие в параде, посвященному дню Победы. 2.Фотовыставка «День Победы в моей семье» 3.Диагностика 4.Презентация проекта «Культурное наследие Самарского края-Великая Самара» | Дети Родители Воспитатели Музыкальный руководитель | 1.Брейн-ринг «Самарский край-земля отцов и дедов» 2.Анкетирование «За что, люблю свой край, в котором я живу?» |
Ожидаемые результаты
1. Имеют представления о культурных ценностях Самарского края, испытывают чувство гордости за свой край.
2. Знают историю возникновения Самары, ее достопримечательности.
3. Имеют представления о памятниках, природные живописные места
4. Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
Диагностика
Диагностику результатов реализации проекта можно разработать самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов, путем опроса в начале деятельности и в конце, распределив уровень знаний на высокий, средний, низкий, используя метод наблюдения за детьми в процессе деятельности, нацеленный на выявление заинтересованности детей к познанию культурного наследия Самарского края. Для родителей – анкетирование.
Дальнейшее развитие проекта
1.Пополнение центра «Юные патриоты» в группе современными пособиями и дидактическим материалом с помощью родителей.
2.Создание патриотического уголка Культурного наследия Самарского края в детском саду.
3.Продолжить нравственно-патриотическое воспитание детей, через подробное рассмотрение всех аспектов: культура, традиции, народные промыслы, праздники.
Список используемой литературы
1. Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М - Р. - Самара, 1995. - С. 61.
2. Альбом Самарская Лука: Современные легенды - Самарское книжное издательство, 2007.
3. Зеленая книга Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. – Самара: Кн. изд-во, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-355251-1385491798.jpg)
Знакомство дошкольников с Самарским краем.
Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети лучше узнают свой родной край, получают представления о растениях, лекарственных травах, реках, животн...
Знакомство дошкольников с Самарским краем
Самарская Лука - уникальная местность, образованная излучиной реки Волга....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-783031-1477305809.jpg)
Проект "Достопримечательности Самарского края"
О Самарском крае.У многих россиян, в том числе и Самарцев, до сих пор преобладает мнение, что хорошо от...
Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы по теме «Мой любимый Самарский край»
Путешествие детей по Самарской области....
природа Самарского края
Природа Самарского края включает растения, животных, климатические условия....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-913141-1510853782.jpg)
Дидактическая игра "Рыбы водоемов Самарского края"
В ходе реализации регеонального компонента для старших дошкольников была разработана игра по изучению обитателей (рыб) водоемов Самарской области....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1429045-1666177897.jpg)
Рабочая тетрадь БЛОК «ПРОСТОРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Подблок: «Природа Самарского края» Тема: «Жигулевские горы»
Предлагаю вашему вниманию часть готового разработанного пособия для закрепления пройденного материала по регианальному компоненту "Краеведение".Данное пособие позволит детям самостоятельно з...