Проектная деятельность "Культурное наследие Самарского края"
проект (старшая, подготовительная группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Проект для старших дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с культурным наследием Самарского края, заповедными местами Поволжья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Культурное наследие Самарского края»

Доступно ли чувство патриотизма дошкольникам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать положительный ответ. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе. Это и есть первое чувство патриотизма, которое рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания. Как воспитать эту любовь?

Именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества личности формируется социокультурный опыт. И именно на дошкольном учреждении лежит обязанность в привитии познавательного интереса ребенку, любви к Родине и родному городу. Ведь именно с малого, с любви к своей Малой родине начинается становление человека. Невозможно вырастить патриота без знания своей истории и культуры своей Родины.

В настоящее время существует противоречие между требованиями концепции дошкольного образования к необходимости гражданско-патриотического воспитания детей и недостаточным рассмотрением этой темы в разделах общеобразовательных программ. Все занятия по патриотическому воспитанию детей в детском саду направлены на ознакомление детей с народами мира, с природой, с животными, с моральными ценностями. Но нет ни одной программы, которая бы рассматривала в полном объеме задачи по ознакомлению с историей родного города. Педагогам приходится самостоятельно находить и компоновать материал. Исходя из этого разработан проект, который направлен на формирование у детей гражданско-патриотических чувств посредством ознакомления с культурным наследием Самарского края.

Проблема: какими культурными ценностями славится Самарский край?

Цель: познакомить дошкольников с историй родного города, его культурными ценностями, наследием и достопримечательностями.

Педагогические цели: способствовать созданию условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников средствами проектной деятельности через знакомство с культурным наследием Самарского края.

Задачи:

1.Знакомить детей с культурным наследием, достопримечательностями города, памятниками.

2.Рассказать о природе родного края.

3.Воспитывать уважение к наследию своей Родины.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возрастная категория детей: старший дошкольный возраст

Тип проекта: долгосрочный

Предполагаемый продукт проекта

1. Выставка творческих работ на тему «Культурные ценности Самары»;

2. Создание фотоальбома «Живописные места Самарского края»;

3. Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Самарский край-земля отцов и дедов»;

4. Электронная презентация на тему «Культурное наследие Самарского края - Великая Самара»;

5. Создание фотоальбома «Великая Самара»;

6. Разработанные рекомендации для педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Содержание проекта

1. Подготовительный:

- определение проблемы воспитателем совместно с детьми;

- определение цели и задач для реализации поставленной цели;

- подбор методической литературы и создание библиотеки по теме «История Самарского края» для данного возраста;

- пополнение развивающей среды в центре «Юные патриоты»;

- составление плана работы для данной возрастной группы;

- вызвать положительный отклик у родителей на существующую проблему.

2. Практический этап:

- анкетирования родителей; диагностическое обследование детей;

- круглый стол с родителями «Культурные наследия нашего края»;

- консультация «Семейные ценности»; «Семья-начало всех начал»

- творческая выставка, посвященная памятным местам Самарского края;

-мероприятия по ознакомлению с историей Самарского края (фотовыставка «Великая Самара», литературная викторина «Россия-Родина моя», брейн-ринг «Самарский край-земля отцов и дедов»

3.Заключительный этап:

- проведение заключительного мониторинга;

- презентация проекта.

Реализация проекта

Дата

Мероприятия

Участники

Работа с родителями

октябрь

«Моя малая родина»

1.Беседа с детьми «Культурные ценности Самары» (выявление проблемы совместно с детьми)

3. Выставка рисунков «Великая Самара»

2.Сбор методической литературы по данной тематике

3.Разработка первичной диагностики

Дети

Родители

Воспитатели

1.Анкетирование родителей по теме «Чем интересен город Самара»

2. Круглый стол

«Нравственно-патриотическое воспитание детей: семья, начало всех начал!»

ноябрь

«История возникновения города Самара»

1.Рассказ об истории возникновения города Самара 

2.Виртуальная экскурсия в Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина

3.Выставка аппликаций на тему «Вечерний город»

Дети

Родители

Воспитатели

Музыкальный руководитель

1.Консультация «Семейные ценности»; «Семья-начало всех начал»

2.Написание эссе, совместно с ребенком «Что я видел в музее?»

3.Пополнение центра «Юный патриот»

декабрь

«Знакомство с символикой города»

1.Знакомство с гербом и флагом г. Самара

2.Прослушивание гимна г. Самара

3.Изготовление макетов «Самолет», «Ракета»

4.Выставка рисунков «Герб моей семьи»

Дети

Родители

Воспитатели

Музыкальный руководитель

1.Консультация: «Как знакомить детей с символикой Самарского края»

2.Рекомендации в папке-раскладушке

3.Сбор информации (книги, открытки, иллюстрации)

январь

«Живописные места родного края»

1.Прослушивание песен о Самаре, о реке Волга

2.Рассматривание иллюстраций и фотографий живописных мест (Самарская Лука, Жигулевский заповедник)

3.Виртуальная экскурсия «Жигулевский заповедник»

4.Создание фотоальбома «Живописные места Самарского края»

Дети

Родители

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родительское собрания на тему: «Прививаем детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям»

февраль

«Экскурсии по городу»

1.Экскурсия «Библиотека»; Музей истории города

2.Фотовыставка «Великая Самара - Я и достопримечательности»

Дети

Родители

Воспитатели

1.Консультация «Моя Малая Родина»

2.Литературная викторина «Россия-Родина моя»

март

«Улица, на которой я живу»

  1. Беседа с детьми «Улицы нашего города»
  2. Знакомство с главными улицами города.

3.Решение проблемной ситуации «Почему люди мусорят на улицах города»

Дети

Родители

Воспитатели

1.Консультация «Безопасность превыше всего!»

2.Создание фотоальбома «Великая Самара»

апрель

«Труд народных умельцев»

1.Познавательная беседа «Самара-многонациональная».

2. Беседа о важности труда всех людей.

3.Беседа «Праздники и традиции»

4. Выставка народно- прикладного искусства.

Дети

Родители

Воспитатели

1.Консультация «Самара- многонациональный город»

2.Пополнение центра «Юный патриот»

май

«Самарский край-земля отцов и дедов»

1.Участие в параде, посвященному дню Победы.

2.Фотовыставка «День Победы в моей семье»

3.Диагностика

4.Презентация проекта «Культурное наследие Самарского края-Великая Самара»

Дети

Родители

Воспитатели

Музыкальный руководитель

1.Брейн-ринг «Самарский край-земля отцов и дедов»

2.Анкетирование «За что, люблю свой край, в котором я живу?»

Ожидаемые результаты

1. Имеют представления о культурных ценностях Самарского края, испытывают чувство гордости за свой край.

2. Знают историю возникновения Самары, ее достопримечательности.

3. Имеют представления о памятниках, природные живописные места

4. Проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.

Диагностика

Диагностику результатов реализации проекта можно разработать самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов, путем опроса в начале деятельности и в конце, распределив уровень знаний на высокий, средний, низкий, используя метод наблюдения за детьми в процессе деятельности, нацеленный на выявление заинтересованности детей к познанию культурного наследия Самарского края. Для родителей – анкетирование.

Дальнейшее развитие проекта

1.Пополнение центра «Юные патриоты» в группе современными пособиями и дидактическим материалом с помощью родителей.

2.Создание патриотического уголка Культурного наследия Самарского края в детском саду.

3.Продолжить нравственно-патриотическое воспитание детей, через подробное рассмотрение всех аспектов: культура, традиции, народные промыслы, праздники. 

Список используемой литературы

1. Историко-культурная энциклопедия Самарского края: Персоналии. М - Р. - Самара, 1995. - С. 61.

2. Альбом Самарская Лука: Современные легенды - Самарское книжное издательство, 2007.

3. Зеленая книга Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области / Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. – Самара: Кн. изд-во, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с Самарским краем.

Любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети лучше узнают свой родной край, получают представления о растениях, лекарственных травах, реках, животн...

Знакомство дошкольников с Самарским краем

Самарская Лука - уникальная местность, образованная излучиной реки Волга....

Проект "Достопримечательности Самарского края"

                         О Самарском крае.У многих россиян, в том числе и Самарцев, до сих пор преобладает мнение, что хорошо от...

природа Самарского края

Природа Самарского края включает растения, животных, климатические условия....

Дидактическая игра "Рыбы водоемов Самарского края"

В ходе реализации регеонального компонента для старших дошкольников была разработана игра по изучению обитателей (рыб) водоемов Самарской области....

Рабочая тетрадь БЛОК «ПРОСТОРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Подблок: «Природа Самарского края» Тема: «Жигулевские горы»

Предлагаю вашему вниманию часть готового разработанного пособия для закрепления пройденного материала по регианальному компоненту "Краеведение".Данное пособие позволит детям самостоятельно з...