Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) "Дикие животные Карелии"
план-конспект занятия (старшая группа)

Леоненко Инна Владимировна

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дети дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Особое место в нём отведено животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dik.zhiv_.karelii.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)

Тема: «Дикие животные Карелии»

Старшая группа

                                                                                   Подготовила: воспитатель И.В. Леоненко

                                                                                      МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23

Цель: углубление знаний детей о животных Карелии.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о некоторых животных Карелии

2.Расширить представления детей о повадках диких животных, об особенностях внешнего вида, среде обитания.

3. Воспитывать бережное отношение детей к живой природе, желание быть добрым, заботливым.

Предварительная работа:

Рассматривание картин с изображением диких животных, чтение художественной литературы о диких животных, беседы по данной теме, просмотр познавательных мультфильмов о диких животных.

Материал и оборудование:

Мультимедийное оборудование, магнитофон (шумы леса), картины с изображением леса, животных, картинки со следами животных, игрушка белка, мяч.

Ход занятия:

Игра «Приветствие»

Воспитатель:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живём?

Воспитатель: Как называется наша Республика?

Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём?

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту Карелии.

В нашем крае растет много зеленых лесов, много голубых озер и рек. В лесах растет много грибов и ягод, а также обитает много животных.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я приглашаю вас в удивительное путешествие по Карельскому лесу.

Воспитатель: Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей).

Воспитатель: Путешествовать поедем на автобусе.

В лес карельский на прогулку

Приглашаю вас поехать.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь.

Все готовы? (дети- Да, готовы!)

Муз. заставка- Е. Железнова «Автобус»

(звучит музыка, дети идут друг за другом по кругу)

Воспитатель: 

Раз, два, три поспеши (3 хлопка, бег на месте)

Место ты свое займи (друг за другом)

Не зевай, не скучай (повороты головы)

Лучше все запоминай

Мы в автобусе сейчас

По дороге едем

Что увидим, все расскажем

Как домой приедем (притопывая, «едем»)

Воспитатель: Вот и приехали. Давайте присядем и отдохнем.

 (включается видео «Шум леса»)

Воспитатель: Ребята, как здесь красиво и тихо! Кажется, что в лесу никакого нет. Но это не так. Здесь много жителей. А хотите узнать, кто здесь живет? (ответ детей) Попробуйте угадать, о каком звере идет речь? Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом… /белка/ (показ слайда)

Воспитатель: Где мы можем встретить белку? (ответы детей).

- Почему зимой белка меняет шубку? (ответы детей).

- Кто у белки враги? (ответы детей).

- Как называется беличий дом? (ответы детей).

- Как готовиться белочка к зиме? (ответы детей).

Белки водятся по всей Карелии. Это ловкие и проворные зверьки.

Белка небольшая, у нее кругленькая головка с большими черными глазами и длинными ушками с кисточками на концах. Кисточки на ушах у белок вырастают зимой. Красивый, пушистый хвост. Хвост служит рулем при прыжках.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко/лось/(показ слайда)

Воспитатель: Правильно ребята. Лось самый крупный зверь наших лесов — это настоящий лесной великан. Посмотрите, какое у него массивное туловище, большая голова, короткая и толстая шея, а на горле – небольшой вырост кожи, покрытый длинной шерстью «борода». Стройные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым лось легко передвигается даже по топким болотистым участкам леса. Несмотря на внешнюю неуклюжесть лось очень ловок и быстр в движениях. Он кормится растительной пищей. Любят лоси листья невысоких деревьев – рябины, черемухи и ивы.

Воспитатель: а зачем лосю такие длинные, сильные ноги? (ответы детей).

Воспитатель: Кто в лесу главный враг лося? /волк/ (показ слайда)

Волки живут в лесу, это дикие животные. Тело волка покрыто шерстью. Шерсть у волка густая, жесткая, теплая, серого цвета. Волки питаются мясом других животных, поэтому их называют хищниками.

Воспитатель: Кто знает, как называются детеныши волков? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. Весной у волчицы рождаются малыши, слепые, покрытые буровато-серым пухом, которых она кормит своим молоком. (показ слайда)

Волчата похожи на лисят, лишь кончик хвоста у них серый, а у лисят –белый. Все лето родители вскармливают детенышей. И только к осени все вместе покидают логово. (показ слайда)

Логово – дом волков.

Воспитатель: отгадайте, кто еще живет в Карельском лесу.

Он в берлоге спит зимою

Под большой сосною,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Медведь самый крупный из хищных зверей Карелии. Мех у медведя длинный и густой, буро-коричневый. Главная еда медведя- растение. Медведь ест голубику, малину, клюкву, грибы. Особенно много он ест осенью: "нагуливает" жир. Потом медведь находит укромное место, например, яму. Он кладет туда траву, листья, делает крышу из веток и сучьев и ложится спать до весны.

В конце зимы у медведицы появляются медвежата- два маленьких беспомощных существа. Они такие маленькие, что каждый может уместиться на ладони взрослого человека. Малыши греются около матери, пьют молочко. А весной медведица выводит их из берлоги, учит находить её, искать корм.

Воспитатель: Отгадайте ещё загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубку целый год

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета /заяц/ (показ слайда)

Воспитатель: В Карелии живут заяц-русак и заяц-беляк. Это довольно крупные зверьки. Русак летом и зимой серый или можно сказать русый, зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

- Зачем зайцу белая шубка? (ответы детей).

Воспитатель: Какие враги есть у зайца? (ответы детей).

Воспитатель: Что делает заяц, убегая от врагов? (ответы детей).

Воспитатель: Задние лапы у зайца очень сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки.

-Что значит выражение «заяц петляет»?

Воспитатель: Есть ли у зайчика дом? (ответы детей).

Воспитатель: Чем питается заяц? (ответы детей).

Воспитатель: Зачем заяц скачет за лосями? (ответы детей).

Физминутка: «Заячья зарядка»

Мы наденем зайке ушки

Ушки будут на макушке

Будем ушками махать

И как зайчики скакать

Прыг-скок прыгай выше

Прыг-скок прыгай дальше

Прыг-скок зайки скачут,

Мы наденем лисий хвостик

И пойдем под ручки в гости

Будем хвостиком махать

Как лисята танцевать

Раз, два, вправо, влево

Вот так хвостик машет

Вот так лисы пляшут.

Воспитатель: Ой, ребятки, смотрите, кто к нам пришёл? (вносится игрушка белка)

Воспитатель: Правильно, это – белочка! И она очень грустная. Белочка сказала, что случилась беда. Детёныши диких животных потерялись, все мамы плачут. Поможем мамам животных найти своих детенышей?

Дидактическая игра «Найди детёнышей»

Воспитатель: А какие звери ещё живут в наших Карельских лесах? (ответы детей).

Игра с мячом «Что за зверь»

Воспитатель: Какой зверёк на зиму сушит грибы? /белка/

- Какие животные сооружают плотины? /бобры/

- Какой зверёк наших лесов уничтожает змей? /ёж/

-Какой зверь сосёт лапу? /медведь

- Какого зверя называют лесной кошкой? /рысь/

-Какой зверь всю свою жизнь проводит под землёй? /крот.

Воспитатель: Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы сейчас их рассмотрим и скажем, кто же тут прошел.

Игра: «Чей след»  

Рефлексия.

Воспитатель:

- Ребята, наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в группу.

-Занимайте свои места и поехали.

Муз. заставка Е. Железнова «Автобус»

Друг за дружкой становитесь.

Бип, бип. В путь. (дети идут друг за другом под музыку)

Вот мы и приехали. (Дети садятся на ковер)

-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).

-Ребята, где мы с вами сегодня были? (ответы детей).

-О ком мы говорили? (ответы детей).

-Кто помнит, о каких животных мы говорили? (о медведе, лосе, волке, лисе зайце и белке)

-Как одним словом их назвать? (дикие животные)

-А что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

Нас солнца луч смешит и дразнит.

Нам нынче весело с утра.

Позанимались мы отлично

Теперь играть нам всем пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные наших лесов» для средней группы

Конспект НОД для детей среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные". Цель:• Расширение и углубление представлений о диких животных.• Активизация слова...

Конспект занятия по познавательному развитию по теме «Дикие животные» в средней группе.

Цель: Закрепление представлений детей о диких   животных, их образе жизни.  Задачи:1.Образовательные:- Упражнять в умении  называть детенышей животных, в правильном назывании ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные зимой»

Ход занятия.-Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные и их детеныши"

Цель:- обобщение представления детей о диких животных, их детенышах. Задачи: Образовательные: -Закрепление представлений об особенностях внешнего вида диких животных. -Уточнение предста...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие животные». Вторая младшая группа

Образовательные задачи:- формировать умение узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных (зайца, волка, медведя, лисы);Развивающие задачи:- развивать зрительное восприя...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие животные». Вторая младшая группа

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие животные». Вторая младшая группа...