Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир) "Дикие животные Карелии"
план-конспект занятия (старшая группа)
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дети дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Особое место в нём отведено животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dik.zhiv_.karelii.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)
Тема: «Дикие животные Карелии»
Старшая группа
Подготовила: воспитатель И.В. Леоненко
МКДОУ Сортавальского МР РК ДС№23
Цель: углубление знаний детей о животных Карелии.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о некоторых животных Карелии
2.Расширить представления детей о повадках диких животных, об особенностях внешнего вида, среде обитания.
3. Воспитывать бережное отношение детей к живой природе, желание быть добрым, заботливым.
Предварительная работа:
Рассматривание картин с изображением диких животных, чтение художественной литературы о диких животных, беседы по данной теме, просмотр познавательных мультфильмов о диких животных.
Материал и оборудование:
Мультимедийное оборудование, магнитофон (шумы леса), картины с изображением леса, животных, картинки со следами животных, игрушка белка, мяч.
Ход занятия:
Игра «Приветствие»
Воспитатель:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живём?
Воспитатель: Как называется наша Республика?
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живём?
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту Карелии.
В нашем крае растет много зеленых лесов, много голубых озер и рек. В лесах растет много грибов и ягод, а также обитает много животных.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Я приглашаю вас в удивительное путешествие по Карельскому лесу.
Воспитатель: Как вы думаете на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей).
Воспитатель: Путешествовать поедем на автобусе.
В лес карельский на прогулку
Приглашаю вас поехать.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь.
Все готовы? (дети- Да, готовы!)
Муз. заставка- Е. Железнова «Автобус»
(звучит музыка, дети идут друг за другом по кругу)
Воспитатель:
Раз, два, три поспеши (3 хлопка, бег на месте)
Место ты свое займи (друг за другом)
Не зевай, не скучай (повороты головы)
Лучше все запоминай
Мы в автобусе сейчас
По дороге едем
Что увидим, все расскажем
Как домой приедем (притопывая, «едем»)
Воспитатель: Вот и приехали. Давайте присядем и отдохнем.
(включается видео «Шум леса»)
Воспитатель: Ребята, как здесь красиво и тихо! Кажется, что в лесу никакого нет. Но это не так. Здесь много жителей. А хотите узнать, кто здесь живет? (ответ детей) Попробуйте угадать, о каком звере идет речь? Отгадайте загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам
Он в шубке серенькой зимой
А в рыжей шубке летом… /белка/ (показ слайда)
Воспитатель: Где мы можем встретить белку? (ответы детей).
- Почему зимой белка меняет шубку? (ответы детей).
- Кто у белки враги? (ответы детей).
- Как называется беличий дом? (ответы детей).
- Как готовиться белочка к зиме? (ответы детей).
Белки водятся по всей Карелии. Это ловкие и проворные зверьки.
Белка небольшая, у нее кругленькая головка с большими черными глазами и длинными ушками с кисточками на концах. Кисточки на ушах у белок вырастают зимой. Красивый, пушистый хвост. Хвост служит рулем при прыжках.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко/лось/(показ слайда)
Воспитатель: Правильно ребята. Лось самый крупный зверь наших лесов — это настоящий лесной великан. Посмотрите, какое у него массивное туловище, большая голова, короткая и толстая шея, а на горле – небольшой вырост кожи, покрытый длинной шерстью «борода». Стройные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым лось легко передвигается даже по топким болотистым участкам леса. Несмотря на внешнюю неуклюжесть лось очень ловок и быстр в движениях. Он кормится растительной пищей. Любят лоси листья невысоких деревьев – рябины, черемухи и ивы.
Воспитатель: а зачем лосю такие длинные, сильные ноги? (ответы детей).
Воспитатель: Кто в лесу главный враг лося? /волк/ (показ слайда)
Волки живут в лесу, это дикие животные. Тело волка покрыто шерстью. Шерсть у волка густая, жесткая, теплая, серого цвета. Волки питаются мясом других животных, поэтому их называют хищниками.
Воспитатель: Кто знает, как называются детеныши волков? (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы. Весной у волчицы рождаются малыши, слепые, покрытые буровато-серым пухом, которых она кормит своим молоком. (показ слайда)
Волчата похожи на лисят, лишь кончик хвоста у них серый, а у лисят –белый. Все лето родители вскармливают детенышей. И только к осени все вместе покидают логово. (показ слайда)
Логово – дом волков.
Воспитатель: отгадайте, кто еще живет в Карельском лесу.
Он в берлоге спит зимою
Под большой сосною,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Медведь самый крупный из хищных зверей Карелии. Мех у медведя длинный и густой, буро-коричневый. Главная еда медведя- растение. Медведь ест голубику, малину, клюкву, грибы. Особенно много он ест осенью: "нагуливает" жир. Потом медведь находит укромное место, например, яму. Он кладет туда траву, листья, делает крышу из веток и сучьев и ложится спать до весны.
В конце зимы у медведицы появляются медвежата- два маленьких беспомощных существа. Они такие маленькие, что каждый может уместиться на ладони взрослого человека. Малыши греются около матери, пьют молочко. А весной медведица выводит их из берлоги, учит находить её, искать корм.
Воспитатель: Отгадайте ещё загадку:
Не барашек и не кот,
Носит шубку целый год
Шуба серая для лета
Для зимы другого цвета /заяц/ (показ слайда)
Воспитатель: В Карелии живут заяц-русак и заяц-беляк. Это довольно крупные зверьки. Русак летом и зимой серый или можно сказать русый, зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.
- Зачем зайцу белая шубка? (ответы детей).
Воспитатель: Какие враги есть у зайца? (ответы детей).
Воспитатель: Что делает заяц, убегая от врагов? (ответы детей).
Воспитатель: Задние лапы у зайца очень сильные, он ими отталкивается и делает большие прыжки.
-Что значит выражение «заяц петляет»?
Воспитатель: Есть ли у зайчика дом? (ответы детей).
Воспитатель: Чем питается заяц? (ответы детей).
Воспитатель: Зачем заяц скачет за лосями? (ответы детей).
Физминутка: «Заячья зарядка»
Мы наденем зайке ушки
Ушки будут на макушке
Будем ушками махать
И как зайчики скакать
Прыг-скок прыгай выше
Прыг-скок прыгай дальше
Прыг-скок зайки скачут,
Мы наденем лисий хвостик
И пойдем под ручки в гости
Будем хвостиком махать
Как лисята танцевать
Раз, два, вправо, влево
Вот так хвостик машет
Вот так лисы пляшут.
Воспитатель: Ой, ребятки, смотрите, кто к нам пришёл? (вносится игрушка белка)
Воспитатель: Правильно, это – белочка! И она очень грустная. Белочка сказала, что случилась беда. Детёныши диких животных потерялись, все мамы плачут. Поможем мамам животных найти своих детенышей?
Дидактическая игра «Найди детёнышей»
Воспитатель: А какие звери ещё живут в наших Карельских лесах? (ответы детей).
Игра с мячом «Что за зверь»
Воспитатель: Какой зверёк на зиму сушит грибы? /белка/
- Какие животные сооружают плотины? /бобры/
- Какой зверёк наших лесов уничтожает змей? /ёж/
-Какой зверь сосёт лапу? /медведь
- Какого зверя называют лесной кошкой? /рысь/
-Какой зверь всю свою жизнь проводит под землёй? /крот.
Воспитатель: Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы сейчас их рассмотрим и скажем, кто же тут прошел.
Игра: «Чей след»
Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в группу.
-Занимайте свои места и поехали.
Муз. заставка Е. Железнова «Автобус»
Друг за дружкой становитесь.
Бип, бип. В путь. (дети идут друг за другом под музыку)
Вот мы и приехали. (Дети садятся на ковер)
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
-Ребята, где мы с вами сегодня были? (ответы детей).
-О ком мы говорили? (ответы детей).
-Кто помнит, о каких животных мы говорили? (о медведе, лосе, волке, лисе зайце и белке)
-Как одним словом их назвать? (дикие животные)
-А что вам понравилось больше всего? (ответы детей).
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные наших лесов» для средней группы
Конспект НОД для детей среднего возраста по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные". Цель:• Расширение и углубление представлений о диких животных.• Активизация слова...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Дикие животные и их детеныши» в средней группе Образовательная область «познавательное развитие »
Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания....
Конспект занятия по познавательному развитию по теме «Дикие животные» в средней группе.
Цель: Закрепление представлений детей о диких животных, их образе жизни. Задачи:1.Образовательные:- Упражнять в умении называть детенышей животных, в правильном назывании ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные зимой»
Ход занятия.-Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Дикие животные и их детеныши"
Цель:- обобщение представления детей о диких животных, их детенышах. Задачи: Образовательные: -Закрепление представлений об особенностях внешнего вида диких животных. -Уточнение предста...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие животные». Вторая младшая группа
Образовательные задачи:- формировать умение узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных (зайца, волка, медведя, лисы);Развивающие задачи:- развивать зрительное восприя...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие животные». Вторая младшая группа
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Дикие животные». Вторая младшая группа...