"Использование регионального компонента на музыкальных занятиях в ДОУ. Метода и формы работы."
статья

Лукина Елена Владимировна

Материал может быть полезен музыкальным руководителям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_regionalnogo_komponena_na_muz.zanyatiyah.docx18.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование регионального компонента

на музыкальных занятиях в ДОУ. Методы и формы работы.

В содержание музыкального воспитания детей в ДОУ включается музыкальная культура региона. Поэтому, отбор национально-культурного содержания музыкального репертуара становится одним их важных направлений в работе музыкального руководителя. Критерии отбора содержания отталкиваются от основных дидактических принципов (Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста: доступность обучения, систематичность и последовательность, развивающее обучение, проблемное обучение, наглядность, индивидуальный подход к детям В отборе музыкального материала я придерживаюсь следующих критериев:

  • художественно-эстетическая значимость музыкальных иллюстраций
  • развивающая, воспитательная и образовательная значимость
  • учет индивидуальных особенностей дошкольников, возможностей восприятия национальной музыки детской аудиторией
  • доступность, полнота, художественность музыковедческих и литературных источников.

Оптимальность и эффективность предлагаемых форм и методов работы с детьми по освоению национального музыкального искусства нашей Республики помогает дошкольникам прочувствовать разнообразные интонации музыки региона, выражающие различную гамму чувств, мыслей, настроений.

В ходе приобщения дошкольников к национальному музыкальному искусству, применяются следующие методы музыкального воспитания: сравнения по принципу сходства и различия (Д. Б. Кабалевский), игровой, словесные (диалог, сказка, беседа), создания художественной среды, эмоционально-выразительного показа (Н. А. Ветлугина, О.П. Радынова. З.Мухаметзянова), образно-игровой, создания композиций (Л. В. Горюнова, З.Мухаметзянова)

Музыкальное воспитание дошкольников требует также создания новых форм и методов в реализации своей основной цели – формировании музыкальной культуры, а также воспитание творческой, раскрепощенной личности, умеющей эмоционально воспринимать и понимать прекрасное.

Поэтому, в музыкально-воспитательный процесс внедряются наиболее действенные формы работы:

  • тематические занятия, которые объединены одной темой например: «Музыкальная жизнь родного города» «Осень в моем городе»«Музыка родного края», и т.д.
  • интегрированные (комплексные) занятия, где используются различные виды музыкальной и художественной деятельности (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже чувствуют индивидуальность произведения, приближаются к пониманию специфики каждого вида искусства. монозанятия, посвященные творчеству какого-либо композитора.
  • занятия-путешествия, один из эффективных приемов увлечь детей, ввести их в мир мордовского музыкального искусства. («Путешествие по столице нашей Республики»«Путешествие в театр»)
  • занятия-инсценировки, на которых дети смотрят драматизированные сказки и инсценировки, или сами принимают в них участие.
  • занятия — встречи, на которые приглашаются исполнители как профессиональные, так и самодеятельные – бабушки, дедушки, родители, выпускники
  • занятия — праздники, в которых дети демонстрируют свои музыкально-творческие способности, и кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Занятия-праздники проводим в форме литературно-музыкальной композиции «День республики»«Мой край родной!»«О республике с любовью» «Цвети мой край-республика моя» и т.д.

Особенно ценными для музыкального развития являются развлечения, которые закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры. Это, прежде всего беседы – концерты по слушанию музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.

Ну и такой важной сферой развлечения, которая способствует активному развитию ребенка и является ведущей деятельностью дошкольников, является игра. Игра является важнейшим принципом эстетического воспитания, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, способности эстетического переживаний музыкальных произведений и произведений искусства. Одной из главных особенностей игровой деятельности заключается в её активном творческом характере, т.к. связана не только с правилами, условиям игры, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом. Мордовские народные игры несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности.

Форма организации музыкального воспитания в жизни ДОУ предусматривает и такую форму дополнительного образования – занятия в кружке по интересам. На наш взгляд, это наиболее эффективный путь решения поставленной проблемы; на занятиях кружка по приобщению детей к культуре своего региона, ребенок в полной степени может реализовать себя, что не всегда получается на типовых занятиях. Занятие в кружке дает возможность развивать у детей интерес и любовь к культуре своего региона, воспитывать чувство причастности к культурным ценностям.

Приобщение дошкольников к музыкальному искусству региона обнаруживает необходимость создания в ДОУ особой, эмоционально-насыщенной и развивающей среды, предоставляющей широкие возможности для включения в воспитательный процесс различных видов деятельности детей: в области музыкального развития (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование), в области музыкального творческого развития (игровое творчество, актерские импровизации, пластическое интонирование, инсценирование песни), в области личностного развития (общение, взаимодействие с воспитателем, музыкальным руководителем, родителями).

В этих целях при создании предметно-пространственной среды в каждой группе, обеспечивающей воспитание детей средствами музыкального искусства региона, учитываем:

  • разнообразие материала для накапливания дошкольниками музыкального опыта, обогащения музыкальными впечатлениями
  • художественные достоинства материала
  • занимательность содержания, новизна его элементов
  • доступность материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития.

Содержание такой среды включает в себя:

  • уголок народного искусства, где представлены предметы старины быта и изделия декоративно-прикладного творчества
  • уголок культуры и искусства, где представлены портреты композиторов, иллюстративные репродукции картин художников Мордовии, музыкальные инструменты, аудиокассеты с записями фольклорной и композиторской музыки (в том числе и своего региона).

Музыкальное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства региона требует и участия родителей. Это является тоже одной из форм работы с детьми по освоению регионального компонента. Так как отношение родителей к национальной культуре передается ребенку, мы активизируем интерес родителей к содержанию музыкального воспитания в ДОУ, способствуем совместному участию детей и взрослых на тематических вечерах, праздниках, развлечениях. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыкальном искусстве, используем возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФОП ДОУ направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

«Использование регионального компонента в воспитании у детей любви к родному городу» из опыта работы

Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регио...

Обобщение опыта работы с использованием регионального компонента " Мы живем на Дону"

Целью моей работы по  ознакомлению дошкольников с традициями и бытом казачества  является развитие речи, расширение кругозора, воспитание мировоззрения     на подлинных п...

Календарно-тематический план по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательной работе старшей группы

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в усл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ»(из опыта работы)...