Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» детей подготовительной группы
проект (подготовительная группа)
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольное возраста имеет знакомство с родным поселком, городом, историей своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 32.82 КБ |
prilozhenie_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ДЕТСКИЙ САД № 49» Г.П. РОДНИКИ, РАМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«С чего начинается Родина»
детей подготовительной группы
Примак Юлия Дмитриевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Руководитель проекта: Примак Юлия Дмитриевна воспитатель высшей квалификационной категории
Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, реализовано в соответствии с рекомендациями Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» по редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольное возраста имеет знакомство с родным поселком, городом, историей своей страны.
Родители не уделяют должного внимания данной проблеме, считая ее неважной. Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков, культурному наследию своей страны, следствие недостаточной компетентности родителей в воспитании у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств.
Актуальность темы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Работа с детьми ведется последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному (город, страна). В работе важно опираться на опыт и знания детей, двигаться от простого к сложному, учитывать их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления.
Знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном – развивает чувство ответственности и гордости за достижения своей Родины. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, аппликации, чтении стихотворений, рассматривании, книг, пении, театрализованной деятельности.
Осуществление работы по патриотическому воспитанию требует от педагога хорошей подготовки в данном направлении профессиональной деятельности. Важно учитывать принцип единства эмоций, действий и интеллекта: то, что получает ребенок на занятии должно быть пропущено им через сердце, руки и голову; ведь чувства, пережитые в детстве, остаются в памяти на всю жизнь.
Воспитывать патриотические чувства у дошкольников невозможно без тесного взаимодействия с семьей.
Исходя из возникшей проблемы и актуальности выбранной темы, была определена цель нашего проекта.
Цель проекта: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Для достижения цели были поставлены нижеследующие задачи.
С дошкольниками:
- Сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей.
- Познакомить с историей возникновения знамен.
- Уточнить значение трех цветов российского флага.
- Углубить знания детей о гербе России и истории его происхождения, (что символизируют изображения на нем).
- Расширить представления детей о России как стране, в которой они живут, воспитывая чувство гордости за Родину.
С родителями:
- Способствовать активному участию родителей воспитанников группы №13 в жизни группы и ДОО.
- Привлечь к оформлению фотоальбома «Широка страна моя родная».
- Инициировать внутрисемейное общение родителей с детьми на темы, поднимаемые в проекте.
Вид проекта – проект является среднесрочным (три недели; с 16.11.2021-10.12.2021), внутригрупповым, информационно-творческим, с открытым характером координации.
Возрастная категория воспитанников – 6-7 лет старший дошкольный возраст (24 человека).
Место проведения – группа №13 (филиал, Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – Детский сад № 49 поселка Родники, Раменского городского округа).
Продуктом проекта стали: показ драматизации сказки «Крылатый символ», оформление фотоальбома «Широка страна моя родная».
Предполагаемым результатом нашего проекта явилось:
- Проявление первых чувств нравственно-патриотической направленности: желание делиться полученными знаниями и информацией со сверстниками и взрослыми.
- Наличие у детей достаточного объема знаний о государственной символике.
- Умение активно включаться в диалог, владея доказательной речью.
- Владение связной монологической речью.
Разработка проекта предполагала:
- Подбор методической и художественной литературы по данной теме.
- Подбор дидактического материала и оборудования для театрализованной деятельности.
- Составление перспективного плана мероприятий по проекту.
- Рисование на тему «Символы нашей страны».
- Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок.
Роль родителей в реализации проекта:
- Подбор фотоматериала по запросу воспитателя.
- Повторение с детьми разученных стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.
- Внутрисемейные беседы с детьми на темы, поднимаемые в группе в процессе реализации проекта.
Этапы проведения и реализации проекта
I этап – Подготовительный:
- Подбор методической и художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Проведение первичной диагностики.
- Оформление информационных стендов, с целью выявления роли родителей в воспитании патриотических чувств детей дошкольного возраста.
II этап – Практическая деятельность:
- ООД,
- дидактические, развивающие, творческие, хороводные игры,
- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, потешек, пестушек,
- творческая деятельность (рисование, драматизация сказки).
III этап – Заключительный:
- Обработка и оформления материалов проекта.
- Анализ результатов.
- Составление фотоотчета по итогам.
- Итоговая диагностика.
- Итоговые беседы и консультации.
Полученный результат
По результатам скрининга просматривается положительная динамика в формировании нравственно-патриотических чувств в соответствии с возрастными особенностями.
Дети владеют достаточным объемом знаний о государственных символах России и символах родного поселка, проявляют познавательный интерес к народным традициям и народно-прикладному искусству.
АНАТАЦИЯ ПРОЕКТА
Информационный проект «С чего начинается Родина»
Цель проекта: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей.
- Познакомить с историей возникновения знамен.
- Уточнить значение трех цветов российского флага.
- Углубить знания детей о гербе России и истории его происхождения, (что символизируют изображения на нем).
- Расширить представления детей о России как стране, в которой они живут, воспитывая чувство гордости за Родину.
Вид проекта – проект является среднесрочным (три недели; с 16.11.2021-10.12.2021), внутригрупповым, информационно-творческим, с открытым характером координации.
Возрастная категория воспитанников – 6-7 лет старший дошкольный возраст (24 человека).
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный.
- Создание организационной основы для реализации проекта.
- Анализ современных программ и технологий по патриотическому воспитанию.
- Выявление уровня имеющихся у дошкольников представлений по данной теме.
- Заинтересовать родителей в реализации проекта, выявление роли родителей в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
II этап – Практическая деятельность.
- Совместная деятельность участников образовательного процесса: воспитание гражданско-патриотических чувств, развитие познавательного интереса к историческим фактам и народным традициям, способности для творческой и художественно-эстетической деятельности, с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в ДОО и семье.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для передачи своих впечатлений о родной стране, в рассказах, рисунках, поделках, театрализованной деятельности.
- Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях.
III этап – Заключительный.
- Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными.
- Совершенствование уровня знаний детей о государственной символике родной страны.
- Сформированность первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, любви к родному дому и семье, проявление интереса и уважения к народным традициям.
- Расширение представлений родителей о содержании патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении.
Перспективное планирование реализации проекта
Оснащение образовательного процесса | Дети | Родители | Даты |
Подготовительный этап | |||
Подбор методической и художественной литературы по нравственно-патриотическому воспитанию. | Проведение первичной диагностики. | Оформление информационных стендов, с целью выявления роли родителей в воспитании патриотических чувств детей дошкольного возраста (см. Приложение 7) | 16.11.2021 – 20.11.2021 |
Этап Практической деятельности | |||
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филлипова Тема беседы: «Города старинные, мастерами славные» стр 80 (см Приложение 1). Цели: закрепить знания детей о народных промыслах; воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков. Оборудование: иллюстративный материал с изображением предметов и игрушек народно-прикладного искусства (городецких, дымковских, гжельских и хохломских мастеров). | Участие в беседе. Чтение рассказа Е. Каменевой «Конь на крыше». Беседа по содержанию. Чтение стихотворений о предметах народно-прикладного искусства. Речевая игра «Расскажи о характерных особенностях узора (цветовая гамма, изображения). Дидактическая игра «Назови правильно мастеров изделия». | Помощь в организации выставки предметов народно-прикладного искусства. | 23.11.2021. |
Организация выставки: «Народная игрушка», «Изделия народно-прикладного искусства». | Посещение выставки. Организация дидактических игр: «Назови правильно мастеров народно-прикладного искусства на (1,2,3,4) стенде», «Определи материал, из которого выполнено изделие», «Какая игрушка заблудилась?», «Какая посуда лишняя?», «Определи предмет и из чего он сделан на ощупь». | Обсуждение с детьми их впечатлений о посещении выставки. | 24.11.2021. |
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова. Беседа на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна» стр. 73 (см. Приложение 2) Цели: расширять представления детей о родной стране; поддерживать интерес к славному прошлому России; способствовать развитию диалогической речи. Оборудование и материалы. Детский атлас мира, глобус, портрет Президента РФ, изображения Государственного флага и герба России. | Участие в диалоге. Работа с атласом и глобусом. Развивающие задания для детей: Игра «Один – много». (Один – боец, солдат, конь, флаг. Много - ….). Игра «Подбери признак». Родина (какая?). Улица (какая?). Дом (какой?). Защитник Отечества (какой?). Дидактическая игра «Над – под – между» на определение расположения полос на российском флаге. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество». | Приобщение родителей к подбору стихотворений к конкурсу чтецов «Горжусь тобой, моя Россия!» | 25.11.2021. |
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова. Познавательная беседа на тему: «История возникновения знамен» стр. 69 (см. Приложение 3). Цели: сформировать у детей элементарные представления о происхождении знамен, закрепить знания о цветах российского флага и их символическом значении, обогащать словарь детей. Оборудование и материалы. Куклы в национальных костюмах, флаги, репродукции живописных произведений «Богатыри» В.М. Васнецова, «Александр Невский» П.Д. Корина. | Разучивание поговорок и пословиц о Родине. Творческое рассказывание «Что представляю я себе, услышав слово Родина». | Родители. Совместная с педагогом подготовка детей к конкурсу чтецов «Горжусь тобой, моя Россия!», Матвея Крюкова «Что Родиной моей зовется», автор Е. Трутнева и Маши Крысенко «Я возьму карандаш…», автор Т. Травник. | 26.11.2021 |
Рисование на тему «Российский флаг». Оборудование и материалы. Изображение российского флага, листы бумаги (формат А-4), гуашь, кисти №10, стаканы с водой, салфетки. Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение отражать увиденное в рисунке. Учить контролировать свою работу, добиваться большей точности, проявлять творческий подход, используя в работе выразительные средства изображения, (флаг развивается на ветру). Закреплять умение оценивать свой рисунок и рисунки своих товарищей. | Рисование, оформление выставки детских работ, рассматривание, обсуждение. | Подбор фотоматериала для оформления альбома «Широка страна моя родная» (см. Приложение 8). | 27.11.2021 |
Аудио запись гимна РФ, авторы – композитор А.В. Александров, поэт С.В. Михалков. Цель. Дать детям представление о гимне, как символе государства, его торжественной песне. Познакомить с правилами поведения, которых нужно придерживаться при исполнении гимна. | Прослушивание гимна, беседа о содержании торжественной песни, разучивание и пение первого куплета. | Изготовление и подбор игрушек «би-бабо», для драматизации сказки «Крылатый символ» и театрализованной деятельности. | 30.11.2021. |
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова. Тема беседы «Герб РФ», стр 93 (см. Приложение 4). Цель. Способствовать развитию познавательного интереса, углубить знания детей о смысловой нагрузке изображений на гербе России. Развивать доказательную речь, активизировать словарь детей. | Участие в диалоге по данной теме. Повторение пословиц и поговорок о Родине. Разучивание приветствия команд к открытому мероприятию. | Проведение семейной беседы с ребенком на тему смыслового содержания пословиц и поговорок, наиболее часто используемых в домашнем окружении ребенка. | 01.12.2021 |
Тема: «Герб России» Программное содержание. Закрепить знания об изображении герба РФ. Совершенствовать технику аккуратного закрашивания. Закреплять умение использовать выразительные средства разных изобразительных материалов. | Рисование, оформление выставки детских работ, рассматривание, обсуждение. Выбор капитанов команд «Соколята», «Совята» для предстоящей викторины знатоков. | Ознакомление с материалами фоторепортажа занятия по рисованию. | 02.12.2021 |
Сказка «Крылатый символ». Театральная ширма, куклы «би-бабо». | Прослушивание сказки «Крылатый символ», беседа по содержанию сказки. Пересказ сказки. Выбор детей на роли героев сказки. | Родители: повторение с детьми пословиц и поговорок о Родине. | 03.12.2021. |
Театральная ширма, куклы «би-бабо»: белка, медведь, сова, три куклы в русских сарафанах. Задачи: развивать умение управлять куклой; произносить реплики по тексту, в сочетании с движением куклы. | индивидуальная работа. Драматизация сказки «Крылатый символ», «Загадки трех русских красавиц». | Разучивание с детьми стихотворений о русской березе в разное время года. | 04.12.2021. |
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю Филиппова. Беседа на тему «Если скажут слово «Родина»…» стр. 86 (см. Приложение 5). Цели: познакомить детей с основными неофициальными символами РФ; воспитывать любовь и уважение к родине, ее истории и культуре. Оборудование и материалы. Картинки с изображением солнца, березы, ромашки, колокольчика, игрушки матрешки. Стихи, загадки. | Участие в диалоге. Физкультминутка «Березки». Игра «Иностранный гость Москвы». Цель игры: в игровой форме закрепить знания детей о России, Москве. | Оказание помощи в оформлении фотоальбома «Широка страна моя родная» (см. Приложение 8). | 07.12.2021 |
Эмблемы команд «Соколята», «Совята». | Познакомить детей с правилами предстоящей викторины «Знатоков». | 08.12.2021. | |
Участие в конкурсе чтецов «Люблю тебя, моя Россия!». | Матвей Крюков «Что Родиной моей зовется?», автор Е. Трутнева и Маша Крысенко «Я возьму карандаш», автор Т. Терентьев. | Просмотр видеозаписи конкурса. | |
Интегрированная ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «С чего начинается Родина». Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Конспект ООД (см. Приложение 6). | ООД проводилась в форме игры-состязания двух команд. Игра используется как основной вид деятельности детей, что позволяет поддерживать познавательный интерес и активность детей на протяжении всей образовательной деятельности. | Просмотр видеозаписи открытого мероприятия. | 09.12.2021 |
Заключительный этап | |||
Обработка и оформления материалов проекта. Анализ результатов. Составление фотоотчета по итогам проекта (см. Приложение 9). | Итоговая диагностика. | Итоговые беседы и консультации. | 10.12.2021. – 11.12.2021 |
Продуктом проекта стали: показ драматизации сказки «Крылатый символ», оформление фотоальбома «Широка страна моя родная».
Библиография проекта
- Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова "Дошкольникам о Москве и родной стране" Москва 2011 г
- Н.В. Алешина "Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью" Москва 2005 г
- А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова "Здравствуй мир" Москва 2001 г
- Н.Е. Вераксы,Т.С. Комарова, М.А.Васильева, ООП дошкольного образования " От рождения до школы"
- А.А. Гусева "Формирование речевых и театральных умений у дошкольников с нарушениями речи" Самара 2017 г
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова "Мы живем в России" Москва 2008 г
- Л.А. Круглова "Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством проектной деятельности" 2014 г
- М. Маханева "Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание.- 1999.- №11
Предварительный просмотр:
Приложение 1
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филлипова
Тема беседы: «Города старинные, мастерами славные»
Цели: познакомить детей с народными промыслами; воспитывать интерес к народному искусству, чувство гордости за сохранение традиций предков.
Оборудование: иллюстрации предметов и игрушкек народно-прикладного искусства.
Ход занятия
Воспитатель. Мы уже говорили о главном городе нашей Родины. О каком? Правильно, о Москве. Москва, как вы уже знаете, — столица нашей страны. Но кроме столицы есть другие города и села в нашем Отечестве. Они славятся своими традициями, мастерами-умельцами и народными промыслами.
Городец
На реке Волге есть старинный городок Городец. А за ним леса большие, есть и дремучие. Когда-то в Городце строили корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, с резными фигурами и узорами. И дома в Городце украшали богатой резьбой, они похожи на сказочные терема. И сани делали там раззолоченные и расписные, каких больше никто нигде и никогда не делал. А еще делают в Городце игрушки — из дерева и глины.
Самое же примечательное в Городце — это конь. Его рисуют на дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены, и даже на разделочных досках. Коней, летящих, подобно птицам, нигде, кроме Городца, не увидишь. Потому так прекрасны эти кони, что делают их настоящие художники. Иногда здесь рисуют людей, диковинных птиц и зверей, яркие сказочные цветы и даже музыкальные инструменты украшают городецкой росписью. А еще мастера расписывают панно, разделочные доски, хлебницы, солонки, сундучки, полочки, коромысла с ведерками — все то, что необходимо человеку в быту.
Была доска некрашеной,
Простою, неприглядной.
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.
Чтение рассказа Е. Каменевой «Конь на крыше».
Дымковская игрушка
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу (район) Дымково. Зимой, когда топят печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму. Здесь в далекую старину зародилась эта игрушка. Стали ее называть дымковской по месту происхождения.
Вначале были свистульки, затем придумали лепить из глины и другие игрушки. Глиняные конники, сказочные жар-птицы, индюки, баранчики в штанишках, няньки с детьми, барышни с кавалерами, водоноски, диковинные олени и козы, всадники на конях. Все игрушки отличаются яркими красками.
Свое умение мастерицы передавали внучкам, а внучки — своим внучкам. Теперь в городе Кирове находятся художественные мастерские по производству дымковской игрушки.
Веселит, ласкает взор
Пестрый, радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки.
Просто загляденье —
Всем на удивление!
Гжель
Недалеко от Москвы среди лесов и полей стоит городок Гжель. Задумались жители этого городка о том, чем им свой край прославить. Нашли они в родной стороне глину белую. И решили лепить из нее посуду. Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называют гжелью — по имени небольшой красивой подмосковной деревни Гжель.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только по всей нашей стране, но и далеко за ее пределами. За что же гжель нравится всем? Чем она так привлекательна?
Прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков — бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что у них небо, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получается роспись! Самый излюбленный узор мастеров — гжельская роза.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, масленки, чайники, чайные и кофейные сервизы, часы, лампы настольные, доски разделочные. Расписывают также скульптуру: девушка, матрешка, петух, кот, обезьяна, лошадь, овечка. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные.
Белый фон, как снег пушистый,
А на нем лишь синий цвет,
Что узор рисует чистый.
И других здесь красок нет.
Хохлома
Издавна делали да расписывали посуду в лесных заволжских деревнях Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино. Но зовут ее не новопокровской или кулигинской, а хохломской. Почему же? А вот как это случилось.
Катили груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки. Узоры. Везли деревянный товар в большое село Хохлому сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. На ярмарке покупатели спрашивали у торговцев: «Откуда посуда?» А те отвечали: «К вам приехала сама золотая Хохлома!» Так с тех пор и повелось: хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписную золотую деревянную утварь хохломой. Что за чудо эта посуда — ложки да чашки, плошки да миски, горшочки да блюда. И все будто золотом покрыты, а поверх золота разные узоры: цветы, листочки, ягоды, птицы сказочные. Глядишь на нее, и глаз радуется. Красота ненаглядная – деревянная посуда.
—Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит.
—А почему же золото в воде не тонет и в огне не горит?
—Положили ложки в миску, налили воды — ложки наверх всплыли, а в огне не горят, потому что их много раз при изготовлении помещали в печь. Одним словом — хохлома огненная, с затейливыми узорами.
Хохлома — роспись по дереву. Росписью украшают детскую мебель: стулья, столы; ложки, вазочки, чаши, ковши, блюда, наборы для меда, кваса, миски, солонки, декоративные панно, яйца, половники, толкушки, короба для специй.
Расписная хохлома!
Удивительной посудой —
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Ребята, сегодня мы познакомились с промыслами городецких, гжельских, дымковских, хохломских мастеров. Какая роспись вам больше всего понравилась? Обсуждение.
Приложение 2
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова.
Беседа на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна»
Цели: расширять представление детей о России как стране, в которой они живут; воспитывать чувство гордости за Родину, сопричастности к ее судьбе, поддерживать интерес к славному прошлому; развивать речь детей.
Оборудование материалы: географическая карта, портрет президента РФ, изображение государственного флага и герба России, рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
Ход ООД
Воспитатель:
Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим нашей Родине. Назовите поселок, в котором мы с вами живем. Ответы детей. Как называется наша страна? Ответы детей. Москва – главный город нашей страны, ее столица. О Москве написано много стихов, песен, ее рисовали многие художники, а народ сложил пословицы и поговорки.
Как Вы думаете, что такое Родина? Ответы детей.
Родина, это место, где мы с вами живем. Где живут наши бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы вашего дома. Мы с вами живем в прекрасной стране Россия. Люди, которые живут в нашей страны называются?.. (россияне). Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
Воспитатель:
О чем этот рассказ? Как еще мы можем назвать Россию? Почему мы называем Россия Отечеством, Родиной-матушкой?
Воспитатель на географической карте показывает территорию нашего государства. Посмотрите, где расположена Россия на географической карте? Она занимает большую территорию. Вот какая большая наша страна!
В России живут люди многих национальностей, говорят они на разных языках, но все хорошо знают русский язык. У каждого народа есть слова, характеризующие его мудрость, черты характера, ловкость, смекалку, трудолюбие. Это нашло свое отражение в пословицах, поговорках, народных песнях, играх и народном творчестве для детей.
Проводится русская-народная игра «Ленточка».
У любой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Ребята, назовите эти символы. Ответы детей. Правильно. Есть такие символы и у России (показывает один за другим государственные символы России).
Проводятся развивающие задания: Игра «Один – много». (Один – боец, солдат, конь, флаг. Много - ….).
Игра «Подбери признак». Родина (какая?). Улица (какая?). Дом (какой?). Защитник Отечества (какой?).
Дидактическая игра «Над – под – между» на определение расположения полос на российском флаге.
Приложение 3
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова.
Познавательная беседа на тему: «История возникновения знамен».
Цели: сформировать у детей элементарные представления о происхождении знамен, закрепить знания о цветах российского флага и их символическом значении, обогащать словарь детей.
Ход занятия
Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли, села или города. В те времена даже счёт войску вели по количеству стягов. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги – древко, полотнище и навершие. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели различные цвета – зелёный, жёлтый, белый, красный. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звёзды и кресты блестели золотом и серебром.
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, то по его приказу на реке Оке начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно – “Орёл”. На его борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге, и для него потребовался опознавательный знак. Для изготовления морских знамен царь приказал выделить красную, белую и лазоревую (голубую) материю. А уже Пётр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг в полоску.
Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим “сине-море”, “белый свет”, “весна-красна”, “красна-девица”. Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани. Белый, синий и красный – цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, всё же не случайно стали они цветами государственного флага России.
Далее проводятся развивающие задания для детей (дидактические и творческие игры).
Приложение 4
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова
Тема беседы «Герб РФ»
Цели: способствовать развития познавательного интереса, углубить знания детей о смысловой нагрузке изображений на гербе России, развивать доказательную речь, активизировать словарь детей.
Ход ООД
Ребята, сегодня мы с Вами поговорим об одном из символов государственной власти – гербе. Показывает изображение. Герб нашей страны – двуглавый орел, правой лапой он сживает скипетр, а в левой лапе – держава. Это символы власти. На голове у орла золотая корона. Крылья золотого цвета похожи на солнце. На груди – щит, на котором изображен Георгий Победоносец. Герб и флаг – отличительные знаки государства, которые созданы в соответствии со строгими правилами, и порядок их использования определяется законом (показывает символы государства). Вспомните, где можно увидеть изображение герба? Какие цвета присутствуют в изображении герба? Где вы уже встречались с красным, синим и белым цветами? В гербе России присутствует черный цвет, что он означает? Ответы детей. Серебряный цвет означает чистоту, золотой (желтый) – богатство. Очертание какого доспеха напоминает герб? Ответы детей. Какая форма у щита российского герба? Ответы детей. Что за птица изображена на гербе России? Ответы детей. Почему на гербе России изображен орел? Ответы детей. Орел на гербе означает силу, гордость, свободу. Государство, на гербе которого изображен орел сильное и непобедимое.
Посмотрите внимательно: орел не обычный, а двуглавый? Почему у него две головы? Русское государство очень большое, головы орла смотрят на запад и восток. Государство большое, но единое. У орла раскинутые крылья, напоминающие лучи солнца.
Что держит орел в лапах? Пояснения касаются державы, скипетра и корон. Все они напоминают о том, что наша Родина – очень древняя страна.
Приложение 5
«Дошкольникам о Москве и родной стране», авторы Н.В. Алешина, Т.В. Смирнова, Т.Ю. Филиппова
Беседа на тему «Если скажут слово «Родина»…»
Цели: познакомить детей с основными неофициальными символами РФ, воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование и материалы: картинки с изображениями солнца, березы, ромашки, колокольчика, матрешки.
Ход ООД
Воспитатель:
Россия наша родина. Родина у нас у всех единственная как у каждого человека одна мама, один папа, так и родина у каждого человека бывает одна. Какие три отличительных знака есть у любой страны, а том числе России? Ответы детей. Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове «Родина» представляет что-то свое, очень-очень родное. Дети читают стихи о Родине. Как Вы думаете, что обычно представляют люди, когда слышат слово «Родина»? Ответы детей. Многие люби символом России считают белоствольную берёзоньку, потому что таких берез нет больше нигде в мире. Недаром многие русские поэту посвящали им свои стихи. Чтение детьми стихотворений С. Есенина «Береза» и А. Прокофьева «Люблю березу русскую». Проводится хоровод «Березка».
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку.
Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает (Солнце).
Каждый день восходит солнце, чтобы обогреть землю. Все рады солнышку, но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож месяц постучал к солнышку, чтобы оно проснулось. А солнышко сладко спит. На улице темно и не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова закрыло глазки, но время не ждет. Надо будить землю. Солнышко потянулось и встало с кроватки. Умыло глазки, щечки, ротик, расчесало свои волосы-лучики. Поправило свое платьице и вышло на небо. Проснулось солнце – ожила земля. Мы с вами тоже просыпаемся по утрам.
А теперь я хочу загадать вам загадку: что мы сначала ломаем, а потом играем? Матрешка. Из чего сделаны матрешки? Ответы детей. Делают матрешки обычно из липы и других пород дерева. Мастера сначала вытачивают самую маленькую матрешку, потом побольше, а потом самую большую. Женщины-художницы расписываю их ярками цветами. А расписать матрешку можно по-разному. У матрёшек города Семенова многоцветная роспись и богатый узор. Показывает матрешку. Матрешки Полховского Майдан тоже очень красочные. Показывает матрешку.
Девочки читают стихи о матрешках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию...
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» в подготовительной группе
Закрепить знания детей о том, что наша Родина- Россия, названия российских городов, названия рек, народных праздников. Формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить знания ...
Проект по патриотическому воспитанию«С чего начинается Родина…» в средней группе
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Каким ребёнок станет, полностью зависит от взрослых: родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Какие знания о...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина" для средней группы
Тип проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.Целевые участники проекта:● Дети средней группы (4-5 лет).● Педагоги группы.● Родители воспитанников.Условия реализации про...
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" в средней группе
Целью ОД: дать детям представление, что такое Родина, родной край. Познакомить с картой и символикой, формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном городе; развивать с...
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина?» в подготовительной группе.
Формирование патриотических и гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию " С чего начинается Родина" в средней группе
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем.Осознание значимости воспитания ...