Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина" для средней группы
проект (средняя группа)

Кочетова Екатерина Сергеевна

Тип проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Целевые участники проекта:

● Дети средней группы (4-5 лет).

● Педагоги группы.

● Родители воспитанников.

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Цель проекта: Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой Родине, создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи: 1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края; расширять знания о родном крае, городе;

2. Развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;

3. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

4. Воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;

5. Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;

6. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

7. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий;

8. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;

9. Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут: познакомить с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них;

10. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

11. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina_srednyaya_gruppa.docx36.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад №1»

Проект 

по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема проекта: «С чего начинается Родина»

Тип проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Группа: средняя «Теремок»  (компенсирующей  направленности)

Сроки реализации: 01.11 2022г. – 30.03. 2023г.

г. Троицк

2022 г.

Паспорт проекта

Тип проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.

Целевые участники проекта:

  • Дети средней группы (4-5  лет).
  • Педагоги группы.
  • Родители воспитанников.

Условия реализации проекта:  заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Продолжительность проекта: 01.11 2022г. – 30.03. 2023г.

Актуальность

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

К.Паустовский

   Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Но с введением в действие закона РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

     В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.

      «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев.

     Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям не понятны понятия страна, патриотизм, Родина…. Но наша задача – воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее.

 Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.      

    Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему городу. Ведь каждый город в России уникален, необычен по своему. И показать ребенку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!

     Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие.

Проблема:

       Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

       Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

       Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города,  области, страны .

       Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

       Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Цель проекта:

      Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой Родине, создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи:

 1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края; расширять знания о родном крае, городе;

2. Развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;

 3. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие      интереса к истории семьи, семейным традициям;

4. Воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;

5. Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;

6. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

7. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий;

8. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;

9. Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут: познакомить с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них;

10. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

11. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

Методы и приёмы, используемые в работе над проектом.

1.Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ; наблюдение; сравнение; метод вопросов; метод повторения; метод моделирования; решение логических задач.

2.Методы повышения эмоциональной активности: словесный; игровой (воображаемая ситуация); придумывание сказок, загадок, рассказов; сюрпризные моменты и элементы новизны; пример взрослого, родителя; юмор и шутки; сочетание разнообразных средств на одном занятии.

3. Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее); игровые приемы; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы).

Приемы: показ с пояснением; игровой прием; прием вопросов; использование игрового персонажа; речевой (процесс говорения как образец); действенное соучастие детей; применение выразительных средств речи; демонстрация иллюстраций; рассматривание; использование ИКТ; рассказ воспитателя; рассказ детей; чтение.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Ожидаемые результаты:

  • Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, что это их «малая» Родина, испытывают чувство гордости за свой край.
  • Дети знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
  • Дети имеют представления об исторических памятниках.
  • Дети проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
  • Дети знают и называют место проживания, свой домашний адрес.
  • Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье
  • Дети  умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
  • Расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
  • Формирование у детей системы понятий духовных семейных ценностей,
  • Самовыражение творческих способностей детей;
  • Обогащение знаний детей о музейной культуре;
  • - Формирование элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Активизация словаря, развитие связной речи детей.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

1 этап - подготовительный (Участники - педагоги, дети, родители), включает в себя:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы по данному вопросу, наглядного материала для взрослых и детей.
  • Подбор интернет - ресурсов по теме.
  • Определение целей и задач, актуальность темы.
  • Планирование совместной деятельности.
  • Подбор дидактических пособий.
  • Анализ предметной среды группы.
  • Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.
  • Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка».

2 этап - основной (Участники - педагоги, дети, родители), включает в себя формы работы с детьми:

  • Непосредственно образовательная деятельность.
  • Тематические беседы (Ознакомление детей с историей возникновения города, с символикой города).
  • Консультации для родителей (Повышение педагогической компетенции родителей).
  • Составление памяток для родителей (Педагогическое просвещение родителей).
  • Чтение различной художественной литературы по теме (Ознакомление детей с произведениями о Родине).
  • Дидактические игры (Расширение у детей знаний о себе, о городе (герб, улицы, достопримечательности), о профессиях родителей).
  • Пальчиковые игры (Развитие речи и моторики рук).
  • Составление рассказов (из личного опыта) - (Развитие умения слушать и слышать собеседника, развитие речи и образного мышления).
  • Рисование, аппликация, лепка по теме (Развитие творческих способностей детей, привитие аккуратности в работе, воспитание любви к труду).
  • Прогулки (Расширение кругозора детей, привитие любви к родному городу).
  • Домашние задания для детей совместно с родителями (Вовлечение родителей в совместную работу по патриотическому воспитанию детей).
  • Составление тематических альбомов  (Восприятие и формирование зрительных образов).
  • Оформление родительского уголка, папок-передвижек (Педагогическое просвещение родителей).
  • Фотоконкурсы  (Создание предметно - развивающей среды).
  • Презентации (Расширение представлений детей о  России, о Курске, о природных богатствах Родины).
  • Календарные праздники.
  • Развлечения, досуги.
  • Экскурсии.
  • Выставки детских работ.

3 этап - заключительный (Участники - педагоги) , включает в себя:

  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Презентация проекта (Обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов).

План-график мероприятий.

Тема

Мероприятие

Сроки

Ответствен-ный

Выход

документа

«Мой

любимый

детский

сад»

-Экскурсия по детскому саду и знакомство  с трудом сотрудников.

-Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

- Прогулки «Мой детский сад».

- Создание и рассматривание альбома « Жизнь нашей группы».

- Пальчиковая игра «Здравствуй».

- Составление рассказа (из личного опыта) «Дорога в детский сад».

- Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».

-Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

- Чтение «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Родное гнездышко», «С добрым утром» Г.Ладонщиков и разучивание стихов о дружбе.

-  Разучивание пословиц, чистоговорок по теме.

- Д/И «Назови какой», «Подбери признак».

- Рисование на тему «Мой детский сад».

- Домашние задания для детей совместно с родителями “Моя любимая игрушка”.

-Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» (Повышение педагогической компетенции родителей).

-Изготовление альбома «Жизнь нашей группы».

-Памятка для родителей: «Как научить детей дружить».

- Тематический праздник с мамами “День матери” с чаепитием.

- Изготовление поделок к Дню Матери.

Ноябрь-

декабрь

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Воспитатель

логопед

Воспитатель

Педагог дополнительного образования

Учитель-логопед

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Воспитатель

Фотоотчет

План беседы

План прогулки

Альбом

Картотеки

Картотеки

Выставка

рисунков

Тетрадь домашних заданий

Анкеты

Папка-передвижка

Альбом

Буклеты

Конспект развлечения

Детские поделки

«Моя семья»

-Рассказы детей о членах своей семьи.

-

Изготовление альбома «Моя семья»

-Беседа «Что значит любить родителей?»

- Беседа «Традиции семьи».

- Чтение  «Рисунок», «Родная песенка» П.Синявский.

-  Разучивание пословиц, чистоговорок по теме.

- Пальчиковые игры «Здравствуй», «Дом на горе».

- Д/И «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по другому», «Чьи родители это делают?», « Ты да я – мы семья».

- Составление рассказа (из личного опыта) «Дом, в котором я живу».

- Рисование на тему «Мой дом».

- Прогулка «Белая береза под моим окном».

- Домашнее задание для детей совместно с родителями “Моя семья”.« Моя улица», «Мой дом».

-Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье».

- Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьей» (Повышение педагогической компетенции родителей).

январь

Учитель-логопед

Родители

Родители

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог дополнительного образования

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Воспитатель

Книжка-малышка

Альбом

Картотека

Картотека

Коллаж

Выставка рисунков

План прогулки

Тетрадь домашних заданий

Фотоотчет

Папка-передвижка

«Наши защитники»

«Народ-ное творчес-тво»

-Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

-Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

-Изготовление подарков для мальчиков,пап,  братьев, дедушек.

-Аппликация «Самолеты».

- Чтение «Здравствуй, Родина моя» В.Орлов, «Главные слова» Л.Олифиров, «Наш край» А.Пришелец.

-  Разучивание пословиц, чистоговорок по теме.

- Пальчиковая игра «Дом и ворота».

-Заучивание песен и стихов об армии

-Игровая ситуация «Мы солдаты».

- Спортивный праздник с папами, посвящённый 23 февраля.

- Составление рассказа (из личного опыта) “Мой папа - защитник Родины”.

- Домашнее задание для детей совместно с родителями “Наши защитники»

Изготовление газеты « Мой папа самый лучший».

- Оформление родительского уголка, папок-передвижек «23 февраля – День защитников Отечества», “Масленица”.

-  Фольклорный праздник «Масленица” (посиделки с бабушками, чаепитие с блинами)

 - Конкурс творческих работ «Веселая Масленица».

-Мастер-класс  «Народная игрушка (Тряпичные куклы)».

-

февраль

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Музыкаль-ный руководи-тель

Воспитатель

Воспитатель

Физинструк-тор

Учитель-логопед

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Родители

Педагог дополнительного образования

Фотоальбом

Открытки

Выставка детских работ

Картотека

Сценарий праздника

Тетрадь домашних заданий

Газета

Уголок для родителей

Сценарий

Выставка работ

Куклы

«Мой любимый город - Троицк»

Результат

работы

- Создание коллективной композиции “Российский флаг”.

-Мультимедийная презентация «Москва - столица нашей Родины».

-Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

- Прогулки «Моя улица».

- Беседы «Я люблю тебя, Троицк», «Символы города», «Чем помочь родному городу?».

- Чтение «Что мы Родиной зовем?» В.Степанов.

-  Разучивание пословиц, чистоговорок по теме.

 - Пальчиковая игра «Транспорт».

- Домашние  задания для детей совместно с родителями «Наш город. Моя улица», «Наш город. Дом».

-Рассматривание фотографий с улицами города.

 -Д/И «Узнай свой город»

 - Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»,  « Праздничный салют».

- Фотоконкурс «Лучшие места города».

- Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном городе».

-Родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми» (Повышение педагогической компетенции родителей).

- Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

- Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Занятие-развлечение «Мой любимый город»

- Презентация проекта.

март

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Родители

Воспитатель

Воспитатель

Педагог дополнительного образования

Родители

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Учитель-логопед

Воспитатель

Учитель-логопед

Коллективная композиция

Презентация

План беседы

Картотека прогулок

Картотека игр

Тетрадь домашних заданий

Альбом

Фото города

Выставка работ

Фотоальбом

Памятка

План собрания

Книжная выставка

Буклет

Видеозапись

Презентация

Вывод: Целенаправленно развивая любовь и привязанность к родному дому,  мы закладываем первую ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

«Родной дом» - сложное и многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» Родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но и с родным городом, с окружающей природой. Позже происходит осознание причастности к краю и к России, огромной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.

Литература:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.

2. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.

4. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников.

5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)

6. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.

7. http://dohcolonoc.ru

8. http://www.maam.ru

9. http://nsportal.ru

10. http://pedsovet.su

11. http://kokarevala.narod.ru

12. http://nsportal.ru

13. http://vospitatel.com.ua

14. http://centrideia.ru

15. https://infourok.ru

16. http://ped-kopilka.ru

                                                                                                  Приложение

Анкета для родителей

«Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы.

  1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах гражданско-патриотического воспитания?

Да.

Нет.

  1. Что для вас означает выражение «быть патриотом»? _____________________________________________________________________________________________
  1. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств?

Да.

Нет.

  1. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

В школе.

В семье.

В детском саду.

  1. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о городе, в котором он живет?

Да.

Нет.

Иногда.

  1. Рассказываете ли вы своему ребенку о городе Троицке, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да.

Нет.

Иногда.

  1. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

______________________________________________________________________

  1. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

__________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

__________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»

 Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» «С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем д...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» средняя группа

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..»  С целью изучения семьи, истории своего города, его значимых мест, для совместного творчества родите...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина…» (средняя группа)

Проект по нравственно-патриотическомувоспитанию «С чего начинается Родина…»                             ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию " С чего начинается Родина" в средней группе

Нравственно-патриотическое  воспитание  детей  дошкольного  возраста  становится  одной  из  актуальных  проблем.Осознание значимости  воспитания ...