Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина" для средней группы
проект (средняя группа)
Тип проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.
Целевые участники проекта:
● Дети средней группы (4-5 лет).
● Педагоги группы.
● Родители воспитанников.
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Цель проекта: Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой Родине, создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи: 1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края; расширять знания о родном крае, городе;
2. Развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
3. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
4. Воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
5. Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
6. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
7. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий;
8. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;
9. Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут: познакомить с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них;
10. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
11. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina_srednyaya_gruppa.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад №1»
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема проекта: «С чего начинается Родина»
Тип проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.
Группа: средняя «Теремок» (компенсирующей направленности)
Сроки реализации: 01.11 2022г. – 30.03. 2023г.
г. Троицк
2022 г.
Паспорт проекта
Тип проекта: групповой, информационно-практико-ориентированный, долгосрочный.
Целевые участники проекта:
- Дети средней группы (4-5 лет).
- Педагоги группы.
- Родители воспитанников.
Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
Продолжительность проекта: 01.11 2022г. – 30.03. 2023г.
Актуальность
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.
К.Паустовский
Проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Но с введением в действие закона РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев.
Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям не понятны понятия страна, патриотизм, Родина…. Но наша задача – воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему городу. Ведь каждый город в России уникален, необычен по своему. И показать ребенку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!
Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны .
Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
Цель проекта:
Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой Родине, создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края; расширять знания о родном крае, городе;
2. Развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
3. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
4. Воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
5. Формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
6. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
7. Воспитывать уважение к труду людей разных профессий;
8. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала;
9. Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут: познакомить с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них;
10. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
11. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
Методы и приёмы, используемые в работе над проектом.
1.Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ; наблюдение; сравнение; метод вопросов; метод повторения; метод моделирования; решение логических задач.
2.Методы повышения эмоциональной активности: словесный; игровой (воображаемая ситуация); придумывание сказок, загадок, рассказов; сюрпризные моменты и элементы новизны; пример взрослого, родителя; юмор и шутки; сочетание разнообразных средств на одном занятии.
3. Методы обучения и развития творчества: эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности; исследование предметов и явлений неживой природы (обследование); прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее, будущее); игровые приемы; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы).
Приемы: показ с пояснением; игровой прием; прием вопросов; использование игрового персонажа; речевой (процесс говорения как образец); действенное соучастие детей; применение выразительных средств речи; демонстрация иллюстраций; рассматривание; использование ИКТ; рассказ воспитателя; рассказ детей; чтение.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Ожидаемые результаты:
- Дети имеют представление о городе, в котором они живут. Знают, что это их «малая» Родина, испытывают чувство гордости за свой край.
- Дети знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
- Дети имеют представления об исторических памятниках.
- Дети проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
- Дети знают и называют место проживания, свой домашний адрес.
- Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье
- Дети умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;
- Расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- Формирование у детей системы понятий духовных семейных ценностей,
- Самовыражение творческих способностей детей;
- Обогащение знаний детей о музейной культуре;
- - Формирование элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;
- Активизация словаря, развитие связной речи детей.
Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.
1 этап - подготовительный (Участники - педагоги, дети, родители), включает в себя:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы по данному вопросу, наглядного материала для взрослых и детей.
- Подбор интернет - ресурсов по теме.
- Определение целей и задач, актуальность темы.
- Планирование совместной деятельности.
- Подбор дидактических пособий.
- Анализ предметной среды группы.
- Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, физминуток, пословиц, чистоговорок по теме проекта.
- Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка».
2 этап - основной (Участники - педагоги, дети, родители), включает в себя формы работы с детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность.
- Тематические беседы (Ознакомление детей с историей возникновения города, с символикой города).
- Консультации для родителей (Повышение педагогической компетенции родителей).
- Составление памяток для родителей (Педагогическое просвещение родителей).
- Чтение различной художественной литературы по теме (Ознакомление детей с произведениями о Родине).
- Дидактические игры (Расширение у детей знаний о себе, о городе (герб, улицы, достопримечательности), о профессиях родителей).
- Пальчиковые игры (Развитие речи и моторики рук).
- Составление рассказов (из личного опыта) - (Развитие умения слушать и слышать собеседника, развитие речи и образного мышления).
- Рисование, аппликация, лепка по теме (Развитие творческих способностей детей, привитие аккуратности в работе, воспитание любви к труду).
- Прогулки (Расширение кругозора детей, привитие любви к родному городу).
- Домашние задания для детей совместно с родителями (Вовлечение родителей в совместную работу по патриотическому воспитанию детей).
- Составление тематических альбомов (Восприятие и формирование зрительных образов).
- Оформление родительского уголка, папок-передвижек (Педагогическое просвещение родителей).
- Фотоконкурсы (Создание предметно - развивающей среды).
- Презентации (Расширение представлений детей о России, о Курске, о природных богатствах Родины).
- Календарные праздники.
- Развлечения, досуги.
- Экскурсии.
- Выставки детских работ.
3 этап - заключительный (Участники - педагоги) , включает в себя:
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Презентация проекта (Обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов).
План-график мероприятий.
Тема | Мероприятие | Сроки | Ответствен-ный | Выход документа | ||||
«Мой любимый детский сад» | -Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. -Беседы «Моя группа», «Мои друзья». - Прогулки «Мой детский сад». - Создание и рассматривание альбома « Жизнь нашей группы». - Пальчиковая игра «Здравствуй». - Составление рассказа (из личного опыта) «Дорога в детский сад». - Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково». -Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?» - Чтение «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Родное гнездышко», «С добрым утром» Г.Ладонщиков и разучивание стихов о дружбе. - Разучивание пословиц, чистоговорок по теме. - Д/И «Назови какой», «Подбери признак». - Рисование на тему «Мой детский сад». - Домашние задания для детей совместно с родителями “Моя любимая игрушка”. -Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» (Повышение педагогической компетенции родителей). -Изготовление альбома «Жизнь нашей группы». -Памятка для родителей: «Как научить детей дружить». - Тематический праздник с мамами “День матери” с чаепитием. - Изготовление поделок к Дню Матери. | Ноябрь- декабрь | Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Воспитатель логопед Воспитатель Педагог дополнительного образования Учитель-логопед Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Воспитатель | Фотоотчет План беседы План прогулки Альбом Картотеки Картотеки Выставка рисунков Тетрадь домашних заданий Анкеты Папка-передвижка Альбом Буклеты Конспект развлечения Детские поделки | ||||
«Моя семья» | -Рассказы детей о членах своей семьи. - Изготовление альбома «Моя семья» -Беседа «Что значит любить родителей?» - Беседа «Традиции семьи». - Чтение «Рисунок», «Родная песенка» П.Синявский. - Разучивание пословиц, чистоговорок по теме. - Пальчиковые игры «Здравствуй», «Дом на горе». - Д/И «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по другому», «Чьи родители это делают?», « Ты да я – мы семья». - Составление рассказа (из личного опыта) «Дом, в котором я живу». - Рисование на тему «Мой дом». - Прогулка «Белая береза под моим окном». - Домашнее задание для детей совместно с родителями “Моя семья”.« Моя улица», «Мой дом». -Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье». - Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьей» (Повышение педагогической компетенции родителей). | январь | Учитель-логопед Родители Родители Воспитатель Воспитатель Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Учитель-логопед Педагог дополнительного образования Учитель-логопед Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Воспитатель | Книжка-малышка Альбом Картотека Картотека Коллаж Выставка рисунков План прогулки Тетрадь домашних заданий Фотоотчет Папка-передвижка | ||||
«Наши защитники» «Народ-ное творчес-тво» | -Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий. -Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». -Изготовление подарков для мальчиков,пап, братьев, дедушек. -Аппликация «Самолеты». - Чтение «Здравствуй, Родина моя» В.Орлов, «Главные слова» Л.Олифиров, «Наш край» А.Пришелец. - Разучивание пословиц, чистоговорок по теме. - Пальчиковая игра «Дом и ворота». -Заучивание песен и стихов об армии -Игровая ситуация «Мы солдаты». - Спортивный праздник с папами, посвящённый 23 февраля. - Составление рассказа (из личного опыта) “Мой папа - защитник Родины”. - Домашнее задание для детей совместно с родителями “Наши защитники» Изготовление газеты « Мой папа самый лучший». - Оформление родительского уголка, папок-передвижек «23 февраля – День защитников Отечества», “Масленица”. - Фольклорный праздник «Масленица” (посиделки с бабушками, чаепитие с блинами) - Конкурс творческих работ «Веселая Масленица». -Мастер-класс «Народная игрушка (Тряпичные куклы)». - | февраль | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Учитель-логопед Музыкаль-ный руководи-тель Воспитатель Воспитатель Физинструк-тор Учитель-логопед Воспитатель Родители Воспитатель Воспитатель Учитель-логопед Родители Педагог дополнительного образования | Фотоальбом Открытки Выставка детских работ Картотека Сценарий праздника Тетрадь домашних заданий Газета Уголок для родителей Сценарий Выставка работ Куклы | ||||
«Мой любимый город - Троицк» Результат работы | - Создание коллективной композиции “Российский флаг”. -Мультимедийная презентация «Москва - столица нашей Родины». -Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу». - Прогулки «Моя улица». - Беседы «Я люблю тебя, Троицк», «Символы города», «Чем помочь родному городу?». - Чтение «Что мы Родиной зовем?» В.Степанов. - Разучивание пословиц, чистоговорок по теме. - Пальчиковая игра «Транспорт». - Домашние задания для детей совместно с родителями «Наш город. Моя улица», «Наш город. Дом». -Рассматривание фотографий с улицами города. -Д/И «Узнай свой город» - Рисование на тему «Там, где я живу, красиво», « Праздничный салют». - Фотоконкурс «Лучшие места города». - Консультация для родителей «Что должен знать ребенок о родном городе». -Родительское собрание «Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми» (Повышение педагогической компетенции родителей). - Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. - Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников. Занятие-развлечение «Мой любимый город» - Презентация проекта. | март | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Учитель-логопед Родители Воспитатель Воспитатель Педагог дополнительного образования Родители Воспитатель Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Воспитатель Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Учитель-логопед | Коллективная композиция Презентация План беседы Картотека прогулок Картотека игр Тетрадь домашних заданий Альбом Фото города Выставка работ Фотоальбом Памятка План собрания Книжная выставка Буклет Видеозапись Презентация |
Вывод: Целенаправленно развивая любовь и привязанность к родному дому, мы закладываем первую ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
«Родной дом» - сложное и многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» Родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но и с родным городом, с окружающей природой. Позже происходит осознание причастности к краю и к России, огромной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
2. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.
4. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников.
5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.)
6. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие.
11. http://kokarevala.narod.ru
Приложение
Анкета для родителей
«Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы.
- Считаете ли вы себя компетентным в вопросах гражданско-патриотического воспитания?
Да.
Нет.
- Что для вас означает выражение «быть патриотом»? _____________________________________________________________________________________________
- Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств?
Да.
Нет.
- Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
В школе.
В семье.
В детском саду.
- Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о городе, в котором он живет?
Да.
Нет.
Иногда.
- Рассказываете ли вы своему ребенку о городе Троицке, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
Да.
Нет.
Иногда.
- В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?
______________________________________________________________________
- Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?
__________________________________________________________________________________________________________
- Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?
__________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государст...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Материалл содержит описание целей и задач проекта, методы реализации и подробный перспективный план реализации по разделам: наша дружная семья,детский сад - второй дом, моя малая Родина, широка страна...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина»...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» «С чего начинается Родина?С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем д...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» средняя группа
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина..» С целью изучения семьи, истории своего города, его значимых мест, для совместного творчества родите...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина…» (средняя группа)
Проект по нравственно-патриотическомувоспитанию «С чего начинается Родина…» ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию " С чего начинается Родина" в средней группе
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем.Осознание значимости воспитания ...