Консультация " Изучаем Российскую символику с дошкольниками"
консультация (подготовительная группа)

Тагаева Гульзор Курбоналиевна

Воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольника можно начать с привитием уважения и любви к малой родине. А для разностороннего развития ребенка не менее важно организовать и знакомство с Российской символикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolika.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Изучаем Российскую символику с дошкольниками»

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы. Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.

Реализовать эту задачу можно посредством организации бесед, рассматривания иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр-путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы. В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств, имеющих изображения государственных символов. Прежде чем начать работу по ознакомлению детей с государственными символами, следует выявить имеющиеся у дошкольников представления о гербе и флаге России. Важным условием эффективности работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Ребенок на пороге школы, во-первых, должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. Во-вторых, у старших дошкольников можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страныВ-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России. В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольников, поскольку образно – символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины, невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений. Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть – это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности. Все занятия цикла условно можно разделить на основные и вспомогательные. Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России. Во-первых, с российским триколором дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах. Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение. Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна. Далее желательно провести занятие «Герб Москвы», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Дети слушают легенду о всаднике и драконе, изображенных на гербе Москвы, затем самостоятельно анализируют его цветовое решение. Только после этого целесообразно провести занятие – исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют. Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов от простого к сложному, и даст хорошие результаты. При подготовке к занятиям целесообразно использовать книги и пособия, выполняющие информационную функцию, т.е. помогающие восполнить имеющийся дефицит собственных познаний в данной области: Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2002г, или Министерство образования Российской Федерации. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие. М.: ЦНСО, 2003. (комплект: книги + компьютерный диск). Можно применять также следующие методические пособия:  

1. Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003.

2. Ерохина ЕЛ., Круглова ТА. Государственные символы России. Флаг; герб, гимн. М.: Ювента, 2002.

3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998.

4. Новиков СВ., Новикова ЕЛ. Родная история. М.: ЭКСМО, 2004.

5. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002.

6. Ривина Е.К. Российская символика: Иллюстративно-дидактический материал для образовательных учреждений.   М.: АРКТИ, 2005.

7. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.

Примерные вопросы для беседы с детьми:

• Что это? (герб России, флаг России)

• Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный)

• Что означают цвета Российского флага? (белый цвет – снег, облака; синий – небо, реки и моря, красный – огонь)

• Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий змея)

• Что означает изображение двуглавого орла? (солнце)

• Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)

• Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолетах)

• Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)

• Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей, самолетов других стран)

• Зачем нужны стране герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране)

Дидактические игры: «Сложи узор на щите из мозаики». «Найди среди гербов разных стран герб России. «Государственные символы России». «Государственные праздники России».

Использованная литература: 

Данилина П.Н. Дошкольнику, об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: АРКТИ, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомим дошкольников с российской символикой

Конспект занятия по познавательному развитию...

Конспект открытого интегрированного занятия для педагогов в подготовительной группе по теме «Российская символика»

Закрепление знаний российской символики. Воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество....

Консультация для родителей "Что можно рассказать детям о российской символике?Флаг и герб России."

Консультация для родителей "Что можно рассказать детям о российской символике?Флаг и герб России."...

Консультация для родителей "Что, можно рассказать детям о российской символике?"

Совместно с родителями знакомим детей с российской символикой. Флагом и гербом России....

Консультация "Изучаем Российскую символику с дошкольниками"

Воспитание гражданско-патриотических качеств у дошкольника можно начать с привитием уважения и любви к малой родине. А для разностороннего развития ребенка не менее важно организовать и знакомство с Р...

Консультация для педагогов "Изучаем Российскую символику с детьми старшего возраста".

Консультация для педагогов  "Изучаем Российскую символику"....