Мы куряне славные
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Музыкально-художественное событие
«Мы куряне славные»
Материалы и оборудование: холм, лавки, молоты, серпы, мечи, щиты, короба с зерном, декорации рек Сейма и Тускари, макет Знаменского собора, жилых домов, карта-схема курской крепости, заготовки - бревна, наковальня, топоры, молотки, башни, цветы, экран, проектор, компьютер, костюмы (головные уборы, украшения, рубашки, пояса) в стилистике одежды жителей древнего Курска.
На экране проекция картины «Река Тускарь» А. Дейнеки. Голос:
Открой, мой друг, прекрасные страницы
Истории утраченной своей.
И в памяти былое возродится,
И душу тронет курский соловей!
Из-за закрытого занавеса выходят Ведущая и девочка в костюме Княгини.
Девочка: Что мы Родиной зовем?
Вед: Дом, где мы с тобой живем,
Девочка: И березки, вдоль которых вместе с мамой мы идем!
Что мы Родиной зовем?
Вед: Поле с тонким колоском, наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Девочка: Что мы Родиной зовем?
Вед: Все, что в сердце бережем!
Земля знаменитая курская, где княжит весной соловей,
Слияние Сейма и Тускари, сияние вод и полей!
Девочка: Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною,
Перед солоно да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.
Вед: Не было на Руси с юга, с полуденной стороны, надежного щита от злых врагов. Снова и снова горели города и села, и не было на Руси покоя. А народ русский уцелел!
Открывается занавес: сцена из жизни жителей древнего городища (музыка А. Бородина начало 2 го действия оперы "Князь Игорь"). Земледельцы сеют хлеб, уходят. На экране проекция картины "Рожь" И. Шишкина.
Танец жниц.
Сцена захвата половцами. Городище в огне. (Музыка А. Бородина из оперы
"Князь Игорь". На экране проекция картины «Поле после побоища» В. Верещагина.
Вед: И всякого врага из степи, что на Русь шел тайным набегом, первыми встречали курские горожи… И так из года в год, из века в век… Щитом стояли меж Русью и степными кочевниками. "…Воеваша половци Куреск, и плениша землю всю и пожгоша…".
Девочка: Под Курском храбрая дружина,
В злат-стремень скоро станет князь.
Вот уж тогда держись, вражина. –
И на тебя рука нашлась!
Вед: В пожарах кочующих выгорев, траву расстилала, как шелк,
Родная земля, где за Игорем в бессмертие полк его шел!
Открывается занавес. Выходит Князь Буй Тур Всеволод – курский князь.
Князь Всеволод: Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!
Копиё хочу я преломить в половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!
Мальчик: Слышь трубы звонкие запели, срывают ратников чуть свет,
Так всякий раз: в походном деле без нас, курян, удачи нет!
Мирные жители переодеваются в одежду воинов (шлемы, плащи, мечи). Слышен топот копыт (в записи). Начинается бой.
Сцена боя с половцами. Победа. Освобождение пленных.
Вед: Земля, где поля бережённые
Топтала в налетах орда.
Земля, где Батыем сожжённые,
На пепле росли города!
Входят воины и девочки.
Девочка из жниц: Ой вы, гой еси, богатыри святорусские,
Ай седлали вы коней добрых, да стояли вы за веру и Отечество.
И поклон вам от Руси во веки веков!
Князь (мальчик): А куряне славные – витязи исправные:
Родились под трубами, росли под шеломами,
Выросли как воины, с конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы, все яруги знаемы,
Луки их натянуты, колчаны отворены,
Сабли их наточены, шлемы позолочены.
Сами скачут по полю волками и всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами князю – славы, почестей – себе!
Князь: Государь своим указом срочный отдавал наказ,
Крепость строить тот же час.
На Тускуре, на реке, на высоком на холме,
В порубежной всё земле!
Князь обращается к дружинникам:
Ты - мой самый храбрый дружинник. Назначаю тебя Воеводою. А тебя, мой храбрый воин, городским Головою. Останьтесь в городе и постройте здесь крепость!
Воевода: Гой еси, мои люди работные! Берите вы топорики!
Несите брёвна крепкие, будем строить крепость!
Выходят Зодчие с чертежом – планом крепости (копия), затем начинается строительство.
Девочка: В славном городе, во Курске крепость грозная стоит.
Крепость грозная стоит, всем врагам бежать велит!
На экране проекция фотографии старого г. Курска, приглушается свет.
Вед: Заповедный уголок, древнерусский городок.
Городок из колоколен, мельниц, кузниц и часовен,
Из крылечек расписных, из наличников резных!
Наступает вечер, соловьи поют, девушки с венками хоровод ведут.
Девочка:
Грустно смотрит в воды Кура, косу трогая рукой,
Молодая северянка: ждет любимого домой!
Танец с венками, муз. И. Крутого
Вед: Много еще легендарных сражений и великих побед испытала земля знаменитая курская.
А сколько рождала героев ты славных
Для битв за Отчизну, родная земля!
Доныне мне слышится плач Ярославны,
Когда выхожу я в родные поля! Звучат колокола.
На фоне звучания колоколов на собор опускаются купола, поднимается Триумфальная арка, дома.
Вед: Ты мне дорог, мой край, уцелевший от гроз.
Я люблю твои дали степные.
Всю Россию родную люблю я до слез,
А мой Курск - это трижды Россия!
Звучит песня "Родная земля и в горсти мила" (сл. и муз. М.М.Грязновой) в исполнении детей подготовительной к школе группы (ансамбль "Домисолька").
С окончанием песни на авансцене сыплются цветы. Дети заходят за занавес. Занавес закрывается. Затем снова открывается, поклон ,занавес закрывается.
Занавес открыть. На сцене мальчик- Князь и три мальчика в костюмах богатырей (в стилистике картины В.Васнецова "Богатыри").
Князь: А если снова Русь святую военным захлестнем огнем
И враг пойдет напропалую,
Вместе: Вы позовите – мы придем! Занавес закрыть.
На экране видеоряд: курские достопримечательности на фоне музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенний утренник для детей подготовительной группы "Осень-славная пора, вновь в уметский край пришла!"
Осенний утренник для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....
«Славный Прикамский край» (непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
Целью совместной деятельности было, через обобщение ранне полученных знаний о Перми и Пермском крае познакомить их еще с одним городом – Соликамск и со способом добычи соли через выпаривание. Чт...
Проект. Славный путь 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.
Одним из постулатов патриотического воспитания в детском саду является формирование у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлог...
Проект "Этот славный День Победы!"
Проект, посвященный Дню Победы реализован с детьми старшей логопедической группы детского сада и их семьями....
Спектакль – импровизация «Про девушку славную-Золушку прекрасную»
Представлен авторский сценарий спектакля для самостоятельной инсценирования педагогами в группе старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД "Знаменитые куряне - изобретатели"
1. Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2. Познакомить детей с великими изобретателями Курской области и их и...
Мы – куряне-северяне
Режиссерское конструирование с элементами театральной и художественной деятельности...