Мы – куряне-северяне
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду

Режиссерское конструирование с элементами театральной и художественной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_kuryane-severyane.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №12 "Золотой ключик"

Режиссерское конструирование

с элементами театральной и художественной деятельности

(художественное событие)

"Мы – куряне-северяне"

Педагог дополнительного образования

Быканова Раиса Петровна

г. Курчатов, 2017г.


Подготовительная к школе группа

Режиссерское конструирование

с элементами театральной и художественной деятельности

(художественное событие)

"Мы – куряне-северяне"

Образовательные задачи.

Вызвать интерес к конструированию доспехов и оружия древнего воина-курянина (по мотивам картин "Александр Невский" П.Корина и "Богатыри" В.Васнецова.

Помочь установить связь между обликом сказочного богатыря (и реального воина) и его образом, отраженным в былинах, сказках, исторических описаниях.

Инициировать выбор материалов и способов конструирования с учетом внешнего вида и функций создаваемого предмета.

Продолжать формировать опыт творческого взаимодействия и сотворчества.

Развивать творческое воображение, Поддерживать активность, инициативность, познавательный и исследовательский интерес.

Воспитывать способность к сопереживанию героям былин, сказок, фильмов. Воспитывать патриотические чувства.

Поддерживать желание создавать коллективный продукт для режиссерской игры.

Развивать эстетическое восприятие, креативность, пространственное мышление, коммуникативные способности.

Усложнить каркасный способ конструирования предметов из фольги.

Расширить опыт творческой интеграции различных видов художественно-творческой деятельности, интеграции разных материалов и способов конструирования.

Материалы, инструменты, оборудование.

Демонстрационный материал: репродукции картин – "Богатыри" В.Васнецов, "Александр Невский" П.Корин, батальные сцены, женские портреты, кадры из военной хроники, фотографии экспонатов Курского музея археологии.

Музыкальный ряд: В.Высоцкий "Так случилось, мужчины ушли", Metallica "Unfogiven".

Практический материал:

1. Декорации (бутафорская печь, лавка, подушка, одеяло, камень).

2. Проектор, экран.

3. Костюмы для девочек: рубахи, пояса, украшения женщины-северянки (бусы, височные кольца, браслеты); для мальчиков – мечи, щиты картонные, украшенные детьми.

4. Для исследовательско-познавательной деятельности:

- песочницы, в которых находятся предметы для "раскопок" (бусины, горшочки глиняные, "монеты", элементы украшений, "фибулы", "наконечники копий");

- совочки, грабельки, кисточки, лупы, бумага для записи, фломастеры, коробочки для находок.

5.Для конструктивной деятельности:

- для шлема: каркас (пластиковая ёмкость для воды), фольга пищевая, скотч, пленка самоклеящаяся, ножницы, карандаши, изображения шлемов, фольга на бумажной основе;

- для щита: картонная заготовка, фольга на бумажной основе, пленка, фольга. клей-карандаш, "золотая" гуашь, кисти, салфетки;

- для булавы: пластилин, скотч двусторонний, палочка, пластмассовый шарик, изображения булав;

- для кольчуги: фольга пищевая, ножницы, тесьма, схема плетения кольчуги.

Содержание НОД.

Перед образовательной ситуацией прочитать детям отрывок из былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник", рассказать о прошлом Курского края и о жителях древнего Курска и военных дружинах. Предложить детям послушать отрывки из оперы А.Бородина "Князь Игорь", посмотреть мультипликационный фильм "Лебеди Непрядвы" и высказать впечатления, а также отразить впечатления в изобразительной деятельности (в рисунке, лепке, аппликации).

Базовые понятия и способы деятельности.

Общее представление о шлеме, щите, кольчуге, мече, булаве и их назначении. Умение работать с каркасами, фольгой (скручивать, сминать, придавать форму), умение комбинировать разные материалы для создания конкретного предмета.

Художественное событие (образовательная ситуация) проводится в музыкальном зале.

В зале оборудованы четыре песочницы для "раскопок". На столы выставлены материалы, инструменты и оборудование для конструктивно-художественной деятельности.

В начале образовательной ситуации педагог предлагает детям посмотреть, как работают археологи (изображения на экране) и какие инструменты используют для раскопок. Заинтересовать "раскопками", помочь объединиться в группы и поиграть в археологов.

Во время "раскопок" дети рассматривают находки через увеличительное стекло, делают записи, заворачивают в салфетку и складывают в коробки для передачи в музей.

Среди находок обнаруживаются наконечники копий, фибулы, кусочки кольчуги и другие элементы снаряжения и оружия древнего воина. Педагог предлагает детям сравнить свои находки с изображениями экспонатов Музея археологии, выводит на экран репродукции картин "Александр Невский" и "Богатыри", предлагает рассмотреть доспехи и вооружение воинов.

Далее педагог рассказывает о детстве Ильи Муромца. Следует небольшая сценка, в которой участвуют дети. В это время со столов убирается материал для "раскопок".

Педагог. – А вы знаете, что Илья Муромец не всегда был богатырем? Было время, когда он был болен и поэтому лежал на печи. (Мальчик, изображающий Илью Муромца, лежит на печи под лоскутным одеялом).

- А вот и он "…из того ли-то города из Мурома,

из того села да Карачарова…"

Вставай, Илья, про тебя сказ!

Илья встает, садиться на лавку, обувает сапоги.

Педагог.- Послушай, Илья, что тебе люди сказать хотят.

Первый ребенок:

Выезжай, добрый молодец, в стольный Киев-град.

На дороге той, у речки Смородины, сидит Соловей-разбойник во сыром дубу.

Второй ребенок:

Свистит Соловей-разбойник по-соловьему, рычит злодей-разбойник по-звериному.

Третий ребенок: От его свиста все цветочки осыпаются, А что есть люди – все мертво лежат.

Педагог: Что ты скажешь нам, Илья?

Илья Муромец: Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять. Только нет у меня доспехов и оружия. А нужна мне кольчуга, шлем, булава и щит.

Педагог: Значит, нужно нам идти к кузнецам и мастерам-оружейникам.

Обращается к детям:

Давайте мы станем мастерами и изготовим для Ильи Муромца все, что ему нужно.

Педагог помогает детям объединиться в группы и выбрать материал для конструктивной и изобразительной деятельности.

Мастерская 1."Кузнецы".

Одна группа детей конструирует кольчугу. На столе лежит схема плетения кольчуги, пищевая фольга, тесьма, ножницы. Работа по изготовлению кольчуги проходит в сотворчестве с взрослым (воспитателем, родителем, педагогом ИЗО).

Мастерская 2. "Кузнецы-оружейники"

Вторая группа детей конструирует булаву. Детям предложены изображения булав, схемы изготовления и необходимый материал. "Шипы" для булавы дети лепят из пластилина и обворачивают их фольгой. К ручке-палочке прикрепляют ремешок.

Мастерская 3."Мастера по изготовлению шлемов".

Третья группа детей мастерит шлем на каркасной основе (срезанная с прозрачной пластиковой ёмкости для воды верхняя куполообразная часть). Мастера используют пищевую фольгу, скотч, картон, фольгу на бумажной основе, блестки, пленку, клей, шифон серого цвета для бармицы.

Мастерская 4. "Мастера художники и оружейники".

Четвертая группа детей расписывает щит и украшает его разнообразными фигурками из скрученной фольги, а также узорами, нарисованными гелем с блестками (рисуют знаки, символы).

Дети определяются с замыслами, приглашают помощников (родителей, воспитателей, других взрослых), выбирают материалы и приступают к работе.

Когда работа будет окончена, Илья Муромец приходит в каждую мастерскую, надевает доспехи, принимает от мастеров оружие и с поклоном всех благодарит.

Педагог: Все ли мы тебе изготовили, Илья? Или тебе еще что-то нужно?

(Дети смотрят на экран и сравнивают выполненные изделия с их изображением на картине).

Илья: Мне еще нужен меч богатырский.

Педагог: - Меч ты должен добыть себе сам. Вспомни, где хранится меч в сказках, былинах. (В земле, замурован в стене, под камнем, кто-то может его подарить). Поищи, Илья, себе меч, обойди все вокруг.

Илья кладет щит и булаву на лавку, ищет меч и находит его под камнем. Достает меч из ножен.

Педагог: Теперь ты готов победить Соловья-разбойника?

Илья (выходит на середину зала):

Хочу я оборонять родную землю вместе с князем и дружиной.

Князь (выходит): Так и быть, Илья Муромец, принимаем тебя в свою дружину.

Педагог: Наши предки – куряне в минуты опасности всегда становились храбрыми воинами – защитниками. Будем и мы такими же.

Звучит музыка Metallica "Unfogiven". Все мальчики встают, надевают плащи и шлемы, берут в руки щиты и мечи и выстраиваются в "дружину". Илья Муромец присоединяется к ним и под предводительством князя дружина отправляется в поход. Мальчики выходят из зала.

Звучит песня "Так случилось, мужчины ушли". Девочки исполняют танец. На экране видеоряд (репродукции картин и исторические фотографии). Освещение во время исполнения танца приглушено.

Мальчики возвращаются с поднятыми вверх мечами, складывают у камня оружие и подходят к девочкам, танцуют.

Индивидуализация содержания обеспечивается тем, что каждый ребенок самостоятельно определяет для себя сферу и способ деятельности, а также сам выбирает нужный ему материал, работает в своем темпе, получает свой конкретный результат, соответствующий его личному замыслу.

Осмысление результата.

Дети расширили представление об истории своей страны, своего родного края, о высоком предназначении мужчин-воинов защитников Родины, а также испытали чувства сопереживания, гордости.

Дети приобрели опыт группового взаимодействия и сотворчества, расширили опыт творческой интеграции разных материалов и способов конструирования, а также получили представление о работе археологов и Музея археологии.