СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФАОП ДО
методическая разработка
В «Законе об образовании» упоминается про современные тренды дошкольного образования, которые представляют собой направления развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями. Современные подходы к образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривает учет патриотического и регионального компонентов, которые неотъемлемо связаны друг с другом, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и любовь к малой Родине – месту, в котором человек родился и живет.
Региональный компонент в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения по федеральной адаптированной образовательной программе направлен на:
- формирование в подрастающем поколении гражданских чувств;
- накопление социального опыта;
- воспитание эмоциональных и духовных ценностей;
- формирование положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона;
- создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Изучение и закрепление материала посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра. В связи с этим, для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, свою работу мы начали с обогащение развивающей среды. Нами было изготовлено дидактическое пособие «Занимательные кубы»: «Патриотический» и «Байкал – жемчужина Сибири», которые являются одним из ярких средств образования детей и включающий в себя различные методы и приемы обучения и воспитания. Кроме этого, данные кубы являются яркими элементами предметно-пространственной среды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФАОП ДО
В «Законе об образовании» упоминается про современные тренды дошкольного образования, которые представляют собой направления развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями. Современные подходы к образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривает учет патриотического и регионального компонентов, которые неотъемлемо связаны друг с другом, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и любовь к малой Родине – месту, в котором человек родился и живет.
Региональный компонент в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения по федеральной адаптированной образовательной программе направлен на:
- формирование в подрастающем поколении гражданских чувств;
- накопление социального опыта;
- воспитание эмоциональных и духовных ценностей;
- формирование положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона;
- создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Изучение и закрепление материала посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра. В связи с этим, для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, свою работу мы начали с обогащение развивающей среды. Нами было изготовлено дидактическое пособие «Занимательные кубы»: «Патриотический» и «Байкал – жемчужина Сибири», которые являются одним из ярких средств образования детей и включающий в себя различные методы и приемы обучения и воспитания. Кроме этого, данные кубы являются яркими элементами предметно-пространственной среды.
Исходя из названия методической разработки, можно сделать вывод, что главной целью первого куба является закрепление патриотических знаний, соответствующих программе детского сада, а целью второго куба является изучение и закрепление знаний по парциальной программе «Байкал - жемчужина Сибири». Однако, данное пособие многофункционально и позволяет закреплять знания, умения и навыки по другим областям программы, в разные возраста, делая её востребованной и актуальной.
В игровой деятельности с дидактическими кубами создаются условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, развития мелкой моторики, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Дети не только закрепляют знания о родной стране, озере Байкал, но и учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: форма, величина. В игре с кубами обогащается активный и пассивный словарный запас, развивается зрительное восприятие, развивается наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Пособия воспитывают положительное отношение к родному краю, формируют сосредоточенность и усидчивость.
Дидактические кубы предполагают осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при обучении детей с ОВЗ. Он заключается в применении пособий, как демонстрационным, то есть для всеобщего обозрения и познания, так и может быть структурирован под индивидуальную работу.
Данное пособие используется на разных этапах педагогического процесса: при изучении нового материала, наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал; с целью систематизации и закрепления материала. Применение кубов способно разнообразить образовательный процесс, сделать его более эффективным и удобным, как для педагога, так и для ребенка. Задания, содержащиеся в кубах, содержательны и наглядны. Количество вариантов представленных игр неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать вопросы.
Практическая значимость данного пособия заключается в доступности для каждого пользователя. Она позволяет дошкольнику получить необходимые базовые знания, лучше узнать об окружающем мире. Данное пособие поможет воспитателям и узким специалистам детского сада (разновозрастных групп для детей с ОВЗ) в проведении подгрупповых занятий и в проведении индивидуальной работы.
Содержание дидактического пособия «Занимательные кубы»:
«Патриотический куб»:
- Первая сторона: «Символы России». Задание представляет собой соотнесение названия и символа, а именно: флага Российской Федерации, герба, гимна и портрета Президента. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (соотнесение по форме), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции.
- Вторая сторона: «Народные символы России». Задание представляет собой соотнесение цветных картинок с черно-белым силуэтом по типу лото.
- Третья сторона: «Народы России» и «7 чудес России». Задания также предполагают соотнесение цветных изображений с черно-белым силуэтом.
- Четвертая сторона: «Русские народные промыслы России: роспись». Одинаковые изображения на данной стороне сделаны разного размера. Задача ребенка построить сериационный ряд по сенсорному признаку - размер.
- Пятая сторона: содержит следующие разделы по патриотическому воспитанию, соответствуя ФОП ДО: «Красная книга России», «Сказки», «Счетный материал – русские народные промыслы», «Четвертый лишний – военные профессии», «Полезные действия».
«Байкал – жемчужина Сибири»:
- Первая сторона: «Собери рыбку». Задание представляет собой сборку на липучках разрезной картинки рыб, обитающих в Байкале, состоящих из двух частей. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (разрезные картинки), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции.
- Вторая сторона: состоит из карманов со следующими играми: «Сохраним природу Байкала», «Ветер – ветерок». Сторона украшена картинками народы Прибайкалья и их жильё.
- Третья сторона: содержит игру «Животные и растения заповедника». Игра состоит из игрового поля, фишек и маленьких изображений растений, животных Прибайкалья. Сторона украшена жильём жителей Прибайкалья.
- Четвертая сторона: состоит из карманов со следующими играми: разрезные картинки «Водоёмы» и «Мамы – нерпы и нерпята». Сторона украшена картинками с народами Прибайкалья.
- Пятая сторона: состоит из карманов со следующими играми: «Кому что есть?», «Найди детёныша для мамы», «Времена года», «Рыбы, грибы, ягоды, цветы».
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура представления темы Патриотический и региональный компоненты и их роль в современном подходе к образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; Методическая разработка «Занимательные кубы»; Наполнение «Патриотического куба»; Наполнение куба «Байкал – жемчужина Сибири»
Цель, задачи, актуальность работы Цель работы: эффективная реализация культурной направленности патриотического и регионального компонентов дошкольного образования посредством дидактическо го пособия «Занимательные кубы»: «Патриотический» и «Байкал – жемчужина Сибири», которые являются одним из ярких средств образования детей и включающий в себя различные методы и приемы обучения и воспитания. Задачи: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, стране, городу, родному краю; Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; Воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантного отношения к представителям других национальностей. Актуальность: и зучение и закрепление материала по патриотическому воспитанию посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра.
Современные подходы к образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривает учет патриотического и регионального компонентов, которые неотъемлемо связаны друг с другом, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Региональный компонент в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения по ФАОП направлен на: формирование в подрастающем поколении гражданских чувств; накопление социального опыта; воспитание эмоциональных и духовных ценностей; формирование положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона; создание толерантного отношения к представителям других национальностей. Патриотический и региональный компоненты и их роль в современном подходе к образованию дошкольников с ОВЗ
Методическая разработка «Занимательные кубы» «Патриотический куб» « Байкал – жемчужина Сибири»
«Патриотический куб» Первая сторона : «Символы России». Задание представляет собой соотнесение названия и символа, а именно: флага Российской Федерации, герба, гимна и портрета Президента. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (соотнесение по форме), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции. Вторая сторона: «Народные символы России». Задание представляет собой соотнесение цветных картинок с черно-белым силуэтом по типу лото. Третья сторона: «Народы России» и «7 чудес России». Задания также предполагают соотнесение цветных изображений с черно-белым силуэтом. Четвертая сторона: «Русские народные промыслы России: роспись». Одинаковые изображения на данной стороне сделаны разного размера. Задача ребенка построить сериационный ряд по сенсорному признаку - размер. Пятая сторона: содержит следующие разделы по патриотическому воспитанию, соответствуя ФОП ДО: «Красная книга России», «Сказки», «Счетный материал – русские народные промыслы», «Четвертый лишний – военные профессии», «Полезные действия».
«Патриотический куб»
«Байкал – жемчужина Сибири» Первая сторона: «Собери рыбку». Задание представляет собой сборку на липучках разрезной картинки рыб, обитающих в Байкале, состоящих из двух частей. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (разрезные картинки), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции. Вторая сторона: состоит из карманов со следующими играми: «Сохраним природу Байкала», «Ветер – ветерок». Сторона украшена картинками народы Прибайкалья и их жильё. Третья сторона: содержит игру «Животные и растения заповедника». Игра состоит из игрового поля, фишек и маленьких изображений растений, животных Прибайкалья. Сторона украшена жильём жителей Прибайкалья. Четвертая сторона: состоит из карманов со следующими играми: разрезные картинки «Водоёмы» и «Мамы – нерпы и нерпята ». Сторона украшена картинками с народами Прибайкалья. Пятая сторона: состоит из карманов со следующими играми: «Кому что есть?», «Найди детёныша для мамы», «Времена года», «Рыбы, грибы, ягоды, цветы».
«Байкал – жемчужина Сибири»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...
Современные тенденции и подходы к воспитанию детей раннего возраста с ОВЗ.
Сохранение психического здоровья детей раннего возраста является важной проблемой образовательной практики. По данным психологических исследований неблагоприятные факторы (социальные и биологические) ...
«Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольнико...
Презентация «Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, ...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования
Патриотическое воспитатние детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО [Второй слайд] Проблемы патриотического воспитания были актуальны во все времена. И сегодня граж...
Актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Дело в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой историчекий период, связанный с агрессивн...