СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФАОП ДО
методическая разработка

Вапняр Анастасия Николаевна

В «Законе об образовании» упоминается про современные тренды дошкольного образования, которые представляют собой направления развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями. Современные подходы к образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривает учет патриотического и регионального компонентов, которые неотъемлемо связаны друг с другом, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и любовь к малой Родине – месту, в котором человек родился и живет.

Региональный компонент в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения по федеральной адаптированной образовательной программе направлен на:

  • формирование в подрастающем поколении гражданских чувств;
  • накопление социального опыта;
  • воспитание эмоциональных и духовных ценностей;
  • формирование положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона;
  • создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Изучение и закрепление материала посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра. В связи с этим, для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, свою работу мы начали с обогащение развивающей среды. Нами было изготовлено дидактическое пособие «Занимательные кубы»: «Патриотический» и «Байкал – жемчужина Сибири», которые являются одним из ярких средств образования детей и включающий в себя различные методы и приемы обучения и воспитания. Кроме этого, данные кубы являются яркими элементами предметно-пространственной среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФАОП ДО

В «Законе об образовании» упоминается про современные тренды дошкольного образования, которые представляют собой направления развития, обусловленные социокультурными и законодательными изменениями. Современные подходы к образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривает учет патриотического и регионального компонентов, которые неотъемлемо связаны друг с другом, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и любовь к малой Родине – месту, в котором человек родился и живет.

Региональный компонент в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения по федеральной адаптированной образовательной программе направлен на:

  • формирование в подрастающем поколении гражданских чувств;
  • накопление социального опыта;
  • воспитание эмоциональных и духовных ценностей;
  • формирование положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона;
  • создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Изучение и закрепление материала посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра. В связи с этим, для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, свою работу мы начали с обогащение развивающей среды. Нами было изготовлено дидактическое пособие «Занимательные кубы»: «Патриотический» и «Байкал – жемчужина Сибири», которые являются одним из ярких средств образования детей и включающий в себя различные методы и приемы обучения и воспитания. Кроме этого, данные кубы являются яркими элементами предметно-пространственной среды.

Исходя из названия методической разработки, можно сделать вывод, что главной целью первого куба является закрепление патриотических знаний, соответствующих программе детского сада, а целью второго куба является изучение и закрепление знаний по парциальной программе «Байкал - жемчужина Сибири». Однако, данное пособие многофункционально и позволяет закреплять знания, умения и навыки по другим областям программы, в разные возраста, делая её востребованной и актуальной.

В игровой деятельности с дидактическими кубами создаются условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, развития мелкой моторики, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Дети не только закрепляют знания о родной стране, озере Байкал, но и учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: форма, величина. В игре с кубами обогащается активный и пассивный словарный запас, развивается зрительное восприятие, развивается наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Пособия воспитывают положительное отношение к родному краю, формируют сосредоточенность и усидчивость.

Дидактические кубы предполагают осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при обучении детей с ОВЗ. Он заключается в применении пособий, как демонстрационным, то есть для всеобщего обозрения и познания, так и может быть структурирован под индивидуальную работу.

Данное пособие используется на разных этапах педагогического процесса: при изучении нового материала, наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал; с целью систематизации и закрепления материала. Применение кубов способно разнообразить образовательный процесс, сделать его более эффективным и удобным, как для педагога, так и для ребенка. Задания, содержащиеся в кубах, содержательны и наглядны. Количество вариантов представленных игр неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать вопросы.

Практическая значимость данного пособия заключается в доступности для каждого пользователя. Она позволяет дошкольнику получить необходимые базовые знания, лучше узнать об окружающем мире. Данное пособие поможет воспитателям и узким специалистам детского сада (разновозрастных групп для детей с ОВЗ) в проведении подгрупповых занятий и в проведении индивидуальной работы.

Содержание дидактического пособия «Занимательные кубы»:

«Патриотический куб»:

  • Первая сторона: «Символы России». Задание представляет собой соотнесение названия и символа, а именно: флага Российской Федерации, герба, гимна и портрета Президента. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (соотнесение по форме), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции.
  • Вторая сторона: «Народные символы России». Задание представляет собой соотнесение цветных картинок с черно-белым силуэтом по типу лото.
  • Третья сторона: «Народы России» и «7 чудес России». Задания также предполагают соотнесение цветных изображений с черно-белым силуэтом.
  • Четвертая сторона: «Русские народные промыслы России: роспись». Одинаковые изображения на данной стороне сделаны разного размера. Задача ребенка построить сериационный ряд по сенсорному признаку - размер.
  • Пятая сторона: содержит следующие разделы по патриотическому воспитанию, соответствуя ФОП ДО: «Красная книга России», «Сказки», «Счетный материал – русские народные промыслы», «Четвертый лишний – военные профессии», «Полезные действия».

«Байкал – жемчужина Сибири»:

  • Первая сторона: «Собери рыбку». Задание представляет собой сборку на липучках разрезной картинки рыб, обитающих в Байкале, состоящих из двух частей. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (разрезные картинки), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции.
  • Вторая сторона: состоит из карманов со следующими играми: «Сохраним природу Байкала», «Ветер – ветерок». Сторона украшена картинками народы Прибайкалья и их жильё.
  • Третья сторона: содержит игру «Животные и растения заповедника». Игра состоит из игрового поля, фишек и маленьких изображений растений, животных Прибайкалья. Сторона украшена жильём жителей Прибайкалья.
  • Четвертая сторона: состоит из карманов со следующими играми: разрезные картинки «Водоёмы» и «Мамы – нерпы и нерпята». Сторона украшена картинками с народами Прибайкалья.
  • Пятая сторона: состоит из карманов со следующими играми: «Кому что есть?», «Найди детёныша для мамы», «Времена года», «Рыбы, грибы, ягоды, цветы».

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФАОП ДО Методическая разработка «Занимательные кубы» Амагзаева Алена Викторовна, тел: 79021798672, amagzaeva86@mail.ru Вапняр Анастасия Николаевна, тел: 79025494752, anastasiya_vapnyar00@mail.ru Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад №148

Слайд 2

Структура представления темы Патриотический и региональный компоненты и их роль в современном подходе к образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья; Методическая разработка «Занимательные кубы»; Наполнение «Патриотического куба»; Наполнение куба «Байкал – жемчужина Сибири»

Слайд 3

Цель, задачи, актуальность работы Цель работы: эффективная реализация культурной направленности патриотического и регионального компонентов дошкольного образования посредством дидактическо го пособия «Занимательные кубы»: «Патриотический» и «Байкал – жемчужина Сибири», которые являются одним из ярких средств образования детей и включающий в себя различные методы и приемы обучения и воспитания. Задачи: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, стране, городу, родному краю; Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; Воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантного отношения к представителям других национальностей. Актуальность: и зучение и закрепление материала по патриотическому воспитанию посредством беседы несет неэффективный характер усвоения. Наиболее действенным и результативным способом будет применение различных ярких демонстрационных материалов, игровые ситуации и дидактические пособия. Данные средства несут в себе отражение ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игра.

Слайд 4

Современные подходы к образованию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья рассматривает учет патриотического и регионального компонентов, которые неотъемлемо связаны друг с другом, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Региональный компонент в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения по ФАОП направлен на: формирование в подрастающем поколении гражданских чувств; накопление социального опыта; воспитание эмоциональных и духовных ценностей; формирование положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона; создание толерантного отношения к представителям других национальностей. Патриотический и региональный компоненты и их роль в современном подходе к образованию дошкольников с ОВЗ

Слайд 5

Методическая разработка «Занимательные кубы» «Патриотический куб» « Байкал – жемчужина Сибири»

Слайд 6

«Патриотический куб» Первая сторона : «Символы России». Задание представляет собой соотнесение названия и символа, а именно: флага Российской Федерации, герба, гимна и портрета Президента. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (соотнесение по форме), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции. Вторая сторона: «Народные символы России». Задание представляет собой соотнесение цветных картинок с черно-белым силуэтом по типу лото. Третья сторона: «Народы России» и «7 чудес России». Задания также предполагают соотнесение цветных изображений с черно-белым силуэтом. Четвертая сторона: «Русские народные промыслы России: роспись». Одинаковые изображения на данной стороне сделаны разного размера. Задача ребенка построить сериационный ряд по сенсорному признаку - размер. Пятая сторона: содержит следующие разделы по патриотическому воспитанию, соответствуя ФОП ДО: «Красная книга России», «Сказки», «Счетный материал – русские народные промыслы», «Четвертый лишний – военные профессии», «Полезные действия».

Слайд 7

«Патриотический куб»

Слайд 8

«Байкал – жемчужина Сибири» Первая сторона: «Собери рыбку». Задание представляет собой сборку на липучках разрезной картинки рыб, обитающих в Байкале, состоящих из двух частей. Задание возможно как для самостоятельного пользования детей (разрезные картинки), так и для совместной деятельности с педагогом по словесной инструкции. Вторая сторона: состоит из карманов со следующими играми: «Сохраним природу Байкала», «Ветер – ветерок». Сторона украшена картинками народы Прибайкалья и их жильё. Третья сторона: содержит игру «Животные и растения заповедника». Игра состоит из игрового поля, фишек и маленьких изображений растений, животных Прибайкалья. Сторона украшена жильём жителей Прибайкалья. Четвертая сторона: состоит из карманов со следующими играми: разрезные картинки «Водоёмы» и «Мамы – нерпы и нерпята ». Сторона украшена картинками с народами Прибайкалья. Пятая сторона: состоит из карманов со следующими играми: «Кому что есть?», «Найди детёныша для мамы», «Времена года», «Рыбы, грибы, ягоды, цветы».

Слайд 9

«Байкал – жемчужина Сибири»

Слайд 10

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»

Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...

Современные тенденции и подходы к воспитанию детей раннего возраста с ОВЗ.

Сохранение психического здоровья детей раннего возраста является важной проблемой образовательной практики. По данным психологических исследований неблагоприятные факторы (социальные и биологические) ...

«Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольнико...

Презентация «Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, ...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования

Патриотическое воспитатние детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ФГОС ДО  [Второй слайд] Проблемы патриотического воспитания были актуальны во все времена. И сегодня граж...

Актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Дело в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой историчекий период, связанный с агрессивн...