Викторина, посвященная Дню родного языка. Тема: «Обряды и обычаи чувашского народа
методическая разработка (старшая группа)

Волкова Ирина Федоровна

Викторина для педагогов дошкольного образования, реализующих программу воспитания и обучения русскоязычных детей чувашскому языку. Работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_chuvashskomu_yazyku.docx565.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с.Чувашское Бурнаево

Алькеевский муниципальный район Республика Татарстан

Работа с родителями

Викторина, посвященная Дню родного языка.

Тема: «Обряды и обычаи чувашского народа»

                                     Составила:

                                               Волкова Ирина Федоровна

                                               воспитатель 1 квалификационной категории

2024 г

Цель: формировать представление о чувашских народных обычаях, обрядах, об истории и культуре чувашского народа.

Ход мероприятия:

I. Вводная беседа

Ведущий: -Уважаемые родители и дети ! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни чувашского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. Помогут нам в этом сказки, пословицы, поговорки, загадки, с которыми вы знакомились в книгах, видели в кино и мультфильмах.

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Собирали посиделки

пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

Словом, эти посиделки

были праздником души!

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир

И сидим мы в одиночку

В уголках своих, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их нам надо возродить!

Вот сегодня мы с вами собрались на  посиделки (улах ). Ждёт нас всех праздник большой, праздник радостный!

II. Викторина

Итак, предлагаем вам сейчас сыграть в игру-викторину. Мы сегодня узнаем, действительно ли мы хорошо знаем нашу чувашскую народную культуру?

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды и выбрать капитанов команд. Разделимся мы таким образом: будем тянуть жребий. Те кто вытянет четное число будет участником первой команды первой, а кто вытянет нечетное число, будет участником второй команды.

1-я команда: «Дружба» («Туслãх»)

2-я команда: «Молодцы» («Маттурсем»)

Викторина напомнит вам спортивное состязание, но вы будете состязаться не в силе и ловкости, а в знаниях — кто больше знает и быстрее соображает. Ваши ответы оценит компетентное жюри... Представляются члены жюри.

Итак, мы начинаем!

1 конкурс: Загадки (тупмалли юмахсем)

— Начинаем наше соревнование. Кто знает, что такое загадка? ( Загадки — это зарифмованные строки, в которых дано иносказательное изображение предметов и явлений.)

— Есть одно условие: не кричите, не вскакивайте с мест, а звоните в колокольчик. Итак, начали:

Кêмсêрт! Турê, йâлт! турê,пâрçи шâпâр-р тâкâнчê (асамат кêперê) Радуга.

Шыв çинче кêмêл кêпер (пâр) Лед.

Кайâк мар – вêçет, йытâ мар – вêрет, ача мар – йêрет. (Çил ) Ветер.

Пурте âна юратаççê, куçран пâхма вâтанаççê. (Хêвел) Солнце.

Пêр çâмхана пин йêп чикнê (Чêрêп) Еж.

Каçхине вâранать, кâнтâрла çывâрать (Тâмана) Сова.

Шыва кêрсен те типê çÿрет. (Хур е кâвакал) Гусь или утка.

Асатте пек сухаллâ, шуйттан пек мâйракаллâ. (Качака) Козел.

Ведущий: Молодцы, ребята! Справились с загадками! Пока жюри будет решать, кто победил в этом испытании, послушайте чувашскую народную песню.

2 конкурс «Продолжи пословицу»

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Êçне тумасâр…..                                 …..– âс-хакâл пухни.

Кêнеке вулани …                                    …асли çук.

Çиччê виç те…                                        …вâрман хâлхаллâ

Çâкâртан….                                          …. ан мухтан.

Уй куçлâ,                                                   ...пêрре кас.


Задание для 2 команды:

Êç вâл…                                                 …. пêлсен çâмâл.

Пêлесси йывâр,                                     …..ылтâнтан хаклâ.

Ват çын –…                                        …. – пурнâç илемê.

Пâсма пêр кун,                                       ….тума виç кун.

Ырâ сâмах                                               ….тâват çын.

3 конкурс: «Дело мастера боится».

Чувашский народ -  народ очень трудолюбивый, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти необходимое орудие труда, назвать его и рассказать, как оно использовалось.

(Соотнести названия орудий труда с изображениями: кêвенте (коромысло), сâпка (колыбель), ывсâ (разделочная кухонная доска), кêнчеле (прялка), турчâка (кочерга), арча (сундук).

4 конкурс «Особенности чувашского быта»

Ведущий: Участникам нужно ответить на вопросы о быте, истории и культуре чувашского народа. Из сказок, пословиц, песен вы узнали об особенностях чувашского быта.

Итак, приготовились. Вопросы:

1. Как называется праздник проводов русской зимы? (Çâварни) Масленица.

2. Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Икêрчê) Блины

3. Какие блюда чувашской  кухни вы знаете? (Шâртан, хуплу, хуран кукли, чâкâт…) домашняя колбаса, пирог, вареники, творожный сыр

4. Какую обувь носили чувашские  крестьяне? (Çâпата.) Лапти

5. Какой головной убор носили чувашские женщины? (Тухъя.)

6. Какое национальное дерево Чувашии? (Юман) Дуб

5 конкурс «Конкурс капитанов».

Капитаны команд должны вспомнить  и написать названия дней недели в соответствии их очередности (тунтикун, ытларикун, юнкун, кêçнерникун, эрнекун, шâматкун, вырсарникун)

III. Подведение итогов

Ведущий: Вот и закончилась наша игра-викторина. Вижу, любите и знаете сказки, пословицы, поговорки, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину! »

Жаль, но наши посиделки нам заканчивать пора.

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника, посвященного дню родного языка "Край мой, Мордовия!"

Материал празника позволяет формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев, вызывает интерес детей к прошлому, истории сво...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвященное «Дню Родного языка»

Письмо.  Здравствуй, Барсик! Твой ранец похитил Кляксус, чтобы помешать тебе пойти в первый класс. Но ты не огорчайся, мы перехватили твой ранец и отнесли его в Национальный музей, где хранятся в...

Сообщение из опыта работы на тему «Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно – нравственного воспитания детей»

В сообщении отражены все стороны работы, которые были проведены мной с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русскими обычаями и традициями....

Сценарий конкурса юных чтецов, посвященный Дню родного языка в Туве (старшая, подготовительная группа)

Сценарий     конкурса  юных чтецов, посвященный Дню родного языка в Туве (старшая, подготовительная группа)...

Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе

Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...

Конспект мероприятия посвященному «День родного языка» в средней группе. Викторина «В мире слов»

https://ok.ru/group52682999005332/topic/154651385482132: Создать условия для закрепления знания о Международном дне родного языка.Создать условия для развития любви к своей стране, русскому языку...

Викторина, посвященная Дню родного языка. Тема: «Обряды и обычаи чувашского народа

Викторина для педагогов дошкольного образования, реализующих программу воспитания и обучения русскоязычных детей чувашскому языку. Работа с родителями....