Сообщение из опыта работы на тему «Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно – нравственного воспитания детей»
статья (старшая группа) на тему

Гамзина Ирина Григорьевна

В сообщении отражены все стороны работы, которые были проведены мной с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русскими обычаями и традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_obryady_i_obychai.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ БГО ЦРР детский сад № 19

Сообщение из опыта работы на тему «Обряды и обычаи как средство сохранения национальной культуры и духовно – нравственного воспитания детей»

Подготовила:

Гамзина И.Г.

1КК

2016

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в нстоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, педагогов по дополнительному образованию, родителей.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам.   

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Происходит подчас подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чуждых русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Проблемы страны политического, социально – экономического характера, резкий отказ от опыта прошлых поколений незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет поиск новых, более соответствующих методов образования и воспитания. Художественное и эстетическое воспитание не может развиваться без такой важной составляющей, как народная культура . Основные задачи воспитания – формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Формирование полноценной личности с ценной ориентацией, с нравственными принципами и духовностью.

Русский народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. Народная культура становила и укрепляла всегда нравственный облик народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых нам народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Русское народное творчество – источник чистый и вечный. Фольклорное богатство  народа – это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость  русского характера, но и тайна его непобедимости. Фольклор близок нашим детям. Попевки, считалки, скороговорки, песни – часть детского быта. Произведения детского фольклора, как полевые цветы. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться мы взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить чувства, воображение и фантазию. Устное народное творчество помогает

подготовиться к фольклорным праздникам, к драматизациям сказок. Важно знакомить детей с тем, как зарождались сказки в народе, как их собирали и записывали. Народные песни, обряды, игры, праздники расширяют кругозор и повышают культурный  уровень наших детей.

    Народный фольклор – средство нравственного этического и патриотического воспитания.  Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках и поговорках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа. Использование в работе небылиц, частушек развивает у детей чувство юмора, логическое мышление.

    Основные формы приобщения детей к культурному наследию:

 - знакомство с малыми формами устного народного творчества;

 - праздничные посиделки;

 - познавательные беседы;

 - творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

 - посещение краеведческих музеев;

 - экскурсии, целевые прогулки по городу;

 - чтение и драматизация народных сказок;

 - проведение календарных народных праздников;

 - знакомство с народными промыслами ( Хохлома, Городецк, Палех, Дымка...)

    Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного отношения к культурному  наследию является приобщение к крестьянской культуре и быту.

  Посиделки – начинались после уборки урожая, по вечерам. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Позже приходили парни и начинались игры, хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и присказка «Посидим рядком – покалякаем  ладком». Дети с удовольствием принимают участие в посиделках. На них знакомимся с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, веселыми обрядовыми песнями, частушками. Значение их так велико не только потому, что они тренируют память, но и способствуют активному мышлению. В пословицах народ всегда осуждал глупость, лень, хвастовство и восхвалял ум, находчивость.

   Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку, гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов. Участниками всех праздников были скоморохи, они веселили всех людей.

    В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения всегда точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи развивают ловкость. Часто проводим игры с руками: «Бабушка Маланья», «Братья»,  которые развивают внимание, воображение, мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек», «Эхо», «Арина», «Блин», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки», в которых развиваются такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе.

  С детьми  я проводила такие праздники как « Осенины»,  «Рождественские святки»,  « «Масленицу», « Троицу», где дети, одетые в русские национальные костюмы,  пели песни, колядки, частушки, разыгрывали сценки. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным.

   Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В рисунках, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором сарафан, косоворотку, фартук, полотенце.

Знакомлю на занятиях с разнообразными видами декоративного искусства (резьба по дереву, гончарные изделия из глины, шитье, вышивка, плетение..) Показывала детям росписи узоров, изготовленные народными умельцами. Рассказы о народных промыслах завораживают внимание детей. Например: в некотором царстве, в некотором государстве, в деревушке под названием Гжель жил да был старик по прозванию Федот. Долгую жизнь он прожил, сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью. Да так у него красиво все выходило, что прозвали его – «Федот – золотые руки». Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы да ягоды красоты невиданной. Взмахнет другой, еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого….

   Дети сами задумывают узор и расписывают тарелки, посуду. Девочки учились расшивать вышивкой полотенца, салфетки. С удовольствием изготавливали игрушки, поделки на основе русских обычаев, из которых оформлялись выставки.

      Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

      Для формирования чувства любви к Родине и воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живешь,  проводятся регулярно экскурсии по городу, целевые прогулки. Детям всегда интересно узнать, в честь кого названа улица, или с каким событием связано название. Экскурсии обогащают кругозор, запас знаний о своем городе. Каждый человек любит и гордится своим городом. Каждый город в свою очередь славен  своей  историей, прошлым, традициями, памятниками.

Эта работа помогает мне формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Консультация для воспитателей «Роль музыкально-художественной культуры в духовно-нравственном воспитании детей»

Духовность является важным явлением культуры человека и всего общества в целом. Осмысление этого феномена особенно необходимо для тех, кто участвует в воспитании нового поколения. Во все времена прогр...

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...

Сообщение из опыта работы на тему: «Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения как профессионал и личность в экологическом воспитании детей»

Воспитатель дошкольного учреждения - одна из массовых современных педагогических профессий. Функции современного педагога - помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации ...

Представление опыта работы на тему "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Для воспитания гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, православные традиции и обычаи русского народа, считаю необходимым обратиться к истокам русской...

Сообщение из опыта работы на тему: «Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования нравственной культуры взаимоотношений полов»

Игра- является фундаментом будущих социальных отношений ребенка – дошкольника, его успешности в мире взрослых людей. Именно в игре ребенок обретает первые навыки и опыт взаимодействия с окружающ...