проект по пететрбурговедению в подготовительной группе "Волшебные места, где я живу душой"
методическая разработка (подготовительная группа)

Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают региональный компонент как часть образовательной программы и условие приобщения детей дошкольного возраста к истокам культурных и национальных традиций местности, где проживают малыши. Включение регионального компонента дошкольного образования в образовательную программу – это сложный процесс, требующий больших усилий коллектива дошкольной образовательной организации: от подбора творческой команды авторов единомышленников, готовых к сотрудничеству и знающих особенности исторического, природного и культурного своеобразия региона, до готовности к реализации заложенных в программу идей.

Главной идеей и целевым ориентиром включения регионального компонента содержания образования в Программу является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного края - это огромное богатство, к которому необходимо приобщить обучающихся ГБДОУ, научить правильно им распоряжаться, сохраняя и приумножая его. Таким образом, содержанием регионального компонента в Санкт-Петербурге в сфере образования является Патриотическое воспитание.
Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности, оно ориентировано на все социальные слои и возрастные группы граждан и определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы ее реализации.
С учетом интереса обучающихся, возможностей педагогов, мнения родителей (законных представителей)  был разработан проект по Петербурговедению «Волшебные места, где я живу душой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_peterburgovedeniyu_.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по Петербурговедению Волшебные места, где я живу душой.

Подготовительная группа

Целевой раздел

Цель

Формирование целостного представления о малой родине, развитие патриотических и гражданских чувств

Задачи

  • Воспитывать уважение к своему дому, к родной земле, любви малой родине.
  • Приобщать ребёнка к национально-культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям писателей, композиторов, художников, исполнителей родного края;
  • Развивать у дошкольников интерес к родине, родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
  • Формировать первичные представления об особенностях природы родного края;
  • Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях;
  • Развивать чувство гордости за отчизну, бережное отношение к родному городу.
  • Формировать культуру здорового образа жизни на основе национально- культурных традиций.

Целевые ориентиры

  • Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
  • Называет и показывает город и страну на карте, отмечает его уникальность, его климат, особенности.  
  • Проявляет устойчивый интерес к познанию родного края.  
  • Знает стихи, сказки, загадки о родном крае.  
  • Вместе со взрослыми выполняет доступные природоохранные акции.  
  • Откликается на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам произведений, эмоционально реагирует на произведения искусства.  
  • Мотивирует своё отношение к родному краю.  
  • Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми.  
  • Составляет несложные рассказы с помощью иллюстраций.  
  • Рассказывает о жизни животных и птиц родного края.  
  • Отражает знания о родном крае в небольших связных рассказах, в изобразительной, музыкально-театрализованной деятельности.
  • Участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, детском книгоиздательстве и оформлении выставок по этнической проблематике.  
  • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города.
  • Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.  
  • Самостоятельно может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры.  
  • Устанавливает связи между растительным и животным миром с помощью наглядной модели.  
  • Ребёнок способен предложить свой замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.  
  • Делает несложные открытия в процессе познания.
  • Самостоятельно выполняет пошаговую инструкцию взрослого, при затруднении обращается к взрослому.

Ребенок имеет представления:  

  • Об истории своей семьи, ее родословной;  
  • Об истории образования родного города;  
  • О том, как люди заботятся о красоте и чистоте своего города;  
  • О богатствах родного края;  
  • О природно-климатических особенностях Санкт-Петербурга и области, о животном и растительном мире;  
  • О том, как жители Санкт-Петербурга жили и защищали свой город во время великой отечественной войны;
  • О промыслах и ремеслах народов.

Ребенок знает:         

  • Название и герб своего города, достопримечательности;  
  • Другие близлежащие населенные пункты и крупные города ленинградской области;  
  • О государственном устройстве России, ее символике, других странах мира, людях разных национальностей

Ребенок знает: 

  • Что Санкт-Петербург – часть России, что это культурная столица России;  

Названия нескольких рас, этносов России и других стран мира, может назвать яркие особенности внешнего вида их представителей, произведения устного народного творчества, народных игр и игрушек.

Содержательный раздел

Разделы  программы

Программный материал позволяет, используя краеведческие материалы, знакомить детей с отдельными страницами истории и культуры города Санкт- Петербурга и г. Пушкин. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о месте, где они живут.

Содержание программы «Волшебные места, где я живу душой» включает в себя следующие тематические блоки:

  • Блок 1 «История и культура родного края»
  • Блок 2 «Природа родного края» (мир растений, мир животных, неживая природа)
  • Блок 3 «Город во время войны. Памятники воинской славы»
  • Блок 4 «Знаменитые люди»

Содержание всех блоков рассматривается в каждой возрастной группе от 4 до 7 лет, изменяется только объем материала и формы организации образовательной деятельности. Таким образом, мировоззрение детей, обогащённое новыми знаниями и представлениями, меняется и наполняется значимыми для формирования личности ребёнка понятиями и выводами.

Задачи и содержание образовательной деятельности

БЛОК «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ»

  • Закрепить знания детей  родном городе, его своеобразии, достопримечательностях, о государственной символике (гербе, флаге), основных отраслях производства.
  • Познакомить с некоторыми неофициальными символами нашего города: кораблик на шпиле Адмиралтейства, Александровская колонна, Медный всадник и др.;
  • Формирование знаний детей о промышленных объектах города и их пользе, и вреде.
  • Познакомить с географией, картой города, дать сведения о создание флота, об Андреевском флаге.
  • Познакомить с главным дворцом – музеем Санкт - Петербурга, его назначением в прошлом и в настоящее время.
  • Поддержание интереса детей к спортивным событиям происходящим в городе, воспитание чувства гордости за достижения его жителей.
  • Расширение представлений детей об объектах образования, через целевые и виртуальные экскурсии
  • Знакомство с историко - краеведческими экспозициями музеев города, историко-литературными и природными музеями.

БЛОК «ПРИРОДА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»

  • Познакомить с главной рекой Санкт-Петербурга – Невой, её характером в разное время года, дать представление о наводнениях в нашем городе;
  • Формировать представления о самых крупных и известных реках в историческом центре Санкт-Петербурга (Мойкой, Фонтанкой и др.), обсудить значение рек для жителей города, обосновать необходимость сохранения чистоты невской воды.
  • Обогащать представления детей о назначении декоративных скульптур сказочных животных, их истории и легендах.
  • Познакомить детей с садами и парками города, первыи парком – Летним Садом (решётка, скульптуры, пруд с лебедями, памятник Крылову, Летний дворец) их местонахождении на карте города, значением для жизни горожан.
  • Познакомить детей с историей основания и развития «Ленинградского зоопарка», расширить представления о разнообразии мира животных и насекомых
  • Закрепить понятие о бережном отношении к природе
  • Закрепление названия рек и озер родного края  
  • Закрепление знаний детей о природном богатстве родного края

БЛОК «ГОРОД ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ. ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

  • Углубление знаний детей об истории родного города, его боевой славе.
  • Воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества к памяти павших воинов.
  • Продолжить знакомство с историческими событиями великой отечественной войны, подвигами героев войны, их личностными качествами, проявленными при защите и освобождении своей Родины;
  • Ознакомление детей с краткой биографией героев ВОВ
  • Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войне.

БЛОК «ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ»

  • Познакомить с биографией и произведениями современных поэтов и писателей
  •  Познакомить детей с биографией и творчеством знаменитых современных музыкантов, заслуженными артистами РФ.
  • Продолжать ознакомление с картинами и работами архитекторов и художников
  • Познакомить детей с краткой биографией современных художников и архитекторов родного края, их творчеством.
  • Формирование желания преумножать достояние родного края, вносить личностный вклад в культурные традиции города.

Формы организации образовательной деятельности

Образовательной деятельности, осуществляемой на занятиях

Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов

Самостоятельной деятельности детей

Программа реализуется в рамках фронтального занятия «Ребенок в обществе» и «Петербурговедение»

Программа «Волшебные места, где я живу душой» реализуется в ходе организации культурных практик (подгрупповая работа). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы и т.д.

Программа «Волшебные места, где я живу душой» реализуется в самостоятельной̆ деятельности детей в группе в центрах активности.

Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров.

Взаимодействие с родителями по данному направлению представлено в календарном плане образовательной деятельности

Виды детской деятельности

Содержание программы реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:

  • Игровой,
  • Коммуникативной,
  • Трудовой,
  • Продуктивной,
  • Познавательно - исследовательской,
  • Музыкально-художественной,

Чтения.

Формы  организации образовательной деятельности

  • Игровая деятельность (игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, народные игры и тд.),
  • Творческая мастерская (продуктивная деятельность),
  • Речевая деятельность и общение (индивидуальные и групповые беседы о родном крае, чтение художественной и познавательной литературы краеведческого содержания),
  • Музыкальная деятельность (слушание музыкальных произведений, музыкальные игры),
  • Рассматривание иллюстраций и репродукций,
  • Поисково-исследовательский деятельность (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях и в походах, наблюдения за живой и неживой природой родного края),
  • Видеоуроки, просмотр презентаций, виртуальные экскурсии,
  • Экскурсии по историческим местам города,
  • Тематические встречи с интересными людьми,
  • Творческие вечера,
  • Посещение выставок,
  • Акции,
  • Досуги, развлечения и др.

Организационный раздел

Методическое обеспечение вариативной части программы

  • Алексеева О.Н. «Прогулки по Царскому Селу и Пушкину», изд. Паритет, 2018г.
  • Алифанова Г. Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. СПб., 2000.
  • Архипова О. Г. Роль экскурсий в ознакомлении детей с родным городом / Нравственное воспитание в детском саду. М.
  • Бехметьева Е. А. Парциальная программа. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга. Комплексно-тематическое планирование образовательной работы. —- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2020. — 64 с.
  • Бологова С. Ю. Особенности представлений у детей 5-6 лет об архитектуре // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. М.
  • Ванюшкина Л. М., Копылов Л. Ю., Соколова А. А. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями. СПб., 2006.
  • Гогоберидзе А Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2007.
  • Гурьева Н.А. «Детям о Царском Селе и Павловске», изд. Паритет, 2012г.
  • Детство. Программа развития и воспитания детей / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Михайловой, JI. М. Гурович.СПб.,2008.
  • Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. СПб., 2003.
  • Дмитриева Е. В., Зимина М. С. - Пригороды Санкт-Петербурга. Пушкин. Пособие по истории города с вопросами и заданиями. Изд. Корона Принт.
  • Канн П. Я. Прогулки по Петербургу. СПб.
  • Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. И. Михайловой. СПб., 2001.
  • Саркисова Т.С. «Удивительный город (Царское село - город Пушкин)- СПб
  • Скоробогатова Ю.А. «Сказочный путеводитель по Царскому Селу и Павловску». Изд. Паритет, 2017г.
  • Смирнов Н. Т. Знакомство с Санкт-Петербургом. Программа. СПб., 2001.


Тематическое планирование работы по реализации программы: «Волшебные места, где я живу душой»

Месяц

Подготовительная группа

Тема месяца

Сентябрь

Санкт-Петербурга – культурная столица России.

(Петр 1 – основатель Санкт-Петербурга, ботик Петра, домик Петра, нововведения Петра (календарь, флот, школы, газеты и журналы, памятники Петру, (основание города, понятие культура, эмблемы и символы города, реки, каналы, озера и пруды города, острова и мосты, архитектура города…)

Октябрь

Экскурсия по Царскому Селу 

(Екатериниский дворец, павильоны Екатерининского парка и  памятники воинской славы, Александровский дворец, Александровский парк, Царскосельский Лицей, )

Ноябрь

Архитекторы и их шедевры.

(дворцы, храмы, площади и соборы Петербурга: Дворцовая площадь и Зимний дворец, Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, здание Биржа, Биржевая площадь, Александрийская колонна, Площадь Победы, Исакиевская площадь и собор, Казанская площадь и собор

Декабрь

Архитекторы и их шедевры.

(дворцы, храмы, площади и соборы Петербурга: Дворцовая площадь и Зимний дворец, Стрелка Васильевского острова, Ростральные колонны, здание Биржа, Биржевая площадь, Александрийская колонна, Площадь Победы, Исакиевская площадь и собор, Казанская площадь и собор

Январь

Город помнит, город гордится. Блокадный Ленинград

(Царское Село во время войны, кража Янтарной комнаты, мемориалы,  военные памятники и доски Царского Села, Пискаревское Мемориальное кладбище, площадь Победы, мемориальные доски и памятники в Санкт-Петербургеа, памятник колюшке)

Февраль

Музеи Петербурга

(Кунсткамера, Эрмитаж, Русский музей, Железнодорожный, Этнографический, Музей хлеба, Музей воды, Музей пожарной охраны, музей «Гранд Макет России» и т.д.)

Март

Театры Петербурга

(Мариинский театр, Александринский театр и музей театрального искуства, ТЮЗ, кукольные театры, и т.д.)

Апрель

Памятники Петербурга

(Медный всадник, арки города (Египетские ворота, Орловские ворота, Нарвские ворота, Московские ворота, необычные памятники,  макет «Город в миниатюре» и т.д)

Май

Они прославили наш город

(Царскосельская гимназия искусств имени А.А. Ахматовой, ученые, композиторы, писатели и поэты, музыканты Царского Села и Петербурга)

Июнь – август

Сказочный город

(Сказочный город «Андерсенград», Сказочный двор, Дом из русской сказки, Двор с домом Карлсона, Сказочный замок, Избушка Бабы Яги, Шахматный дворик, Двор с Маленьким принцем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Живая душа природы"

Потребительское отношение к природе и ухудшением экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов.Проект "Живая ду...

Живая душа русского чаепития - самовары!

Конспект занятия по возрождению Русских традиций....

Призовые места в конкурсе "Материнской души красота"

Участие детей в конкурсе "Материнской души красота"...

Проект "Живая душа природы"

Проект посвящен экологическому воспитанию дошкольников и оформлен в виде презентации. В нем расскрыты задачи, формы работы, содержание, а также представлены фотографии проделанной работы....

Проект «Истра – место, где мы живем»

Цель проекта:Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю....

Проект Истра - место, где мы живем

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю....

Проект «Мир вещей с живой душой»

Цель проекта:Формирование патриотической основы дошкольников через знакомство с бережно хранимыми реликвиями своей семьи.Задачи проекта: Образовательные:-Познакомить детей с понятием «...