Авторское полифункциональное дидактическое пособие в виде ростовой куклы с "живым лицом"
методическая разработка

Использование полифункционального дидактического пособия для ознакомления тувинского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Театр ростовых кукол. Использование полифункционального дидактического пособия для ознакомления тувинского фольклора».

  Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Монгуш Валентина Дарый-ооловна, музыкальный руководитель детского сада «Аленушка» с. Аржаан Пий-Хемского кожууна.

Я современный педагог и стараюсь идти в ногу со временем. А идти вперёд и осваивать современные технологии мне помогают мои воспитанники! Юных представителей современного поколения непросто чем-то удивить, и чтобы их заинтересовать, я нахожусь в постоянном поиске новых идей и педагогических решений. Что является особенно актуальным в наш информационный век.

Как пробудить в детях интерес к теме? Нужно затронуть их эмоционально-чувственную сферу! Рада представить Вам свой опыт работы - «Театр ростовых кукол. Использование полифункционального дидактического пособия для ознакомления тувинского фольклора».

 Актуальность:   

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная деятельность является самой яркой и доступной для детей. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы.

Цель: Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников посредством театра ростовых кукол.

         Для достижения цели  я поставила следующие задачи: 

  1. Знакомить детей с приемами кукловождения ростовых кукол.
  2. Знакомство с тувинским и русским народным фольклором с помощью ростовых кукол.
  3. Развивать музыкально-творческие и артистические способности детей средствами театрализованной деятельности.
  4. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с ростовыми куклами.
  5. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Планируемые результаты:

  1. Знание приемов кукловождения ростовых кукол.
  2. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с ростовыми куклами.
  3. Проявление стойкого интереса к театрализованной деятельности.

       Сегодня я хочу  рассказать вам о театре ростовых кукол, который мы создали в нашем детском саду.

Большие зрелищные куклы – ростовые куклы,  несомненно, вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых.  Они яркие, красочные, объёмные в рост ребёнка. Ими удобно управлять.

          А самое главное они помогают развивать творческие, музыкальные способности дошкольников. С использованием  кукол в играх создаётся особая среда, стимулирующая развитие личности.

Для достижения поставленной цели и решения педагогических задач я использую разработанное мною дидактическое полифункциональное пособие, которое представлено в виде ростовой куклы, имеющей «живое лицо». Кукла обладает яркими выразительными возможностями сменяемости лица с помощью липучки, также  передачи различных нюансов настроения с использованием различных форм рта. Ростовой кукле можно присвоить различные роли: например Долаана, Кудерек, кырган-авай (бабушка), кырган-ачай (дедушка),  Оскус-оол, Дангына и другие персонажи  тувинских народных сказок.  Сшиты они из подручных материалов. Данное пособие я использую не только на занятиях, но и в развлечениях. Во время образовательной деятельности я применяю дидактическую куклу, как сюрпризный момент, также при разучивании потешек, тувинских песен, стишков. Дети поют и танцуют вместе с ними, проводят подвижные национальные игры. Эти роли исполняют с удовольствием сами дети.  

Поступление в детский сад часто вызывает у детей стресс. В этот период важно создать для малышей положительный эмоциональный климат. В период адаптации детей встречает кукла Долаана, которая протягивает свои руки и зовет поиграть с ней. Такой прием помогает малышам адаптироваться к детскому саду легко и быстро.

В своей работе я использую и другие ростовые куклы ( а у нас их более 20), также они  включаются в совместную деятельность детей и взрослых, используются детьми в самостоятельной деятельности для проигрывания сюжетно-ролевых игр на русском и тувинском языках. С её помощью воплощаются разные бытовые ситуации. Когда такие нужные вещи рассказывает персонаж в виде ростовой куклы (мальчика, девочки или животного), дети воспринимают это лучше и быстрее усваивают.

          С помощью ростовых кукол использую различные формы организации театрализованной деятельности: игры-этюды (хитрая лиса, трусливый заяц), музыкальные сказки. В театральных постановках дети поют, учатся играть на музыкальных инструментах,  исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей.

Игры с куклами – героями сказок, становятся своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик. Оживляя куклу, ребёнок видит, что каждое его движение немедленно отражается на её поведении, таким образом, он получает обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. 

Для начала разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка».   Тувинские сказки  «Алдын кушкаш», «Кортук койгун», «Ийи куске».
 С детьми я уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию.

  Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли.

Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствовали почти во всех сказках, я применяла двигательные импровизации, которые проводила без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики. Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными:  Кошки умываются, гоняются за мышкой, ссорятся из-за сосиски, прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать, просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.

Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. При работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль.    Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь.

Моя работа также предусматривает активное вовлечение родителей в творческий процесс. Они участвуют не только в наполнении театра ростовых кукол, но и сами придумывают сказки, песни, стихи, вместе с детьми создают к ним иллюстрации. Скоро 1 ноября-День тувинского языка, наши родители готовят инсценировки тувинских народных сказок для детей.  Совместная деятельность детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создаёт в семье особо тёплую атмосферу. Поддержка родителей стимулирует интерес детей к театрализованной деятельности. Дети с большой гордостью и радостью приносят свои сказки, песни, стихи в группу и совместными усилиями мы создаём новый спектакль.

Результат своей педагогической деятельности

Я обратила внимание, что в процессе взаимодействия с ростовыми куклами, у детей снижается  тревожность, повышается  самооценка, развивается воображение, фантазия, речь, коммуникативные навыки, пространственная  ориентация.

Занимаясь развитием музыкально-творческих способностей детей посредством театра ростовых кукол пришла к следующим результатам:

  1. Дети усвоили приемы вождения ростовыми куклами.
  2. Дети ознакомились с русским и тувинским фольклором через театрализованную деятельность в виде ростовых кукол.
  3. У детей сформировались музыкально-творческие и артистические способности:
  • к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным);
  • к средствам выразительности (мимика, жесты, движения);
  • придумать, сочинить, изменить сказку, танцевальные композиции и т.д.
  • понимать сюжет игры и характера персонажа (в движении, речи);
  • эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  1. Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в играх.
  2. У детей сформировались  нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

Взаимное понимание воспитательных целей, взаимопроникновение различных направлений по развитию музыкально- творческих и артистических способностей детей средствами театральной деятельности, инициативы и самостоятельности детей в играх с ростовыми куклами дали положительные результаты в педагогическом процессе, что позволяет мне продолжить и в дальнейшем педагогическую деятельность в инновационном режиме.

Список использованной литературы.

1. Акулова О.В. «Театрализованные игры»/ Дошкольник 5-7 лет в детском саду [Текст] О.В.Акулова,- СПб, Детство-Пресс, 2010г.-97с.

2.БуренинаА.И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.3.Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания / Н. А. Ветлугина. – Москва, 1983.
3.Власенко О.П.«Ребёнок в мире сказок» [Текст] О.П.Власенко, - Волгоград: [Текст] О.П. Власенко, -Учитель, 2009г.-68с.

4.ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.,1991.
5. Гончарова О.В. «Театральная палитра»-М.,2010.

6.  Фольклор – музыка – театр. /Под ред. С.И. Мерзляковой./ М., 1999.

7.Щеткин А.В. «Театральная деятельность»-М.,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское полифункциональное дидактическое пособие «Буратино-альпинист»

В процессе работы с детьми по коррекции звукопроизношения, встречается много трудностей, связанных с:* однотипностью предлагаемого материала по автоматизации звуков;* многоразовым проговариванием одно...

Авторское музыкально-дидактическое пособие "Волшебные деревья"

Предлагаю вашему вниманию музыкально-дидактическое пособие «Волшебные деревья». Пособие предназначенно   для музыкальных руководителей детских садов. Также пособием могут воспользоваться лог...

Полифункциональное дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Диск настроения»

Данное методическое пособие направленно на развитие мелкой моторики, координации движений детей дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, не требует больших финансовых затрат, поэтому его могут и...

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»

Авторское многофункциональное дидактическое пособие и Методические рекомендации по организации работы с пособием «Пятнышки»...

Полифункциональное дидактическое пособие «Торт».

Дидактическое пособие "Торт" предназначено для непосредственно-образовательной, совместной, игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством полифункционального дидактического пособия из фетра.

Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требует...