«Путешествие в весенний лес»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сухих Олеся Зифильевна

Музыкальное занятие с применением здоровьесберегающих технологий в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Краснохолмский детский сад №1 «Теремок» муниципального района  Калтасинский район Республики Башкортостан

Музыкальное  занятие с применением здоровьесберегающих технологий

«Путешествие в весенний лес» в  старшей группе.

Составила муз. руководитель:

Сухих О.З

        

Краснохолмский,  2024

Цель:

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, оздоровлении организма посредством различных видов музыкальной деятельности.  

Задачи:

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

- обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением

-воспитывать культуру слушания музыки;

- воспитывать умение общаться через песню друг с другом и со взрослыми

- с помощью дыхательной гимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, пальчиковой гимнастики, динамических и музыкально- ритмических упражнений и т. д. укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- стабилизировать эмоциональное состояние детей через слушание классической музыки;

Возрастная группа: старшая

Форма организации деятельности: групповая

Методы и приёмы: иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

1. Оборудование:

-музыкальный центр,

- ноутбук,

- цветы по количеству детей,

-полянка.

2. Наглядный материал:

Презентация

3. Музыкальный материал:

  • Валеологическая песенка- распевка  «Доброе утро» О.Н. Арсеньевская;
  • Отрывок из произведения  П. И. Чайковского  «Подснежник»;
  • Музыкальная пальчиковая игра «Пришла весна» Е. Железновой
  •  Песня «Апрель» М. Басовой
  • Дыхательное упражнение «Ветер»
  • Фонопедическое упражнение «Весенний лес» по методике Емельянова.
  • Танцевальная композиция  «Светит солнышко »  А.Ермолова
  • Музыкальная игра «Весенние ручейки» укр. нар. м. « Весняночка»

4. Предварительная работа:

Слушание музыкальных произведений  П. И. Чайковский  «Подснежник», М.И. Глинка «Жаворонок», разучивание песен, использование на занятиях пальчиковых гимнастик, дыхательных упражнений, валеологических  песенок- распевок,  музыкально-ритмических движений,  ритмопластики, музыкальных игр.

                                                           Ход занятия :

    СЛАЙД ЗАСТАВКА

       Музыкальный руководитель встречает детей у входа в  зал.

   ВЫХОД  Под фонограмму дети легко вбегают в зал и становятся на разметки (в шахматном порядке).

М.Р:  Придумано кем-то просто и мудро, при встрече  здороваться «Доброе утро». Ребята давайте поздороваемся и подарим улыбку друг другу и нашим гостям, и сделаем мы  это музыкально.

ПРИВЕТСТВИЕ   «Доброе утро»( см.прил.)

В овраг с ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет лес и  луг

Зеленым станет все вокруг

      Отгадайте  кто она? Красавица …….(Весна)

Дети : Весна

М.Р.: Верно! В наше село пришла весна , и сегодня у  нас необычное занятие, здесь и сейчас  сказочной  волшебницей  хочу побыть для вас! И  предлагаю нам  вместе отправится  на прогулку в наш Каснохолмский весенний лес, к чтобы услышать музыку природы,  удивится и восхититься ее красотой !  А приведет нас в лес  музыкальная  дорожка.

М.Р.:  Дети, дорожка может быть ровной, мы пойдем по ней шагом (показываю)

Могут нам встретиться ручейки -тогда мы побежим рядом с ручейками на носочках (легкий бег), А когда в весеннем  лесу  нам встретятся  лужи, мы  будем через них перепрыгивать (подскоки) Пожалуйста будьте внимательны, а музыка вам подскажет как передвигаться.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

а теперь  дружно стой , мы уже пришли с тобой

СЛАЙД ВЕСЕННИЙ ЛЕС

ФОНОВАЯ ЗВУКИ ЛЕСА

М.Р: Ребята, оглянитесь вокруг, какая красота! Вот в какой мы  лес попали, раньше тут и не бывали, полон звуков этот лес, очень много здесь чудес!

М. Р.: Как тут хорошо дышится. Ребята а какой ветер дует весной?(теплый, весенний), Давайте и мы изобразим весенний ветерок. Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку , чтобы было слышно сильный ветер (Вдох через нос, выдох через рот, щеки не надуваем, 3раза)

Дети выполняют дыхательное упражнение

Дыхательное упражнение «Ветерок»

М. Р: Хорошо, ребята, давайте присядем и отдохнем здесь. Весна - очень красивое время года. Оживает природа, под теплыми солнечными лучами, появляются первые цветы. Дети, а  какие первые весенние цветы вы знаете?

Дети: Подснежники

М.Р. :Правильно, подснежники.

Весна приходит с ласкою,

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник зацветет.

Очень красивый, нежный, и в то же время отважный цветок, он не боится холода и снега.

М.Р:  Давайте прослушаем отрывок из музыкального  произведения  П. И. Чайковского  «Подснежник»

СЛУШАНИЕ ПОДСНЕЖНИК

Скажите дети как  называется  эта музыка, кто из вас узнал?  Ответы детей:  Подснежник. Молодец! Посмотрите  пожалуйста на  экран.

СЛАЙД ПОДСНЕЖНИК.

М.Р. : Ответьте пожалуйста ребятки,  какая музыка, по характеру (Ответы: нежная, ласковая) Хорошо. А кто вспомнит, какой  композитор написал  эту музыку? Ответы  детей.Чайковский.

СЛАЙД ЧАЙКОВСКИЙ. Вспомнили, правильно! Сейчас я  предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, и показать как растут цветы на весенней полянке, приготовьте пожалуйста свои  ладошки. 

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА  

М. Р  Здорово  у вас получилось!  Сейчас мы с вами послушаем звуки весеннего леса, а  вы их  угадаете.  Слушаем первый  звук:

ЗВУК КАПЕЛИ.

А каким инструментом можно  отобразить звук капели ?  ?( Ответ  колокольчик)_  Следующий звук.

ЖУРЧАНИЕ РУЧЬЯ

А каким инструментом можно  отобразить журчание ручья? Ответ : металлофон?

ПТИЧЬИ ГОЛОСА

Ответ: -треугольник )

М. Р.  Правильно, сейчас  мы подпоем нашим  птицам и  споем песенку. Пение песен влияет на наше здоровье с помощью него мы развиваем свои легкие, учит нас четкой речи. Сначала мы разбудим наши горлышки   и распоемся.

Распевка    «Звонко капают капели»

Песня  «Апрель»  муз. М. Басовой

М.Р: Молодцы, ребята, прекрасно спели. Нам нужно идти дальше. Ребята , а  посмотрите пожалуйста ,весной  что у нас так ярко светит?

Дети : Солнышко! 

М.Р.: Сейчас я предлагаю  наше солнышко немножко задобрить  веселым танцем, чтобы оно за тучки не спряталось.  Встаньте пожалуйста на свои места ( разметки-кружочки  для танца).

Танец «Светит солнышко для всех»

М. Р:  Молодцы, здорово у вас получается танцевать! Давайте вспомним что мы развиваем, когда танцуем? Ответы детей : развиваем мышцы, укрепляем осанку. Ребята мы вышли в вами  на  лесную полянку.  А сейчас пришла пора нам с вами поиграть. А поиграем мы с вами сегодня в весну и весенние  ручейки. Ребята встаньте пожалуйста в весенние ручейки. Сейчас заиграет мелодия , Ксюша, как Весна пойдет эти ручейки собирать, и все следуют за Ксюшей,  как только музыка прекратиться, нужно быстро-быстро вернуться в свои ручейки. Раз, два три разбегайтесь в  ручейки.(дети собираются в свои ручейки)

Музыкальная игра «Весенние ручейки»

М.Р: Ребята чей ручеек собрался первым? Молодцы, давайте им похлопаем. ( после игры  собираемся с  детьми в круг)

М. Р.: Дети понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?   Что вам  больше всего понравилось? А какие песни мы  с  вами  поем? А какие танцы мы танцуем? (весенние).И настроение у нас  от этого какое? (веселое)

М. Р: Весна волшебница хочет подарить вам цветы небывалой красоты. Чтоб увидеть их сперва нужно всем закрыть глаза (дети закрывают глаза а муз. рук раскладывает цветы с приклеенными конфетами) Открывайте. Вот это чудо посмотрите какой нарядной стала полянка. А эти цветы не простые они с сюрпризом. Ребята подходите и цветок себе возьмите.

М. Р. Наше музыкальное  путешествие подошло к концу, а закончить я его хочу стихотворением, которое нам расскажет Мария.  А я  вам хочу пожелать чтобы вы не болели, берегли свой  голос, чтобы у вас всегда было  отличное  настроение! Будьте  здоровы!

М.Р. До свидания      

Дети: До свидания!

ВЫБЕГАЮТ ИЗ ЗАЛА.

Под музыку  легким бегом дети выбегают из зала.

 

Самоанализ открытого музыкального занятия в старшей группе  «Путешествие в весенний лес»

Музыкально-образовательная деятельность музыкального руководителя Сухих Олеси Зифильевной  была проведена в форме открытого тематического музыкального   занятия  с использованием здоровьесберегающих технологий   у детей старшей группы детского сада. Выбор темы занятия соответствует теме календарного планирования работы с детьми, музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям. Занятие проводилось в музыкальном зале, оформленном по тематике и  осуществлялось в соответствии с конспектом.  

Цель:

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, оздоровлении организма посредством различных видов музыкальной деятельности.  

Задачи:

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

- обогащать впечатления детей, формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным сопровождением

-воспитывать культуру слушания музыки;

- воспитывать умение общаться через песню друг с другом и со взрослыми

- с помощью дыхательной гимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, пальчиковой гимнастики, динамических и музыкально- ритмических упражнений и т. д. укреплять физическое и психическое здоровье детей;

- стабилизировать эмоциональное состояние детей через слушание классической музыки;

Каждое музыкальное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий проходит по определенному алгоритму.

1.Приветствие. Упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводные упражнения. Музыкально-ритмические  движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное)

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики. Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое  музицирование.

8. Прощание. Упражнение на релаксацию.

Виды деятельности на занятии варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей.

 Валеологические песенки. На своем занятии я использовала валеологическую песенку-распевку «Доброе утро», по здоровьесберегательной технологии Арсеньевой О.Н.  Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика. Упражнения дыхательной гимнастики помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, помогают увеличить объём дыхания.

   Пальчиковые игры. В свое занятие я включила пальчиковую игру «Весна пришла»  автора Железновой  Е. Пальчиковые игры  позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

      Ритмопластика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями. 

      Музыкотерапия. Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Сегодня на  занятии мы прослушали отрывок из произведения Чайковского П. И. «Подснежник», «Вальс цветов».  Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность,  восстанавливает спокойное дыхание.

Заключение.  Музыкально – оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, и цель её определяется выявлением и развитием музыкальных и творческих способностей, а также формированием привычки к здоровому образу жизни.   Дети с увлечением выполняли все задания. На занятии были активны, и эмоциональны. Им было интересно отвечать на вопросы,  выполнять музыкально - ритмические движения, исполнять выразительно и радостно песню, танцевать и играть. Все части занятия взаимосвязаны между собой и сменяли плавно различные виды музыкальной деятельности.  Содержание занятия соответствует поставленной цели  и задачам, которые были реализованы в полном объёме.

Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный, дети были заинтересованы. Выполнив все задания, дети  получили в знак благодарности "цветочки -конфетки". Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере. Поставленные цели и задачи были реализованы и  достигнуты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...